АЛЕКСАНДРА МАХРОВА
Проект «Игрушки» (по стихам А. Барто)
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОЕКТ
«ИГРУШКИ» (по стихам А. Барто)
"Она всегда идет навстречу
одному поколению,
провожая другое"
Р. Гамзатов.
Тема проекта:
[/b]
«Игрушки» (по стихам А. Барто)
Актуальность проекта:
[/b]
Давно известно, что читательский опыт начинается закладываться в детстве. Этот возраст, в котором наиболее ярко проявляется способность слухом, зрением, осязанием, воображением воспринимать художественное произведение; искренне, от полноты души сострадать, возмущаться, радоваться. Однако чуткость к прочитанному сама не возникает. Она зависит от того, что именно, как часто и каким образом читают детям. Детская литература способствует развитию эстетического сознания ребёнка, формированию его мировоззрения. Круг детского чтения направлен на формирование у дошкольников интереса к книге, на постепенное пополнение их багажа, обогащение литературного опыта, который проявляется в заинтересованности произведениями, в потребности рассматривать иллюстрированные книги.
Публикация «Проект „Игрушки“ (по стихам А, Барто)» размещена в разделах
- Барто А.Л. Проекты
- Барто А.Л. Творчество Агнии Барто
- Игрушки. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2017
Стихи для детей - один из самых первых и простых опытов знакомства с книгами. Часто ещё до того, как он сможет прочитать их самостоятельно, малыш слышит эти стихи от взрослых и выучивает их наизусть. Они формируют представления маленького человека, о мире начиная с самых простых вещей и явлений: игрушек, домашних животных, времён года, отношений между ребёнком и родителями.
Тип проекта:
[/b]
• по содержанию исследовательско-творческий
• по времени краткосрочный (две недели)
Цель проекта:
[/b]
Знакомство детей со стихотворениями А. Барто через организацию разных видов детской деятельности: игровой, познавательной, продуктивной, восприятие смысла стихов.
Задачи проекта по направлениям развития:
[/b]
Речевое Воспитывать любовь к книгам; Развивать интерес к рассматриванию иллюстраций в книгах; развивать умение слушать чтение; Обогащать и активизировать словарь детей; расширять их кругозор; учить называть игрушку по картинке;
Художественно-эстетическое Воспитывать положительное отношение к результатам своей деятельности; Развитие мелкой моторики детей через создание работ разными приёмами; развивать творческие способности; Учить детей коллективной работе; ознакомить с различными приемами создания работ;
Социально-коммуникативное Воспитывать у детей отзывчивость, потребность приходить на помощь к тем, кто в ней нуждается. Воспитывать бережное отношение к игрушкам Развивать умение играть и трудиться вместе со сверстниками; радоваться успехам, новым игрушкам; Формировать у детей опыт поведения в среде сверстников
Познавательное Воспитывать интерес к произведениям А. Барто Развивать знания и представления детей об игрушках, способах взаимодействия с ними Познакомить детей с поэзией Агнии Барто цикл
«Игрушки»
Физическое Воспитывать любовь к подвижным играм, зарядке Развивать ловкость, координацию движений в подвижных играх Приучать к выполнению действий по сигналу
Ожидаемый результат:
[/b]
• Дети познакомятся с творчеством Агнии Барто
• Устойчивый интерес детей к художественному слову
• Пополнение книжного уголка книгами А. Л. Барто
• Формирование у детей интереса к совместной деятельности, к коллективной работе
• Партнёрские взаимоотношения с семьями в рамках совместной работы над проектом
• Разработка конспектов занятий по теме «Любимые игрушки»
• Продуктом данного проекта является новая книга, изготовленная детьми совместно с воспитателем
Итоговое событие: [/b]
создание совместно с воспитателем новой книги из коллективных работ, выполненных ранее на занятиях проекта
Сроки проведения:
[/b]13 марта 2017 г. - 24 марта 2017 г.
