Татьяна Блинова
Проект «Индивидуализации предметно-пространственной среды ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Индивидуализации предметно-пространственной среды ДОУ»
Составитель:
ст. вос-ль МБДОУ д/с № 34 «Теремок» Блинова Т. А.
Аннотация
Все дети, как известно, разные, и каждый дошкольник имеет право на собственный путь развития. Поэтому в дошкольном учреждении должны быть созданы условия для воспитания и обучения детского коллектива в целом, а также каждому воспитаннику предоставлена возможность проявить индивидуальность и творчество.
Темочки:
- Оформление детских садов
- Проекты, проектная деятельность
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
Предлагаемый проект индивидуализации предметно-пространственной среды ДОУ, кроме того, обеспечивает индивидуальную траекторию развития ребенка как показатель профессиональной компетентности воспитателя дошкольного образовательного учреждения.
Постановка проблемы
В условиях реформирования системы дошкольного образования и перехода на лич-ностно ориентированное взаимодействие педагога с детьми одной из самых важных является задача индивидуализации образования.
В теории и практике дошкольной педагогики давно обсуждается необходимость изуче-ния и учета личностных особенностей детей. Однако определение индивидуализации как принципа образования в научно-методических исследованиях нередко подменяется понятиями "индивидуальный" или "индивидуально-дифференцированный подход".
Следует также отметить проблему подготовленности кадров, отсутствие у них профес-сиональной компетентности в реализации принципа индивидуализации. Педагоги, особенно со стажем работы, вынуждены ломать сложившиеся стереотипы и перестраивать организацию педагогического процесса, овладевать методами и технологиями, ориентированными на личностный подход к ребенку.
Опыт последних десятилетий убедительно свидетельствует о важности естественного вхождения принципа индивидуализации в образовательный процесс ДОУ. При этом он должен прослеживаться на организационном и содержательном уровнях, а не соблюдаться только в специально отведенные часы или при выполнении особых форм деятельности, например, на занятии, спортивных, развлекательных мероприятиях.
Индивидуализация – это выделение индивидуальных особенностей из первоначального безразличия
Ф. А. Брокгауз, И. А. Ефрон.
Энциклопедический словарь
С целью индивидуализации предметно-пространственной среды и создания системы методической работы, направленной на повышение компетентности педагогов в социально-эмоциональном развитии детей, позволяющей взаимодействовать с ребенком на принципах личностно ориентированной модели, в МБДОУ д/с № 34 «Теремок» был разработан проект.
Цели и задачи проекта
Инновационный подход заключается в том, что индивидуализация среды – это стер-жень, на который педагоги могут "нанизывать" используемые в настоящее время образователь-ные технологии:
• исследовательскую (проблемно-поисковую) : модель "обучение через открытие";
• коммуникативную (дискуссионную) : наличие дискуссий, представляющих различ-ные точки зрения по изучаемым вопросам, их сопоставление, поиск лучшего варианта решения;
• имитационного моделирования (игровую) : моделирование жизненно важных про-фессиональных затруднений в образовательном пространстве и поиск путей их решения;
• психологическую: самоопределение педагога по выполнению той или иной образовательной деятельности;
• деятельностную: способность ребенка проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом;
• рефлексивную: осознание ребенком деятельности, того, каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения, как они были устранены и что он чувство-вал при этом.
Разработка индивидуального образовательного маршрута для каждого ребенка является главной идеей проекта. Такой маршрут немыслим вне предметно-пространственной среды. Пространство дошкольного учреждения – это единая система педагогической деятельности, обеспечивающая индивидуальную траекторию развития каждого воспитанника. Помимо базисных компонентов она включает в себя не только групповые помещения, но и другие функциональные площади, например, студии, рекреации, коридоры, территорию детского сада.
Вторая идея проекта заключается в том, что каждый компонент единого пространства должен быть предназначен для детского коллектива в целом, при этом предоставлять каждому воспитаннику возможность проявлять и демонстрировать свою индивидуальность и творчество. Это особенно важно в аспекте групповой динамики – тенденции дошкольников "заражаться" текущими интересами сверстников и присоединяться к их деятельности.
