Олеся Айтуганова
Проект «Извержение вулканов» в подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Расширять знания детей об окружающем мире, познакомить с явлением неживой природы – извержением вулкана. В процессе детского экспериментирования удовлетворять потребности детей в познании, самостоятельности, радости и удовольствии.
Задачи:
Образовательные:
познакомить детей с понятием «вулкан», дать представление о происхождении и строении вулканов;
формировать представления детей о природном явлении – извержении вулкана;
формировать умение правильного обращения с химическими веществами (уксусом)
Развивающие:
Публикация «Проект „Извержение вулканов“ в подготовительной к школе группе» размещена в разделах
- Вулкан. Извержение вулкана, эксперименты с детьми
- Подготовительная группа
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» сентябрь 2024
стимулировать желание детей экспериментировать;
развивать эмоционально-положительное отношение к познанию окружающего мира;
в процессе экспериментирования развивать следующие качества психики: мышление, воображение, внимание, наблюдательность, произвольность поведения, коммуникативные способности;
развивать умение слушать, реагировать на обращение, используя доступные речевые средства, отвечать на вопросы воспитателя.
Воспитательные:
1. воспитывать бережное отношение к природе;
2. способствовать устойчивому эмоционально-положительному самочувствию и активности ребенка в рамках совместной и самостоятельной деятельности по экспериментированию.
Тип проекта : исследовательский, кратковременный (1 неделя) .
Участники проекта : дети подготовительной к школе группы, педагоги.
Объект исследования: вулканы.
План работы:
1. Сбор информации: чтение детской энциклопедии «Всё обо всём» беседы, рассматривание иллюстрации с различными вулканами.
2. Исследовательская деятельность: эксперименты.
3. Изготовление макета вулкана.
4. Подведение итогов, выводы.
5. Презентация.
Методы и приемы исследования: беседы, чтение художественной литературы, просмотр фото и иллюстраций, наблюдения, опыты, эксперименты, изготовление макетов, сбор коллекции, анализ и обобщение результатов.
Результаты:
1. Дошкольники узнают о возникновении природных образований, получат первоначальные представления о типах вулканов, опасностях, которые они представляют, а также их пользе. Проведение эксперимента вызывает у детей много позитивных эмоций, более ярких, запоминающихся впечатлений, формирует стремление узнавать много нового, интересного, наглядно – представлять то или иное явление. Расширяет кругозор детей, формирует разнообразные знания, умения и навыки детей, как теоретические, так и практические.
Таким образом, сделанные в ходе выполнения проекта, выводы – свидетельствуют о его научности и практической значимости. О перспективах дальнейшего развития детей, их познавательной активности.
2. Дети самостоятельно создадут макет вулкана, проведут эксперимент.
Активизация словаря: вулкан, земная кора, слои, лава, магма, кратер, вулканолог, пемза.
Материалы и оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, презентация «Вулканы», глобус.
Оборудование для экспериментирования:
макет горы вулканического происхождения, изготовленный из соленого теста, пластиковый стаканчик, вода, гуашь красного цвета, моющее средство для посуды, сода, уксус, ложки;
таз с водой, лупы, кусочки пемзы, камешки;
маленькие бутылочки с минеральной водой.
Предварительная работа:
1. Чтение детской энциклопедии «Все обо всем» сост. О. И. Перфильев.
2. Рассматривание иллюстраций с изображением вулканов.
3. Беседы о видах вулканов.
4. Изготовление макета вулкана.
Изготовление макета горы вулканического происхождения :
Для изготовления и формирования макета горы нам понадобится:
глубокий поднос
соленое тесто
гуашь красного цвета
пластиковый стаканчик
уксус
сода
моющее средство
вода.
На поднос ставится пластиковый стаканчик, облепляется соленым тестом так, чтобы получился конус.
1 ЭТАП. Рассматривание глобуса.
На ноге стоит одной,
Крутит, вертит головой,
Нам показывает страны,
Горы, реки, океаны? (Глобус).
А для чего нам нужен глобус? Что еще люди отмечают на глобусе? Как вы думаете, почему наш глобус раскрашен разными цветами? Почему так много на нем используется голубой цвет? Что отмечают таким цветом? Какие еще вы видите цвета и как вы думаете, что они могут означать? (ответы детей). На нашей планете есть моря, океаны, есть суша.
Рассмотреть на карте Камчатский полуостров, славящийся многообразием вулканов.
«Я плююсь огнем и лавой, Я - опасный великан,Славен я недоброй славой, Как зовут меня? (Вулкан)Вулкан это большая гора с крутыми склонами. Какой формы вулкан (конус).
Вулканы бывают : действующие, спящие и потухшие.
1. Действующие - это которые извергают лаву.
2. Потухшие - не извергающие лаву.
3. Уснувшие – те, которые потухли, но могут начать действовать.
Есть вулканы, которые взрываются так сильно, что разрушают сами себя, и на их месте остается лишь большая воронка.
Чтобы разобраться в природе вулканов, нужно знать строение Земли. Земля состоит из нескольких слоев. Мы живем на наружном слое, самом тонком, который называется земная кора. Кора состоит примерно из 20 малых плит. Эти плиты как бы плавают на поверхности вязкого, расплавленного вещества. Это вещество, на котором плавают плиты, называется магма. Слово «магма» переводится с греческого языка, как тесто или паста. Горы придавливают магму сверху, и магма выходит наружу. На самой вершине вулкана находится кратер. Кратер - это огромная чаша с крутыми склонами, а на дне - красновато-оранжевая пасть, это жерло вулкана, дыра, уходящая глубоко в землю. Огненная жидкость, выходящая из вулкана, называется лавой.
