Ирина Воробьева
Детско-родительский социально-исследовательский проект «Хорошо там и тут, где по имени зовут!»
Детско – родительский проект
«ХОРОШО ТАМ И ТУТ, ГДЕ ПО ИМЕНИ ЗОВУТ»
Автор: Полянская Ирина Александровна, воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения центра развития ребенка- детского сада I категории № 25 «Родничок, г. Сургут, Ханты-Мансийский АО.
Имена, имена, имена –
В нашей жизни звучат не случайно:
Как загадочна эта страна –
Так и имя – загадка и тайна.
Александр Бобров
Продолжительность проекта : 1 месяц / с 1 ноября по 29 ноября/
Публикация «Детско-родительский социально-исследовательский проект „Хорошо там и тут, где по имени зовут!“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2013
Тип проекта : социально – исследовательский.
Участники проекта : воспитатели, дети старшего дошкольного возраста группы № 11, родители.
Возраст детей: 6 – 7 лет.
Место проведения: МБДОУ №25 «Родничок», группа старшего дошкольного возраста с 6 до 7 лет
Актуальность проекта
Имя – это личное название человека, даваемое ему при рождении. Оно обладает своей энергетикой и способно воздействовать на психику человека. Чем больше человек будет вслушиваться в свое имя и размышлять о нем, тем больше он будет соответствовать его содержанию. Издавна люди задумывались о магии имени. Об этом свидетельствуют пословицы и поговорки такие, как «Без имени ребенок – чертенок», «С именем – Иван, без имени – болван».
Как ребенок осознает свое имя, как его воспринимает, как к нему относиться, чрезвычайно важно и необходимо как педагогам, так и родителям.
Проблема, решаемая проектом
Попробуйте отгадать загадку:
И у мамы есть, и у папы есть,
У дочки есть, у внучки есть,
Чтобы его узнать,
Надо вслух назвать.
Проект предлагает каждому ребенку задуматься о своих именах. Ведь они даются человеку только один раз. И кто-то свое имя пронесет через свою жизнь так, потомки не раз будут вспоминать его, даже назовут этим именем в его честь своих детей.
Цель проекта :
Формирование нравственных основ личности ребёнка, культуры общения и взаимоотношений с взрослыми и сверстниками.
Задачи для детей:
Воспитывать культуру общения с взрослыми и сверстниками.
Формировать представление о своём праве на имя, научиться применять это право в жизни.
Формировать положительное отношение к своему имени.
Познакомиться с историей появления имени, его значением.
Задачи для воспитателей:
Создание условий для речевого, и социально – нравственного развития детей.
Нахождение средств для сотрудничества и сотворчества с детьми для личностного, ориентированного подхода в образовании.
Задачи для родителей:
Расширение представлений по вопросу социально – нравственного воспитания детей.
Повышение педагогической культуры.
Продукты проекта.
Для детей:
Выставка рисунков: «Вот мы какие!»
Для воспитателей:
Выпуск альбома «Наши знаменитые тёзки»
Презентация «Как появились имена»
Для родителей:
Создание страницы «Книга имён или что означают наши имена»
Коллаж «Цветок моего имени»
Ожидаемые результаты по проекту.
Для детей:
Расширение знаний о своих именах и их значении в жизни человека.
Умение уважительно общаться с взрослыми и сверстниками.
Для воспитателя:
Улучшение работы по взаимодействию с родителями, активизация позиции родителей по воспитанию у детей социально – нравственных отношений.
Для родителей:
Расширение партнёрских отношений с педагогами.
Повышение педагогической культуры.
ВВЕДЕНИЕ
Был в старину такой обычай:
Несли младенца в церковь. Там,
В страницы святцев пальцем тыча,
Поп имена давал по дням.
Коль ты родился в день Ефима,
То назван именем таким.
Но если в день Иеронима,
То - хошь не хошь - Иероним!
М. Владимов.
Что такое имя человека?
Слово, служащее для обозначения отдельного человека и данное ему в индивидуальном порядке для того, чтобы иметь возможность к нему обращаться, а также говорить о нём с другими.
Если спросить человека о том, какое слово он слышит чаще всего, то, скорее всего, этим словом окажется имя человека.
