МААМ-картинки

Развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста через театрализованную игру

Наталья Пименова
Развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста через театрализованную игру
▼ Скачать + Заказать документы

Введение.

Дошкольное детство - короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.

Основной вид деятельности детей дошкольного возраста - игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра - это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта.

Публикация «Развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста через театрализованную игру» размещена в разделах

Театрализованные игры – самый короткий путь к эмоциональному раскрепощению ребенка, развитию творческих способностей, его личности в целом. Малыши, даже не умеющие говорить, с легкостью заменяют слова мимикой и жестами.

Игра - наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций.

Театрализованная игра является эффективным средством социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения и участия в игре. В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие : дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроения. Наконец, театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка.

Велика роль театрализованной деятельности и в речевом развитии ребенка. Театрализованные игры детей способствуют активизации разных сторон их речи - словаря, грамматического строя, диалога, монолога, совершенствованию звуковой культуры.

Связная речь – результат общего развития речи, показатель не только речевого, но и умственного развития ребенка (Л. С. Выготский, Н. И. Жинкин, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин и др.).

Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребёнка позволяет использовать их как сильное ненавязчивое педагогическое средство, так как сам малыш испытывает при этом удовольствие и радость.

Актуальность работы

Речь является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А мы взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. Это необходимое условие формирования личности ребенка. В современном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие.

В активизации коммуникативных способностей детей дошкольного возраста играет огромную роль театрализованные игры. Театрализованные игры один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на их территории. Вступая в мир детства игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей.

Театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Театрализованные игры детей способствуют активизации разных сторон их речи – словаря, грамматического строя, диалога, монолога, совершенствования звуковой стороны речи. Театрализованные игры очень увлекает детей. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко, чтобы его все поняли. Дети быстро запоминают слова всех персонажей, часто импровизируют. Речь становится более выразительной, грамотной. Дети начинают использовать новые слова, пословицы, поговорки из сценария.

Предпосылкой возникновения данного опыта стала волнующая и интересующая меня проблема: недостаточно хорошо развитые коммуникативные способности детей моей группы, выразительность и эмоциональность речи.

Теоретический аспект развития коммуникативных способностей через театрализованную игру.

Коммуникативные навыки и общение как таковое – многоплановый процесс, необходимый для организации контактов между людьми в ходе совместной деятельности.

Под общением понимается информационное, эмоциональное и предметное взаимодействие, в процессе которого реализуются, проявляются и формируются межличностные взаимоотношения.

Успешное развитие коммуникативных способностей - это часть социальной компетентности, означающей готовность ребенка и к встрече с новыми социальными ситуациями.

Театрализованная игра обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, активизирует словарь, способствует нравственно-этическому воспитанию каждого ребенка.

Воспитательные возможности театрализованных игр усиливаются тем, что их тематика практически не ограничена. Она может удовлетворять разносторонние интересы детей (литературные, музыкальные). Разнообразие тематики, средств изображения, эмоциональных театрализованных игр дают возможность использовать их в целях всестороннего воспитания личности.

Воспитательные, развивающие и образовательные возможности театрализованной игры широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело, поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, грамматический строй, выразительность.

Театрализованные игры позволяют ребёнку приобщаться к достижениям истории культуры и, осваивая их, становиться культурным человеком. Самодеятельность ребёнка служит развитию его творческих способностей в процессе освоения культуры. Театрализованная игра, имеет огромную педагогическую ценность, состоящую в его познавательном, эстетическом и воспитательном значении. Увлекательность, образность, эмоциональность, динамизм театрализованных игр, которые передаются с помощью особых стилистических средств, близки психологическим особенностям детей, их способу мыслить, чувствовать, воспринимать окружающий мир и выражать своё отношение к его явлениям и событиям.

Известный всем нам писатель Джанни Родари утверждал, что «именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать – вот, что необходимо ребёнку».

