МААМ-картинки

Проект «Хакасия-родник души»

Юлия Сазанакова
Проект «Хакасия-родник души»
▼ Скачать + Заказать документы

Хакасия-родник души

Пояснительная записка

Национально-региональный компонент – составная часть содержания образования, отражающая национальное и региональное своеобразие, потребности и интересы народов Хакасии.

Концепция модернизации российского образования определила постановку новых задач личностно-ориентированного воспитания: формирование толерантности, чувства собственного достоинства, первоначальных основ патриотизма и гражданственности, уважение к традициям своего и других народов и экологически грамотного поведения на основе концепции национально-регионального компонента республики Хакасии.

Публикация «Проект „Хакасия-родник души“» размещена в разделах

В Республике Хакасия используются современные образовательные программы для дошкольных учреждений: «Развитие» под редакцией О. М. Дьяченко, «Истоки» под редакцией Л. А. Парамоновой, «Радуга» под редакцией Т. Н. Дороновой, «Детство» под редакцией Т. И. Бабаевой. Однако, существующие базовые программы воспитания, обучения и развития не отражают всех существующих проблем национально-регионального компонента Республики Хакасия.

Как правило, у детей дошкольного возраста не достаточно сформированы знания и воспитания любви к малой Родине. Поэтому и возникла необходимость в разработке проекта «Хакасия – родник души…».

Педагогическая значимость проекта :

• Восстанавливать в сознании воспитанников утраченную связь с «прежними поколениями»;

• Возрождать традиции, обычаи, считавшиеся жизненно важными в этнокультурном своеобразии;

• Систематизировать, модернизировать содержание педагогической работы по национально-региональному компоненту;

• Популяризировать общечеловеческие ценности.

Проект ознакомления дошкольников с культурой хакасов, природой Хакасии, историей построен в соответствии с Федеральным государственным стандартом и соответствует условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Проект рассчитан на 2 возрастные группы).

В нем изложены методы и этапы ознакомления детей с малой родиной - Хакасией.

Проект «Хакасия – родник души…» адресован педагогам ДОУ: воспитателям, старшим воспитателям, методистам, заведующим, педагогам дополнительного образования.

Введение

В последние годы, в обществе, идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально-региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины. В связи с этим естественным образом меняется позиция взрослого: поскольку ни один человек не может «представительствовать от лица всей культуры», то он становится соучастником современного познания окружающего мира.

В этом контексте патриотическое и гражданское воспитание является не самоцелью, а естественным процессом и результатом всей проводимой работы по ознакомлению детей с родным краем.

Годы детства - это, прежде всего, «воспитание сердца», — писал В. Сухомлинский, а патриотическое воспитание, без воспитания сердца, невозможно.

Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Оно формируется постепенно: в процессе накопления знаний и представлений об окружающим, вырастает из любви к близким, родному краю.

При ознакомлении детей с родной республикой создаются благоприятные условия, позволяющие расширять кругозор, развивать познавательные способности, активность, любознательность, обогащать и развивать речь, решать задачи эстетического воспитания и детского творчества.

Содержание проекта учитывает :

• гендерную специфику развития детей дошкольного возраста;

• преемственность с примерными основными общеобразовательными программами начального общего образования;

• индивидуальный подход, учете зоны ближайшего развития ребенка;

• принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей.

Цель проекта «Хакасия — родник души…» — приобщение детей дошкольного возраста к традиционным ценностям на основе духовно-нравственного и патриотического воспитания с использованием национально-регионального компонента.

Задачи:

1. Сформировать у детей осознанные представления, знания о природно-климатическом, этнографическом, топонимическом, экологическом, семантическом своеобразии Хакасии;

2. Создать условия для развития внутренней положительной мотивации;

3. Развивать у детей чувственное восприятие через искусство и красоту;

4. Приобщать детей к регионально-значимым этнокультурным, общечеловеческим ценностям;

5. Воспитывать гражданскую активность; толерантное отношение к представителям других культур.