Имя – это первое, что получает человек, что слышит ребёнок при рождении. Он ещё не понимает, что означает имя, но чаще других слов слышит именно своё имя.
Имя – это то, что сопровождает человека на протяжении всей жизни. С именем маленький человек приходит в этот мир, с именем он проходит по жизни, встречает взлёты и падения.
Роль имени в жизни человека :
Наше имя связывает нас с нашей семьёй, с нашими друзьями и знакомыми.
Наше имя связывает нас с малой и большой Родиной.
Имена людей – часть истории народов. В них отражаются быт, верования, чаяния, фантазия и художественное творчество народов, их исторические контакты.
Информация, которую несё т в себе имя:
Конкретное значение слова. Например, Николай – победитель народов, Нина – госпожа, царица. Но эта информация влияет на человека меньше всего. Это происходит из-за иностранного происхождения имен, и, что такие сведения мало кто воспринимает всерьез.
Имена воспринимаются и как мелодия, имеющая свой ритм; размер и пластику. В любом слове заключена какая-либо музыка – мажорная, минорная, призывная или успокаивающая. Эта музыка улавливается в звучании имени и будет жить с человеком и его характером.
История русских имён
Наши предки относились к именам очень бережно.
Они верили, что имя обладает определённой таинственной силой, которая может ему помочь, а может и навредить.
Поэтому выбор имени имел большое значение и рассматривался как обряд.
Называли по внешним признакам: Крепыш, Хромой, Косой, Милава.
Называли по черте характера:Добрыня, Молчун, Умник, Несмеяна.
Называли по порядку рождения: Первуша, Третьяк, Одинец, Пятой.
Называли по прозвищу: Зайцев, Горяев, Нежданов.
Имена не случайны. Родители дают имя с надеждой, что ребёнок будет красивым и счастливым. Часто имя посвящается кому-то из любимых родственников, из героев своего времени. Родители хотят, чтобы с именем к ребёнку перешли лучшие качества людей предыдущего поколения.
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
1. Подготовительный этап
- Беседы: «Зачем надо знать своё имя»
- Предварительная работа: домашнее задание для родителей рассказать ребёнку о том, почему его назвали таким именем?
- Социологическое исследование «Какие же имена есть в нашей группе»
2. Основной этап
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
Образовательная область «Физическая культура»
Подвижные и хороводные игры : «Угадай, кто позвал», «Ходит Ваня», «Арина», «Каравай»
СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ
Образовательная область «Социализация»
Творческая ига: «Кто здесь кто? «
Театрализация: сказка «Гуси лебеди» (настольный театр)
Сюжетно ролевая игра «День рождения»
Дидактические игры: «Я рада, что Поля в группе есть…», "Позови ласково", «Позови по – разному»
Словесная игра «Эти разные имена»
Игры: «Меня зовут…», «Имена моих соседей»
Настольно-словесная игра «Имя, имечко моё» -выкладывание имен из букв.
ПОЗНАВАТЕЛЬНО – РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ
Образовательная область «Познание»
Беседы :
-«Что означают наши имена»,
-«Старинные русские имена, встречающиеся в сказках»,
-«Моё право на имя»
Рассматривание картинок и книг, альбомов «Наши знаменитые тёзки», «Книга имён»
Просмотр фильма-презентации «Имена цветам созвучны…»
Образовательная область «Коммуникация»
Непосредственно-образовательная деятельность «Наши имена и фамилии»
Составление рассказов на тему: «Почему меня назвали таким именем?»
Образовательная область «Чтение художественной литературы»
Чтение. А. Веденский. "О девочке Маше, о собаке Петушке и о кошке Ниточке".
Чтение Б. Житкова «Чудесное имя»
Е. Чарушин «Почему Тюпу назвали Тюпой»
Л. Уланова «Азбука с именами»
Моост Н., Рудольф А. «Какое имя лучше?»
Прослушивание аудиозаписи стихотворения А. Барто «Я расту»;
Просмотр мультфильма из цикла серий «Смешарики» - «Её звали Нюша»
Просмотр мультфильма «Котенок по имени Гав»
Чтение стихов, потешек, пословиц, поговорок.
