Светлана Кремнева
Проект исследовательской и продуктивной деятельности детей старшего дошкольного возраста в музее «Русская старина»
▼ Скачать + Заказать документы
Музей «Русская старина»
Детский сад №82
Г. Ярославль
«Путешествие в прошлое русского народного костюма».
Воспитатель С. П. Кремнева
Проект «Как одевались люди на Руси».
1. Проект долгосрочный, рассчитан на один - два месяца.
2. Участники: Дети старшего возраста (группы старшие и подготовительные,родители детей, воспитатели групп, хозяйка музея.
Публикация «Проект исследовательской и продуктивной деятельности детей старшего дошкольного возраста в музее „Русская старина“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Музеи в ДОУ: проекты, планирование, программы
- Музейная педагогика в детском саду
- Проекты
- Старшая группа
- Темочки
3. .Исследование по данной теме предполагает погружение детей в прошлое. Для детей эта часть знания еще неизвестна, поэтому необходимо участие родителей и педагогов. Дети знают о прошлом только из сказок и фильмов. Им трудно представить то, что они никогда не видели своими глазами, не трогали, не переживали. Поэтому естественным будет участие родителей в поисках ответов на возникающие в процессе исследования вопросы.
4. Также необходимым видится и участие воспитателей как связующего звена между детьми и родителями. Именно они будут ставить проблемы перед родителями и рефлексировать их исполнение.
5. Проект будет осуществляться в рамках работы музея «Русская старина». Что даст возможность максимально приблизить и упростить решение основных исследовательских задач, которые будут поставлены перед детьми и их родителями.
6. Совместная с родителями работа детей по решению проблемы предполагает максимальное сближение детей и взрослых, принимающих участие в проекте.
Цели проекта :
• Обогащение представления детей о культуре быта, традициях и обычаях нашего народа, связанных с изготовлением одежды.
• Формирование у детей и взрослых стремления к совместной деятельности.
• Формирование у детей способности к аналитическому и синтетическому мышлению, желания вести исследовательскую работу над проблемой.
Задачи проекта :
1. Познакомить детей с тем, как и из чего делали одежду наши предки.
2. Дать представления о том, как выращивали лен и получали льняное полотно для рубах, портов, сарафанов, рушников.
3. Обобщить представления детей об одежде : женской, мужской, детской, повседневной и праздничной.
4. Использовать все разнообразие дидактических и подвижных игр для решения задач проекта.
5. Привлечь родителей к изготовлению простейших деталей народного костюма для своего ребенка.
План реализации проекта :
1. Еженедельные занятия в музее по теме проекта.
2. Исследование сопутствующих основной теме вопросов:
Выращивание и обработка льна. Исследования по алгоритму «От льняного семени до льняной рубашки».
Чем отличаются мужская и женская одежда, и в чем она похожа.
Красота праздничного костюма.
3. Домашние задания для закрепления полученных знаний на занятии. Поиск ответов на возникшие во время исследования вопросы. Предполагается совместная деятельность детей и родителей.
2. Итоговое занятие с участием родителей в форме совместных посиделок.
Первая часть проекта.
«Из чего делали одежду? (теперь и в старину)».
1. Цепочка вопросов:
• Где приобретают одежду в наше время?
• Из каких материалов сделана ваша одежда? Рассматриваем одежду детей : платье, рубашка, юбка, кофточка, свитер, футболка и т. д.
Исследование : Определение материала, из которого сделана эта одежда (шерсть, хлопок, лен, синтетика).
2. Рассматривание музейных образцов русских народных костюмов.
Исследование : Определяем, из чего сделана эта одежда.
3. Познавательный рассказ: «О полезном и важном для изготовления старинной одежды растении – льне».
4. Рассматривание растения лен (жесткий стебель, на верхушке стебля - коробочка с семенами льна).
Исследование – сравниваем :
• необработанный стебель льна (костра);
• после первичной обработки: высушивания, вымачивания, трепания и чесания (кудель). Вопрос для поиска идей: для чего может быть использована кудель?
• После прядения на прялке (льняная нить);
• После тканья на ткацком станке (льняное полотно).
5. Наблюдаем за работой пряхи, слушаем русскую народную песню
«В низенькой светелке».
Вторая часть проекта.
Как рубашка в поле выросла.
1. Цепочка вопросов:
• Из какого растения в старину изготовляли нити для тканей? Знаете ли вы, что раньше ткань изготовляли не только из льна? Вспомните сказку Г. Х. Андерсена «Дикие лебеди»
• Что нужно было сделать со льном, чтобы получить из него кудель? (вымочить, высушить и вытрепать).