В отличие от существующих разработок, индивидуализированная среда в данном слу-чае служит не только условием развития личности ребенка, но и показателем профессиональ-ной компетентности воспитателя. Педагогу необходимо постоянно импровизировать и в непосредственной, и в опосредованной деятельности. Такой способ взаимодействия педагога с ребенком ориентирует каждого из них на успех, радость достижения, а значит, и на продвиже-ние вперед, поскольку именно успех и радость достижения создают уверенность в силах, заставляют многократно возвращаться к достигнутому, т. е. совершенствоваться.
Таким образом, целью проекта стало создание единой предметно-пространственной среды, обеспечивающей индивидуальную траекторию развития ребенка как показателя профессиональной компетентности воспитателя дошкольного образовательного учреждения.
В качестве основных задач проекта были определены :
• создание предметно-пространственной среды, обеспечивающей уважение к лично-сти каждого ребенка, развивающей его уверенность в себе, инициативность, творческие способности, самостоятельность и ответственность, умение принимать и осуществлять перемены, критически мыслить, осуществлять выбор, ставить и решать задачи, проявлять творчество, фантазию, изобретательность, заботиться о людях, обществе, стране, окружающем мире;
• освоение педагогами новых образовательных технологий, формирующих в детях желание осваивать новое, учиться на протяжении всей жизни;
• овладение педагогами новыми образовательными технологиями и методами рабо-ты с детьми в использовании предметно-пространственной среды, способствующими повыше-нию их профессиональной компетентности;
• эстетизация и модернизация пространства детского учреждения с учетом требова-ний современного дизайна и компетентностей педагогов ДОУ.
Принципы построения предметно-пространственной среды
Основные положения личностно ориентированной модели предметно-пространственной среды отражаются в принципах ее построения. Так, принцип эмоциогенно-сти среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия участников образовательного процесса заключается в создании оптимальных условий для игр, обучения и развития не только группы в целом, но и каждого ребенка. Создается так называемое личност-ное пространство, которое предоставляет дошкольникам возможность заниматься тем, что нравится.
Принцип эстетической организации среды, сочетания привычных и неординарных элементов развивает вкус, побуждает ребенка к активной творческой деятельности.
Особенностями развития дошкольника, который ведет себя по схеме "вижу – дей-ствую", продиктован принцип доступности и единства (М. И. Лисина).
Принцип активности, творчества реализуется через возможность коллективного уча-стия взрослого и ребенка в создании окружающей среды. Можно совместными усилиями организовать персональную выставку работ, оформить коллекцию марок, создать временные игровые зоны с использованием опытно-экспериментальных центров, мастерских и др.
Принцип комплексирования и гибкого зонирования реализует возможность построения непересекающихся сфер активности и дает возможность каждому ребенку заниматься интересным ему видом деятельности, не мешая другим. Например, создаются игровые и тематические зоны, охватывающие все интересы ребенка, места отдыха и уединения.
Предоставление девочкам и мальчикам возможности проявлять свои склонности в со-ответствии с принятыми в обществе нормами реализует принцип "половых и возрастных" различий.
Основные положения личностно ориентированной модели отражаются также в прин-ципе индивидуальности и неповторимости каждого структурного компонента единого пространства ДОУ. При формировании предметно-развивающей среды группы нет жесткого стандарта, педагоги учитывают особенности образовательного учреждения и детей, их темперамент, подвижность, наличие лидерских качеств, познавательные интересы, показатели развития, социальные условия жизни.
Анкетирование родителей дает возможность больше узнать о характере каждого ребен-ка, его интересах, наклонностях.
Принцип безопасности реализуется в соблюдении педагогами правил пожарной без-опасности, норм СанПиН и инструкций по охране жизни и здоровья детей.
Принцип рациональности и целесообразности означает удобство, простор, функцио-нальную значимость каждого компонента, эстетичность.
Содержание методической работы с педагогами
Формы повышения квалификации педагогов в рамках данного проекта выбирались ис-ходя из психологических особенностей их познавательной деятельности. Так, методическая работа предусматривала следующие инновационные формы: лекции в виде диалога, семинар-интервью, дебаты (по технологии Е. О. Галицких, мастер-классы, конкурсы, семинары-практикумы, практикум по созданию эскизов и мини-проектов, игровое моделирование, метод проектов и проблемно-поисковый.
