Анна Горохова
Проект «Хлеба белого ломоть, что в нём необычного?»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Хлеба белого ломоть, что в нём необычного?»
«Возможность труда и любовь к нему –
лучшее наследство, которое может
оставить своим детям и бедный, и богач»
К. Д. Ушинский
Труд в жизни каждого человека и в жизни общества имеет определяющее значение.
Публикация «Проект „Хлеба белого ломоть, что в нём необычного?“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» октябрь 2019
От того, как человек относится к труду, как он умеет трудиться, во многом зависит его судьба. Об этом ярко и образно говорит народное творчество: пословицы, поговорки, сказки. Большое внимание трудовому воспитанию уделяется в народной педагогике. О важности трудового воспитания написано много философских, психологических и педагогических работ. В истории воспитания и образования общества созданы уникальные системы, в основе которых лежит трудовое воспитание.
Мир профессий в обществе – сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система.
Отношение к профессии вырабатывается в процессе социализации лично-сти, который охватывает и дошкольный период. Большое влияние на детей оказывает эмоциональное отношение взрослого к труду. Знакомство детей с трудом взрослых это не только средство формирования системных знаний, но и значимое социально-эмоциональное средство приобщения к миру взрослых, приобретение детьми опыта общения с людьми. Дети получают возможность расширить и уточнить знания о профессиях и словарь. Непринужденная беседа взрослых с детьми обеспечивает развитие детского мышления, способность устанавливать простейшие связи и отношения, вызывает интерес к трудовой деятельности взрослых. Доброжелательность, заинтересованное отношение к детским вопросам, поощрение выступления в диалоге позволяют преодолеть в детях замкнутость, застенчивость, нерешительность.
Целенаправленные наблюдения, экскурсии за пределы группы, знакомящие детей с трудом взрослых, способствуют накоплению ярких эмоциональных впечатлений.
Таким образом, формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий - это необходимый процесс, актуальный в современном мире.
Предлагаемый проект рассчитан на старший дошкольный возраст (старшая группа). В нашей стране относились к труду хлеборобов всегда по-особенному. Вместе с ребятами нашей группы мы решили выяснить: люди каких профессий, какие машины участвуют в выращивании хлеба : от зернышка до нашего стола.
Название проекта : «Хлеба белого ломоть, что в нём необычного?»
Вид проекта : информационно – исследовательский, познавательный,
творческий, игровой;
Продолжительность: долгосрочный (8 месяцев, коллективный).
Участники проекта : дети средней группы, воспитатели, родители.
Сроки реализации: три месяца (октябрь - апрель)
Цель проекта :
- Дать детям представления о том, какой путь проходит зерно, чтобы стать хлебом. Расширять представления о развитии растений.
- Познакомить с названиями профессий людей растящих хлеб.
- Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей, выращивающих хлеб.
За дачи проекта :
• Познакомить с процессом выращивания и изготовления хлеба, начиная со старины и до наших дней;
• Формировать у детей представление о том, что хлеб – это итог большой работы многих профессий людей;
• Приобщать детей к художественной литературе: знакомить с рассказами, стихами, сказками, пословицами и поговорками о хлебе;
• Показать значимость необходимой сельскохозяйственной техники для подготовки почвы, сбора и обработки урожая в разные времена;
• Помочь проследить процесс превращения маленького зёрнышка до буханки хлеба;
• Вовлечь детей в опытно – экспериментальную деятельность;
• Расширять представление детей о многообразии хлебобулочных изделий;
• Вызвать интерес к лепке кондитерских и кулинарных изделий из солёного теста для обыгрывания в сюжетно – ролевых играх;
• Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение и благодарное отно-шение к труду людей, участвующих в его выращивании и в производстве,
• Обогащать детско – родительские отношения опытом совместной трудовой деятельности.
Реализация проекта :
Социально-личностное развитие;
Познавательно-речевое развитие;
Художественно-эстетическое развитие (изобразительная деятельность, музыка)
Физическое развитие (двигательная деятельность).
Предполагаемый результат:
В итоге нашей работы мы ожидаем получить следующие результаты, дети узнают весь процесс получения хлеба. Воспитание любви к родной земле, благодарное отношение и к хлебу и к труду людей, его выращивающих.
Ход проекта:
1 этап, подготовительный (разработка проекта,
срок с 10 октября 2018г. - 10 ноября 2018 г.
• Подбор литературы, картин, иллюстраций, подготовка презентаций;
• Создание временного уголка проектной деятельности;
• Объявление детям и родителям о начале проекта;
• Договорённость с местным хлебозаводом о выставке «Хлебобулочных изделий нашего хлебозавода»;
• Индивидуальное заучивание детьми стихов, пословиц, поговорок о хлебе.
Деятельность педагогов:
определение проблемы, постановка цели и задач;
- составление перспективного плана мероприятий;
- определение методов работы;
- подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстративного материала;
- подбор материалов для изобразительной и продуктивной деятельности детей;
- подбор материалов, атрибутов для театрализованной и игровой деятельности;
совместная деятельность:
- введение детей в проблемную ситуацию, доступную их пониманию и близкую по имеющемуся у них опыту;
- формирование устойчивого интереса к тематике проекта;
- определение круга актуальных и посильных задач.
2 этап, исследовательский (выполнение проекта)
срок с 10 ноября 2018 г. по 25 апреля 2019 г.
• Беседа о старинных семейных обычаях. В ходе, которой мы узнали, что издавна избы строили с низким дверным проемом, чтобы при входе в избу гость наклонялся (кланялся) дому, его хозяевам. А, хозяин, всегда встречал дорогого гостя с хлебом и солью. Хлеб выращивали самостоятельно. В теплое время года, выходили в поле, все от мала до велика, и старшие дети с малых лет помогали родителям выращивать и убирать хлеб.
• Показ презентации: «Как крестьяне выращивали хлеб!». Познакомились с трудом крестьян при выращивании хлеба, ознакомились со старинными предметами труда (соха, косуля, борона, коса, серп, молотило, мельница, жернова).
• Посадка семян пшеницы, ржи, овса. Решили самостоятельно, в домашних условиях, прорастить зёрна в земле и в воде, чтобы узнать, сколько времени и труда нужно для проращивания колосьев, из которых можно добывать муку для выпекания хлеба, пирожков, булочек, пряников, сушек и даже изготовления макарон. Ежедневно ухаживали, наблюдали, вели записи в паспорте наблюдений.
- формирование знаний, умений, навыков, в частности в решении проблем с помощью взрослого и самостоятельно.
Перспективный план
№ Действия (на-именование ме-роприятия) Задачи Срок реа-лизации Получен-ный (ожи-даемый ре-зультат)
1. Этап. Наименование этапа, срок реализации:
Подготовительный. Октябрь - ноябрь
1. Беседы и чтение художественной литературы про сельскохозяйст-венные профес-сии
Уточнить знания детей о хлебе, подвести детей к по-ниманию бережного отно-шения к хлебу.
Вызвать интерес к поисково - исследовательской дея-тельности.
Организация совместной деятельности с детьми, про-ведение познавательной об-разовательной деятельности соответствующей тематики.
Повышение творческой ак-тивности и сплоченности. Подборка информации по заданному плану. 2 - 4 неде-ля октября
2. Презентации: «Как крестьяне выращивали хлеб!»
«От зернышка до каравая»
«Хлеб - всему голова» Воспитывать бережное от-ношение к хлебу, уважение к труду людей, которые выращивают и пекут хлеб. 1 - 3неделя ноября
3. Чтение литера-турных произве-дений, просмотр мультипликаци-онных фильмов по теме Формировать представления детей о разных видах профессий 4 неделя ноября,
2. Этап. Наименование этапа, срок реализации
Декабрь - апрель
1. Беседы: «Что такое злаки и из чего пекут хлеб?», «Как хлеб пе-кут»
Чтение книги Алексея Мусатова
«Как хлеб на стол пришёл» Уточнить знания детей о хлебе, подвести де-тей к пониманию бе-режного отношения к хлебу.
Закрепить знания де-тей о хлебе как одном из величайших бо-гатств на земле. 1-2 неделя декабря
2. Образовательная си-туация «Хлебороб» Расширить представ-ление детей о труде взрослых. Показывать результаты труда и его общественную значимость, учить бережно, относиться к тому, что сделано руками человека. 3 неделя декабря
3. Отгадывание загадок, инсценировка сказки «Колосок».
Словесные игры: «Уз-най по описанию», «Назови разные блюда из круп», «Вершки и корешки»
Сюжетно-ролевая игра «Мы хлеборобы». Развивать внимание и активизировать логи-ческое мышление;
развивать речь детей, активизировать сло-варный запас. 4 неделя декабря
4 Образовательная си-туация «Сельскохозяй-ственные профессии» Образовательные:
закрепить с детьми на-звания сельскохозяй-ственных профессий
расширять знания о труде в деревне;
Развивающие:
формировать нравст-венные качества лич-ности ребенка: само-стоятельность, уваже-ние к труду, патрио-тизм;
развивать речь, обога-щать словарь детей
продолжать развивать память, внимание, мышление
развивать познава-тельный интерес
Воспитательные:
воспитывать любовь к природе
воспитывать уважение к людям труда
воспитывать интерес к рабочим профессиям
воспитывать интерес к коллективной работе. 2 неделя января
5. Чтение произведений А. Букалов «Как ма-шины хлеб берегут»; В. Дацкевич «От зерна до каравая. Воспитывать уважение к людям труда, бережное отношение к хлебу.
3 неделя января
6. Дидактические игры: «Угадай профессию», «Кому что нужно?», «Угадай на вкус», «Придумай узор для печенья», «Найди кар-тинку», «Сложи коло-сок», «Угадай, что в мешке». Воспитывать уважение к людям труда, бережное отношение к хлебу.
4неделя января
7. Чтение произведений: - Я. Аким «Пшеница», «Хлеб»; В. Дацкевич «Черный хлеб», «Ржа-ной колос» Развивать речь детей, активизировать сло-варный запас. 1 неделя февраля
8. Образовательная си-туация «Агроном» Продолжать знакомить детей с профессиями. Закрепить знания о долгом пути хлеба от зернышка до каравая на стол. Воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу.
2 неделя февраля
9. Посадка и наблюдения за прорастанием семян (пшеницы, ржи) в раз-ных условиях (земля, песок) Вызвать интерес к по-исково - исследова-тельской деятельности. 3 неделя февраля
10. Чтение В. Сухомлин-ский «Моя мама пах-нет хлебом; Т. Шоры-гина «Ломоть хлеба» Развивать речь детей, активизировать сло-варный запас. 4неделя февраля
11. Образовательная си-туация «Такие нужные машины Совершенствовать умения детей переда-вать форму объекта средствами конструк-тора ЛЕГО. Формиро-вать умение конструи-ровать по схеме. За-креплять знания детей о транспорте.
Развивать способности к самостоятельному анализу конструкций, способствовать интел-лектуальному разви-тию детей. Развивать мелкую моторику пальцев рук.
Воспитывать само-стоятельность, усидчивость, умение общаться дуг с другом, уважение к своему и чужому труду. 1 неделя марта
12. ОС "Как хлеб к нам на стол пришел"
1. Уточнить и закре-пить представление детей о выращивании хлеба.
2. Объяснить, что для облегчения труда ис-пользуется разнооб-разная техника. 2 неделя марта
13. Беседы: «Откуда хлеб пришёл?», «Хлеб - на-ша богатсво», «Куль-тура поведения за сто-лом» Развивающие:
• Развивать связную речь, умение рассуж-дать.
• Активировать сло-варь словами: хлебо-роб, комбайнер, пе-карь, элеватор, зерно, колосок.
• Развивать мышление, память, наблюдательность.
• Развивать умение выполнять игровые задания.
• Развивать интерес к труду пекаря.
Образовательные:
• Углублять и расши-рять знания детей о процессе выращивания хлеба.
• Пополнять литера-турный запас загадка-ми и стихами.
• Закреплять название разных хлебобулочных изделий.
• Закреплять название профессия, растящих хлеб.
• Укреплять кисти рук, развивать мелкую моторику.
Воспитательные:
• Воспитывать береж-ное отношение к хлебу и уважение к труду взрослых.
Ввести в активный словарь детей слова: жатва и агроном. 3 неделя марта
14. Дидактическая игра «Найди картинку», «Сложи колосок», «Угадай, что в мешке». Воспитывать настой-чивость в достижении цели, чувство коллек-тивизма и взаимопо-мощи.
Воспитывать уваже-ние к людям труда, бережное отношение к хлебу. 4 неделя марта
15. Конструирование «Машина для перевозки хлеба»
Совместная деятель-ность детей и родите-лей 1 неделя апреля
16. Коллаж «Хлебное по-ле» Воспитывать настой-чивость в достижении цели, чувство коллек-тивизма и взаимопо-мощи. 2 неделя апреля
17. Образовательная си-туация «Пекарь» Образовательные:
• Научить детей рабо-тать с тестом, раскатывать тесто, вырезать из него фигурки и украшать их.
• Повышать уровень знаний детей; закреп-лять знания детей о профессии пекаря, о том, что хлеб – богат-ство нашей страны.
• Формировать у детей представление о том, как из муки изготавливают различные кон-дитерские изделия.
• Активизировать сло-варь за счё т слов: зёр-на, колосья, комбай-нёр, пшеничная мука.
Развивающие:
• Развивать у детей свободное общение, речь, память, внима-ние, моторику рук.
• Продолжать разви-вать двигательную ак-тивность детей в под-вижных
играх и физминутке.
Воспитательные:
• Воспитывать уваже-ние к хлеборобу, его труду, бережное отно-шение к
хлебу.
• Воспитывать нравст-венные и духовные ка-чества ребёнка.
2 неделя апреля
17. Экскурсия на хлебо-комбинат
Закрепить понятие, что хлеб является важ-ным ежедневным про-дуктом питания; по-знакомить детей с раз-нообразием хлебобу-лочных изделий; за-крепить знания о дол-гом пути хлеба от поля до стола; воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу.
Дети получили уни-кальную возможность увидеть своими глаза-ми, где и как пекут вкуснейший хлеб : кар-ваи, буханки, бато-ны,багеты,плетенки,булочки,рогалики и даже кексы. Нам показали весь процесс выпечки хлеба 3 неделя апреля
18. ОС «Хлебом кормит нас земля»
1. Привитие детям бе-режного отношения к хлебу.
2. Воспитание уваже-ния к труду хлеборо-бов
3. Воспитание любви к своей малой родине
4. Развитие мышления, интеллекта, смекалки. 3 неделя апреля
19. Выставка «Хлебобу-лочных изделий!»
Показать многообразие хлебобулочных изде-лий, призывать отно-сится к хлебу с уваже-нием. 4 неделя апреля