Участники:
[/b] дети второй группы раннего возраста, воспитатель, родители
Взаимодействие с родителями:
[/b]
• Подобрать дома картинки с изображением игрушек
• Ремонт книг вместе с детьми
• Беседа: «Зачем детям нужны книжки»
• Консультации для родителей «Читаем ребенку перед сном», «Учите вместе с нами»
• Анкетирование родителей «Ребенок и книга» (Приложение 2)
Предпосылки к определению цели детьми:
[/b]
В группе воспитатель обращает внимание детей на иллюстрации сломанных и грустных игрушек. Вместе они принимают решение помочь игрушкам
Цель детей:
[/b]
Помочь сломанным и грустным игрушкам
Этапы проекта
[/b]
1 этап. Организационно-подготовительный
• Знакомство детей с предметами (игрушками) и действиями с ними в игровой и учебной деятельности
• Подобрать книги А. Барто
• Рассматривание иллюстраций к произведениям А. Барто
• Чтение детям стихов А. Барто
• Подготовить иллюстрации к стихам из серии «Игрушки»
• Выполнить подборку материала по данной теме
• Изучить методическую литературу по теме
• Пополнить игровые уголки атрибутами.
• Организовать разные виды игр для детей.
2 этап. Практический (Приложение 1)
1 день
Познавательное развитие
Беседа: «Знакомство с писателем А. Барто»
С/ р. игра “Купание куклы Насти”
Речевое развитие
Чтение стихотворения А. Барто «Самолет»
Физическое развитие
Физ. Минутка «Самолет»
Подв. игра «Бумажные самолетики»
2день
Речевое развитие
Рассматривание картины «Дети играют в кубики»
Чтение “Догони зайчика”, Ю. Островский
Художественно-эстетическое развитие
«Зайка» (коллективная аппликация из салфеток)
Физическое развитие Утро
Физ. Минутка «Зайка серенький сидит…»
3 день
Речевое развитие
Чтение стихотворений А. Барто «Мяч», «Кораблик»
Познавательное развитие
Игры с водой
Рассматривание картины Е. Батуриной «Спасаем Мяч»
Физическое развитие
Подв. игра «Мой веселый, звонкий мяч»
4 день
Познавательное развитие
Беседа: «Почему надо беречь игрушки»
Дид. игра «Разрезные картинки»
Художественно-эстетическое развитие
«Лошадка» (коллективная лепка)
Социально-коммуникативное развитие
Сюж. - р. игра «Угостим игрушек чаем»
5 день
Познавательное развитие, физическое развитие
Слушание стихотворений А. Барто «Бычок», «Грузовик» с выполнением подражающих действий
Дид. игра «Узнай игрушку по описанию»
Познавательное развитие
«Книжкина больница» - ремонт книг совместно с воспитателем
6 день
Познавательное развитие, развитие речи
Беседа: «В гости к нам пришли игрушки»
Художественно-эстетическое развитие
«Мишка» (коллективное занятие с использованием нетрадиционной техники «закрашивание крупой»)
Физическое развитие
Подв. игра «Мишка косолапый»
Социально-коммуникативное развитие
Сюж. -рол. Игра «Больница»
3 этап. Итоговый
7 день
Познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие
Итоговое занятие «Новая книжка»
Социально – коммуникативное развитие
Рассматривание изготовленной книжки
Речевое развитие
Чтение стихов А. Барто
Результат совместной деятельности (педагог, родители, дети)
[/b]
В ходе работы над проектом дети получили возможность расширить кругозор о стихах, их героях, сопереживать героям. Находить пути выхода из трудных ситуаций. Книжный уголок пополнился новыми книгами.
Кроме этого, в ходе работы над проектом дети пополнили свои знания об игрушках. Во время самостоятельных игр в игровых уголках и в совместных играх с педагогом, дети стали более внимательными и бережливыми по отношению к игрушкам, с удовольствием играют друг с другом.
Родители активно помогали в работе над проектом. Я считаю, что проект своей цели достиг.
Анализируя проделанную работу, мы можем сделать вывод, что дети
• Познакомились с произведениями А. Барто.
• Большинство детей научились выражать образы мимикой и интонациями.
• Проект способствовал развитию у детей инициативной речи
• Дети усвоили существительное с обобщающим значением «игрушки».
• В ходе реализации проекта, дети познакомились с различными видами конструктивной деятельности: различными способами действия с бумагой, пластилином, аппликацией.
Приложение 1.
Примерные конспекты некоторых занятий
Рассматривание картины Е. Батуриной «Спасаем Мяч»
Программное содержание: помочь детям понять содержание картины. Учить отвечать на вопросы по ее содержанию, активно повторять за воспитателем отдельные слова и фразы; побуждать детей помогать воспитателю читать хорошо им знакомое стихотворение А. Барто «Мячик», вызвать сочувствие к девочке Тане.
