Ольга Жукова
Проект «Хлеб — всему голова»
▼ Скачать + Заказать документы
Краткосрочный познавательно-исследовательский проект
для детей группы компенсирующей направленности с ТНР
Подготовила и провела: Воспитатель: Жукова О. Ф.
Тип проекта :
познавательно-исследовательский.
Сроки реализации:
22 октября – 26 октября 2018год.
Продолжительность проекта : краткосрочный.
Участники проекта :
дети, воспитатели, учитель-логопед, музыкальный руководитель, родители.
Актуальность:
Публикация «Проект „Хлеб — всему голова“» размещена в разделах
- Проекты, проектная деятельность
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Проекты, проектная деятельность
- Темочки
Хлеб это символ благополучия, достатка. Ценность хлеба ничем нельзя измерить. Именно хлебу отведено самое главное место на столе и в будни, и в праздники. К сожалению, многие дети не знают о труде людей, выращивающих хлеб, и относятся к хлебу неуважительно.
Цель: расширить знания детей о хлебе.
Задачи:
Образовательные:
• изучить историю возникновения хлеба;
• познакомить детей с зерновыми культурами, из которых делают муку; с разнообразием хлебобулочных изделий;
• расширять и обогащать знания детей о хлебе, и его изготовлении.
Развивающие:
• развивать познавательно – исследовательскую деятельность;
• развивать умение логически мыслить, рассуждать, делать выводы и умозаключения.
Воспитательные:
• воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду взрослых;
• воспитывать желание делиться полученными знаниями.
Ожидаемые результаты:
• сформировать у детей представления о ценности хлеба;
• получить знания о том, как выращивали хлеб в старину, и как это происходит сейчас, донести до сознания детей, что хлеб – это итог большой работы многих людей;
• воспитывать интерес к профессиям пекаря, комбайнера и к труду людей, участвующих в производстве хлеба;
• воспитывать бережное отношения к хлебу.
Методы исследования:
• сбор информации;
• беседы;
• наблюдения;
• эксперименты;
• анализ.
1. Первый этап
Подготовка к проведению проекта.
1. Подобрать методическую литературу по теме.
2. Подобрать художественную литературу по теме.
3. Подобрать дидактический материал, наглядные пособия (альбомы для рассматривания, картины, настольные игры)
4. Составить перспективный план.
2. Второй этап
Реализация проекта.
Интегрируемые образовательные области:
Виды деятельности
Социально-коммуникативное
развитие Сюжетно-ролевая игра:
• «Семья»;
• «Магазин»;
Дидактические игры:
• «Назови профессию»;
• «Что из какой муки испекли»;
• «Откуда хлеб начал свое путешествие»;
• «Что сначала, что потом»;
• «Откуда берется хлеб»;
• «Кто больше назовет хлебобулочных изделий»;
Познавательное развитие
Беседы:
• «Как хлеб на стол пришел»;
• «Какой бывает хлеб»;
• «Как испечь хлеб дома»;
• «Берегите хлеб».
Наблюдения и рассматривание альбомов:
• репродукций картин русских художников на заданную тему;
Просмотр фильмов:
• «История про хлеб»;
• «По секрету всему свету. Как получается хлеб».
Знакомство с профессиями:
• Агроном;
• Комбайнёр;
• Пекарь.
Исследовательская деятельность:
• Рассматривание и сравнивание зерен (ржи, пшеницы, ячменя, овса).
Опытно – экспериментальная деятельность:
• Превращение зерна в муку (ступка, кофемолка).
• Выращивание семян (ржи, пшеницы, ячменя, овса).
• Замешивание теста и выпечка хлеба (при помощи родителей).
Речевое развитие Чтение художественной литературы о хлебе.
• Сказки: «Легкий хлеб», «Крылатый, мохнатый, да масляный», «Колосок»;. Стихи: Я. Аким «Пшеница», Я. Дягутите «Руки человека», Ольга Стратонович «Хлеб», Т. Шорыгина «Ломоть хлеба», И. Токмакова «Что такое хлеб».
Проговаривание скороговорок о хлебе :
• Бублик, баранку, батон и буханку пекарь из теста испек спозаранку.
• Хорош пирожок - внутри творожок
• Саша любит сушки, Соня - ватрушки
• Лежал Ваня на печи, кушал Ваня калачи
Совместный подбор пословиц и поговорок о хлебе :
• Будет хлеб, будет и обед
• Пот на спине, так и хлеб на столе
• Без соли невкусно, а без хлеба несытно
• Хлеб - дар божий, отец, кормилец.
• Покуда есть хлеб, да вода- все не беда
• Без хлеба всё приестся
• Разговором сыт не будешь, если хлеба не добудешь
• Без хлеба и мёдом сыт не будешь
Приметы о хлебе :
• Не разрешалось, чтобы один человек доедал хлеб за другим – заберешь его счастье и силу.
• Самым большим грехом на Руси считалось уронить хотя бы одну крошку хлеба, еще большим – растоптать эту крошку ногами.
• Люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь.
• Принимая хлеб соль на рушнике, хлеб следует поцеловать.
Художественно-эстетическое развитие Изобразительная деятельность:
• Рисование «Колосок», рассматривание картин и иллюстраций о хлебе.
• Лепка из соленого теста хлебобулочных изделий с детьми для сюжетно-ролевых игр.
Музыкальная деятельность:
Развлечение «Хлеб – всему голова»
Театр драматизация
• сценка «Тесто»
Создание мини-музея
«Хлеб – всему голова»
НОД:
• «Откуда к нам приходит хлеб»;
• «Хлеб – всему голова»;
• Составление рассказов по серии картин «Как люди выращивают хлеб»;
• Лепка из соленого теста хлебобулочных изделий
• Рисование «Колосок»,
Взаимодействие с родителями
• Предложить детям вместе с родителями найти и выучить стихи, пословицы и поговорки о хлебе.
• Выставка кулинарных изделий «Рецепты бабушек и мам».
3. Заключительный этап:
Результат:
В процессе проекта дети проявляли активный познавательный интерес, узнали много нового о хлебе. В группе создали мини-музей: «Хлеб – всему голова». Провели итоговое мероприятие: «Хлеб – всему голова»
Список используемой литературы:
1. Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Познавательное развитие. Конспекты занятий в старшей группе детского сада.
2. Емельянова Э. Л. - Расскажите детям о хлебе.
3. Наглядное пособие «Хлеб в картинках».
4. .Хрестоматия для детей.
5. Т. А. Шорыгина. Беседы о хлебе. Методические рекомендации. М. : ТЦ Сфера, 2012. – 41 с.