Детское творчество и развитие коммуникативных способностей— одна из актуальных проблем дошкольной педагогики и детской психологии. Ее исследовали Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Л. И. Венгер, Н. А. Ветлугина, Б. М. Теплов, О. М. Дьяченко, А. И. Волков и многие др.

Я считаю, что содержание театрализованных игр должно включать в себя:

• игры по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной);

• игры по социально-эмоциональному развитию детей, коррекционно-развивающие игры;

• игры и упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика); задания для развития речевой интонационной выразительности;

• игры-превращения («учись владеть своим телом», образные упражнения;

• игры и упражнения на развитие детской пластики;

• пальчиковый игротренинг для развития моторики рук, необходимой для свободного кукловождения;

• игры и упражнения на развитие выразительной мимики, элементы искусства пантомимы;

• хороводные игры;

• подвижные игры с героями.

Театрализованную игру делят на две группы : драматизации и режиссерские.

Существует несколько видов игр-драматизаций дошкольников.

-Игры-драматизации с пальчиками.

-Игры-драматизации с куклами бибабо.

-Импровизация. Это разыгрывание сюжета без предварительной подготовки.

-Настольный театр игрушек. Используются игрушки, поделки, которые устойчиво стоят на столе и не создают помех при передвижении.

-Настольный театр картинок. Персонажи и декорации – картинки.

-Стенд-книжка. Динамику, последовательность событий изображают при помощи сменяющих друг друга иллюстраций.

-Фланелеграф. Картинки или персонажи выставляются на экран.

-Теневой театр. Для него необходим экран из полупрозрачной бумаги, черные плоскостные персонажи и яркий источник света за ними, благодаря которому персонажи отбрасывают тени на экран. Изображение можно получить и при помощи пальцев рук. Показ сопровождается соответствующим звучанием.

В режиссерской игре ребенок не является действующим лицом, действует за игрушечный персонаж, сам выступает в роли сценариста и режиссера, управляет игрушками или их заместителями. Эту самостоятельность в придумывании сюжета считают особенно важной для дальнейшего формирования игры и воображения.

Применение театрализованных игр.

В своей практике я широко применяю театрализованные игры. Речь у детей и коммуникативные способности формируются в дошкольном возрасте, поэтому театрализованные игры стали увлекательным занятием, которые эмоционально раскрасили мир детей.

В душе каждого ребёнка таится желание свободной театрализованной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты. Именно это активизирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь. А переоценить роль родного языка, который помогает людям – прежде всего детям – осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения,- невозможно. С. Я. Рубинштейн писал: «Чем выразительнее речь, тем больше в ней выступает говорящий, его лицо, он сам». Такая речь включает в себя вербальные (интонация, лексика и синтаксис) и невербальные (мимика, жесты, поза) средства.

В последнее время возросла потребность к овладению способами общения в процессе обучения и воспитания, усилилась необходимость в освоении растущим человеком способов коммуникативного взаимодействия.

Театрализованная игра — сфера активного развития коммуникативных умений у детей, предоставляющая свободный выбор разнообразных общественнозначимых ролей и положений, обеспечивающая игровой деятельностью. Воспитательное значение театрализованной игры многообразно и позволяет решать разнообразные задачи, является проявлением социальной активности ребёнка.

Практическая значимость работы определяется возможностью применения полученных данных в работе педагога с дошкольниками, направленных на развитие коммуникативных умений через театрализованную игру.

Неуверенные в себе дети чаще всего предпочитают кукольный театр, так как его необходимый атрибут – ширма, за которую ребенок стремиться спрятаться от зрителя. Ребёнок, преодолевший робость, обычно участвует в инсценировке, постановке спектаклей как актер драматического театра. При этом они, наблюдая друг за другом, обогащают свой личный опыт. Для детей создавалась мотивация к предстоящей деятельности : приход героя из сказки, поход в театр, и т. д.

Театрализованные игры очень важны, их можно использовать во всех образовательных областях:

В сфере познавательного развития :

-развитие разносторонних представлений о действительности;

-наблюдение за явлениями природы, поведением животных;

-обеспечение взаимосвязи конструирования с театрализованной игрой для развития пространственных представлений, творчества, интеллектуальной инициативы;

-развитие памяти, предвосхищающего воображения, обучение умению планировать свои действия для достижения результата.