Ход занятия:
Воспитатель предлагает детям рассмотреть картину. Они перечисляют то, что изображено: девочка, мальчик, мяч и т. п.
Воспитатель читает стихотворение А. Барто «Мяч».
Педагог рассказывает детям содержание картины. Спрашивает: «Почему плачет Таня? (индивидуальные ответы). Таня боится, что мяч утонет! Скажите ей: «Тише, Танечка, не плачь! Не утонет в речке мяч!» (Хоровое и индивидуальные повторения.)
Мальчик (показывает) помогает Тане достать мяч. Покажите (приглашает детей к картине) мальчика, который достает мяч. Он его веточкой достаёт. А теперь покажите, как мальчик веточкой достает мяч дети, сидя на стульчиках, имитируют движение. А что делает девочка с куклой? («Смотрит, как мальчик достает мяч».) Она присела (покажите как) и смотрит».
Воспитатель предлагает детям послушать рассказ про Таню и ее друзей:
«Дети играли в мяч и уронили его в большую лужу. «Ой!» — испугалась девочка с куклой и присела около лужи. «А-а-а! — заплакала Танюшка,— бедный мой мяч! Он утонет, утонет в луже!» — «Не плачь, не плачь! Мяч я достану»,— успокоил Танечку мальчик в полосатой рубашке. Он взял веточку и стал толкать мяч к краю лужи. Еще, еще немножко, и мяч будет спасен. Хорошие у Танюши друзья. Находчивые!»
Педагог повторяет рассказ.
Беседа «Знакомство с писателем А. Барто»
Цели и задачи: Познакомить детей с портретом А. Барто, с ее книгами, воспитывать интерес к творчеству поэта, развивать интерес к чтению книг.
Материалы: портрет поэтессы, ее книги
Ход занятия:
В группе воспитатель обращает внимание детей на книжный уголок, в котором заранее выставил книги и портрет поэтессы А. Барто:
- Ребята, посмотрите, сколько новых интересных книг в нашей группе. Все эти книги написала А. Барто, вот ее портрет.
Далее воспитатель предлагает детям взять понравившуюся книгу и рассмотреть картинки.
- Посмотрите, сколько стихов для вас она написала. Давайте почитаем.
Воспитатель читает детям стихи, они вместе рассматривают и обсуждают иллюстрации.
Беседа «Почему надо беречь игрушки»
Программное содержание: Воспитывать чувство сопереживания, бережное отношение к игрушкам, аккуратность.
Материалы: игрушки - зайка, мишка, мячик, бычок, лошадка, слон, грузовик, кораблик.
Ход занятия:
Ребята, посмотрите, кто пришёл к нам в гости…
(На скамейке - зайка, мишка, мячик, бычок, лошадка, слон, грузовик, кораблик).
-А как мы можем назвать одним словом? Правильно, игрушки.
- Ребята, скажите, можно рвать игрушки? (нельзя). Почему нельзя? (Им больно. Они тоже обижаются)
- Ребята, можно оставлять игрушки на улице? (Нет. Игрушки пропадут)
- Ребята, а как играют машинкой, чтобы она не ломалась? (Надо ее катать за верёвку, нельзя ложиться на машинку)
- Ребята, чтобы наши игрушки всегда были красивые, что надо делать? (Мыть, расчёсывать)
- Ребята, необходимо беречь игрушки: надо играть осторожно, чтобы они не падали. А если упадут, что может случиться? (Могут сломаться, разбиться, испачкаться).
Вот мы и помогли игрушкам. Они радуются. Но им всё равно грустновато: ведь у каждой игрушки есть своё место. После игр мы все игрушки ставим на свои места.
А чтобы нам веселее было, мы с вами проведем физминутку:
А теперь, ребята, встать
Руки медленно поднять,
Пальцы сжать, потом разжать,
Руки вниз и так стоять.
Наклонитесь вправо, влево.
И беритесь вновь за дело.
- Вот они – полки для игрушек. Расставьте свои игрушки по полкам (Дети расставляют игрушки).
