Голуб Галина Анатольевна
Среднесрочный проект «Хлеб — всему голова»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Хлеб - всему голова!»
Автор проекта: Голуб Галина Анатольевна
Тема проекта: «Хлеб - всему голова!».
Тип проекта: познавательно-исследовательский.
Характер проекта: творческо-исследовательский
Сроки реализации: сентябрь – октябрь 2016 года.
Продолжительность проекта: среднесрочный.
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатель, музыкальный руководитель, родители.
Публикация «Среднесрочный проект „Хлеб — всему голова“» размещена в разделах
Актуальность: Хлеб-это символ благополучия, достатка. Именно хлебу отведено самое главное место на столе и в будни, и в праздники.
Этот продукт сопровождает нас всю жизнь. Ценность хлеба ничем нельзя измерить.
К сожалению, многие дети не знают о труде людей, выращивающих хлеб, и относятся к хлебу неуважительно (бросают, играют, крошат, лепят фигурки и т. п.).
Цель: расширить знания детей о хлебе, сформировать у детей представление о ценности хлеба.
Задачи:
Образовательные:
• изучить историю возникновения хлеба;
• познакомить детей с зерновыми культурами, из которых делают муку; с разнообразием хлебобулочных изделий;
• расширять и обогащать знания детей о хлебе, и его изготовлении;
• познакомить с трудом комбайнера, тракториста, пекаря;
• знакомство с сельскохозяйственной техникой, работающих на полях с зерновыми.
Развивающие:
• развивать познавательно – исследовательскую деятельность;
• развивать умение логически мыслить, рассуждать, делать выводы и умозаключения;
• развивать основные психические процессы – память, внимание, логические процессы.
Воспитательные:
• воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду взрослых;
• воспитывать желание делиться полученными знаниями;
• воспитывать качества – терпение, трудолюбие.
Ожидаемые результаты:
• сформировать у детей представления о ценности хлеба;
• получить знания о том, как выращивали хлеб в старину, и как это происходит сейчас, донести до сознания детей, что хлеб – это итог большой работы многих людей;
• воспитывать интерес к профессиям пекаря, комбайнера и к труду людей, участвующих в производстве хлеба;
• воспитывать бережное отношения к хлебу.
Методы исследования:
• сбор информации;
• беседы;
• наблюдения;
• эксперименты;
• анализ.
Интегрируемые образовательные области:
• Социально-коммуникативное развитие;
• Познавательное развитие;
• Речевое развитие;
• Художественно-эстетическое развитие.
Социально-коммуникативное развитие:
Сюжетно-ролевая и театрализованная игра:
• «Семья»;
• «Магазин»;
• «Булочная»;
• «Кулинария»;
• «Колосок».
Дидактические игры:
• «Назови профессию»;
• «Что из какой муки испекли»;
• «Что сначала, что потом»;
• «Путаница»;
• «А какой он, хлеб»;
• «Кто больше назовет хлебобулочных изделий»;
• «Чудесный мешочек»;
• «Четвертый лишний».
Познавательное развитие:
Беседы:
• «Откуда хлеб пришел»;
• «Хлеб всему голова»;
• «Кто хлеб печет».
Наблюдения и рассматривание альбомов:
• подбор иллюстраций о сельскохозяйственных машинах;
• репродукций картин русских художников на заданную тему;
• набор картинок с хлебобулочными изделиями.
Просмотр фильма:
• «История про хлеб».
Просмотр мультимедийной презентации:
• «Хлеб всему голова».
Знакомство с профессиями:
• Агроном;
• Комбайнёр;
• Тракторист;
• Пекарь.
Исследовательская деятельность:
• Рассматривание и сравнивание колосков пшеницы;
• Экскурсия на кухню.
Опытно – экспериментальная деятельность:
• Превращение зерна в муку (ступка, кофемолка);
• Выращивание овса;
• Замешивание теста и выпечка хлеба (при помощи родителей);
• Получение клейстера.
Речевое развитие:
Чтение художественной литературы о хлебе.
• Сказки: «Легкий хлеб», «Крылатый, мохнатый, да масляный», «Колосок»; К. Чуковский «Чудо – дерево», «Булка».
• Стихи: Я. Аким «Пшеница», Я. Дягутите «Руки человека», Ольга Стратонович «Хлеб», Т. Шорыгина «Ломоть хлеба», И. Токмакова «Что такое хлеб».
Проговаривание скороговорок о хлебе:
• Бублик, баранку, батон и буханку пекарь из теста испек спозаранку;
• Петр в печке пек печенье, да перепек всю выпечку;
• Хорош пирожок - внутри творожок;
• Саша любит сушки, Соня - ватрушки;
• Лежал Ваня на печи, кушал Ваня калачи.
Совместный подбор пословиц и поговорок о хлебе:
• Будет хлеб, будет и обед;
• Пот на спине, так и хлеб на столе;
• Без соли невкусно, а без хлеба несытно;
• Хлеб- дар божий, отец, кормилец;
• Не удобришь рожь, соберешь хлеба на грош;
• Покуда есть хлеб, да вода- все не беда;
• Без хлеба всё приестся;
• Дожили до клюки, что ни хлеба, ни муки;
• Разговором сыт не будешь, если хлеба не добудешь;
• Без хлеба и мёдом сыт не будешь;
• Без хлеба и у воды жить худо.
Приметы о хлебе:
• Не разрешалось, чтобы один человек доедал хлеб за другим – заберешь его счастье и силу;
• Нельзя есть за спиной другого человека – тоже съешь его силу;
• Дашь во время еды хлеб со стола собакам – постигнет бедность;
• Самым большим грехом на Руси считалось уронить хотя бы одну крошку хлеба, еще большим – растоптать эту крошку ногами;
• Люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь;
• Принимая хлеб соль на рушнике, хлеб следует поцеловать.
Художественно-эстетическое развитие:
Изобразительная деятельность:
• Рисование колоска пшеницы;
• Оригами «Колоски»;
• Лепка из пластилина хлебобулочных изделий с детьми для сюжетно-ролевых игр (буханки, батоны);
• Лепка хлебобулочных изделий из соленого теста «Угощение для Незнайки» (баранки, сушки и пр.);
• Рисование – грузовая машина везет зерно;
• Рисование на основе пластилинографии «Хлебное поле»;
• Аппликация «Трактор на поле».
Взаимодействие с родителями
• Предложить детям вместе с родителями найти и выучить стихи, пословицы и поговорки о хлебе;
• Чаепитие с родителями (с хлебобулочными изделиями);
• Театрализация русской народной сказки «Колосок».
Продукт работы с родителями и детьми:
• «Книжка-малышка» Загадки про хлебобулочные изделия;
• Панно хлебобулочных изделий «Хлеб – всему голова»;
• «Мини-музей» (ветряная мельница, сшитые из фетра баранки с маком и связанные хлебобулочные изделия);
• Альбом с фото – рецептами «Наша домашняя выпечка».
Список используемой литературы:
1. Емельянова Э. Л. - Расскажите детям о хлебе. Карточки для занятий в детском саду и дома. 3-7 лет
2. Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ // Авт. -сост. Натарова В. И. и др. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005. – 205 с.
3. Рыжова Н. А. Почва — живая земля. М. : Карапуз-Дидактика, 2005.
4. Т. А. Шорыгина. Беседы о хлебе. Методические рекомендации. М. : ТЦ Сфера, 2012. – 41 с.
Интернет ресурсы:
1. https://www.youtube.com/watch?v=BUh0q8z5Pbs
2. https://www.youtube.com/watch?v=oeWNlZRSgNM