В сфере социально-коммуникативного развития :

-формирование положительных взаимоотношений между детьми в процессе совместной деятельности;

-воспитание культуры познания взрослых и детей;

-воспитание эстетически ценных способов общения в соответствии с нормами и правилами жизни в обществе;

-развитие эмоций.

В сфере речевого развития :

-содействие развитию монологической и диалогической речи;

-обогащение словаря, образных выражений, сравнений, эпитетов, синонимов, антонимов;

-овладение выразительными средствами общения.

В сфере художественно-эстетического развития :

- приобщение к высокохудожественной литературе;

- развитие таких форм воображения, в основе которых лежит интерпретация литературного образа;

-приобщение к совместной дизайн - деятельности по моделированию элементов костюма, декораций, атрибутов;

-создание выразительного художественного образа;

-развитие пространственного воображения как основы проектного мышления, творческого замысла, прогнозирование результата;

-организация коллективной работы при создании многофигурных сюжетных композиций;

-обучение самостоятельному нахождению приемов изображения, материалов.

В сфере развития движений :

-согласование действий и сопровождающей их речи;

-развитие умения воплощать в творческом движении настроение, характер, и процесс развития образа;

-поддержка становления музыкально-двигательной импровизации в этюдах, выразительного исполнения основных видов движений.

Важным условием успешного применения театрализованных игр на речевых занятиях являлась также речевая активность самих детей на основе подражания образцу. Она выражалась в повторении одних и тех же звуков, звукосочетаний, слов

Одной из важнейших особенностей данных занятий является включение в работу всех детей. На занятиях создавалась атмосфера доброжелательности, взаимного доверия, уважительного отношения друг к другу. Ребенок только тогда может творить, когда чувствует доброжелательное отношение к себе своих сверстников и взрослых.

Даже замкнутые дети с низкими речевыми способностями принимали активное участие в них. Практика показала, что одним из эффективных методических приемов являются коллективные задания типа: «Ребята, сейчас мы с вами на лугу и все мы бабочки – летим собирать нектар!» или «Мы – хитрые лисоньки». Моментально группа наполнялась ожившими персонажами. Пассивных не было – все дети изображали злого волка, смелого петуха, хитрую лису и т. д. А использование костюмов, различных шапочек, масок животных делали игру эмоциональней и искренней.

Использование на занятиях театрализованных игр, как основную форму развития речевых умений у детей дошкольного возраста доказало эффективность в обучении детей средствам речевой выразительности. Каждое занятие направлено на поиск и использование средств воплощения замысла. Например, прием превращения дает ребенку возможность «превратить» себя, других детей, любой предмет в кого или во что угодно. «Вокруг себя повернись и в деревья превратись». Эти упражнения помогают лучше понять сущность вещей, учат владеть телом и развивают воображение. Этюды на взаимодействие с товарищем, с группой, с предметом или воображаемым предметом, с самим собой, с окружающим пространством. Они развивают умение не только отстаивать свое мнение, но и уступать другим ради общего дела, находить единомышленников, приносить радость человеческого единения.

При организации занятия с помощью куклы создавалась игровая мотивация продуктивной деятельности детей, давалась "от лица куклы" адекватная оценка продукта деятельности ребенка без риска вызвать его обиду или сопротивление. Занятия чаще проводились как показ кукольного спектакля, когда персонажи рассказывают сами. С помощью куклы (игрушки) корректируются реальные ситуации, где произошли нарушения моральных норм, показываются «со стороны» последствия и переживания участников. Кукла помогает установить контакт с ребенком, особенно закрепощенным, эмоционально зажатым. Из опыта работы выясняется, что маленькая кукла вызывает меньше страха и опасений, с ней ребенок быстрее идет на контакт.

Для проведения большинства игр не нужно специальные оборудования. Самое главное – это желание играть и немного фантазии, и тогда все, что нас окружает может превратиться в какие угодно сказочные элементы.

