Лариса галимшина
Проект «Играем — речь развиваем»
▼ Скачать + Заказать документы
МБОУ «Шадейская средняя общеобразовательное школа»
структурное подразделение для детей дошкольного возраста
УТВЕРЖДАЮ:
Заместитель директора по ДО
___ А. В. Кожевникова
«___»___ 2017г
Проект
«Играем – речь развиваем»
Разработали воспитатели:
Л. П. Галимшина
Ю. Н. Чухловина
Тип проекта : Игровой
Авторы проекта : воспитатели группы Л. П. Галимшина, Ю. Н. Чухловина
Масштаб: долгосрочный (1 год)
Участники проекта :
Публикация «Проект „Играем — речь развиваем“» размещена в разделах
- Воспитатели: Л. П. Галимшина (без категории) Ю. Н. Чухловина (1 категория)
- музыкальный руководитель Г. В. Сидегова
- родители воспитанников 2-ой группы раннего возраста
Целевая группа: дети 2-ой группы раннего возраста 21 ребёнок (2-3 года)
Обоснование
В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте (ФГОС) «Речевое развитие» выделена как основная образовательная область, которая является основанием для развития всех видов деятельности. Это общение, познание, познавательно - исследовательская и игровая деятельность. Главная задача речевого развития ребёнка дошкольного возраста – это владение правилами языка и нормами, которые должны определяться для каждого возраста, а так же развития их коммуникативных способностей.
В речевом развитии ребёнка раннего возраста (2-3 года, главным является стимулирование его активной речи. Это достигается за счет обогащения словарного запаса, интенсивной работы по усовершенствованию артикуляционного аппарата, а также расширения зоны общения со взрослыми. Поэтому дети должны быть окружены такой атмосферой, в которой они могут рассматривать, сравнивать, изучать, играть, трудиться и результаты своей деятельности отражать в слове. Именно в этот период нужно приучать ребенка самостоятельно пользоваться словами, стимулировать его речевую активность и познавательные интересы. Ранний возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, для пробуждения интереса ко всему, что нас окружает. Поэтому задача обогащения словаря и активизации речи детей должна решаться ежеминутно, ежесекундно, постоянно звучать в беседах с родителями, пронизывать все режимные моменты.
Актуальность:
Из наблюдений за детьми и изучая данные мониторинга развития детей, выявлено, что с каждым годом ситуация ухудшается.
Проблема детей раннего возраста, пришедших из дома в детский сад, это недостаточно развитая речь. В группе дети одного возраста имеют различный уровень речевого развития. Но вопросы развития правильной речи у детей раннего возраста актуальны, т. к. развитие речи является одной из важнейших задач воспитания детей. Благодаря речи малыш познает окружающий мир, накапливает знания, расширяет круг представлений о предметах. При помощи речи выражает свои потребности, высказывает свои чувства и переживания. В процессе развития речи ребенок овладевает языком. Наша задача — помочь детям развивать речь. Речь можно развить различными способами: устная форма, мелкая моторика, а также при помощи игры. Игра — основной вид деятельности ребенка, она оказывает многогранное влияние на психическое развитие ребенка. В игре дети овладевают новыми навыками и умениями, знаниями. Только в игре осваиваются правила человеческого общения. Вне игры не может быть достигнуто полноценное нравственное и волевое развитие ребенка, вне игры нет воспитания личности.
Цель проекта : Развитие речевой активности и коммуникативных способностей детей раннего возраста через игровую деятельность.
Задачи проекта :
1. Повышать речевую активность детей.
2. Обогащать и активизировать словарь детей.
3. Развивать мелкую моторику рук.
4. Развивать воображение, творческие способности.
5. Воспитывать умение детей играть в коллективе.
6. Способствовать активному вовлечению в совместную деятельность всех участников образовательных отношений в условиях детского сада и семьи.
Стратегия реализации проекта :
Первый этап:
1. Изучение литературы по развитию речи.
2. Разработка перспективного плана по работе с детьми.
3. Создание в группе развивающей среды в соответствии с возрастом и ФГОС.
4. Оформление папок передвижек в родительском уголке.
5. Проведение родительских собраний, консультаций, индивидуальных бесед (см. в приложении перспективный план)
Второй этап:
1. Рассматривание иллюстраций по сезонам, по лексическим темам.
2. Слушание потешек, чистоговорок, сказок и т. п.
3. Активное участие детей: в занятиях по развитию речи, играх-драматизациях, пальчиковых играх, пальчиковых играх с нетрадиционным оборудованием, играх с разработанными дидактическими пособиями и т. п. (см. в приложении перспективный план)
Третий этап:
1. Повышение речевой активности детей в самостоятельной деятельности
2. Использование различных игр в самостоятельной деятельности.
3. Организация и проведение досугов, развлечений совместно с родителями.
Необходимые условия для реализации проекта :
Материально-технические:
1. Детские книжки с иллюстрациями к потешкам, народным сказкам
2. дидактические игрушки, музыкальные игрушки, игрушки-забавы.
3. Дидактические игры по развитию речи (купить или по возможности сделать своими руками)
Методические:
• Самые маленькие в детском саду. Журнал. – Линка-Пресс, 2013.
• Елецкая О. В., Варенина Е. Ю. День за днём говорим и растём (пособие по развитию детей раннего возраста). – ТЦ Сфера, 2005.
• Павлова Л. Н. Воспитание и обучение детей раннего возраста. – М. : Просвещение, 1986.
• Рисование с детьми дошкольного возраста / Под ред. Р. Г. Казаковой. – М, 2013г.
• Развивающие игры с малышами до 3-х лет/Сост. Т. В. Галанова. – Ярославль. 2015г.
• Нравственно-эстетическое воспитание ребёнка в детском саду / Под ред. И. А. Ветлугиной. – М,1989г.
• Гербова В. В. Занятия по развитию речи с детьми 2 — 4-х лет. – М. : Просвещение, 1993г.
• Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей. – М. : Мозаика – Синтез, 2009г.
• Арушанова А. Г., Дурова Н. В., Иванкова Р. А., Рычагова Е. С. Истоки диалог Л. К. Ладутько, «Картотеки дидактических игр и упражнений по развитию речи дошкольников», — М. : Содействие, 2015 г.
• «Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада» : В. В. Гербова, — М. : Мозаика — Синтез, 2007 – 2010 г.
• «Как хорошо уметь играть», Н. С. Юшкевич, — М. : Содействие, раздел: Развитие речи, 2014 г.
• С. Л. Новосёлова «Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста»,-М. Мозаика-Синтез 2013г.
• Развивающие игры – занятия с детьми от рождения до 3-х лет изд. Мозаика- Синтез 2014г.
• З. М. Богуславская, Е. О. Смирнова «Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста», - Ярославль. 2013г.
Психологические:
Позитивный настрой
Ожидаемый результат:
1. Возросла речевая активность детей, что положительно повлияла на самостоятельную игровую деятельность детей, дети пытаются осуществлять ролевой диалог; умение самостоятельно играть в игры.
2. Отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей на знакомство с разными видами игрушек, дети проявляли интерес и желание играть с игрушками;
3. Умение обратиться за помощью к взрослым.
4. Развитие у детей мелкой моторики рук, познавательной, речевой активности, творческих способностей.
Трансляция проекта :
• на родительских собраниях
• на педагогическом совете по развитии речи
• рекомендовать коллегам, заинтересованных этой проблемой