- Ребята, у каждой игрушки есть своё место. Игрушки надо беречь: их нельзя ломать, кидать, оставлять. Игрушки очень радуются: вы молодцы – расставили игрушки по местам. Теперь вы знаете, что играть нужно осторожно и беречь игрушки. Игрушки говорят вам Спасибо.
Сюжетно-ролевые игры
«Угостим игрушек чаем»
Цели и задачи: Формировать у детей понятия посуды: чашка, блюдце, чайная ложка, сахарница, заварной чайник, поднос. Уметь различать цвет посуды: желтый, зеленый, красный, синий. Активизировать их речь: чай, кипяток, заварка, наливаю, завариваю, горячий, вкусный. Обогащать игровые действия. Воспитывать ласковое, заботливое отношение к игрушкам.
Материалы: игрушечный чайный сервиз (чашки, блюдца, заварочный чайник, ложки, заварка, игрушки.
Ход игры:
Воспитатель:
- Ребята, а давайте пригласим к нам на чаепитие гостей.
Воспитатель вносит игрушки:
- «Здравствуйте ребята».
Воспитатель:
-Проходите, присаживайтесь, будем пить чай. Дети, а какую посуду надо поставить для чая? (Ответы детей) Нужна чайная посуда для чая. Воспитатель ставит на стол кружки с блюдцами, чайные ложки, заварной чайник, показывает детям красивую коробку, где лежит заварка:
- Тут хранится заварка. Давайте заварим чай.
Воспитатель как будто наливает воду и заваривает чай.
Воспитатель:
- Наверное, наш чай горячий, давайте подуем на него, чтобы он остыл. Посмотрите, как я буду делать. Нужно ровно сесть, поднести чашку ко рту, вдохнуть носом, выдох ртом.
Дети повторяют за воспитателем.
Воспитатель:
- Пока заваривается заварка, давайте расставим посуду по цвету: чашки, блюдца, ложки. Костя, какого цвета чашка, поставь на блюдце и положи чайную ложку. Дети расставляют посуду по цветам.
Физ. минутка
Вот большой стеклянный чайник, (надули животик, одна рука на поясе,
Очень важный, как начальник. другая изогнутая, как носик).
Вот фарфоровые чашки, (присели, одна рука на поясе)
Очень хрупкие, бедняжки.
Вот фарфоровые блюдца, (кружатся, круг руками рисуют)
Только стукни – разобьются.
Вот серебряные ложки, (потянулись, руки вверх)
Головка на тонкой ножке.
Вот пластмассовый поднос, (в разную сторону раздвигаю руки)
Он посуду нам принес.
Воспитатель:
- Молодцы, ребята, а теперь садитесь за столы и давайте попьем чаю.
Разливают чай по чашкам.
Воспитатель:
- Ребята, а я забыла. Надо в чашку положить сахар. Тут лежит сахарный песок (показывает на сахарницу, это домик для сахарного песка. Кладем ложечкой сахар, размешиваем и пробуем.
Игрушки благодарят ребят за угощение, прощаются и уходят.
Дидактические игры
«Узнай игрушку по описанию»
Цели и задачи: воспитывать у детей память, наблюдательность, внимание, уметь различать признаки предмета.
Материалы: игрушки (заяц, бычок, лошадка, мишка, и т. д.)
Ход игры:
Воспитатель описывает игрушку словесно или при помощи показа, если это необходимо, а дети пытаются угадать задуманное. Когда игрушка угадана, можно ее показать.
Например:
– игрушка, которая промокла под дождём (Зайка)
– игрушка, которая идёт, качается (Бычок)
– игрушка, на которой можно поехать в гости (Лошадка)
– игрушка, которой оторвали лапу (Мишка….
Подвижные игры и физкультминутки
«Бумажные самолетики»
Цель: развивать координацию и чувство дистанции
Материалы: самолетики, сделанные из бумаги
Ход игры:
Воспитатель изготавливает самолетики из бумаги и предлагает детям запустить их в полет по команде или в свободном виде.
«Мой веселый, звонкий мяч»
Цель: учить детей подпрыгивать на двух ногах, внимательно слушать текст и убегать только тогда, когда будут произнесены последние слова.
Материалы: мяч
Ход игры:
Дети сидят на стульях в одной стороне комнаты или площадки. Воспитатель становится перед ними на некотором расстоянии и выполняет упражнения с мячом; он показывает детям, как легко и высоко прыгает мяч, если отбивать его рукой, и при этом приговаривает:
Мой Веселый Звонкий Мяч,
Ты куда Помчался Вскачь?
