Приложение МААМ

Проект «Игра как средство развития речи в младшем дошкольном возрасте»

Титова Антонина
Проект «Игра как средство развития речи в младшем дошкольном возрасте»
▼ Скачать + Заказать документы

Аннотация проекта : Сегодня вопросы развития правильной речи у детей очень актуальны. Во ФГОС ДО говорится о том, что «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры, обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, фонематического слуха, знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы, формирование звуковой аналитико синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».

Публикация «Проект „Игра как средство развития речи в младшем дошкольном возрасте“» размещена в разделах

Поэтому создание проекта по развитию речи в 1 младшей группе особенно актуально.

Введение: Ранний возраст ребенка является ответственным периодом в речевом развитии, активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи : фонетической, лексической, грамматической. В этот период у детей происходит развитие внимания; проявляется интерес к окружающему миру, к игрушкам и действиями с ними. Все это ребенок может познать через дидактическую игру с помощью педагога и родителей. В процессе игры ребенок подражает речи взрослого, что способствует развитию его собственной активной речи; также во время игры обогащается пассивный словарь ребенка. Грамотная, эмоционально насыщенная речь является одним из залогов успешности человека в современном мире. Она позволит быстро и легко находить общий язык с любыми людьми, органично вписаться в любой коллектив.

Исходя из вышеизложенного, возникает необходимость уделять больше внимания к развитию речи через дидактическую игру, потешки, сказки. Ведь ранний возраст наиболее благоприятный для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи. Поэтому это задача должна решаться на протяжении всего дня, в том числе и в режимные моменты.

Актуальность проекта :

Проблема многих детей, поступивших в дошкольное образовательное учреждение, заключается в недостаточно развитой речи. Развитие речи является важнейшей задачей воспитания детей. Благодаря речи малыш учится выстраивать связи со сверстниками и взрослыми, познает окружающий мир, накапливает знания. При помощи речи выражает свои потребности, обозначает свои чувства и переживания. Для развития речи существует множество методик и способов, но самым универсальным, на мой взгляд, является развитие речи в игре.

Играя, ребенок, узнает способы манипулирования с предметами, узнает о свойствах предметов. Играя, ребенок попадает в ситуации, когда вынужден использовать в речи слова, которые ему знакомы или новые.

Данный проект поможет развить у детей устную речь, его фантазию и воображение, повлияет на духовное развитие, научит нравственным нормам.

Участники проекта : воспитанники 1 младшей группы, воспитатель, родители, инструктор по физической культуре.

Сроки реализации проекта : октябрь 2023 год – апрель 2024 год.

Цель проекта : развивать речь детей как средство общения; учить понимать речь взрослого и сверстников, используя игрушки, книги и игры; учить высказывать свою мысль, просьбу простыми предложениями. Развивать умения детей по словесному указанию находить предметы по названию, цвету, размеру; имитировать действия людей и движения животных.

Воспитывать умение объединяться группами по несколько человек для совместных игр, обращаться друг к другу по имени, используя вежливые слова, слова благодарности.

Упражнять детей отчетливо произносить звуки в словах, во время звукоподражания; способствовать в употреблении в самостоятельной речи детьми существительных, прилагательных, глаголов. Закрепить умения детей употреблять в речи предлоги.

Задачи проекта :

-целенаправленно обогащать словарь детей;

- развитие активной речи

- развивать слуховое внимание, звукоподражание, активную речь, воображение, мышление, мелкую моторику;

-развивать познавательную активность;

- побуждать детей к разнообразным действиям с предметами, направленными на ознакомление с ними;

-обогатить предметно-развивающую среду группы;

- приучать понимать речь окружающих без наглядного сопровождения

-повысить педагогическую компетентность родителей в воспитании и развитии детей младшего дошкольного возраста.

Ожидаемые результаты:

ДЕТИ:

-активизируется словарь детей, разовьются слуховое внимание, звукоподражание;

-научатся обращаться к взрослым за помощью, употребляя слова;

-научатся самостоятельно играть в игре, подбирая партнера по игре по интересам;

-научатся договариваться.

