Васильева Марина Владимировна
Проект «Игрушки» во второй младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Игрушки» во второй младшей группе № 2 «Фиксики»
МБДОУ «Детский сад № 63 «Золотой петушок» города Смоленска
2021-2022 уч. г.
Воспитатель высшей квалификационной категории:
Васильева Марина Владимировна
Тип проекта: познавательно – речевой
Вид проекта: краткосрочный - 5 дней.
Сроки реализации: с 04.04.2022г. - 08.04.2022г.
Участники проекта: воспитатель, дети второй младшей группы, родители.
Актуальность
Публикация «Проект „Игрушки“ во второй младшей группе» размещена в разделах
Ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра, а игрушка ее средством, поэтому большинство детских игр связано с использованием разнообразных игрушек. Игрушки служат средством воспитания и самовоспитания, усвоения новых форм поведения и предметом проявления детской индивидуальности. Она должна развивать познавательные способности, воображение; помогать освоиться в мире взрослых; формировать у ребенка любовь к труду, любознательность, наблюдательность, воспитывать художественный вкус ребенка, побуждать его к творчеству.
Игрушки – это специально изготовленные предметы для обеспечения игровой деятельности детей и взрослых. В игрушке в обобщенном виде представлены типичные черты и свойства предмета. У игрушки много сторон – педагогическая, эстетическая, нравственная, производственная, экономическая, культурная, социальная, психологическая и т. д. Для ребёнка игрушка – неотъемлемая часть его жизни.
Игрушкой может быть любой предмет, если он привлекательный и вызывает желание общаться с предметом, смотреть на него и манипулировать им, доступный для овладения и привнесения в свое жизненное пространство, удовлетворяет возрастным потребностям развития ребёнка, способный стать символическим объектом, на который возможен перенос своих переживаний, чувств, мыслей и поступков.
Игрушка - средство воздействия на эмоционально-нравственную сторону личности ребенка в раннем дошкольном возрасте.
Много радости в детскую жизнь вносят игрушки - забавы, назначение которых - вызывать здоровый, веселый смех, развивать чувство юмора.
Игрушка забавляет и радует ребенка, вызывает положительное отношение к окружающему. Симпатия и привязанность к игрушке переносится и на предметы, людей, изображенных в игрушке. Игры с куклой пробуждают у детей заботливое, бережное отношение, внимательность и нежность, помогают накопить опыт положительных нравственных переживаний.
Благодаря воспитанию, посредством игрушек, у ребенка формируются способы действий с предметами, знание назначения этих предметов. Игрушка в этом процессе приобретает огромное педагогическое значение. Игрушки являются неотъемлемой частью в умственном, физическом и эстетическом развитии ребёнка.
Ребенок всегда будет играть с игрушками. Благодаря им ребенок усваивает социальные нормы поведения, развивает себя как личность. Ведь в будущем он должен войти в наше общество психически и физиологически здоровым человеком. Из множества вещей, окружающих ребенка, для него важнее всего игрушка. Именно в ней отражаются впечатления о мире, имеющие большое влияние на дальнейшую жизнь ребенка, его характер.
Проблема
Поводом организовать и провести этот проект послужило то, что, замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Поэтому работа, направленная на развитие эмоциональной сферы, очень актуальна и важна. Большие возможности для развития эмоциональной сферы малыша предоставляет игра.
В младшем возрасте основой становления личности ребёнка является предметно-игровая деятельность. Миновав её, невозможно рассчитывать на полноценное взросление человека.
Цель проекта: Формирование у детей социально - нравственных качеств через организацию разных видов деятельности: игровой, познавательной, продуктивной. Овладение детьми игровыми действиями, отражающие известные им жизненные ситуации.
Задачи проекта:
Для детей:
создание условий для формирования у детей целостной картины мира через познавательно-исследовательскую деятельность;
обеспечить развитие эмоциональной отзывчивости у детей раннего возраста в процессе формирования познавательной активности к игрушкам;
накапливать и обогащать эмоциональный опыт, развивать речь, обогащать словарь;
развивать наглядно - действенное мышление, стимулировать поиск новых способов решения практических задач при помощи различных предметов (игрушек, предметов быта);
продолжать развивать игровые, познавательные, сенсорные, речевые способности, учитывая индивидуальные и возрастные особенности ребенка. Прививать умение играть дружно, вместе, слажено. Формировать у детей эмоционально-эстетическое и бережное отношение к игрушкам.
раскрыть сущность и особенности предметно - отобразительной игры детей младшего возраста;
учить внимательно рассматривать игрушки, обогащать словарный запас, развивать навыки фразовой и связной речи, побуждать к высказываниям;
развивать восприятие детей, способствовать связи восприятия со словом и дальнейшим действием; учить детей использовать слова - названия для более глубокого восприятия различных качеств предмета;
совершенствовать уровень накопленных практических навыков: побуждать детей к использованию различных способов для достижения цели, стимулировать к дальнейшим побуждающим действиям и «открытиям»;
воспитывать желание беречь игрушку и заботиться о ней.
