Евгения Матвеева
Проект как способ формирования представлений об окружающем мире у детей дошкольного возраста с ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация: в статье представлена характеристика особенностей представлений об окружающем мире у детей с задержкой психического развития, дано описание проекта «Мир вокруг нас». В ходе проведенного исследования доказана эффективность проекта, в результате реализации которого повысился уровень представлений об окружающем мире детей.
Ключевые слова: задержка психического развития, ознакомление с окружающим миром, проектная деятельность.
Публикация «Проект как способ формирования представлений об окружающем мире у детей дошкольного возраста с ЗПР» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Проекты, планирование, тематические недели
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
The project as a way of forming ideas about the world around children of preschool age with mental retardation
Matveeva Evgeniya Alexandrovna
Scientific adviser :
Vasileva Viktoriya Sergeevna candidate of pedagogic Sciences
Abstract : the article presents a description of the features of ideas about the world around children with mental retardation, and describes the project "the World around us". The study proved the effectiveness of the project, as a result of which the level of understanding of the surrounding world of children has increased.
Keywords : mental retardation, familiarization with the surrounding world, project activities.
Дошкольный период – это период активного познания окружающего мира, человеческих отношений, период осознания себя в системе предметного и социального мира, развития познавательных способностей.
Задержка психического развития у детей дошкольного возраста, как специфический вид дизонтогенеза, характеризуется разнообразными по тяжести и степени выраженности своеобразиями интеллектуального, эмоционально-личностного и волевого развития [1, с. 204-206, 2, с. 268-272].
В научных исследованиях отмечается, что при задержке психического развития формирование представлений об окружающем мире происходит своеобразно и обусловлено особенностями познавательной и эмоционально-личностной сферы детей с ЗПР (Т. А. Власова, М. В. Ипполитова, З. И. Калмыкова, К. С. Лебединская, В. И. Лубовский, Н. А. Менчинская, Н. А. Накашина, М. С. Певзнер, Р. Д. Тригер, С. Г. Шевченко и др.).
При задержке у детей формируется картина окружающего мира фрагментарно, неполно. Ограниченный запас представлений об окружающем мире, бедный словарный запас, задержка в формировании познавательных процессов затрудняют процесс формирования целостной картины мира. Отличительной особенностью детей с задержкой психического развития является то, что они плохо осведомлены даже о тех природных и социальных явлениях, которые им приходиться наблюдать неоднократно в повседневной жизни [3, с. 80].
Стихийное освоение окружающего мира детьми с ЗПР затруднено, а иногда и невозможно, поэтому им нужна планомерная, систематическая и целенаправленная помощь специалистов. На основании этого была проведена экспериментальная работа, в ходе которой был разработан и внедрен проект «Мир вокруг нас», направленный на ознакомление детей с задержкой психического развития с окружающим миром [4, с. 50-52]. При разработке проекта я учитывались следующие психолого-педагогические условия:
– учет возрастных особенностей детей;
– учет регионального компонента;
– создание развивающей предметно-пространственной среды;
– организация сотрудничества с родителями.
Проект «Мир вокруг нас» был направлен на решение следующих задач:
– расширение и закрепление представлений об окружающем мире по направлению «Предметное и социальное окружение» : представления о транспорте, свойствах материалов, профессиях, родах войск, родном крае и стране, правилах дорожного движения;
– расширение и закрепление представлений об окружающем мире по направлению «Живая и неживая природа» : представления о разнообразии растительного и животного мира, роли человека в сохранении природы, влиянии состояния окружающей природной среды на здоровье человека.
Для оценки эффективности проекта была проведена диагностика представлений детей о природном и социальном окружении. Исследование проводилось на базе Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Елочка» г. Надыма» (Ямало-Ненецкий автономный округ, 10 детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Диагностика представлений об окружающем мире у детей с задержкой психического развития включала два направления: предметное и социальное окружение, живая и неживая природа. В процессе игр, упражнений и беседы мы выявляли представления детей о растениях, животных, человеке, объектах неживой природы, о труде и быте людей в природе, влиянии человека на состояние окружающей среды.
Благодаря проведенной работе дети успешно справились с предложенными заданиями, в частности, представления стали более полными, системными. Не вызвали затруднений задания о о видах транспорта, а также о предметах, используемых в трудовой и бытовой деятельности человека, сенсорных эталонах, свойствах и качествах различных материалов. В ходе исследования дети смогли назвать многие профессии, которые им были не доступны до реализации проекта. Также повысился уровень представлений о живой и неживой природе, о труде и быте людей в природе, влиянии человека на состояние окружающей среды.
При этом важно отметить, что большая роль принадлежит профессиональной компетенции педагогов, работающих с детьми с задержкой психического развития и принимающих участие в реализации проекта [5, с. 619-627, 6, с. 13].
У детей в ходе реализации проекта сформированы представления растениях, животных. Детям демонстрировались различные картинки с изображением диких и домашних животных, а также животных различных групп (млекопитающие, рыбы, птицы, насекомые и т. д.). В процессе беседы 90% детей с ЗПР смогли дать развернутый ответ на поставленные вопросы: отличие человека от других живых существ, почему человек – разумное существо, какие существуют потребности у человека, что ему необходимо для жизни, какие существуют взаимосвязи в природе, как человек должен охранять природу и заботиться о ней.
По итогам всех заданий дети были распределены по уровням сформированности представлений об окружающем мире. Высокий уровень представлений об окружающем мире у детей с задержкой психического развития имеют 30% детей. Средний уровень представлений об окружающем мире имеют 60% детей. Низкий уровень представлений об окружающем мире имеют 10% детей с задержкой психического развития.
Таким образом, у детей с задержкой психического развития представления об окружающем мире по итогам проведенной работы стали более полными, системными. Знания о предметном и социальном окружении, живой и неживой природе пополнились благодаря проведенной работе в форме проектной деятельности. Проект является эффективным способом формирования представлений об окружающем мире у детей с ЗПР.
Список литературы:
1. Особенности внимания детей с задержкой психического развития
Ковригина Ю. П., Васильева В. С.
В сборнике: Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза в условиях реализации ФГОС. материалы Всероссийской научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и слушателей. 2017. С. 204-206.
2. Театральная деятельность как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
Родина З. Г., Васильева В. С.
В сборнике: Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза в условиях реализации ФГОС. материалы Всероссийской научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и слушателей. 2017. С. 268-272.
3. Шевченко С. Г. Ознакомление с окружающим миром и развитие речи дошкольников с ЗПР. М. : Школьная Пресса, 2005. 80 с.
4. Проект "Мир вокруг нас" - ознакомление детей с задержкой психического развития с окружающим миром в проектной деятельности
Васильева В. С., Матвеева Е. А.
В сборнике: Высшая школа: научные исследования. Материалы Межвузовского научного конгресса. 2019. С. 50-52.
5. Case of teachers communicative competence development within the system of methodological work in the context of preschool educational establishments
Vasilyeva V.S., Nikitina E.Y.
International Journal of Engineering and Technology(UAE). 2018. Т. 7. № 4.38. С. 619-627.
6. Methodological bases of pedagogical concept of development of communicative competence of teachers of preschool educational establishments
Vasilyeva V.
International Journal of Applied and Fundamental Research. 2015. № 2. С. 13.