Методическая работа осуществлялась в три этапа согласно разработанному плану
На первом – подготовительном – этапе во время разнообразных педагогических ме-роприятий педагоги изучали специализированную литературу, интернет-сайты по вопросам организации индивидуализированной среды, а затем с учетом приобретенных знаний сформи-рованная творческая группа обсуждала и предлагала индивидуализированный дизайн пространства учреждения.
На втором – основном – этапе разрабатывались и вносились в годовой план индивиду-альные проекты для каждой группы, план функционирования предметно-пространственной среды ДОУ. Параллельно происходил обмен опытом: в методическом кабинете были сформи-рованы библиотеки для воспитателей по теме проекта, изготовлены и систематизированы дидактический и раздаточный материалы.
На последнем этапе подводились итоги, планировалась работа на следующий год.
Идеи, предложенные по ходу реализации проекта, нашли воплощение в оформлении предметно-развивающей среды всех помещений ДОУ.
Концепция, согласно которой каждая группа имеет свое название и соответствующий ему стиль оформления, легла в основу дизайнерских разработок по оформлению приемной групповых помещений. Например, в ней размещены визитные карточки с фотографиями детей и педагогов. На личном шкафчике каждого дошкольника написано его любимое имя, внутри кабинки – данные его родителей, контактные телефоны.
С целью индивидуализации педагогического процесса используются следующие ком-поненты детской субкультуры. В каждой группе есть стенд или уголок с фотографиями детей и обозначением дня их рождения. Его можно дополнить гороскопом, названием сезона, месяца, числа. В приемных некоторых групп размещаются желания детей ко дню рождения, Новому году, записанные с их слов воспитателем или самим ребенком (3–7 лет). В группе оформляется "Уголок именинника", атмосфера которого создается с помощью красочного стула именинника, "Паровозика желаний", персональной именинной посуды, чудесного мешочка для подарков и т. д.
Рубрики "Я умею, я люблю, хочу научиться" заполняются со слов ребенка и раскрыва-ют его интересы и возможности. Отследить эмоциональное состояние каждого ребенка в течение дня можно благодаря рубрике "Мое настроение". В специально организованные уголки помещаются фишки или магниты в соответствии с настроением дошкольников. Дети учатся определять не только свое настроение, но и своих товарищей.
Так, в группах младшего возраста ребенок может различить три состояния настроения: плохое, хорошее и отличное, а в старших группах – значительно больше.
В группах старшего возраста в творческой форме (на листочках, цветочках и т. п.) вос-питатели совместно с ребенком фиксируют его достижения, например, дошкольник научился завязывать шнурки, рисовать домик. Для этого заполняется рубрика "Я молодец, я научился".
Накопленные в течение месяца достижения ребенка и представленные в рубрике "Па-норама добрых дел" стимулируют желание дошкольника присоединяться к интересам и деятельности сверстников.
Главная идея дизайнерских разработок по оформлению игровых и спальных комнат групповых помещений состоит в том, что группа должна принадлежать детям, а значит, необходимо отразить их интересы. Иными словами, группа должна быть насыщена постоянны-ми и временными компонентами детской субкультуры, помогающими дошкольникам глубже познать и раскрыть свои возможности и возможности сверстников, освоить социальные роли и взаимоотношения, партнерство, уяснить ценности окружающего мира и адаптироваться в социальном мире.
Каждая группа индивидуальна и своеобразна. Педагог наполняет ее, ориентируясь на индивидуальные особенности каждого ребенка и коллектива в целом. Так, в группе, где преобладающее количество мальчиков, больше машин, конструкторов, предметов для двига-тельной активности.
Маленькие творческие мастерские и островки наполнены разнообразным, стимулиру-ющим деятельность ребенка материалом, развивающими играми.
В каждой группе есть игры-самоделки, изготовленные дошкольниками совместно с ро-дителями и воспитателем.