Для педагога:
Поддерживать стремление ребенка активно вступать в общение, высказываться;
Развивать эмоциональный отклик на любимое литературное произведение посредством сюжетно - отобразительной игры;
стимулировать ребенка повторять за воспитателем слова и фразы из знакомых стихотворений.
В основу проекта положена следующая гипотеза: полагаю, что развитие эмоциональной отзывчивости у детей раннего возраста в процессе формирования познавательной активности к игрушкам будет успешным, если:
– создать условия психологической защищённости, эмоционально – положительной атмосферы во время совместной игровой деятельности педагога с детьми;
– развивать эмоциональную отзывчивость в контексте познавательной активности к игрушкам;
– положить начало формирования заботливого, доброжелательного отношения к игрушкам;
– предметно-развивающая среда соответствует возрастным и индивидуальным особенностям детей;
– использовать методы педагогической интеграции.
Основные направления реализации проекта:
• Социально-нравственное развитие.
• Развитие продуктивной деятельности.
• Познавательно-исследовательское развитие.
• Приобщение к художественной литературе.
Предполагаемый результат:
- усвоение понятия «игрушка»; понимание игровых зон в группе;
- проявление интереса к экспериментированию с различными игрушками;
- овладение знаниями о свойствах, качествах и функциональном назначении игрушек;
- бережное отношение к игрушкам;
- активизируется речевая активность детей в различных видах деятельности;
- вовлечение родителей в педагогический процесс ДОУ;
- помощь в формировании правильного отношения родителей к развитию своего ребенка.
Этапы реализации проекта
1-й этап «Подготовительный»
Определение темы, целей и задач, содержание проекта,
прогнозирование результата.
Изучить психолого-педагогическую литературу на тему:
«Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды во 2 младшей группе»
Подбор материала, ориентированного на 3-4 года
Разработка познавательных видов деятельности (беседы, оформление детских работ, картины, рассматривание иллюстраций). Подбор игрушек.
Планирование игровых видов деятельности.
Взаимодействие с семьёй. Обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта.
Беседа – консультация с родителями на тему: «Как я играю дома».
2-й этап «Практический»
План реализации проекта.
Выставка книг «Игрушки».
«Знакомство с матрешкой»
Проведение дидактических игр: «Узнай на ощупь», «Один - много», «Найди по описанию», «Что изменилось?», «Найди игрушку такого же цвета», «Чудесный мешочек», «Угадай, что звучит», «Что умеют делать игрушки?» «К нам гости пришли» «Матрешка, где ты?», "Из какого гаража машинка?", "Домик для куклы", "Каждой игрушке своя полка".
Рассматривание иллюстраций с изображением игрушек, рассматривание иллюстраций книг.
Загадки об игрушках.
чтение стихотворений про любимые игрушки (куклы, машинки, мячи, т. д.)
Непосредственно – образовательная деятельность.
1 день – «Кукла Таня»
1. «Наша Таня» Обследование мяча - тонет или нет в воде (экспериментальная деятельность).
2. Чтение и обыгрывание стихотворения А. Барто «Наша Таня».
3. Игры с куклой «Угостим куклу Таню», «Оденем куклу Таню», «Кукла Таня ложится спать», "Кукла Таня заболела", "Моем куклу Таню".
4. Подвижные игры «Прокати мяч», "Догони мяч".
5. Дидактические игры: ««Найди по описанию», «Что изменилось?»,«Что умеют делать игрушки?» «К нам гости пришли», "Домик для куклы".
6. Рисование "Платье для куклы Тани".
7. Лепка «Мой веселый звонкий мяч».
2 день – «Машина»
1. Обследование машины.
2. ОБЖ "Пожарная машина".
3. Подвижная игра «Воробушки и автомобиль».
4. Сюжетная игра "Автомобили знают ПДД"
5. Чтение и обыгрывание стихотворения А. Барто «Грузовик»
6. Дидактические игры: «Один - много», «Найди по описанию», «Что изменилось?», «Найди машинку такого же цвета», «Что умеют делать машинки?», "Из какого гаража машинка?".
7. Рисование «Дорога для машины».
3 день – «Мишка»
1. Обследование мишки.
2. Рассматривание коллекции "Мишки разных профессий".
3. Чтение и обыгрывание стихотворения А. Барто «Уронили мишку на пол…»
4. Подвижная игра «У медведя во бору…».
5. НОД В гостях у сказки «Три медведя».
6. Выставка "Любимые Медвежата" (игрушки-мишки детей).
4 день – «Зайка»
1. Обследование зайки.
2. Подвижная игра «Зайка серенький сидит и ушами шевелит».
3. Чтение и обыгрывание стихотворения А. Барто «Зайка».