С уверенностью можно сказать, что применение театрализованных игр на занятиях повышает эффективность педагогического процесса, а также способствуют развитию речи, памяти, мышления. Проведение таких занятий помогает каждому ребенку проявить свои умения, склонности к творчеству, быстрее и качественнее усвоить материал.

Технология опыта

Театрализованные игры помогаю наладить общение друг с другом. Общение в ходе игры позволяет проявить ребёнку свою индивидуальность, показать свои возможности.

Целью опыта является: создание условия для развития речи и коммуникативных способностей детей через театрализованные игры.

Поставленную цель реализую через решение следующих задач:

1. Воспитать интерес к различным видам игровой театральной деятельности.

2. Формировать основные навыки актерского мастерства (умение принимать на себя роль и действовать в соответствии со сценарием, строить монолог, диалог от имени своего героя).

3. Развивать все компоненты, функций и формы речевой деятельности.

4. Совершенствовать познавательные процессы.

5. Воспитывать культуру поведения в театре.

6. Пополнить словарный запаса детей.

7. Развивать зрительское и слуховое внимание, память, наблюдательность, находчивость, фантазию, воображение, образное мышление.

Для решения задач были использованы следующие средства работы:

• Артикуляционная гимнастика

• Чистоговорки и скороговорки

• Пластические этюды

• Мимические этюды

• Загадки (с использованием зонта сказочных воспоминаний)

• Упражнения на воображение

• Упражнения на напряжение и расслабление мышц

• Упражнения на имитацию движений

• Упражнения на активизацию словарного запаса

• Упражнения на интонационную выразительность

• Упражнения на формирование разговорной речи

• Упражнения на отбивание ритма

• Упражнения на речевое дыхание

• Игры со словами и без слов

• Хороводные игры

• Подвижные игры с героями

• Обыгрывание эпизодов

• Инсценирование сказок, потешек, стихов

Основные требования к организации театрализованных игр :

• Содержательность и разнообразие тематики.

• Постоянное включение театрализованных игр во все формы педагогического процесса, что делает их такими же необходимыми для детей, как и сюжетно-ролевые игры.

• Максимальная активность детей на этапах и подготовки, и проведения игр.

• Сотрудничество детей друг с другом и с взрослыми на всех этапах организации театрализованной игры.

• Последовательность и усложнение содержания тем и сюжетов, избранных для игр, соответствуют возрасту и умениям детей.

В своей работе я придерживалась следующих принципов:

- нельзя заставлять малыша ; увлечь его, заинтересовать- вот главная задача;

- поддержать малейшие успехи;

- недопустим раздражительный тон;

- доброжелательность, сюрпризность - эффективное средство в игре;

- выражать восхищение мимикой интонацией, движением - это артистизм воспитателя.

Проанализировав методики Т. А. Дроновой, Л. В. Артёмовой, Петровой Т. И. и др., и исходя из собственных возможностей, переработав материал, я выбрала те разделы, которые по сложности соответствуют возможностям детей моей группы.

Собрав большую картотеку игр и изучив их, я составила перспективный план. Дети с удовольствием воспринимали все игры, с которыми я их знакомила.

Одной из важнейших задач по работе с педагогами является согласованность действий воспитателей и музыкального руководителя. С этой целью проводились следующие мероприятия:

-мастер-классы и выступления для педагогов в рамках проблемного семинара "Жесты как важное средство выразительности", "Культура и техника речи", "Ритмопластика", "Игры на действия с воображаемыми предметами или на память физических действий",

-памятка "Оснащение театрализованного уголка в разных возрастных группах.

Большое значение для развития коммуникативных способностей детей способствует установившийся контакт педагогов с родителями наших воспитанников. Я стремимся достичь таких отношений, когда мамы и папы небезучастны к творчеству детей, а становятся активными союзниками и помощниками воспитателя. Многие родители участвуют в создании декораций, изготавливают вместе с ребятами костюмы, помогают в заучивании текстов ролей. Одной из интересных форм работы является привлечение родителей для участия в театрализованных представлениях в качестве актеров. Родители привлекаются и к работе над кукольной театрализацией. Целенаправленно совместно с детьми родители читают произведения, просматривают видеофильмы, посещают театры. Все это способствует расширению кругозора, обогащает внутренний мир, а главное - учит членов семьи взаимопониманию, сближает их. Для проведения эффективной работы в домашних условиях с родителями проводились:

Практикум: "Увлекательный досуг семьи дома"(с использованием театрализованных игр)

Мастер -классы: "Изготовление масок и декораций", "Работа над литературным текстом для его использования в театрализации".

Круглый стол: "Научим детей пересказу" (с элементами театрализованных игр)

Совместная деятельность в музыкально-игровых досугах, в проектах.

Индивидуальные беседы.

Совместные посещения спектаклей.

Результативность работы

Анализ проведенной работы показал, что разработанная система использования театрализованной игры в детском саду оказалась эффективной и способствовала развитию коммуникативных способностей детей, творческой активности.

У детей совершенствовались познавательные процессы, пополнился словарный запас, включая все компоненты, функции и формы речевой деятельности. Развились зрительское и слуховое внимание, память, наблюдательность, фантазия, воображение, образное мышление.

Новизна опыта

Своеобразие и новизна моего опыта состоит в использовании театрализованной игры в образовательном процессе ДОУ в нетрадиционных занятиях, а не только в виде развлечений, праздников, игр-драматизаций в свободной деятельности детей. Применение театрализованной игры как образовательного инструмента расширяет возможности обучения детей, позволяет надолго удерживать внимание ребенка. Поскольку нетрадиционное занятие строится на принципах:

- постоянная обратная связь,

- диалогизация образовательного процесса,

- оптимизация развития (активная стимуляция)

- эмоциональный подъем,

- добровольное участие (свобода выбора,

- погружение в проблему,

- свободное пространство, гармонизация развития.

Новизна опыта состоит в заимствовании и комбинировании элементов известных методик Артёмовой Л. В. "Театрализованные игры дошкольников", Т. Н. Дроновой "Играем в театр", Петровой Т. И. "Театрализованные игры в детском саду", нацеленных на развитие коммуникативных способностей детей, выразительность и связность речи и познавательных процессов, что способствует развитию личности ребёнка в целом.

Адресная направленность

Данный опыт можно использовать в дошкольных образовательных учреждениях воспитателям, музыкальным руководителям при реализации образовательной программы в разных образовательных областях. А также родителям в проведении досуга в домашних условиях и приобщения детей к театрализованной деятельности.

Публикации по теме:

Развитие речи детей старшей группы через театрализованную игру. Конспект НОД «В гости к Лесовичку» Название: «В гости к Лесовичку». Цель: Развитие речи детей с помощью театрализованной игры и формирование у детей интереса к игре - драматизации.

Мастер-класс «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность» Театрализованная деятельность в детском саду – это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности.

Презентация «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность» Тема проекта: «Развитие творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности» Театр – средство эмоционально- эстетического.

Фотоотчёт о проделанной работе «Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность»Фотоотчёт о проделанной работе «Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность» Цель: Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность. Задачи: Побуждать в душе каждого.

Консультация для педагогов «Развитие музыкальных способностей детей через театрализованную деятельность» РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Для осуществления данной цели делаем следующие.

Представление педагогического опыта «Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность» Представление педагогического опыта «Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность» Представление педагогического.

Развитие коммуникативных качеств у детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность Яковлева Надежда Петровна, воспитатель МАДОУ №29 «Сказка» Развитие коммуникативных качеств у детей старшего дошкольного возраста через.

Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельностьРазвитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность Цель педагогической деятельности - развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности.

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность Статья на тему: «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность». Подготовила воспитатель.

Самообразование «Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность» Самообразование. воспитателя Шелудковой Натальи Александровны Тема: «Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста через театрализованную игру
Опубликовано: 2 октября 2019 в 19:32
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста через театрализованную игру» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Пименова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД