Ольга Садливская
Проект «Играем в экономику»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Паспорт проекта
Продолжительность проекта: долгосрочный (ноябрь 2016 – апрель 2017гг).
Тип проекта: информационно – практико – ориентированный.
Участники: дети старшей группы, педагоги детского сада, родители.
Возраст детей:5-6 лет
Форма проведения: НОД воспитателя с детьми, беседы, наблюдения, экскурсии, чтение художественной литературы, дидактические и экономические игры, сюжетно-ролевые игры, дискуссии, выставки поделок, коллекций, ручной труд.
Публикация «Проект „Играем в экономику“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Проекты. Проектная деятельность
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Проекты, планы, тематические недели
- Финансовая грамотность. Экономические игры и пособия
- Темочки
Продукт проектной деятельности:создание системы работы по развитию экономической грамотности у дошкольников.
Форма представления: презентация.
2. Актуальность проекта.
Приобщение ребенка к миру экономической действительности – одна из наиболее сложных и одновременно важных проблем. Современным дошкольникам предстоит жить в веке сложных экономических и социальных отношений. Экономическое воспитание детей дошкольного возраста не только приближает их к реальной жизни, обучает ориентироваться в происходящем, но и формирует деловые качества личности. Человек не рождается экономически грамотным, он им становиться в результате целенаправленного воспитания. Поэтому очень важно начинать это воспитание как можно раньше.
3. Проблема.
Отсутствие элементарных экономических знаний мешает детям осознавать на доступном уровне взаимосвязь понятий «труд – продукт – деньги».
4. Гипотеза.
Создание условий для формирования экономических знаний у детей будет способствовать воспитанию финансовой грамотности.
5. Условия реализации проекта:
создание развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с темой проекта;
взаимодействие всех участников образовательных отношений;
подбор наиболее эффективных методов и приемов, направленных на формирование экономического познания;
индивидуальный подход к ребенку сообразно его уровню развития, биологическому и психологическому возрасту.
6. Цель проекта: создание условий для формирования экономического познания у воспитанников.
7. Задачи проекта:
с детьми:
формировать представление детей о финансовых отношениях;
обогащать активный словарь экономическими терминами и названиями;
формировать экономическое мышление через знакомство с экономическими понятиями;
расширять коммуникативные умения и навыки обращения с деньгами;
развивать аналитическое мышление;
воспитывать самостоятельность, инициативность, бережливость;
способствовать становлению ценностных жизненных ориентаций.
с родителями:
повышать педагогическую культуру семейного воспитания по теме проекта;
привлечь семьи воспитанников к участию в образовательном процессе на основе педагогического сотрудничества;
продолжать формировать партнерские отношения между родителями и педагогами.
с педагогами:
установить эмоциональный контакт со всеми участниками проекта;
разработать методические рекомендации по организации образовательного процесса в рамках экономического воспитания детей для педагогов, повысить их профессиональную компетенцию в данном вопросе;
пополнить предметно-пространственную среду по теме проекта.
8. Принципы построения проекта:
индивидуальный подход;
коллективное взаимодействие;
создание условий для стимулирования интересов детей;
учет возрастных и личностных особенностей;
систематичность;
наглядность и практическое применение.
9. Результаты анкетирования детей на начало проекта:
Анализ ответов показал, что дети могут объяснить поверхностно, что такое деньги, кем работают родители, но затруднились ответить на более глубокие вопросы – откуда берутся деньги, зачем трудятся родители и для чего нужна копилка.
10. Результаты анкетирования родителей воспитанников на начало проекта:
В большинстве случаев родители не знают какие экономические знания необходимы детям в данном возрасте.
11. Ожидаемые результаты реализации проекта:
углубление знаний детей об экономических отношениях;
пополнение активного словаря экономическими терминами и названиями;
развитие познавательной активности, любознательности, аналитического мышления, коммуникативных навыков дошкольников в ходе организации совместной деятельности;
накопление методического материала по вопросам экономического воспитания;
насыщение предметно-пространственной среды материалами, пособиями, атрибутами для игр;
повышение педагогической компетенции родителей по теме проекта;
обобщение педагогического опыта по экономическому воспитанию дошкольников.
12. Этапы проекта
1 Этап - Подготовительный
формулировка цели и задач проекта, постановка проблемы;
разработка содержания проекта;
подбор художественной литературы и изучение интернет-ресурсов по теме проекта;
анализ и организация предметно-пространственной среды,
разработка анкет для детей и родителей;
подборка материала потема проекта для детей и родителей;
разработка конспектов НОД по теме.
2 этап - Основной:
реализация запланированных мероприятий;
использование разнообразных форм взаимодействия с детьми и родителями воспитанников;
привлечение родителей к работе по реализации проекта;
насыщение предметно-пространственной среды группы.
3 этап - Результативный:
подведение итогов по результатам деятельности в ходе реализации проекта;
систематизация материала;
презентация проекта с оформлением практических материалов;
выставки выполненных совместных работ взрослых и детей, выставки коллекций, оформление альбомов;
совместное досуговое мероприятие «Буратино в гостях у ребят» и др.
13. Мероприятия проекта:
С детьми
1. Анкетирование. В начале и конце проекта
2. Чтение художественной литературы по теме проекта. Пополнение «Центра речевого развития» в группе.
3. Беседы на темы: «Потребности человека», «Труд и товар», «Обмен и деньги», «Бюджет семьи», «Знаете ли вы экономику?».
4. Пополнение предметно-пространственной среды группы.
5. Дидактические игры по теме проекта. Картотека игр.
6. Экономические настольно- печатные игры.
7. Разучивание пословиц и поговорок о деньгах, богатстве, труде, бережливости. Оформление картотеки пословиц и поговорок.
8. Экономические игры с решением проблемной ситуации. Оформление картотеки экономических игр.
9. Экономический словарика юного бизнесмена.
10. Пополнение предметно-пространственной среды группы.
11. Выставка детских работ из пластилина.
12. НОД с детьми по всем образовательным областям.
НОД по познавательному развитию «Крош в гостях у ребят».
НОД ручной труд «Уроки Гнома Эконома».
НОД по речевому развитию «Путешествие в загадочную страну».
13. Экскурсия на рынок. Экскурсия в магазин продуктов.
14. Игра-занятие по математике «Как медвежонок Мишка малину продавал».
15. Развлечение «Буратино в гостях у ребят».
С родителями
1. Анкетирование родителей «Экономическое воспитание ребенка в семье».
2. Дискуссия «Ребенок и деньги»
3. Информационные папки-передвижки, памятка «Как приучить ребенка к разумному обращению с деньгами».
4. Консультация «Как воспитать финансовую грамотность у ребенка».
5. Памятка «Экономическое воспитание дошкольника»
6. Совместное творчество детей и родителей «Купюра нашей семьи».
7. Изготовление книжек-малышек «История одной покупки».
С педагогами:
1. Интервью по теме проекта.
2. Консультация «Экономическое воспитание детей».
3. Памятка для педагогов «Экономическое воспитание старших дошкольников»
4. Информационная папка-передвижка.
5. Выступление на педсовете «Отчет о реализации проекта». Презентация проекта.
14. Выводы по результатам бесед с детьми по окончанию проекта.
Анализ ответов детей на конец проекта показал, что 90% детей могут правильно ответить на любой вопрос анкеты, прокомментировать его. 10% детей на некоторые вопросы смогли ответить с помощью воспитателя.
Есть понимание элементарных финансовых отношений и их практического применения.
15. Результаты анкетирования родителей по окончанию проекта.
После окончания проекта увеличилось число родителей, повысивших компетентность в вопросах экономического воспитания дошкольников.
16. Результаты проекта:
накоплен и систематизирован методический материал по вопросам экономического воспитания;
пополнен активный словарь детей экономическими терминами и названиями;
насыщена предметно-пространственная среда материалами, пособиями, картотеками;
деятельность по реализации проекта повлияла на развитие познавательной активности, аналитического мышления, коммуникативных навыков;
значительно вырос интерес родителей к мероприятиям, проводимых в детском саду;
обобщен педагогический опыт по экономическому воспитанию дошкольников;
установлен эмоциональный контакт со всеми участниками проекта.
17. Выводы:
участие в проектной деятельности детей увеличило познавательную активность. Дети получили не только новые знания, но и приобрели навыки грамотного, сознательного отношения к финансовым вопросам;
результат работы по проекту показал, что у детей сформировано элементарное экономическое мышление, восприятие и оценка окружающего мира, как результата труда людей;
совместная проектная деятельность помогла родителям освоить некоторые педагогические приёмы, необходимые в семейном воспитании, объективно оценивать возможности своих детей и сотрудничать с ними, как с равноправными партнерами.