Кулумбегова Анна
Проект «Где живут рыбки?» во второй младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Где живут рыбки?» (вторая младшая группа)
Тип проекта : информационно-творческий, краткосрочный (неделя)
Участники проекта : дети второй младшей группы, воспитатели, родители.
Продукт: Выставка творческих работ детей, выполненных в нетрадиционных техниках рисования: «Нальём воду в аквариум, где спрячутся рыбки» (рисование по воску, коллективной работы «Рыбки в аквариуме» (печать по трафарету).
Цель: Развитие познавательных и творческих способностей детей.
Публикация «Проект „Где живут рыбки?“ во второй младшей группе» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Рыбы и рыбки
- Рыбы, рыбки. Проекты, планы, тематические недели
- Темочки
Задачи: 1. Формировать представление о внешнем виде рыбки (есть рот, глаза, плавники, о некоторых повадках (живёт в воде, плавает, хватает корм ртом).
2. Познакомить с нетрадиционными техниками рисования (печать по трафарету, рисование по воску).
3. Развивать умения всматриваться и любоваться рыбками, проявлять наблюдательность; поддерживать любознательность, активность и самостоятельность детей; развивать воображение, наглядно-образное мышление детей.
4. Воспитывать: бережное отношение к обитателям аквариума; радость от восприятия результата своей и общей работы.
1 этап. Мотивационный, подготовительный.
Идею проекта выдвинули сами дети : у нас в группе стоит аквариум, в котором сейчас размещается экспозиция по временам года, и детей заинтересовало, что было раньше в этом аквариуме? Где теперь живут рыбки, которые раньше в нём жили? Какие рыбки там жили?
Для ответа на эти детские вопросы стала подбирать детскую и методическую литературу, иллюстрации и фотографии, аудиозаписи, дидактические игры.
Поскольку аквариумные рыбки в детском саду живут только в аквамодуле (большом настенном аквариуме) в рекреации, продумывала возможность наблюдения за рыбками в группе (просила коллег, родителей, у кого дома есть рыбки, принести на время небольшую золотую рыбку в малом аквариуме или в большой стеклянной банке, а также возможность и время наблюдения за рыбками в аквамодуле.
2 этап. Практический.
ООД Совместная деятельность взрослых и детей Самостоятельная деятельность детей Работа с родителями
Беседа «Домашние питомцы: аквариумные рыбки»,
наблюдение за золотой рыбкой. Вопросы к детям: Кто это? Какого она цвета? Большая или маленькая? Вы знаете, как её зовут? Давайте рассмотрим рыбку внимательно. Что у неё есть? (голова, глазки, ротик, спинка, хвост) А у вас есть голова? (дети показывают). А глазки? А ротик? А спинка? А хвост? (нет) У человека нет хвоста, а у рыбки есть. На что похоже тело рыбки? А как вы думаете, что помогает рыбке плавать? Как вы думаете, рыбка нас видит? На что похожи её глаза? А зачем вам ротик? (чтобы есть) А как вы думаете, рыбке зачем? (ответы детей) Рыбкам тоже нужно есть, они питаются кормом. Давайте покормим рыбку специальным кормом для рыб, посмотрим, что будет делать рыбка. Чем она хватает корм? Какой у неё ротик? Что рыбке помогает увидеть корм? А кто знает, как называется дом, в котором живёт рыбка? А умеет рыбка говорить? Что делает рыбка ртом, глазами?
Понравилась вам золотая рыбка? Совместное рассматривание фотографий, картинок с рассказом о разных видах рыбок.
Загадывание загадок об аквариуме, золотых рыбках.
Чтение: И. Коньков «Золотая рыбка», Т. Второва «Аквариум», В. Орлов «Золотые рыбки», А. Усачёв «Мои любимцы».
Игра-эксперимент «Как плавает рыбка» (1. Попробуем плавать как рыбка медленно, сложив ручку в кулачок. Удобно? 2. Теперь поплаваем ладошкой вперёд. А теперь удобно? 3. Давайте сложим ладошки лодочкой и попробуем поплавать, похожи мы на рыбок? На что похожи наши ладошки? На тело рыбки. А какое у рыбки тело? У рыбки тело овальное и продолговатое.)
Пальчиковая гимнастика «В банке чистая вода»
Рассматривание модели «Строение рыбы»
П/и «Летает, плавает, бегает» ( воспитатель говорит: птица-дети летают, рыба - дети изображают движения рыбки, собака - дети бегают). Рассматривание иллюстраций, картинок, фотографий, книжек- игрушек про рыбок и других водных обитателей.
Слушание: «Где спит рыбка?» (муз. Е. Рушанского, сл. И. Токмаковой, Просмотр мультфильма АмиШатца: К. Сен–Санс «Аквариум».
Д/и «Кто где живёт», «Кто лишний?»
Просмотр клипа «Ребята и зверята» (Е. Берюхова) Рекомендация «Наблюдение дома за рыбками»
Консультация «Воспитание у детей любви к природе»
Изобразительная деятельность (рисование по воску) «Нальём воду в аквариум, где спрячутся рыбки» Чтение: И. Шабалина «Аквариум», Ю. Кушак «Аквариум»
Игра-эксперимент с игрушечными рыбками : опустим рыбок в таз с водой. Что делают рыбки? Они шевелят плавниками? А что будет, если им насыпать корм? Почему рыбки не плавают и не едят корм? ( Подвести детей к выводу: эти рыбки- игрушки. С ними можно играть, брать их в руки, кормить понарошку.). Живая рыбка плавает в воде, и сама ест корм, когда захочет. Играть с живой рыбкой нельзя, если её вынуть из воды, она погибнет. (Педагог предлагает поиграть с рыбками -игрушками.)
Словесная игра «Угадай по описанию» (воспитатель описывает домашнего питомца, морского обитателя, не называя его, дети угадывают).
П/и «Превращение» (котята ходят, мяукают; щенки бегают, лают; попугаи летают, чирикают; рыбки плавают, молчат) Рассматривание плаката «Морские обитатели», открыток «Обитатели аквариума».
Игры с рыбками-игрушками.
Свободные танцевальные движения детей под слушание песни «Золотая рыбка» (муз. С. Крупа-Шушариной, сл. К. Бальмонта) в аудиозаписи. Игровое упражнение «Рыбка»
Просмотр клипа «Наши друзья» (Е. Щедрова) Аквариум для малыша. Аквариумные питомцы для девочек и для мальчиков (советы родителям)
Наблюдение за рыбками в аквамодуле. В ходе наблюдения обратить внимание детей на то, что: у рыбок есть свой дом-аквариум. Рыбки живые, плавают, хватают корм ртом. В аквариуме есть камушки, ракушки, растения, улитки. Рыбки другие, не золотые, разные, тоже красивые, блестящие. Спросить, какая вода в аквариуме? (Чистая, в грязной воде рыбки жить не смогут.) Нужно ли её менять? (Выяснили, что воду менять необходимо, а аквариум чистить.) Спросить, как вы дома ухаживаете за своими рыбками? Чтение: И. Токмакова «Где спит рыбка?», А. Тесленко «В аквариуме рыбки», Г. Фоков «Молча плавают рыбёшки», Е. Краснова «В аквариуме - рыбки»
Просмотр клипа «Звуки моря» (Я. Бережнюк)
Изобразительная деятельность ( рисование: печать по трафарету, коллективная работа «Рыбки в аквариуме»
Речевая игра с мячом «Назови ласково» (рыба-рыбка, сом-, песок-, вода-, трава-, улитка-, ракушка-, лист-).
Игры с водой «Поймай рыбку», «Достань ракушку».
П/и «Караси и щука» Рассматривание ракушек, игрушечных морских обитателей.
Разрезные картинки: рыбки.
Д/и «Собери рыбку» (из геометрических форм на ковролине, «Найди и назови».
Этюд «Море волнуется»
Рассматривание картинок, открыток с рыбками
Слушание песни «Рыбка» (муз. М. Красева, сл. М. Клоковой, выполнение танцевальных движений под музыку Ознакомительная выставка книг для родителей с разными видами аквариумных рыбок и аквариумов.
Рекомендации «Посещение зоомагазина»,«Заводить или нет аквариумных питомцев?»
Изобразительная деятельность (лепка) «Рыбка ищет друзей» Совместное рассматривание игрушечных рыбок: Воспитатель приносит детям на подносе много разноцветных рыбок (на каждого ребёнка по рыбке, предлагает найти рыбок определённого цвета, потом выбрать рыбку, какая нравится (себе берёт самую большую рыбку). Предлагает внимательно рассмотреть рыбок: Посмотрите, у рыбки впереди голова, сзади хвост, вверху спинка, снизу брюшко. (Педагог предлагает рассмотреть рыбок со всех сторон, обвести игрушку пальчиком по контуру. Показать и обвести все части тела.) А что у рыбки есть на голове? (Глаза, рот.) А ножки у рыбки есть? (Нет, у рыбки нет ножек, она не умеет ходить, но зато у рыбки есть плавники и хвост, они помогают рыбке плавать в воде. Рыбка шевелит плавниками и хвостиком и плывёт.) Понравились вам рыбки, которые я принесла? А вы хотите поиграть с игрушечными рыбками? (Игры детей с рыбками.)
Чтение: И. Шабалина «Аквариум», Н. Зубарева «Гуппи», О. Христолюбова «У аквариума-киска», Л. Берг «Рыбка» Речевая игра «Что делает рыбка?» (Кто больше назовё т действий: рыбка плавает, ныряет, смотрит, хватает корм ртом, ест корм)
Игра «Где спряталась рыбка?» Дыхательное упражнение «Воздух для рыбок» (выдувать воздух через трубочку в воду). Пальчиковая гимнастика «В банке чистая вода»
П/и «Ловля рыбок (Рыбаки и рыбки)» Игры с игрушечными рыбками, морскими обитателями.
Д/и с бельевыми прищепками «Разноцветные рыбки», игра с игрушками-морскими обитателями «Узнай, кто я?» (с завязанными глазами, на ощупь, «Рыбалка».
Д/и «Сложирыбку» (из геометрических фигур)
Рассматривание модели «Строение рыбы» Консультация «Влияние животных на полноценное развитие личности ребёнка»
Рекомендации
«Посещение выставки аквариумных рыбок»
3 этап. Заключительный. Подведение итогов.
Цель проекта достигнута : дети стали больше обращать внимания на животных и растения ближайшего природного окружения, замечать цветущие растения, эмоционально реагировать (присматриваться, улыбаться, стараться приблизиться, потрогать, больше задавать вопросов (Что это такое? Кто это? Что делает? Как называется); в лепке, рисовании стараются выделить особенности рыбки : цвет, величина, красивые плавники, хвост.
Задачи проекта были выполнены : дети различают рыбок, называют золотую рыбку, сомика, других обитателей аквамодуля (рачков, улиток); определяют основное строение, характерные особенности, знают признаки живого (рыбка ест, плавает, смотрит, называют рыбкин дом-аквариум, понимают, что рыбкам нужна чистая вода-аквариум надо чистить, воду менять, за рыбками надо ухаживать-кормить специальным кормом. Дети испытывают радость от наблюдения за живыми объектами, от общения с рыбками, эмоционально сопереживают, проявляют заботу. Дети в самостоятельной деятельности раскрашивают рыбок, других морских обитателей, стараются лепить рыбок и угощение для них, с удовольствием рассматривают книжки, картинки, слушают музыку, играют «в рыбок». Малышам понравились новые техники рисования: рисование по воску, печать по трафарету. Те ребята, у которых дома есть аквариумы, рассказывают, какие у них рыбки, как они помогают за ними ухаживать. Некоторые родители, познакомившись с материалами в родительском уголке и выслушав своих детей, заинтересовались аквариумными рыбками, решили дома установить аквариумы. Совместная работа в проекте помогла детям лучше узнать друг друга, ещё больше сдружиться, быть доброжелательными и к своим товарищам, и к живым существам.
Как итог проекта : Выставка творческих работ детей, выполненных в нетрадиционных техниках рисования: «Нальём воду в аквариум, где спрячутся рыбки» (рисование ладошкой «Рыбка», разукрашивание пальчиком рыбки, коллективной работы «Рыбки в аквариуме» (пластинография) для детей, родителей, педагогов ДОУ.
Материалы к проекту «Где живут рыбки?» (вторая младшая группа)
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ
«Сложи рыбку». Цель: учить складывать рыбку из геометрических фигур, закреплять знание цвета, формы, величины.
«Кто, где живёт?». Цель: учить определять с помощью картинок с изображением места обитания (нора, берлога, аквариум, дупло, гнездо, конура и т. д., где какое животное обитает.
«Посели животное». Цель: познакомить детей с представителями водных животных. Выбрать из набора карточек с животными тех, кто живёт в воде.
«Где спряталась рыбка?» Цель: развивать умение детей анализировать, закреплять названия растений, расширять словарный запас. Рыбка «прячется» за растение или любой другой предмет. Воспитатель загадывает детям этот предмет, по его описанию они отгадывают.
Разрезные картинки «Рыбки» (или кубики). Цель: формировать представление о предмете в целом; учить соотносить образ представления с целостным образом реального предмета; действовать путём примеривания.
«Рыбалка», «Ловись, рыбка!» (несколько вариантов игры). Цель: развивать координацию движения рук. Ребёнок ловит рыбок удочкой с магнитом или сачком (игра с водой).
«Спасаем рыбок» (игра с водой). Цель: развивать координацию движений. Нужно принести в таз («озеро») с игрушечными рыбками воды, «спасти» рыбок, не пролив при этом воду; потом поиграть с рыбками в тазу с водой.
РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ: Что делает рыбка? Назови ласково; Угадай по описанию (см. описания игр в таблице).
ИГРЫ-ЭКСПЕРИМЕНТЫ (см. описания в таблице).
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ
«Превращение». Цель: учить детей изображать способы передвижения, звукоподражания объектов живой природы (котят, щенят, попугайчиков, рыбок).
«Мы -стайка рыбок (Караси и щука)». Цель: учить детей входить в роль героев игры. Педагог- «щука» ловит рыбок-детей, они быстренько уплывают.
«Кто где любит спать?» Цель: учить детей входить в роль героев игры. Пока играет музыка, дети изображают котят, щенят, попугайчиков, рыбок, как только музыка перестаёт играть, все ложатся спать по своим домикам (котята на подушке, щенята на коврике, попугайчики в клетке, рыбки в аквариуме- места обозначены условными обозначениями).
«Рыбки». Рыбки плывут, плавничками гребут. (дети передвигаются мелкими шажками, опускают руки вдоль туловища, движения только руками вперёд-назад, а теперь наоборот (поворачиваются в другую сторону).
«Мы -рыбки». Цель: учить детей входить в роль героев игры. Детям предлагаются лоскуты тонкой ткани, и под музыку Сен-Санса (или без музыкального сопровождения) они имитируют движения плавников.
ЭТЮДЫ
«Море волнуется». Море волнуется раз (ноги на ширине плеч, покачивание руками справа -налево, изображая волны,
Море волнуется два, Море волнуется три,
Как рыбки плывут, покажи.
Рыбки плавали, ныряли (руки перед грудью со сложенными ладонями, бег врассыпную, наклоны, сближения, расхождения, приседание)
В голубой морской воде.
То сойдутся, разойдутся, то зароются в песке.
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА
Воронкевич О. А. Рыбки плавали, ныряли (плавное попеременное поворачивание кистей рук вверх-вниз,
И плескались на воде (резкое движение рук вверх-вниз,
То сойдутся, разойдутся, (движения рук навстречу и от себя,
То зароются в песке (круговые вращательные движения руками перед грудью).
Рыбки плавают в реке (ладони вместе,
В чистой, тепленькой воде (извилистые движения руками,
То сожмутся, разожмутся (обхватывают руками своё тело, затем разводят руки в стороны, То зароются в песке (вращающие движения руками).
Со словами «хлоп» дети снова делают ладони вместе (поймали рыбку) и игра повторяется. В конце игры дети раскрывают ладони- отпускаем рыбку со словами «рыбка, плыви!»
Ершова Н. В. Рыбка золотая плывёт, ныряет (дети соединяют вместе ладошки рук, имитируют плавательные движения, Рыбка золотая хвостиком виляет.
Стребелева Е. А. Поиграем ручками, у вас ручки смелые и умелые, они умеют многое. Посмотрите на мои руки. Я соединила ладони вместе-и получилась рыбка, она плывёт. Вот так, плыви, рыбка! Теперь вы соедините обе ладони и делайте, как я. Рыбки, плывите! (Воспитатель соединяет обе ладони, кладёт их на стол перед собой и выполняет движения то в правую, то в левую сторону.)
Валюжинич Е. В. Рыбка хвостиком быстро вильнула,
В море шумное смело нырнула,
Поднялась из пучины морской,
Пролетела над синей волной.
Так ныряла она и ныряла.
Наверное, что-то искала. (Сложить руки ладонями друг к другу. Показать, как плывёт рыбка, как она перепрыгивает через волну, как ныряет.)
Рыбки пляшут в синем море, Хорошо им на просторе. (вытянуть ладошки и качать запястьями влево и вправо, текст повторить несколько раз)
В банке чистая вода, (соединить ладоши вместе) Рыбку пустим мы туда. (выполнять плавающие движения ладонями «плывём»)
Рыбка плавает в водичке, Ей там весело всегда! (похлопать в ладоши)
ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
Качаю рыбку на волне. То вверх (вдох,
То вниз (выдох) Плывёт ко мне.
Рыбки дышат под водой воздухом, который качает специальный насос. Давайте и мы побудем такими насосами. (Детям раздаются трубочки для коктейля, стаканчики с водой. Они набирают воздух в лёгкие и выдувают его через трубочку в воду, получаются пузырьки.)
Художественная литература, используемая в ходе реализации проекта, предлагается в материалах для родителей (на моём мини-сайте в социальной сети работников образования).
ООД
Беседа «Домашние питомцы: аквариумные рыбки»
П/ с: формировать первоначальные представления о рыбах и их среде обитания; закреплять знания о частях тела, внешнем виде, развивать интерес к познавательной деятельности, воспитывать бережное отношение к окружающему миру.
Оборудование, материалы: интерактивная игрушка -попугай, малый аквариум с золотой рыбкой, корм для золотой рыбки.
Предварительная работа: в свободное время воспитатели читают детям о домашних любимцах, загадывают загадки; дети рассматривают фотографии, иллюстрации, слушают песни и музыку, смотрят клипы о домашних питомцах, играют с игрушками –кошками, собачками, рыбками, раскрашивают рыбок.
Воспитатель показывает детям большого разноцветного попугая – интерактивную игрушку и спрашивает, знают ли дети, кто это. (Это попугай Кеша, он умеет разговаривать, послушайте.) Дети рассматривают игрушку, слушают, трогают, гладят пёрышки.
Вопросы к детям: Кеша –игрушка, красивый, хороший попугай. Дети, у кого-нибудь дома есть живые попугайчики? Расскажите о них, какие они, что умеют делать, как за ними надо ухаживать. Ребята, у вас дома есть другие домашние животные? Вы умеете за ними ухаживать? Смогут они прожить без человека? Вы любите играть с кошкой, собачкой? Вам интересно наблюдать за рыбками, за попугайчиками? Что особенно интересно?
Загадка: Стеклянный домик на подставке
С прозрачною водой,
С камнями и песком на дне
И с рыбкой золотой. Что это за домик? (аквариум)
Вопросы к детям: У кого дома есть аквариум? Что там рыбки делают? (Живут, плавают.) Что ещё есть в аквариуме? (камушки, песок, улитки, растения, вода).
Как вы заботитесь о рыбках? (насыпаете корм, доливаете чистую водичку).
Затем проводится наблюдение за золотой рыбкой (ход наблюдения расписан в таблице).
Примечание: В группе нет аквариума с рыбками, рыбку принесли для наблюдения, после ООД дети по желанию могут продолжить наблюдать за рыбкой.
ООД «Нальём воду в аквариум, где спрячутся рыбки» (рисование).
Оборудование: трафареты аквариумов на каждого ребёнка с изображениями рыбок, нарисованных восковыми карандашами.
П/ с: Вызвать интерес к работе с гуашью; познакомить с нетрадиционными техниками рисования (рисование по воску); заинтересовать сплошным закрашиванием плоскости листа бумаги путём нанесения размашистых мазков; учить своевременно насыщать ворс кисти краской, не допускать, чтобы дети тёрли кистью по бумаге.
Воспитатель обращает внимание на аквариум и говорит: аквариум -дом для рыбок твоих. Позаботьтесь сейчас вы о них! Предлагает поменять воду в аквариумах – налить свежую. Воспитатель показывает, как ворсом кисти нужно гладить бумагу. А не тереть её, как щёткой.
ООД «Рыбка ищет друзей» (лепка) Оборудование: доски для лепки, пластилин, стеки.
П/ с: учить лепить рыбок из пластилина. Закреплять знания частей тела у рыбки, знания цвета и величины.
По показу воспитателя дети раскатывают шар, затем сплющивают его в ладонях, превращая в лепёшку. Двумя пальцами, большим и указательным, прищипывают с одной стороны рыбки два раза, как прищепкой, получается хвостик. Так же прищипывают туловище сверху и снизу- делают плавники. Из маленьких шариков делают глазки. С помощью педагога рисуют стекой чешую (волнистые линии).
Совместная деятельность педагога с детьми (рисование, коллективная работа) «Рыбки в аквариуме» (печать по трафарету)
П/ с: познакомить с нетрадиционными техниками рисования (печать по трафарету, воспитывать аккуратность в работе с красками.
Оборудование: гуашь, трафареты рыбок, губки, трафарет аквариума (большой лист бумаги с нарисованными камешками, водорослями).
Дети малыми группами (по 2-3 человека) по очереди рисуют на большом трафарете аквариума: окунают губку в разведённую гуашевую краску выбранного цвета, аккуратно заполняют трафарет рыбки.
Литература:
Виноградова Т. А., Маркова Т. А. Опыт организации работы экологического образования в детском саду. Методические советы к программе «Детство». СПб: Детство-пресс, 2001, с. 280-300.
Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию! Методическое пособие. СПб: Детство-Пресс, 2004.
Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада. ИЗО. Практическое пособие. Воронеж: Учитель, 2006.
Горькова Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников. М. : ВАКО, 2005.
Золотова Е. И. Знакомим дошкольников с миром животных. М. : Просвещение, 1982.
Николаева С. Н. Юный эколог. М. : Мозаика-Синтез, 1999.
Николаева С. Н. Методика экологического воспитания в детском саду. М. : Просвещение, 2006.
Интернет-ресурсы: рекомендации, советы, консультации родителям https://fanfishka.ru/news/akvarium-dlja-detej/2013_03_05_611
Картинки и раскраски для детей: https://kartinki-raskraski.ru
DetiOnlinehttps://deti-online.com/raskraski/raskraski-zhivotnyk/ryby/
Фотографии, картинки https://akvariumt.boom.ru/page39.html
Стихи, загадки о рыбках, песенки: https://numama.ruwww.razumniki.ruwww.chudesnayastrana.ruwww.lad-lad.ruwww.sait-zaika.ruwww.vidashki.ruwww.musical-sad.ruПесня Е. Рушанского на стихи И. Токмаковой «Где спит рыбка?» https://rushanskiy-spb.narod.ru/files/rushanskiy_gde_spit_rybka.mp3
Клипы для детей: «Звуки моря», автор Яна Бережнюк; клип на песню В. Алексеева «Наши друзья», автор Елена Щедрова; «Ребята и зверята», автор Елена Берюховаwww.viki.rdf.ru
Мультфильм из серии «Классика малышам» американского мультипликатора АмиШатца К. Сен-Санс «Карнавал животных. Аквариум» https://vk.com/video1416906_166128993