Красный, Желтый, Голубой,
Не угнаться За тобой!
Затем воспитатель вызывает 2-3 детей, предлагает им попрыгать одновременно с мячом и повторяет упражнение, сопровождая его словами. Закончив, он произносит: "Сейчас догоню!" Малыши перестают прыгать и убегают от воспитателя, который делает вид, что ловит их.
При повторении игры воспитатель вызывает других детей и в большем количестве. Последний раз можно предложить быть мячиками всем детям одновременно. Воспитатель должен производить движения и произносить текст в быстром темпе, соответствующем прыжкам детей, прыжки же довольно часты.
Если дети не могут воспроизвести движения мяча, им еще раз надо показать, как прыгает мяч.
«Зайка» (коллективная аппликация из салфеток)
Программное содержание: Познакомить детей со стихотворением А. Барто «Зайка». Развивать активную речь детей: побуждать четко произносить фразы. Воспитывать способность переживать и сочувствовать. Развивать мелкую моторику пальцев рук: раскатывать круговыми движениями бумагу. Усвоение и повторение различных танцевальных движений
Материал: лист картона с контуром зайца, белые салфетки, клей, игрушка – заяц.
Ход занятия:
Дети заходят в группу и видят сидящего на скамейке мокрого зайца. Воспитатель рассказывает:
Жила – была девочка. И был у нее зайка. Однажды, пошла девочка гулять, и вдруг закапал дождик. Кап-кап-кап. Покажите, как закапал дождик (постукивание пальчиками по ладошке). Скажите, как капает дождик (хоровые и индивидуальные ответы). Затем воспитатель грустным голосом рассказывает стихотворение А. Л. Барто:
Зайку бросила хозяйка. Под дождем остался зайка.
Со скамейки слезть не смог. Весь до ниточки промок.
Посмотрите, ребята, какой зайка мокрый, грустный, одинокий. Давайте его пожалеем.
Воспитатель помогает подобрать ласковые, утешительные слова: не плачь, зайка, мы тебя любим, какой ты хороший. Посмотрите, Зайка заулыбался, стал веселым.
Вот бы Зайке поиграть. Воспитатель предлагает сделать Зайке друга из салфеток.
Воспитатель кладет перед детьми салфетки, показывает силуэт зайца:
- Посмотрите, вот зайка, нужно сделать ему красивую шерстку.
Педагог отрывает кусочек салфетки, скатывает его в ладонях, полученный шарик прикладывает к силуэту зайца, затем предлагает детям сделать много таких шариков.
Воспитатель наклеивает сделанные детьми шарики на лист картона. Воспитатель поощряет детей. Какой замечательный Зайка у нас получился!
Воспитатель предлагает детям потанцевать, повеселится с зайцами.
Зайка, Зайка, попляши
Свои лапки покажи
Стал наш заинька плясать
Малых деток забавлять
Дети выполняют движения под музыку.
Дети прощаются с Зайцем.
«Мишка» (коллективное занятие с использованием нетрадиционной техники «закрашивание крупой»)
Программное содержание: познакомить детей со стихотворением А. Барто «Мишка». Учить эмоционально проговаривать фразы. Воспитывать способность переживать и сочувствовать. Помочь детям найти средства выражения образа в мимике, жестах, интонации. Развивать мелкую моторику рук, координировать движения.
Материал: игрушка – мишка с оторванной лапой, шишки по количеству детей, корзинка, гречка, рис, лист картона с контурным изображением медведя, клей, салфетки.
Ход занятия:
Дети заходят в группу и видят лежащего на полу медведя. Воспитатель поднимает игрушку и предлагает детям послушать про Мишку. Дети рассаживаются вокруг воспитателя. Воспитатель читает стихотворение:
Уронили Мишку на пол
Оторвали Мишке лапу
Все равно его не брошу
Потому что, он хороший!
Воспитатель предлагает детям пожалеть Мишку, покачать, погладить, проговаривая фразы: «Ты хороший, я тебя не брошу».
Затем воспитатель спрашивает детей, как можно помочь Мишке. Полечить.