В игровых комнатах для детей есть карта-путеводитель с игровым кубиком и набором разно-образных карточек по всем видам детской деятельности. Например, в группе "Морячки" дети путешествуют по островкам "Остров размышлений", "Эко-знайка", "Поиграй-ка", "Домисолька", "Остров сокровищ", "Почитай-ка", "Остров Самоделкина", "Здоровей-ка", "Остров Робинзона" (уголок уединения).
Коробочка "Деловые хлопоты" заполнена бейджиками с надписью роли, которую сего-дня ребенок исполняет: "гардеробщик", "эколог", "главный строитель", "директор гаража" и др. Поручения такого рода позволяют детям принимать непосредственное участие в ежедневной работе в группе, предоставляют возможность почувствовать свою значимость и уникальность.
Материалы в группе могут также воплощаться во временных компонентах детской субкультуры, т. е. присутствующих периодически, например, коллекциях, газетах, выставках, мини-музеях, оформленных совместно с родителями, и продуктах детской деятельности, полученных в результате реализации проектов (книжках-малышках, альбомах, фотоальбомах, макетах и т. п.).
Коллекционирование – доступный детям вид деятельности, учитывающий их индиви-дуальные интересы и удовлетворяющий потребности в "собирательстве сокровищ".
В процессе коллекционирования ребенок учится систематизировать и изучать собирае-мые предметы. Педагог помогает с поиском новых экспонатов, информации в книгах и энциклопедиях, организацией посещения музея. Представляя детям чью-либо коллекцию, рассказывая о ней, он вызывает у сверстников интерес к созданию собственной. Коллекции могут быть представлены открытками, иллюстрациями, предметами неживой природы, муляжами, игрушками и др.
Центральный элемент, организующий предметную среду для игры с мелкими игруш-ками, – макет. Он выводит способность к сюжетосложению на новый уровень, содействует общему развитию дошкольников, раскрывает творческие способности, подчеркивает индивидуальность.
Помимо создания коллекций дети могут поочередно оформлять свои мини-музеи по интересующей теме или теме проекта. В подготовке и оформлении материалов принимают участие родители.
Детям открыты и доступны все базисные компоненты единой предметно-пространственной среды ДОУ (коридоры, вестибюли, другие функциональные помещения).
Стена "Наша жизнь, наши успехи" используется для демонстрации личных достижений воспитанников в городских, краевых и Всероссийских конкурсах, выставках рисунков дошкольников, посещающих кружки, тематических фотовыставок с изображением необычного, значимого для ребенка события, разнообразных выставок-конкурсов детских работ, выполненных в нетрадиционной технике (карвинг, бумажная пластика и т. д.).
Постоянно действующая выставка творчества (картины, вышивка и др.) родителей, родственников ребенка развивает его и вызывает чувство гордости за свою семью.
Территория ДОУ – отличное место для детской субкультуры. Песочные мозаичные панно включают в себя такие компоненты, как "секретики" в песке, строительство домиков из веток, палок. На первых порах воспитатели выкладывают мозаику вместе с дошкольниками, но дети достаточно быстро осваивают технику и создают собственные композиции, которые на протяжении всего лета украшают участки детского сада.
Вылепленные руками воспитателей скульптуры обитателей морей и океанов расширя-ют не только кругозор детей, но и поле их деятельности. Они используются дошкольниками для двигательной активности, подвижных и сюжетных игр.
С помощью педагогов дополнительного образования (эколога, педагога по изобрази-тельной деятельности, инструктора по физической культуре и др.) воспитанники перемещаются по территории детского сада и выбирают интересный для них вид деятельности, объединяются в разновозрастные микрогруппы.
Дети старшего дошкольного возраста имеют право выбрать понравившийся им объект и взять над ним шефство (например, ухаживать за растением, следить за чистотой скульптур). Организованная таким образом личностно ориентированная среда в помещениях и на террито-рии ДОУ стимулирует общение, любознательность, способствует развитию у детей таких жизненно необходимых социальных навыков, как инициативность, самостоятельность, творчество.
Вывод: среда группы, организованная с учетом индивидуализации пространства жизни ребенка, отличается динамизмом. Дети чувствуют себя компетентными, ответственными и стараются максимально использовать свои возможности и навыки.