(показ иллюстраций)
ЛЕГЕНДА О ВУЛКАНЕ
“Жил на свете бог по имени Вулкан. И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посреди моря. Когда Вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел. “Вулкан работает”, – со страхом говорили люди, и уходили жить подальше от этого места. С тех пор, люди, все огнедышащие горы стали называть вулканами. ”
Что же выходит из вулкана?
1. Вулканический пепел похож на обыкновенный пепел, если посмотреть через микроскоп, то хорошо видно, что там присутствует даже стекло, образовавшееся при большой температуре. Громадные серые тучи пепла ветер разносит на большие расстояния от места извержения, а потом он оседает на Землю толстым слоем. Соединяется с землей и образуется черный песок.
2. раскаленная лава
3. газы
4. раскаленные камни.
2 ЭТАП. Участие детей в опыте. Взять бутылку с минеральной газированной водой. Встряхнуть её и открыть пробку. Вода с газами резко поднимется вверх и выльется из бутылки.
По такому же принципу действует лава.
3 ЭТАП. Рассматривание иллюстрации К. Брюллова «Последний день Помпеи».
Ничто не в силах удержать вулкан. Под его пеплом погибают города, острова и даже страны. Страшная трагедия, случилась в далеком прошлом. Был стерт с лица земли город Помпея. Никому спастись не удалось в этом городе. Через несколько лет, археологам (уточнить знания детей о профессии археолога, удалось раскопать этот погибший город. Эта страшная трагедия произвела огромное впечатление на русского художника Карла Брюллова, который изобразил трагедию на своем полотне (показать). И назвал он ее «Последний день Помпеи».
Изучением вулканов занимаются вулканологи. Вулканологи - это особая каста геологов, эти люди,как правило настоящие фанаты своего дела. Они готовы лезть в самое жерло огненной горы, изучать ее ядовитые испарения и пепел, брать пробы лавы. Изучать вулканы довольно сложно,наблюдение за ними порой ведется круглосуточно.
Так же вулканологи исследуют потухшие и разрушенные древние вулканы, так как эти знания очень важны для геологии, так как помогают собрать воедино картину извержений прошлых лет и даже предсказывать катаклизмы. Так же вулканологи участвуют в разработке различных методов использования тепла и пара горячих источников для нужд сельского хозяйства, что имеет большое практическое значение.
Во время извержения они следят за за направлением пепла, сообщают данные направления пепла в метеослужбу, авиадиспетчерам. Изучение действующих вулканов связано с большим риском. Ведь работать приходится в окружении раскаленной лавы, удушливых газов и горячей пыли, ежесекундно подвергаясь опасности вулканического взрыва. Чтобы частично уменьшить опасность, вулканологи пользуются специальными защитным снаряжением. Они носят теплоизолирующую одежду и обувь, которую покрывают слоем алюминия или другого металла, отражающего теплоту. На голову одевают специальные защитные каски. Для защиты от газов используют противогазы и газовые маски. Вулканический жар обжигает руки, кислота из вулканических пород разъедает одежду.
Вулканы бывают :
Наземные – вулканы, расположенные на суше.
Подводные – вулканы, расположенные на дне Мирового океана. В некоторых случаях в результате их деятельности появляются острова.
Внеземные- обнаруженные на спутниках и других планетах Солнечной системы.
А есть ли польза от вулканов? Какую пользу может принести вулкан?
Вулканы, как лифты, поднимают на поверхность много полезных веществ. Поэтому почва вокруг них очень плодородная. Из вулканической пыли делают лекарства, удобрения. Из затвердевшей лавы строят дома. Пемза -застывшая лава.
4 ЭТАП. Участие в исследовании
-Рассмотрите при помощи лупы внимательно камни и пемзу. Сравните их друг с другом: в пемзе очень много дырочек. Спросите детей, как они думают, дырочки пустые или в них что-то есть? (в дырочках спрятался воздух, поэтому пемза легче, чем обычный камень). Предложите опустить кусочек пемзы в миску с водой. Есть ли пузырьки? Плавает или тонет пемза? Почему? Дети делают открытие: пемза - камень, в котором много дырочек, в которых скапливается воздух. Это потому, что лава кипела и бурлила, а потом так и застыла. Пемза не тонет, а плавает на поверхности воды.
5 ЭТАП. Изготовление макета вулкана
Сначала делаем макет вулкана из соленого теста
Затем раскрашиваем макет.
6 ЭТАП. Эксперимент «Извержение вулкана»
Для проведения опыта нам понадобится:
- пищевая сода (2 чайные ложки)
- уксус
- красная гуашь
- немного воды
- моющее средство
- макет вулкана.
Ход эксперимента: насыпать в отверстие вулкана две чайные ложки соды. В пластмассовом стаканчике размешать немного красной краски с водой до образования интенсивного цвета. Влить в окрашенную воду 2 столовые ложки уксуса и все перемешать. Осторожно выливать в жерло вулкана получившийся раствор.
Что получится: сода, и уксус вступят в химическую реакцию, и из жерла вулкана начнет «извергаться» пена красного цвета.
Вывод: Когда сода смешивается с уксусом, появляются пузырьки, происходит химическая реакция.
Проведя данный опыт, мы увидели, как извергается вулкан. Это значит, что мы смогли самостоятельно создать природное явление - извержение вулкана.