Елена Швецова
Проект «Хорошо там и тут, где по имени зовут!» (часть 1)
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Хорошо там и тут, где по имени зовут!». Часть 1.
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Представляю Вашему вниманию материалы детско-родительского социально-исследовательского проекта «Хорошо там и тут, где по имени зовут!».
Детско-родительский социально-исследовательский проект
«Хорошо там и тут, где по имени зовут!»
Имена, имена, имена –
В нашей жизни звучат не случайно:
Как загадочна наша страна –
Так и имя – загадка и тайна.
Александр Бобров
Темочки:
Автор: Швецова Елена Николаевна, педагог дополнительного образования по изобразительной деятельности.
Продолжительность проекта: 1 месяц.
Вид проекта: краткосрочный проект с заданным результатом и элементами творчества для детей.
Тип проекта: социально – исследовательский.
Участники проекта: воспитатели, дети старшего дошкольного возраста, родители детей.
Возраст детей: 6 – 7 лет.
Место проведения: МБДОУ МО «Детский сад комбинированного вида № 94» город Краснодар.
Актуальность проекта:
Имя – это личное название человека, даваемое ему при рождении, наши имена регистрируются во всех наших документах. Оно обладает своей энергетикой и способно воздействовать на психику человека. Чем больше человек будет вслушиваться в свое имя и размышлять о нем, тем больше он будет соответствовать его содержанию. Издавна люди задумывались о магии имени. Об этом свидетельствуют пословицы и поговорки такие, как «Без имени ребенок – чертенок», «С именем – Иван, без имени – болван».
Давным-давно человек приобрел имя, имя самое родное слово для человека и доступное по звучанию для всех. В имени человека скрыта мудрость многих поколений.
Осознание человеком своей индивидуальности начинается с имени. Дети плохо запоминают имена незнакомых людей, потому что у них не развито уважительное отношение к своему собственному имени. Чтобы подтолкнуть процесс самостоятельного освоения мира и своих возможностей, необходимо помочь ребенку сформировать положительное отношение к своему имени.
Как ребенок осознает свое имя, как его воспринимает, как к нему относиться, чрезвычайно важно и необходимо знать как педагогам, так и родителям. Каждое имя имеет свою историю, вое происхождение, свои традиции, свое звучание. Мы можем каждого человека называть и величественно, и строго, и ласково.
Проект предлагает каждому ребенку задуматься о своем имени. Какие качества отличают человека с этим именем, есть ли эти качества у вас?. Ведь имя дается человеку только один раз. И кто-то свое имя пронесет через свою жизнь так, что потомки не раз будут вспоминать его, даже назовут этим именем в его честь своих детей.
Цель проекта:
Формирование нравственных основ личности ребёнка, культуры общения и взаимоотношений с взрослыми и сверстниками.
Задачи проекта для детей.
1. Воспитывать культуру общения с взрослыми и сверстниками.
2. Формировать представление о своём праве на имя, научиться применять это право в жизни.
3. Формировать положительное отношение к своему имени.
4. Познакомиться с историей появления имени, его значением.
Задачи проекта для воспитателей.
1. Создание условий для речевого и социально – нравственного развития детей.
2. Нахождение средств для сотрудничества и сотворчества с детьми для личностного, ориентированного подхода в образовании.
Задачи проекта для родителей.
1. Расширение представлений по вопросу социально – нравственного воспитания детей.
2. Повышение педагогической культуры.
Продукт детской деятельности по проекту.
Для детей:
1. Выставка рисунков: «Вот мы какие!».
Выставка рисунков «Моя любимая буква!».
(см. предыдущий пост).
2. Конкурс поделок "Забавные буквы! ", посвящённый буквам русского алфавита!
Для воспитателей:
1. Выпуск альбома «Наши знаменитые тёзки».
2. Мультимедийная презентация «Как появились имена».
3. Мультимедийная презентация «Забавные буквы».
Для родителей:
1. Создание стенгазеты «Книга имён или что означают наши имена».
2. Коллаж «Цветок моего имени».
Ожидаемые результаты по проекту.
Для детей:
1. Расширение знаний о своих именах и их значении в жизни человека.
2. Умение уважительно общаться с взрослыми и сверстниками.
Для воспитателя:
1. Улучшение работы по взаимодействию с родителями.
2. Активизация позиции родителей по воспитанию у детей социально – нравственных отношений.
Для родителей:
1. Расширение партнёрских отношений с педагогами.
2. Повышение педагогической культуры.
ГИПОТЕЗА.
Был в старину такой обычай:
Несли младенца в церковь. Там,
В страницы святцев пальцем тыча,
Поп имена давал по дням.
Коль ты родился в день Ефима,
То назван именем таким.
Но если в день Иеронима,
То –хошь, не хошь - Иероним!
М. Владимов.
Что такое имя человека?
Слово, служащее для обозначения отдельного человека и данное ему в индивидуальном порядке для того, чтобы иметь возможность к нему обращаться, а также говорить о нём с другими.
Если спросить человека о том, какое слово он слышит чаще всего, то, скорее всего, этим словом окажется имя человека.
Имя – это первое, что получает человек, что слышит ребёнок при рождении. Он ещё не понимает, что означает имя, но чаще других слов слышит именно своё имя.
Имя – это то, что сопровождает человека на протяжении всей жизни. С именем маленький человек приходит в этот мир, с именем он проходит по жизни, встречает взлёты и падения.
Роль имени в жизни человека:
Наше имя связывает нас с нашей семьёй, с нашими друзьями и знакомыми.
Наше имя связывает нас с малой и большой Родиной.
Имена людей – часть истории народов. В них отражаются быт, верования, чаяния, фантазия и художественное творчество народов, их исторические контакты.
Информация, которую несёт в себе имя:
Конкретное значение слова. Например, Николай – победитель народов, Нина – госпожа, царица. Но эта информация влияет на человека меньше всего. Это происходит из-за иностранного происхождения имен, и, что такие сведения мало кто воспринимает всерьез.
Имена воспринимаются и как мелодия, имеющая свой ритм, размер и пластику. В любом слове заключена какая-либо музыка – мажорная, минорная, призывная или успокаивающая. Эта музыка улавливается в звучании имени и будет жить с человеком и его характером.
История русских имён
Наши предки относились к именам очень бережно.
Они верили, что имя обладает определённой таинственной силой, которая может ему помочь, а может и навредить.
Поэтому выбор имени имел большое значение и рассматривался как обряд.
Называли по внешним признакам: Крепыш, Хромой, Косой, Милава.
Называли по черте характера: Добрыня, Молчун, Умник, Несмеяна.
Называли по порядку рождения: Первуша, Третьяк, Одинец, Пятой.
Называли по прозвищу: Зайцев, Горяев, Нежданов.
Имена не случайны. Родители дают имя с надеждой, что ребёнок будет красивым и счастливым. Часто имя посвящается кому-то из любимых родственников, из героев своего времени. Родители хотят, чтобы с именем к ребёнку перешли лучшие качества людей предыдущего поколения.
Спасибо всем, кто заглянул ко мне на страничку!