Ирина Воробьева
Детско-родительский социально-исследовательский проект «Хорошо там и тут, где по имени зовут!»
▼ Скачать + Заказать документы
Детско – родительский проект
«ХОРОШО ТАМ И ТУТ, ГДЕ ПО ИМЕНИ ЗОВУТ»
Автор: Полянская Ирина Александровна, воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения центра развития ребенка- детского сада I категории № 25 «Родничок, г. Сургут, Ханты-Мансийский АО.
Имена, имена, имена –
В нашей жизни звучат не случайно:
Как загадочна эта страна –
Так и имя – загадка и тайна.
Александр Бобров
Продолжительность проекта : 1 месяц / с 1 ноября по 29 ноября/
Публикация «Детско-родительский социально-исследовательский проект „Хорошо там и тут, где по имени зовут!“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2013
Тип проекта : социально – исследовательский.
Участники проекта : воспитатели, дети старшего дошкольного возраста группы № 11, родители.
Возраст детей: 6 – 7 лет.
Место проведения: МБДОУ №25 «Родничок», группа старшего дошкольного возраста с 6 до 7 лет
Актуальность проекта
Имя – это личное название человека, даваемое ему при рождении. Оно обладает своей энергетикой и способно воздействовать на психику человека. Чем больше человек будет вслушиваться в свое имя и размышлять о нем, тем больше он будет соответствовать его содержанию. Издавна люди задумывались о магии имени. Об этом свидетельствуют пословицы и поговорки такие, как «Без имени ребенок – чертенок», «С именем – Иван, без имени – болван».
Как ребенок осознает свое имя, как его воспринимает, как к нему относиться, чрезвычайно важно и необходимо как педагогам, так и родителям.
Проблема, решаемая проектом
Попробуйте отгадать загадку:
И у мамы есть, и у папы есть,
У дочки есть, у внучки есть,
Чтобы его узнать,
Надо вслух назвать.
Проект предлагает каждому ребенку задуматься о своих именах. Ведь они даются человеку только один раз. И кто-то свое имя пронесет через свою жизнь так, потомки не раз будут вспоминать его, даже назовут этим именем в его честь своих детей.
Цель проекта :
Формирование нравственных основ личности ребёнка, культуры общения и взаимоотношений с взрослыми и сверстниками.
Задачи для детей:
Воспитывать культуру общения с взрослыми и сверстниками.
Формировать представление о своём праве на имя, научиться применять это право в жизни.
Формировать положительное отношение к своему имени.
Познакомиться с историей появления имени, его значением.
Задачи для воспитателей:
Создание условий для речевого, и социально – нравственного развития детей.
Нахождение средств для сотрудничества и сотворчества с детьми для личностного, ориентированного подхода в образовании.
Задачи для родителей:
Расширение представлений по вопросу социально – нравственного воспитания детей.
Повышение педагогической культуры.
Продукты проекта.
Для детей:
Выставка рисунков: «Вот мы какие!»
Для воспитателей:
Выпуск альбома «Наши знаменитые тёзки»
Презентация «Как появились имена»
Для родителей:
Создание страницы «Книга имён или что означают наши имена»
Коллаж «Цветок моего имени»
Ожидаемые результаты по проекту.
Для детей:
Расширение знаний о своих именах и их значении в жизни человека.
Умение уважительно общаться с взрослыми и сверстниками.
Для воспитателя:
Улучшение работы по взаимодействию с родителями, активизация позиции родителей по воспитанию у детей социально – нравственных отношений.
Для родителей:
Расширение партнёрских отношений с педагогами.
Повышение педагогической культуры.
ВВЕДЕНИЕ
Был в старину такой обычай:
Несли младенца в церковь. Там,
В страницы святцев пальцем тыча,
Поп имена давал по дням.
Коль ты родился в день Ефима,
То назван именем таким.
Но если в день Иеронима,
То - хошь не хошь - Иероним!
М. Владимов.
Что такое имя человека?
Слово, служащее для обозначения отдельного человека и данное ему в индивидуальном порядке для того, чтобы иметь возможность к нему обращаться, а также говорить о нём с другими.
Если спросить человека о том, какое слово он слышит чаще всего, то, скорее всего, этим словом окажется имя человека.
Имя – это первое, что получает человек, что слышит ребёнок при рождении. Он ещё не понимает, что означает имя, но чаще других слов слышит именно своё имя.
Имя – это то, что сопровождает человека на протяжении всей жизни. С именем маленький человек приходит в этот мир, с именем он проходит по жизни, встречает взлёты и падения.
Роль имени в жизни человека :
Наше имя связывает нас с нашей семьёй, с нашими друзьями и знакомыми.
Наше имя связывает нас с малой и большой Родиной.
Имена людей – часть истории народов. В них отражаются быт, верования, чаяния, фантазия и художественное творчество народов, их исторические контакты.
Информация, которую несё т в себе имя:
Конкретное значение слова. Например, Николай – победитель народов, Нина – госпожа, царица. Но эта информация влияет на человека меньше всего. Это происходит из-за иностранного происхождения имен, и, что такие сведения мало кто воспринимает всерьез.
Имена воспринимаются и как мелодия, имеющая свой ритм; размер и пластику. В любом слове заключена какая-либо музыка – мажорная, минорная, призывная или успокаивающая. Эта музыка улавливается в звучании имени и будет жить с человеком и его характером.
История русских имён
Наши предки относились к именам очень бережно.
Они верили, что имя обладает определённой таинственной силой, которая может ему помочь, а может и навредить.
Поэтому выбор имени имел большое значение и рассматривался как обряд.
Называли по внешним признакам: Крепыш, Хромой, Косой, Милава.
Называли по черте характера:Добрыня, Молчун, Умник, Несмеяна.
Называли по порядку рождения: Первуша, Третьяк, Одинец, Пятой.
Называли по прозвищу: Зайцев, Горяев, Нежданов.
Имена не случайны. Родители дают имя с надеждой, что ребёнок будет красивым и счастливым. Часто имя посвящается кому-то из любимых родственников, из героев своего времени. Родители хотят, чтобы с именем к ребёнку перешли лучшие качества людей предыдущего поколения.
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
1. Подготовительный этап
- Беседы: «Зачем надо знать своё имя»
- Предварительная работа: домашнее задание для родителей рассказать ребёнку о том, почему его назвали таким именем?
- Социологическое исследование «Какие же имена есть в нашей группе»
2. Основной этап
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
Образовательная область «Физическая культура»
Подвижные и хороводные игры : «Угадай, кто позвал», «Ходит Ваня», «Арина», «Каравай»
СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ
Образовательная область «Социализация»
Творческая ига: «Кто здесь кто? «
Театрализация: сказка «Гуси лебеди» (настольный театр)
Сюжетно ролевая игра «День рождения»
Дидактические игры: «Я рада, что Поля в группе есть…», "Позови ласково", «Позови по – разному»
Словесная игра «Эти разные имена»
Игры: «Меня зовут…», «Имена моих соседей»
Настольно-словесная игра «Имя, имечко моё» -выкладывание имен из букв.
ПОЗНАВАТЕЛЬНО – РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ
Образовательная область «Познание»
Беседы :
-«Что означают наши имена»,
-«Старинные русские имена, встречающиеся в сказках»,
-«Моё право на имя»
Рассматривание картинок и книг, альбомов «Наши знаменитые тёзки», «Книга имён»
Просмотр фильма-презентации «Имена цветам созвучны…»
Образовательная область «Коммуникация»
Непосредственно-образовательная деятельность «Наши имена и фамилии»
Составление рассказов на тему: «Почему меня назвали таким именем?»
Образовательная область «Чтение художественной литературы»
Чтение. А. Веденский. "О девочке Маше, о собаке Петушке и о кошке Ниточке".
Чтение Б. Житкова «Чудесное имя»
Е. Чарушин «Почему Тюпу назвали Тюпой»
Л. Уланова «Азбука с именами»
Моост Н., Рудольф А. «Какое имя лучше?»
Прослушивание аудиозаписи стихотворения А. Барто «Я расту»;
Просмотр мультфильма из цикла серий «Смешарики» - «Её звали Нюша»
Просмотр мультфильма «Котенок по имени Гав»
Чтение стихов, потешек, пословиц, поговорок.
Чтение русских народных сказок.
ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
Образовательная область «Художественное творчество»
Рисование «Вот я какой!»
Лепка на бумаге «Моё имя»
Образовательная область «Музыка»
Прослушивание песен с именами, частушек.
«Антошка» - Песня из м/ф "Веселая карусель" Слова: Ю. Энтина, Музыка: В. Шаинского
«Алёша» — Слова: Константина Ваншенкина, Музыка: Эдуарда Колмановского,
«Наташка-первоклашка» Слова: К. Ибряев, Музыка: Ю. Чичков и др.
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
Консультация для родителей «Права и обязанности детей»
Папка передвижка «Что означают наши имена»
3 этап: заключительный.
Презентация проекта «Хорошо там и тут, где по имени зовут»
Выставка рисунков: «Вот мы какие!».
Выпуск альбома «Наши знаменитые тёзки».
Презентация «Как появились имена».
Создание книги «Книга имён»
Коллаж «Цветок моего имени»
КОЛЛАЖ "ЦВЕТОК МОЕГО ИМЕНИ"
"КНИГА ИМЕН"
ЭТОТ РАССКАЗ НАПИСАЛИ РОДИТЕЛИ МАШЕНЬКИ.
Жили-были в чудесном городе Сургуте мамочка и папочка. И больше всего на свете им хотелось, чтобы у них родилась замечательная доченька. Каждое утро мамочка, протягивала руки к небу, просила у боженьки, чтобы он послал ей маленького ангелочка.
И вот однажды случилось чудо, маме приснился волшебный сон, будто человек в сияющий одеждах протягивает ей сверток, а в нем лежит маленький кудрявый ангелочек и крылышки сверкают и переливаются, а глазки огромные синие, синие посмотрели на нее, и в комнате стало очень светло.
Прошло время, мамочка совсем забыла про сон. И вот через 9 месяцев у мамочки и папочки случилось чудо. Когда маме принесли сверток с ребенком, открыв его, перед мамочкой возник тот самый сон, который она видела незадолго до рождения ребенка. Перед ней в одеяльце лежал тот самый ангелочек с крылышками и огромными синими глазками. Увидев это, мамочка была так тронута до глубины души, что из глаз закапали слезки.
Счастью мамочки и папочки не было конца. Они были самыми счастливыми родителями на свете. И подарок этот они получили 4 декабря 2007 года, совершенно не случайно, ведь в этот день Русская православная церковь отмечает праздник Введение во храм Пресвятой Богородицы Девы Марии.
И когда возник вопрос, а как же назвать эту красотку, сомнений никаких не было, она уже родилась Марией, и другого имени для нее просто нет.
Наша доченька МАШЕНЬКА это божий дар, за который мы очень благодарны.
Историческое происхождение имени Мария : Древнееврейское имя имеет несколько значений: «любимая», «желанная», «упрямая», «госпожа».
Положительные черты характера: Порядочность, доброта, надежность, активность, гуманность. Мария обладает огромным запасом любви и нежности.
Психология имени : Марию легко обидеть, ранить. Она требует к себе уважения, заботы. Любит веселую шутку.
Знаменитые носители имени : Мария Пресвятая Богородица, Мария Магдалина- равноапостольная, мироносица, Мария Радонежская - схимонахиня, мать преподобного Сергия Радонежского и т. д.
ВЫКЛАДЫВАНИЕ ИМЕНИ ИЗ БУКВ
ПРОСМОТР МУЛЬТФИЛЬМА "ЕЁ ЗВАЛИ НЮША" И ПРЕЗЕНТАЦИИ "ИМЕНА ЦВЕТАМ СОЗВУЧНЫ. "
РАССМАТРИВАНИЕ АЛЬБОМОВ
НЕПОСРЕДСТВЕННО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ЛЕПКА НА БУМАГЕ "МОЁ ИМЯ"
ОФОРМЛЕНИЕ ВЫСТАВКИ "ВОТ МЫ КАКИЕ!"