Воспитатель пришивает Мишке лапу. (К оторванной заранее пришивается две тесемочки, которые можно легко завязать – лапа «пришита»). Теперь наш Мишка здоров.
Чтобы Мишку развеселить, давайте поиграем с ним.
Игра «Мишка косолапый»
После игры воспитатель предлагает детям сделать Мишке друга, чтобы он мог с ним играть, когда детей не будет.
Дети идут к столам, на которых в тарелках лежит гречка, рис и лист картона с контуром медведя. Воспитатель наносит клей на контуры медведя, и показывает детям, как нужно посыпать крупу на клей. Когда мишка из крупы готов, воспитатель хвалит детей, проводя анализ занятия: «Какие вы молодцы! Мишке помогли. Лапу ему вылечили. Посмотрите, как наш мишка повеселел, потому, что рядом с ним теперь есть друг. Вы хорошо потрудились!»
Итоговое занятие «Новая книжка»
Программное содержание: развивать элементарные навыки фразовой речи. Способствовать усвоению существительного с обобщающим значением «игрушки». Закреплять умения действовать по слову воспитателя, стимулировать интерес к подвижным играм. Учить детей наклеивать готовые формы на лист бумаги. Развивать имитационные способности детей. Создать новую книжку. Воспитывать бережное отношение к книгам. Воспитывать навыки сотрудничества.
Материалы: изготовленные совместно с воспитателем листы для новой книжки с пробитыми отверстиями, шнурок, игрушки: заяц, лошадь, медведь, готовые формы с изображением игрушек, клей, салфетки, лист картона.
Ход занятия:
Отгадайте-ка ребята
Кто пришел к нам поиграть
Отгадайте-ка, ребята
Постарайтесь их назвать
Прыгает ловко. Любит морковку. (Зайчик)
Воспитатель показывает картинку зайца, сделанную детьми совместно с воспитателем.
А мы знаем стихотворение про зайчика. Воспитатель рассказывает стихотворение «Зайка».
Он копытами стучит. Громко «Иго-го» кричит. (Лошадка)
Правильно, лошадка. А мы про лошадку тоже стихотворение знаем.
Он косолапый. По лесу идет. Шишки собирает. Песенки поет. (Мишка)
Ребята, мишка, зайка, лошадка – это игрушки. Скажите, что это? (Хоровые и индивидуальные ответы)
Воспитатель говорит детям, что у него есть еще много картинок, на которых нарисованы игрушки.
Выбирайте, какие вам нравятся. У каждого спрашивает: «Что у тебя? Да, у тебя мячик». Затем дети проходят за столы и наклеивают готовые формы на лист картона. Воспитатель говорит, что из наших картинок можно сделать красивую книжку. В заранее проделанные дырочки в страницах книги продеваем шнурок и завязываем узелок.
Посмотрите, у нас получилась новая книжка!
Ребята, книжки нужно беречь, картинки смотреть аккуратно, читать книжку можно за столом. Страницы не рвать! Давайте, найдем место книжке на нашей полке.
Воспитатель просит детей показать, где живут наши книжки. Подходят к полке.
Воспитатель предлагает посмотреть, все ли наши книжки аккуратные, нет ли порванных книжек. Вместе с воспитателем дети отбирают порванные или мятые книжки Педагог просит взять их домой, и «вылечить» книги вместе с мамой и папой.
Материально-техническое обеспечение
Демонстрационный материал: портрет А. Барто, книги А. Барто, иллюстрации игрушек, картины для рассматривания – «Дети играют в кубики», «Мяч» (Е. Батурина)
Методическое обеспечение:
1. Гербова В. В. Развитие речи в первой младшей группе. М. : Мозаика – Синтез, 2013
2. Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. М. : Мозаика – Синтез, 2012.-128с.
3. Интернет – ресурсы
4. Колдина Д. Н. Лепка и рисование с детьми 2-3 лет. Конспекты занятий. - М. : Мозаика – Синтез, 2008.-58с.
5. Познание предметного мира: комплексные занятия. Первая младшая группа/автор – сост. Ефанова З. А. - Волгоград: Учитель, 2013.- 87с.
6. Тимофеичева И. В., Оськина О. Е. - Ладушки. Развивающие игры-занятия для детей раннего возраста. Конспекты занятий / Под ред. Воровщикова С. Г. ,-М. :УЦ “Перспектива”, 2013.-96с.