• Что нужно сделать с куделью, чтобы получить нити для тканья? (выбелить, высушить и расчесать).
• Какие инструменты необходимы мастерице – пряхе, чтобы из кудели получить сначала тонкую льняную нить, а затем и тонкое льняное полотно? (веретено, прялка и умелые руки).
2. Загадки:
a. «Конь стальной, а хвост – льняной». Нитка с иголкой.
b. Уж меня растили, уж меня мочили, уж меня трепали, а потом чесали, и на прялке пряли, на станке соткали – полотном назвали. Что это такое?». Лен.
3. Исследование : Что прочнее: тонкое волокно в кудели или льняная нить? Почему? (в нити волокно скручено из нескольких).
7. Работа с алгоритмом: «Длинная дорога от
льняного семени до льняной рубахи».
Посадить - вырастить - вытеребить - вымочить - высушить - вытрепать - -расчесать - прясть нити - ткать льняное полотно - шить рубаху
8. Продуктивная деятельность «Аппликация. Цветущее поле льна»
Цель: Упражнять детей в вырезывании цветов из бумаги, сложенной вчетверо. Создавать коллективную композицию из однородных предметов, имеющих оттенки одного цвета – синего.
Третья часть проекта.
Как одевались на Руси женщины, мужчины, дети.
1. Закрепление:
• Из какого растения делали льняное полотно?
• Работа с алгоритмом «Длинная дорога от льняного семени до льняной рубахи».
2. Рассматривание русского народного костюма : образец музейный (девичья рубаха, мужская рубаха); костюма хозяйки музея; иллюстрации из книги
«Костюм киевской Руси», М. Е. Балашов.
• Посмотрите на мой костюм. Сравните с музейным экспонатом.
• Чем похожи рубахи? Чем отличаются друг от друга? (Рубахи сшиты из домотканого льняного полотна, вышиты и украшены по рукавам, вороту и подолу – это традиционное обережное шитье.)
• Найдите на иллюстрациях сарафан и поневу. Чем они отличаются друг от друга?
• Сравните мужскую и женскую рубахи. Чем они отличаются?
• Имеется ли на мужской рубахе обережное шитье? Что обозначает слово «обережная вышивка»?
• Рассматриваем другие детали костюмов: головные уборы, пояса. Можно ли объяснить, почему девичий головной убор называется «краса», а у невесты – «венец», «коруна»?
3. Исследование : Как преображается человек, надевая в русский костюм. Примеряем головные уборы, пояса. Отслеживаем изменение состояния, внешнего вида детей, удобство деталей костюма.
4. Аппликация: Украшение девичьей повязки – «красы» и поясов. Цель: Закрепить понятия симметрии (зеркальное отражение узора в «красе») и повторяемости (ритме) деталей узора в пояске. Упражнять в рисовании элементов Хохломской (Городецкой – для старшего возраста) росписи.
Четвертая часть проекта
Продолжение : праздничный костюм; сезонная одежда.
Исследование :
1) Рассматриваем праздничные костюмы в книге «Русский народный праздничный костюм», художник О. Птушкина.
2) Находим отличия в повседневном и праздничном костюмах:
• В чем отличие праздничной одежды и повседневной? Рассматриваем и сравниваем ткани: льняная домовина (холст) и шелковая парчовая ткань.
• Какие украшения носили женщины в праздники?
• Какие головные уборы надевали в праздники женщины? Девушки?
• Отличались ли праздничные и обыденные пояса? Чем?
3) Проводим аналоги между старинными и современными деталями одежды:
• сарафан – платье;
• фартук – завеска;
• порты – брюки;
• кокошник - шляпа;
• понева – юбка;
• пояс, гашник – ремень;
• лапти – туфли;
• чеботы – ботинки; и др.
4) Рассматриваем сезонную одежду русских людей :
• Осенняя: Душегрея, шушун, кафтан. Платок, шапка.
• Зимняя: Полушубок, шуба, тулуп. Шаль, колпак или клобук.
5) Продуктивная деятельность :
Работа с раскрасками «Укрась русский костюм».
Упражнять в штриховке и составлении линейных орнаментов.
6) Разучивание игры «Заплети поясок».
Цель: Обучение слаженности работы в команде, умению стремиться к достижению результата.
Описание игры: участвуют 3 (или 5,7,9) детей. Один ребенок держит концы лент – он «ткацкий станок». Остальные игроки держат концы лент и с ними передвигаются. По команде водящего (это – «ткацкий станок») крайние дети по – очереди переходят в центр (середину).
В результате получается ровное переплетение по типу «коса». Игра закончится, когда поясок будет сплетен.