РОДИТЕЛИ:

-укрепление взаимоотношений между родителями и детским садом;

-получат необходимые знания в вопросах обучения детей развитию речи.

ВОСПИТАТЕЛЬ:

-повышение уровня знаний по теме;

-укрепление отношений с родителями.

План реализации проекта :

1 этап, подготовительный

1. Определение тематики и задач проекта;

2. Составление плана для реализации проекта

3. Изготовление атрибутов для дыхательной гимнастики;

4. Подбор дидактических игр, стихов;

5. Подбор наглядно- дидактических пособий;

6. Подготовка консультаций для родителей;

7. Изготовление родителями книжек-малышек, дидактических игр;

8. Пополнение книжного уголка.

2 этап, практический

МЕСЯЦ НАПРАВЛЕНИЕ РАБОТЫ

ноябрь 1. Консультации для родителей: «Стимулирование речи у детей раннего возраста»

2. Памятки для родителей: «13 способов научить ребенка говорить в 2-3 года»

3. П/И «Зайка серенький сидит»

4. Д/И «Собери картинку»

декабрь 1. Книжки-малышки

2. Д/И «Одень куклу на прогулку»

3. Сюжетно-ролевая игра «Покормим кошку Мурку»

январь 1. Инсценировка потешек «Мишка-косолапый», «Жили у бабуси».

2. Д/И «Собери овощи»

3. Д/И «Сложи фрукты в корзину»

4. Сюжетно-ролевая игра «Полечим мышке лапку»

февраль 1. Д/И «Кто что ест?»

2. Д/И «Домашние животные и их детеныши»

3. Сюжетно-ролевая игра «Укачаем куклу Машу спать»

4. Сюжетно-ролевая игра «В гости к мишке»

март 1. Д/И «Скажи какого цвета?»

2. Сюжетно-ролевая игра «Чудесная прическа»

3. Сюжетно-ролевая игра «Гости на пороге»

4. Инсценировка потешек «Мишка-косолапый», «Жили у бабуси»

апрель 1. Занятие по ОО «Речевое развитие» Развитие речи. Тема: «У бабушки в деревне»

2. Подведение итогов

3. Защита проекта

Ресурсы проекта :

-Логопедические карточки,

-картотека дидактических игр, сюжетно-ролевых игр,

-консультации для родителей,

-дидактические игры.

Продукт проектной деятельности : картотека дидактических игр на развитие речи дошкольников, конспект занятия, дидактические игры, альбом «Играю, речь развиваю».

Ноябрь 2023 г.

1. Д/И «Собери картинку» Цель: Совершенствовать умение детей понимать речь воспитателя; поощрять попытки детей самостоятельно осуществлять действия с предметами; закреплять понятие о том, что изображено на картинке

.

2. П/И «Зайка серенький сидит» Цель : Обогащать двигательный опыт. Приучать детей слушать текст и выполнять движения в соответствии с текстом; учить подпрыгивать, хлопать в ладоши, убегать. Поддерживать интерес к движениям. Побуждать к самостоятельному выполнению движений.

Декабрь 2023 г.

1. Д/И «Одень куклу на прогулку» Цель: Помочь детям запомнить названия одежды, научить употреблять в речи названия этих предметов. Показать малышам, как интересно можно играть с куклой.

2. Сюжетно-ролевая игра «Покормим кошку Мурку» Цель: Закрепить умение детей создавать сюжет игры самостоятельно, воспроизводя в ней то, что близко и интересно. Активно используя в процессе игры разговорную речь.

Январь 2024 г.

1. Инсценировка потешек «Мишка-косолапый», «Жили у бабуси», Цель: Приучать детей слушать текст и выполнять движения в соответствии с содержанием, имитировать движения по тексту. Развивать умение действовать согласованно. Воспитывать сплочённость.

