Светлана Голубова
Проект «Испекли мы каравай»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Испекли мы каравай»
Все мы каждый день едим белый и черный хлеб, многие любят сушки, различные пирожки, пирожные печения. Каждый народ славен своими обычаями и традициями, и это в равной мере относится к пище. У каждого народа есть своя кухня, свои, особые способы приготовления пищи, свои пристрастия. Одни, например, предпочитают молочные продукты, а другие даже вкуса их не терпят. В нашей стране, как и во многих других, не едят лягушек, а во Франции они считаются большим деликатесом. О вкусах не спорят. Однако при всем их разнообразии есть один продукт, который употребляют все современные народы. Это хлеб. Он бывает разный по способу приготовления и по форме.
Публикация «Проект „Испекли мы каравай“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Проекты, проектная деятельность
- Темочки
«Хлеб-соль!» - такими словами с давних времен и до сих пор приветствуют в России дорогих гостей. И еще по старинному русскому обычаю хлеб ни в коем случае нельзя выбрасывать, а если его уронишь, то, подняв с земли, надо не только бережно обтереть, но и поцеловать и даже попросить у него прощения. Этот обычай исполнен огромного нравственного значения, который в тех или иных проявлениях существует во всех странах мира и у всех народов.
Однажды во время завтрака дети задали вопрос воспитателю: «Из чего делают хлеб?» и получили ответ: «Хлеб делают из муки», тогда ребята задумались: «Что же такое мука и из чего её получают?». Педагоги вместе с детьми решили все узнать о хлебе; как его выращивают, убирают, мелят муку, где и как выпекают хлеб.
Цель:
Знакомство с этапами выращивания и изготовления хлеба путем составления алгоритма и проведения исследовательской деятельности.
Задачи проекта :
1. Познакомить дошкольников с историей и особенностями хлебопечения.
2. Обогащать представления детей о значимости и ценности хлеба.
3. Развивать умение детей добывать знания из разных источников: книг, видеоматериалов, Интернета, журналов по теме проекта.
4. Формировать умение детей применять полученные знания в практической деятельности по приготовлению хлеба.
5. Побуждать и выяснять связь между злаковыми растениями и хлебом.
6. Развивать связную речь ребенка: побуждать рассуждать, аргументировать, пользоваться речью - доказательством.
7. Вовлекать родителей в совместную исследовательскую деятельность.
8. Воспитывать уважение к тем профессиям людей, кто участвовал в выращивании и изготовлении хлеба.
Гипотеза: дети предполагают, что хлеб, который мы покупаем в магазине, можно изготовить в домашних условиях используя современные технологии (домашняя хлебопекарня).
Участники проекта : дети подготовительной к школе группы (6-7 лет, воспитатели: Емельянова Л. Ф., Голубова С. В., родители.
Продолжительность проекта : средняя (3 месяца).
Тип проекта : исследовательско-творческий.
Проект реализовывался в 6 этапов:
подготовительный;
аналитический;
основной;
практический;
рефлексивный.
Методы и приемы проведения проекта :
1. Чтение художественной литературы.
2. Чтение энциклопедий.
3. Экскурсии.
4. Рассматривание иллюстраций.
5. Беседы.
На подготовительном этапе педагоги познакомили детей с историческими сведениями о выращивании и изготовлении хлеба. В процессе беседы педагоги выяснили и пополнили знания детей.
Детям предлагается вопрос: «Что бы вы хотели узнать о хлебе?».
Дети задавали такие вопросы, как – «Откуда берут хлеб?», «Как пекут хлеб?», «Какой бывает хлеб?», «Что такое хлебобулочные изделия?», «Когда появился первый хлеб?».
Исходя из возникших вопросов, был составлен алгоритм дальнейшей работы.
Предварительная работа включала в себя цикл занятий о хлебе, его происхождении и ценности.
На аналитическом этапе проекта дети совместно с родителями изучали информацию из детской энциклопедии об истории выращивания и изготовления хлеба на Руси и других странах мира.
Педагоги провели беседу о культуре поведения за столом, бережном отношении к хлебу. Игра «Да-нет», помогла разработать правила обращения к хлебу. Рассказ папы Маши В. «Как к нам хлеб пришел» помог ребята сформировать представление об этапах становления и развития хлебного производства в нашей стране. Он принес интересные фотографии, на которых дети могли видеть, как выращивают и перерабатывают хлеб. Узнали много интересных фактов из истории.
