Екатерина Чурманова
Проект интегрированных занятий педагога-психолога и учителя-логопеда «Дорогою сказок»
▼ Скачать + Заказать документы
Эффективность усвоения речевых и психологических навыков зависит от возможности их переноса в повседневную жизнь, поэтому психолого-логопедическая работа по преодолению личностных и речевых нарушений должна осуществляться в тесной взаимосвязи между педагогом-психологом и учителем-логопедом.
Публикация «Проект интегрированных занятий педагога-психолога и учителя-логопеда „Дорогою сказок“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Сказка. Проекты по сказкам
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» март 2021
В дошкольных образовательных организациях систематизирована комплексная работа коррекционного воздействия. Сочетание логопедических и психологических занятий позволяет повысить эффективность коррекционно-развивающего обучения.
У детей, имеющих нарушения в развитии, чаще отсутствует интерес к познавательной деятельности, снижено внимание, плохо развита речь, они легко отвлекаются, быстро устают. Такие дети нуждаются в постоянной стимуляции деятельности. Для этого в МБДОУ ПГО «Пышминский детский сад №5» разработан проект совместных интегрированных занятий учителя-логопеда и педагога-психолога.
Интегрированные занятия логопеда и психолога являются неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса, в рамках которого у детей происходит развитие памяти, внимания, мышления, коррекция речевых нарушений и адаптация в социуме.
На таких занятиях детям даётся возможность реализовать свои творческие возможности, развить коммуникативные умения, познавательную активность.
Учитель-логопед совместно с психологом учитывает особенности детей и преподносит развивающий материал на доступном уровне, осуществляя тем самым дифференцированный подход в обучении. Все интегрированные занятия строятся по индивидуальному плану и проходят в игровой форме. Учебная и развивающая нагрузка сочетается с отдыхом и релаксацией.
Интегрированные занятия имеют структуру, предполагающую смену различных видов деятельности, при которых задействованы все сенсорные системы, слуховые, зрительные и тактильные. Занятия проводятся в условиях смены положения тела – стоя, сидя, в движении, в произвольно выбранной позе. Темп занятия меняется с учётом динамики работоспособности учащихся. Формы выполнения заданий разнообразны: индивидуально, парами, группой. На интегрированных занятиях широко используются упражнения по охране зрения, для сохранения осанки, артикуляционные и дыхательные упражнения, психофизическое расслабление.
Задачи коррекционной работы проводимой учителем-логопедом и педагогом-психологом, тесно взаимосвязаны и решаются в рамках целостного подхода к воспитанию и развитию психической деятельности ученика.
Учитель-логопед и психолог решают в своей работе разные задачи, но пути и способы их достижения оказываются общими. В детском саду всегда есть дети, нуждающиеся в помощи обоих специалистов.
Работа логопеда заключается :
* в развитии звуковой стороны речи;
* в развитии лексического запаса и грамматического строя речи;
* в формировании связной речи;
* в формировании полноценных учебных умений.
Работа психолога заключается:
* в развитии и коррекции высших психических функций;
* в активизации познавательных процессов.
Основные направления, определяющие интегрированную деятельность учителя-логопеда и педагога-психолога :
- Охрана здоровья ребенка и коррекция психосоматических недостатков в его развитии специфическими приемами и методами работы.
- Развитие до необходимого уровня психофизиологических функций, обеспечивающих учебную деятельность: фонематического слуха, артикуляционного аппарата, мелких мышц рук, пространственной ориентации, координации в системе глаз рука и др.
- Расширение кругозора и развитие связной речи до уровня, позволяющего учащимся включиться в учебный процесс, общаться в соответствии с его логикой и сознательно воспринимать учебный материал.
Таким образом, и психолог, и логопед, выделяя основные направления своей коррекционной работы (психолог — активизацию познавательной деятельности, логопед — развитие речи, параллельно работают над развитием личности ребенка в целом.
Задачи работы педагога-психолога :
*Создание среды психологической поддержки детям с нарушениями речи.
* Развитие памяти, внимания, мышления, пространственной ориентировки.
*Совершенствование мелкой моторики.
* Развитие слухового внимания и фонематического слуха.
* Развитие зрительно-моторной координации.
* Активизация изученных лексических тем.
* Снятие тревожности у детей при выполнении логопедических заданий.
Задачи работы учителя-логопеда :
*Обследование учащихся школы и выявление среди них детей, нуждающихся в профилактической и коррекционно-речевой помощи.
*Изучение уровня речевого, познавательного, физического развития и индивидуальных особенностей детей, нуждающихся в логопедической поддержке.
*Систематическое проведение необходимой профилактической и коррекционно-речевой работы с детьми в соответствии с их индивидуальными программами.
Интегрированные занятия поддерживают, направляют и корректируют развитие ребенка.
В результате взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога в процессе коррекционно-развивающей деятельности стимулируются речевое, познавательное и индивидуальное развитие ученика.
Занятия с педагогом-психологом и учителем-логопедом оказывают помощь и положительное влияние на психическое развитие ребенка.
Благодаря совместной работе удается своевременно достичь положительных результатов у детей с ограниченными возможностями здоровья в социально-бытовой адаптации.
Вид занятий : фронтальное занятие, старшая группа №2
Продолжительность занятий : 35-40 минут
Темы занятий определены лексическими темами и подобранными в соответствии с ними сказками и рассказами.
Вид занятия : нетрадиционный, интегрированный по содержанию.