2. Д/И «Собери овощи» Цель: Учить детей находить и называть необходимый предмет и прикреплять его с помощью липучек в корзину. Учить определять размер. Развивать мелкую моторику пальцев.

3. Д/И «Сложи фрукты в корзину» Цель: Упражнять детей в назывании фруктов, их формы, цвета; выполнении задания воспитателя («положи в корзину», рассчитанных на понимание речи и их активизацию.

4. Сюжетно-ролевая игра «Полечим мышке лапку» Цель: Формировать у детей умение принимать на себя определенную роль и действовать в игре соответственно ей. Закрепить способность выполнять цепочку игровых действий. Активизировать в речи новые слова.

Февраль 2024 г.

1. Д/И «Кто что ест?» Цель: Привлечь внимание детей к игрушкам, изображающим животных; уточнить представление детей о том, какое животное что ест (зайка любит морковку, собачка грызет кость, кошка ест рыбку); активизировать в речи эти глаголы.

2. Д/И «Домашние животные и их детеныши» Цель: Учить детей правильно называть домашних животных и птиц, их детенышей; угадывать по описанию; помочь увидеть различия между взрослыми животными, птицами и детенышами; способствовать развитию голосового аппарата (произнесение звукоподражаний с разной громкостью); активизировать словарь.

3. Д/И «Укачаем куклу Машу спать» Цель: Учить умению играть рядом; содействовать переходу к совместным играм, небольшой группой. Воспитывать приемлемые нормы взаимоотношений.

4. Д/И «В гости к мишке» Цель: Формировать у детей умение распределять роли между собой; учить правильно вести себя в гостях, придерживаться правил этикета. Воспитывать дружеские отношения.

Март 2024 г.

1. Д/И «Скажи какого цвета?» Цель: Формировать речевую активность; учить различать цвета, правильно их называть, выбирать нужный цвет из предложенного.

2. Сюжетно-ролевая игра «Чудесная прическа» Цель: Познакомить детей с принадлежностями для парикмахерской; учить играть в паре. Обращаться друг к другу, употребляя вежливые слова. Прививать любовь к прекрасному.

3. Сюжетно-ролевая игра «Гости на пороге» Цель: Во время игры активно использовать в речи доброжелательные слова, слова приветствия; формировать способность обыгрывать выбранный сюжет.

Апрель 2024 г.

1. Занятие по ОО «Речевое развитие» Развитие речи по теме : «У бабушки в деревне».

Цель: Создание условий для связной речи дошкольников.

Работа с родителями:

Консультации для родителей:

1.«Стимулирование речи у детей раннего возраста»

Памятки:

1. «13 способов научить ребенка говорить в 2-3 года»

Изготовление родителями, книжек-малышек по профессиям, дидактических игр.

3 этап, заключительный.

Результаты проекта : В результате целенаправленной и систематической работы по развитию речи я добилась положительных результатов в работе по данной теме:

-Большое внимание уделяется организации предметно-развивающей среды.

- Созданы условия для проведения дидактических игр.

- Закрепились знания о величине, форме, цвете предметов, развились память, внимание, тактильные ощущения, мелкая моторика рук благодаря играм с дидактическим материалом. Познавательная речевая активность детей развивается в режимных моментах и на занятиях;

- Дети хорошо понимают речь, отвечают на вопросы взрослых, вступают в речевые контакты с воспитателями и близкими людьми. Дети, договаривают тексты потешек, сказок. Многие рассказывают их самостоятельно, пытаются инсценировать сказки, любят читать и рассматривать иллюстрации книг.

- В разговоре с детьми вспоминаем знакомые эпизоды, ситуации, побуждаю высказываться. Поддерживаю у детей желание говорить, общаться друг с другом, побуждая словами выразить просьбу, обращенную к сверстникам.

-Задаю детям открытые вопросы, стимулируя тем самым речевую активность.