Первый хлеб представлял собой подобие запечёной кашицы, приготовленной из крупы и воды, а также мог стать результатом случайного приготовления или намеренных экспериментов с водой и мукой.
В древнем Египте 5-6 тысяч лет назад произошло как бы второе рождение хлеба. Там научились разрыхлять тесто, способом брожения, используя чудодейственную силу микроскопических организмов – хлебопекарных дрожжей и молочнокислых бактерий. Искусство приготовления “кислого хлеба” от египтян перешло к грекам. Большим лакомством считался разрыхленный пшеничный хлеб и в Древнем Риме. Там появились довольно крупные пекарни, в которых мастера выпекали многие сорта хлеба.
На Руси владели секретом приготовления дрожжевого теста с незапамятных времен. Пекарни когда-то назывались избами. Но пекли хлеб практически в каждом доме. Лишь несколько веков назад возникла специализация хлебных дел мастеров. Появились хлебники, пирожники, пряничники, блинники, ситники, калачники. С ростом благосостояния населения страны доля потребления самого хлеба немного падает, но, тем не менее, это еще основной продукт на столе рабочего, крестьянина, на солдатском столе. Со временем возникает все больше блюд с использованием муки.
Из зернышка пшеницы можно получить около 20 миллиграммов муки первого сорта. Для выпечки одного батона требуется 10 тысяч зерен.
Хлеб дает нашему организму белки, углеводы, обогащает его магнием, фосфором, калием, что необходимо для работы мозга. Хлеб содержит витамины. Ученые-медики считают, что взрослый человек должен съедать в сутки 300-500г хлеба, при тяжелой работе все 700г. Детям, подросткам нужно 150-400г хлеба. Почти половину своей энергии человек берет от хлеба.
Самыми популярными злаками для хлеба являются пшеница, рожь и ячмень.
Для выпекания «хлебоподобных» изделий могут использовать также муку из овса, кукурузы, риса, гречи.
Основной этап проекта «Испекли мы каравай».
В процессе беседы у дошкольников были систематизированы знания о хлебе. Дети, таким образом, самостоятельно выстроили алгоритм изготовления хлебы. «Булка хлеба не растет в поле. И все-таки ароматный хлеб берет свое начало в чистом поле. Ранней весной трактор пашет землю, чтобы земля была мягкая, пушистая, чтобы зернам было уютно, и они не оставались на поверхности. Затем люди сеют зерно, чтобы оно проросло нужно солнце, вода и удобрения. Через пару месяцев зерна превращаются в колосья. Наступает время собирать урожай, комбайн убирает пшеницу. Колосья молотят, зерно доставляют на хлебокомбинат. Из них делают муку- измельчают. Из муки замешивают тесто и пекут хлеб.
Трактор пашет поле Семена для посадки
Зеленое поле яровой пшеницы Уборка урожая
Мукомольный завод Хлебокомбинат
На данном этапе реализованы совместные действия педагогов и детей организованна литературная гостиная «Беседа о хлебе» на данном занятии дети были ознакомлены с литературными произведениями, пословицами и поговорками, сказками разных народов о хлебе, составили алгоритма «Откуда к нам хлеб пришел». Воспитатели изготовили коллаж «Что можно сделать из муки?», дети конструировали из бросового материала - «Мельница», изготовили тряпичные куклы «Крупеничка», лепили из соленого теста «Баранки, печенья, пряники», рассматривали иллюсраций И. Шишкин «Рожь»,И. Машкова «Снедь Московская. Хлеба»,составляли букеты из колосков.
На практическом этапе дети выпекали хлеб в домашней хлебопекарне.
Этапы выпекания хлеба:
1. Подготовим ингредиенты для хлеба. 2. Последовательно все засыпаем.
3. Выбираем нужный режим
4. Время приготовления завершено. Пора вынимать хлеб.
5. Вот и готов наш хлеб.
На рефлексивном этапе проекта детям задавались вопросы:
Что получилось?
Узнали ли что-нибудь новое?
Что удивило и порадовало?
Что нужно изменить в следующий раз?
Дети отметили, что им нравится: узнавать новое и интересное, экспериментировать, помогать другим, делиться своими знаниями и умениями.
Работа в проекте сплотила ребят, ведь они были заняты общим делом и результат был очевиден!
У дошкольников были сформированы элементарные навыки исследовательской деятельности, а также умение находить нужную информацию в энциклопедии, в интернете.