Чтение русских народных сказок.
ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
Образовательная область «Художественное творчество»
Рисование «Вот я какой!»
Лепка на бумаге «Моё имя»
Образовательная область «Музыка»
Прослушивание песен с именами, частушек.
«Антошка» - Песня из м/ф "Веселая карусель" Слова: Ю. Энтина, Музыка: В. Шаинского
«Алёша» — Слова: Константина Ваншенкина, Музыка: Эдуарда Колмановского,
«Наташка-первоклашка» Слова: К. Ибряев, Музыка: Ю. Чичков и др.
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
Консультация для родителей «Права и обязанности детей»
Папка передвижка «Что означают наши имена»
3 этап: заключительный.
Презентация проекта «Хорошо там и тут, где по имени зовут»
Выставка рисунков: «Вот мы какие!».
Выпуск альбома «Наши знаменитые тёзки».
Презентация «Как появились имена».
Создание книги «Книга имён»
Коллаж «Цветок моего имени»
КОЛЛАЖ "ЦВЕТОК МОЕГО ИМЕНИ"
![Смотреть фотографию №1 Фото №1 Сургут Ханты Мансийский АО](https://www.maam.ru/upload/blogs/63a223ff8b77dd432f903428aa386deb.jpg.jpg)
![Смотреть фотографию №2 Фото №2 Имена имена имена В нашей жизни звучат не случайно Как загадочна эта страна Так и имя загадка и тайна](https://www.maam.ru/upload/blogs/f871d6fe8fd6c635f15fec24f2875125.jpg.jpg)
![Смотреть фотографию №3 Фото №3 Проектная деятельность Темочки Конкурс для воспитателей и педагогов Лучшая методическая разработка ноябрь Тип проекта социально исследовательский](https://www.maam.ru/upload/blogs/20ca8b221e404dd5004d10dccab65ddb.jpg.jpg)
"КНИГА ИМЕН"
![Смотреть фотографию №4 Фото №4 Участники проекта воспитатели дети старшего дошкольного возраста группы родители](https://www.maam.ru/upload/blogs/67c5c5a39e52fac9e7a9d303a979a368.jpg.jpg)
![Смотреть фотографию №5 Фото №5 Возраст детей лет](https://www.maam.ru/upload/blogs/1fe354a8bb23b6cec53e8d039c0b7758.jpg.jpg)
![Смотреть фотографию №6 Фото №6 Место проведения МБДОУ Родничок группа старшего дошкольного возраста с до лет Актуальность проекта Имя это личное название человека даваемое ему при рождении](https://www.maam.ru/upload/blogs/5d42c54e88694db749ed68163a341f55.jpg.jpg)
![Смотреть фотографию №7 Фото №7 Оно обладает своей энергетикой и способно воздействовать на психику человека](https://www.maam.ru/upload/blogs/8c65686d68c93b7750dece65f1a1f0ca.jpg.jpg)
![Смотреть фотографию №8 Фото №8 Чем больше человек будет вслушиваться в свое имя и размышлять о нем тем больше он будет соответствовать его содержанию](https://www.maam.ru/upload/blogs/054372d897bf076546fdc38bb32ef044.jpg.jpg)
ЭТОТ РАССКАЗ НАПИСАЛИ РОДИТЕЛИ МАШЕНЬКИ.
Жили-были в чудесном городе Сургуте мамочка и папочка. И больше всего на свете им хотелось, чтобы у них родилась замечательная доченька. Каждое утро мамочка, протягивала руки к небу, просила у боженьки, чтобы он послал ей маленького ангелочка.
И вот однажды случилось чудо, маме приснился волшебный сон, будто человек в сияющий одеждах протягивает ей сверток, а в нем лежит маленький кудрявый ангелочек и крылышки сверкают и переливаются, а глазки огромные синие, синие посмотрели на нее, и в комнате стало очень светло.
Прошло время, мамочка совсем забыла про сон. И вот через 9 месяцев у мамочки и папочки случилось чудо. Когда маме принесли сверток с ребенком, открыв его, перед мамочкой возник тот самый сон, который она видела незадолго до рождения ребенка. Перед ней в одеяльце лежал тот самый ангелочек с крылышками и огромными синими глазками. Увидев это, мамочка была так тронута до глубины души, что из глаз закапали слезки.
Счастью мамочки и папочки не было конца. Они были самыми счастливыми родителями на свете. И подарок этот они получили 4 декабря 2007 года, совершенно не случайно, ведь в этот день Русская православная церковь отмечает праздник Введение во храм Пресвятой Богородицы Девы Марии.
И когда возник вопрос, а как же назвать эту красотку, сомнений никаких не было, она уже родилась Марией, и другого имени для нее просто нет.
Наша доченька МАШЕНЬКА это божий дар, за который мы очень благодарны.
Историческое происхождение имени Мария : Древнееврейское имя имеет несколько значений: «любимая», «желанная», «упрямая», «госпожа».
Положительные черты характера: Порядочность, доброта, надежность, активность, гуманность. Мария обладает огромным запасом любви и нежности.
Психология имени : Марию легко обидеть, ранить. Она требует к себе уважения, заботы. Любит веселую шутку.
Знаменитые носители имени : Мария Пресвятая Богородица, Мария Магдалина- равноапостольная, мироносица, Мария Радонежская - схимонахиня, мать преподобного Сергия Радонежского и т. д.
ВЫКЛАДЫВАНИЕ ИМЕНИ ИЗ БУКВ
![Смотреть фотографию №9 Фото №9 Издавна люди задумывались о магии имени](https://www.maam.ru/upload/blogs/bf37199e770a0ecb9bc5ece72d8a416c.jpg.jpg)
![Смотреть фотографию №10 Фото №10 Об этом свидетельствуют пословицы и поговорки такие как Без имени ребенок чертенок С именем Иван без имени болван](https://www.maam.ru/upload/blogs/c750e1827cfe5783d6eb27a2a7343097.jpg.jpg)
ПРОСМОТР МУЛЬТФИЛЬМА "ЕЁ ЗВАЛИ НЮША" И ПРЕЗЕНТАЦИИ "ИМЕНА ЦВЕТАМ СОЗВУЧНЫ. "
![Смотреть фотографию №11 Фото №11 Как ребенок осознает свое имя как его воспринимает как к нему относиться чрезвычайно важно и необходимо как педагогам так и родителям](https://www.maam.ru/upload/blogs/ce8cc4d3c4ab9db07579ed330ebf1a9c.jpg.jpg)
![Смотреть фотографию №12 Фото №12 Проблема решаемая проектом Попробуйте отгадать загадку И у мамы есть и у папы есть У дочки есть у внучки есть Чтобы его узнать Надо вслух назвать](https://www.maam.ru/upload/blogs/03ff0680856cad5763bcb4a12ff4b71c.jpg.jpg)
РАССМАТРИВАНИЕ АЛЬБОМОВ
![Смотреть фотографию №13 Фото №13 Проект предлагает каждому ребенку задуматься о своих именах](https://www.maam.ru/upload/blogs/32d2063fca82ef12c39fe49aee5326dc.jpg.jpg)
НЕПОСРЕДСТВЕННО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ЛЕПКА НА БУМАГЕ "МОЁ ИМЯ"
![Смотреть фотографию №14 Фото №14 Ведь они даются человеку только один раз](https://www.maam.ru/upload/blogs/876d7ccfd65e93fd424c8c294dca06d8.jpg.jpg)
![Смотреть фотографию №15 Фото №15 И кто то свое имя пронесет через свою жизнь так потомки не раз будут вспоминать его даже назовут этим именем в его честь своих детей](https://www.maam.ru/upload/blogs/e2e9d43a8c57a2a81eec8d83cd600aa5.jpg.jpg)
ОФОРМЛЕНИЕ ВЫСТАВКИ "ВОТ МЫ КАКИЕ!"
![Смотреть фотографию №16 Фото №16 Цель проекта Формирование нравственных основ личности ребёнка культуры общения и взаимоотношений с взрослыми и сверстниками](https://www.maam.ru/upload/blogs/da79a21e968a168d5b85454ca23ceef4.jpg.jpg)