Вывод: В результате реализации проекта, я заметила, что дети хорошо понимают речь, отвечают на вопросы взрослых, вступают в речевые контакты с воспитателями и близкими людьми. Дети, играют коллективно, развертывают сюжеты, активно включаются в игру и начинают договаривать текст игры, потешки, сказки. Многие рассказывают их самостоятельно, пытаются инсценировать сказки, любят читать и рассматривать иллюстрации книг.

Поддерживаю у детей желание говорить, общаться друг с другом, побуждая словами выразить просьбу, обращенную к сверстникам.

Повысилась компетентность родителей по теме.

Список литературы

1. В. В. Гербова «Развитие речи детей раннего возраста»

2. Е. В. Зворыгина «Первые сюжетные игры малышей»

3. М. Монтессори «Игры для малышей»

4. Б. Н. Никитин «Ступени творчества или развивающие игры»

5. Интернет ресурсы.

Приложение:

1. Фотоальбом «Играю, речь развиваю».

2. Конспект занятия по ОО «Речевое развитие» Развитие речи.

3. Иллюстрации к занятию.

4. Тренажер для дыхательной гимнастики.

5. Логопедические карточки.

6. Фото прошедшего занятия по ОО «Речевое развитие» Развитие речи.

7. Картотека дидактических игр для детей раннего возраста.

8. Дидактические игры «Собери овощи», «Скажи какого цвета», «Накорми правильно животных», Назови детенышей.

9. Работа с родителями:

-дидактические игры, сделанные родителями,

-консультации.

Публикации по теме:

Бизиборд как средство развития ребенка в раннем дошкольном возрастеБизиборд как средство развития ребенка в раннем дошкольном возрасте Известно, что развитие мелкой моторики и познание мира через тактильные ощущения стимулируют формирование когнитивных процессов у маленьких.

Дидактическая игра по сенсорному развитию и развитию речи в младшем дошкольном возрасте «Раскрась петушка»Дидактическая игра по сенсорному развитию и развитию речи в младшем дошкольном возрасте «Раскрась петушка» Цель занятия: учить детей различать и называть красный, желтый и зеленый цвета, повторять простые и относительно сложные фразы. А также.

Игры летом на прогулке в младшем дошкольном возрасте Лето – это любимое время года. Игры на свежем воздухе для детей младшего дошкольного возраста – это любимое времяпровождение детей. Дети.

Консультация для педагогов «Сюжетно-ролевая игра в младшем дошкольном возрасте»Консультация для педагогов «Сюжетно-ролевая игра в младшем дошкольном возрасте» Сюжетно-ролевая игра – это воссоздание в игре социальных отношений между людьми, отношения людей друг к другу. Совместная сюжетно-ролевая.

Нетрадиционные техники рисования в младшем дошкольном возрастеНетрадиционные техники рисования в младшем дошкольном возрасте В младшем дошкольном возрасте большой интерес вызывают нетрадиционные техники рисования, так как они помогают детям открыть творческие способности,.

Пальчиковые игры в младшем дошкольном возрасте Пальчиковые игры в младшем дошкольном возрасте Пальчиковые игры имеют особое развивающее воздействие – это движение пальцев и кистей рук.

Проект по здоровому питанию в младшем дошкольном возрасте «С витаминами дружу — я здоровьем дорожу!»Проект по здоровому питанию в младшем дошкольном возрасте «С витаминами дружу — я здоровьем дорожу!» «С витаминами дружу – я здоровьем дорожу!» Актуальность проблемы  Проблема сохранения и укрепления здоровья дошкольников государственного.

Речевые игры в младшем дошкольном возрасте Речевые игры в младшем дошкольном возрасте В младшем дошкольном возрасте речевое общение осуществляется в разных видах деятельности. В речевом.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Игра как средство развития речи в младшем дошкольном возрасте»
Опубликовано: 15 мая 2024 в 17:38
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Игра как средство развития речи в младшем дошкольном возрасте»» (включая файлы) размещена пользователем Титова Антонина (УИ 3035898) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД