Бережная Альвина Аркадьевна
Проект «Хлеб — всему голова»
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОЕКТ «ХЛЕБ – ВСЕМУ ГОЛОВА»
Срок реализации: 2 месяца (сентябрь, октябрь).
Тип, вид проекта : информационно-практико-ориентированный; фронтальный (с группой детей и их семьями).
Цели: создание условий для формирования предпосылок поисковой деятельности, развития воображения и художественно-творческих способностей в процессе реализации проекта «Хлеб – всему голова».
Публикация «Проект „Хлеб — всему голова“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» сентябрь 2021
Задачи проекта : формировать первоначальное представление о процессе производства хлеба, необходимости беречь хлеб; подвести детей к пониманию того, что прежде чем попасть на стол, хлеб проходит много различных превращений, в его изготовлении принимают участие люди многих профессий; вкус хлебных изделий зависит от используемых продуктов и способов приготовления; названия хлебобулочных изделий зависят от формы выпечки и используемых продуктов и способов изготовления (дрожжевые грибки и их значение в процессе приготовления хлеба); человек должен учиться делать все сам; развивать любознательность, интерес к разнообразным трудовым операциям, воспитывать бережное отношение к продуктам человеческого труда, мелкую моторику рук; прививать навыки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы; способствовать индивидуальному самовыражению детей в процессе продуктивной творческой деятельности; обогащать словарный запас.
Актуальность. В дошкольном детстве закладываются основы личностной культуры человека, приверженность к общечеловеческим духовным ценностям. Ребенок должен научиться ориентироваться в природе, предметах, созданных руками человека, явлениях окружающей действительности, общественной и собственной жизни. Чтобы сформировать у детей целостное представление об окружающем мире, следует уделять больше внимания для комплексного изучения природы и ее связи с человеком. Убеждать детей в том, что человек – часть природы и он должен беречь и уважать окружающий мир.
При этом важно найти интересующую детей тему, создать условия для постижения способов активного взаимодействия с миром, проявления эмоционально-оценочного отношения к происходящему.
Всегда ли мы бережно относимся к хлебу? Кто использует хлеб для питания? Всегда ли хлеба было вдоволь на столе у людей? От чего зависят урожай хлеба и разнообразие его на прилавках магазина? Как хлеб попадает на наш стол? Кто заботится о том, чтобы мы могли приобрести его к своему столу?
Знакомство детей с процессом выращивания и производства хлеба, с людьми, участвующими непосредственно в его изготовлении, способствует расширению кругозора детей, умению определять названия хлебобулочных изделий, техники, устанавливать связи между свойствами и признаками разнообразных продуктов, определять технологию изготовления хлебобулочного изделия. При этом дети знакомятся с профессиями людей, обследуют предметы с помощью системы сенсорных эталонов и перцептивных действий, группируют предметы в соответствии с познавательной задачей.
В процессе знакомства детей с новыми понятиями, названиями продуктов, зерновых, техники, профессий, хлебобулочных изделий, использованием муки и зерна в жизни человека пополняется активный словарь детей, а значит, развиваются речевые умения и навыки личности, повышается уровень познавательных способностей, развивается воображение, формируется личность в целом.
Нельзя считать себя культурным, интеллигентным человеком без элементарных знаний окружающего мира, природы, без понимания взаимосвязи «человек – природа». Приобщение детей к исследовательской деятельности является средством формирования у них любознательности, интереса, бережного отношения к природным богатствам.
Идеи проекта :
Все занятия по проекту «Хлеб – всему голова» взаимосвязаны, продолжаются в других видах деятельности – как самостоятельной, так и коллективной, для того чтобы и педагог, и ребенок ощущали в себе частицу радости, эмоциональный заряд, а главное – желание продолжать работу над проектом. Организуя занятия, необходимо помнить, что знания и умения, усвоенные без интереса и желания, не становятся активным достоянием ребенка.
Планируемые результаты:
В ходе реализации проекта :
• Успешно проведены занятия.
• Организована экскурсия в пекарню «Каравай».
• Собран и оформлен альбом «Хлеб – всему голова».
• Совместно с родителями детьми сочинены и оформлены творческие работы: книжки-малышки о зернышке; собрана подборка мудрых высказываний о хлебе.
В ходе проектирования дети достигают целевых ориентиров образования:
– знают, как хлеб на стол пришел; названия хлебобулочных изделий; люди каких профессий принимают участие в процессе производства хлеба; как получают разнообразную муку, где ее используют, что вкус хлебных изделий зависит от используемых продуктов и способов приготовления;
– проявляют познавательные способности;
– демонстрируют предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
– способны определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
– готовы к индивидуальному самовыражению;
– с удовольствием проявляют интерес и желание к творческой деятельности;
– совершенствуют мелкую моторику рук.
Стратегия реализации проекта
I этап: «Рождение проблемы».
Воспитатель показывает, как в столовой дети небрежно обращаются с хлебом.
Воспитатель. Ребята, подумайте, правильно ли поступают люди, когда бросают хлеб на пол? Почему? Как нужно обращаться с хлебом? Почему? Вы знаете, откуда хлеб пришел к нам на стол?
– Что вы знаете о хлебе? (Хлеб – это продукт. Хлеб продают в магазине. Его привозят на машине с названием «Хлеб». Хлеб бывает белый, серый.)
– Что бы вы хотели еще узнать? Из чего делают хлеб? Как делают хлеб? Кто его делает? Где найти ответы на ваши вопросы?
( Ответы детей: спросить у родителей, узнать на занятиях от воспитателя, прочесть в книгах, посмотреть в Интернете.)
II этап: «Мероприятия и события».
1. Занятия (познавательная и продуктивная деятельность) : «Как хлеб на стол пришел?» (познавательное); «Из чего делают хлеб? От чего зависит вкус изделия?» (познавательное; опыты).
2. Беседы: «Как мы можем беречь хлеб?», «Из чего делают хлеб?», «Что такое дрожжи? Какое они имеют значение для процесса производства хлеба?».
3. Создание предметно-развивающей среды: Обогащение библиотечки в группе книжками-малышками, изготовленными и оформленными детьми совместно с родителями на тему «Путешествие зернышка»; другие творческие варианты, дидактические игры для детей.
4. Экскурсия в пекарню «Каравай».
5. Чтение художественной литературы: русские народные сказки: «Колобок», «Каша из топора», «Петушок и бобовое зернышко»; украинская народная сказка «Колосок»; Дж. Родари «Чем пахнут ремесла?», «Какого цвета ремесла?»; В. Маяковский «Кем быть?»; энциклопедия «Что? Зачем? Почему?». «Что такое злаки и почему они так важны?» (Издательство «Эксмо», 2002. С. 224); А. Алексин, С. Михалков, Л. Разгон, В. Хелемендик «Почемучка». «Кто сделал в хлебе дырочки?» (Издательство «Педагогика-Пресс», 1987, 1990, 1991, 1992. С. 225); В. Драгунский «Тайное становится явным»; Н. Гернет, Д. Хармс «Очень-очень вкусный пирог»; Н. Носов «Мишкина каша»; Ю. Ермолаев «Два пирожных»; Борис Вовк «Мякиш»; А. Остапов «Когда кончается страда», «Стоят комбайны у обочин».
III этап: «Заключительный (подведение итогов)».
1. Занятие в Академии домашних волшебников «Заводим дрожжевое тесто» (опытническая деятельность).
2. Оформление альбома по итогам проектирования «Хлеб – всему голова».
3. Занятия: «Как хлеб на стол пришел?» (познавательное); «Из чего делают хлеб? От чего зависит вкус изделия?» (познавательное; опыты); «Заводим дрожжевое тесто» (Академия домашних волшебников) (познавательное; опыт).
4. Беседы: «Как мы можем беречь хлеб?»; «Из чего делают хлеб?»; «Что такое дрожжи? Какое они имеют значение для процесса производства хлеба?».
5. Дидактические игры.
6. Авторские сказки, придуманные детьми совместно с родителями, и фотографии книжек-малышек.
7. Экскурсии в пекарню «Каравай»; на кухню детского сада, в хлебный магазин.
8. Сюжетно-ролевая игра «Хлебный магазин».
9. Альбом «Хлеб – всему голова».