4. Сюжетная игра "Зайка заболел".
5. Аппликация «Зайка» (из ватных дисков).
5. Лепка "Морковка для Зайки".
5 день – «Новая игрушка»
1. Игра-знакомство "Матрешка, здравствуй!"
2. Беседы на темы «Моя любимая игрушка», «Магазин игрушек», «Зачем нужны игрушки?», «О чем шепчут игрушки в детском саду». Цель: развить способность эмоционально воспринимать окружающий мир. Воспитать бережное отношение к игрушкам. Научить ребенка правильно реагировать на положительные и отрицательные поступки.
3. Проведение сюжетно-ролевых игр «Семья», «Магазин игрушек».
3-й этап «Заключительный»
- Выставка детских поделок из пластилина «Неваляшка».
- Демонстрация книжки игрушек по стихам А. Барто.
Заключение
Анализируя проделанную работу можно сделать выводы:
1. Проект учитывает возрастные особенности детей младшего возраста и объем информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные виды их деятельности (игровую, познавательную, художественно-речевую).
2. Можно отметить положительную реакцию и эмоциональный отклик детей на знакомство с разными видами игрушек, дети проявляли интерес и желание играть с игрушками. Появилось желание у детей играть друг с другом, делиться своими игрушками.
3. Возросла речевая активность детей, что положительно повлияло на самостоятельную игровую деятельность детей, дети включают в сюжет игры различные игрушки и пытаются осуществлять ролевой диалог.
4. Считаю, что удалось достигнуть хороших результатов взаимодействия педагог - родители. Родители принимали активное участие в реализации проекта.
Литература:
1. Е. А. Косаковская «Игрушка в жизни ребенка», 2005г.
2. Л. С. Киселева, Т. А. Данилина «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения»2011г.
3. А. Барто «Игрушки» 2000г.
4. Картушина М. Ю. Забавы для малышей. – М. : ТЦ «Сфера», 2006г.
5. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. – Екатеринбург: У-Фактория, 2004г.
6. Развитие и обучение детей раннего возраста в ДОУ: Учебно-методическое пособие / составитель Дёмина Е. С. – М. : ТЦ «Сфера», 2006г.
7. Воспитание детей в игре. под ред. Менджерицкой Д. В. – М. : Просвещение, 1979г.
8. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста / под ред. Новосёловой С. Л. – М: Просвещение, 1985г.
9. Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. М. : Мозаика – Синтез, 2012.-128с.
10. Колдина Д. Н. Лепка и рисование с детьми 2-3 лет. Конспекты занятий. - М. : Мозаика – Синтез, 2008.-58с.
11. Абрамян Л. А. Игра дошкольника /Л. А. Абрамян, Т. В. Антонова, Л. В. Артемова и др. ; Под ред. С. Л. Новоселовой. - М. : Просвещение, 2009.- 286 с.
12. Игра дошкольника / под ред. С. Л. Новоселовой. - М. : Просвещение, 2003. - 286с.
13. Кравцов Г. Г. Игра как ведущая деятельность и форма организации жизни дошкольника / Г. Г. Кравцов. - М. : Юрайт, 2010. - 288 с.
14. Михайленко Н. Я. Как играть с ребенком / Н. Я. Михайленко. - М. : Просвещение, 2001. - 136 с.
15. Эльконин Д. Б. Игра: ее место и роль в жизни и развитии детей /Д. Б. Эльконин // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 5. - С. 41-46.
16. Эльконин Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. - М. : Владос, 2009. - 360 с.
17. Эльконин Д. Б. Символика игры и ее функции в игре детей / Д. Б. Эльконин // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 3. - С. 56-60.
Приложение 1.
Загадки про куклу
Я хорошая игрушка,
-Буду девочкам подружкой.
Я могу сидеть в коляске,
Закрывать умею глазки.
Я прошу меня любить,
Не ронять меня, не бить.
(кукла)
Ей меняю я наряды,
Спать кладу, гулять вожу,
Расчешу и если надо,
Бант красивый повяжу.
С чем же так играю я,
Подскажите-ка, друзья?
(кукла)
Я хорошая игрушка –
Каждой девочке подружка.
Я могу сидеть в коляске,
Закрывать умею глазки.
(кукла)
Платья носит,
Есть не просит,
Всегда послушна,
И добродушна.
(кукла)
Я своей подружке Тане
Одеваю утром платье.
Одеваю ей сапожки
На резиновые ножки
И веду по переулку
Утром Таню на прогулку.
(кукла)
Волосы льняные,
Глазки голубые.
И обуты ножки
В синие сапожки.
На красавице — пальто.
Догадались? Это кто?
(кукла)
Она похожа на актрису
В красивом платье серебристом,
Расскажу ей сказку —
Она закроет глазки,
Поиграем — будем спать,
Уложу ее в кровать.
Что за милая игрушка:
Утром — дочка, днем — подружка?
(кукла)