При составлении данного проекта были использованы следующие приоритеты, которые являются необходимыми условиями реализации:

• Окружающие изучаемые предметы должны быть национальными;

• Использование всех видов фольклора (сказок, песенок, считалок, пословиц, поговорок, хороводов);

• Организация особого места для праздников и традиций народной культуры;

• Наличие объектов культуры хакасского народа : орнаменты, чеканки, вышивки;

• Использование фонда учебно-наглядных пособий, экранных и звуковых средств обучения (демонстрационные карточки, раздаточный изобразительный материал, учебные диафильмы, звуковые пособия, литературу).

Трудоемкость:

• изучение теоретических основ традиционной народной культуры;

• создание предметно-развивающей среды, пополнение дидактическим материалом;

• разработка занятий, сценариев, создание картотеки народных игр;

• использование разнообразных форм взаимодействия и сотрудничества с родителями.

Специфика разработки проекта :

В работе по национально-региональному компоненту следует исходить из следующих принципов:

• Принцип уникальности детского возраста;

• Принцип гуманизации образовательного пространства;

• Принцип модернизации дошкольного образования с учетом изменяющейся социальной среды;

• Принцип модификации учебных планов и программ в соответствии с требованиями информационных процессов;

• Принцип обеспечения единого информационного пространства для эффективности образовательного процесса;

• Принцип сохранения и развития национально-культурных особенностей и традиций народа;

• Принцип опоры на национальную культуру для успешной социализации личности ребенка, как способа приобщения к социуму и фактора вхождения ребенка в социально-этническую среду;

• Принцип соответствия содержания и форм реализации национально-регионального компонента с возрастными особенностями детей;

• Принцип изменения организации предметной среды жизненного пространства с учетом национально-регионального компонента в ДОУ.

Для развития патриотического воспитания был использован исторический, этнографический, географический материалы; созданы условия взаимопроникновения межкультурных связей для развития толерантных отношений к представителям других культур; организована совместная деятельность детей и родителей с культурными, творческими, фольклорными объединениями; а также проведена работа по приобщению детей к миру природы, воспитанию бережного отношения к природным объектам, развитию речи детей и ознакомлению их с устным народным творчеством, художественной литературой, национальными праздниками в системе разнообразных видов деятельности.

Проект рассчитан на 9 месяцев (с сентября по май). Работа с детьми проводится в подгруппах, методика работы построена на широком использовании игровой деятельности, что позволяет в комфортной и привычной для детей обстановке побуждать их к самостоятельной деятельности.

Темы проекта, методы и приёмы решения задач, выбор практического материала корректируется и варьируется в зависимости от способностей детей, их интересов и желаний, времени года и т. д.

План проектной деятельности :

Месяц

Задачи

Деятельность

Итог

1. Сентябрь

Октябрь

— учить детей самостоятельно, выразительно, последовательно передавать содержание литературного текста;

— читать наизусть небольшие стихотворения;

— участвовать в драматизации;

— знакомить детей с произведениями устного народного творчества, с писателями и поэтами Хакасии;

— развивать выразительность речи;

— воспитывать у детей интерес к хакасской литературе, культуре;

- прививать воспитанникам желание говорить на хакасском языке, узнавать и использовать в речи слова приветствия, счет;

- пополнять словарный запас словами из родного языка разной тематики.

Оформление стендов, создание таблиц и брошюр на родном языке, в помощь педагогу и воспитанникам; использование национальной атрибутики в группах; создание условий для свободного и доступного изучения хакасского языка.

Создание красочного полезного педагогам и воспитанникам уголка национальной культуры в каждой группе ДОУ

2. Ноябрь

Декабрь

— развивать интерес к традициям и обычаям хакасского народа;

- развивать осознание своей принадлежности к нации через знакомство с историей семьи;

- воспитывать у детей чувство любви к своей родине, уважительное и доброжелательное отношение к людям другой национальности;

- вести активное взаимодействие с семьями воспитанников;

- вызывать в воспитанниках интерес к истории республики через интерес к семье.

Изучение семейных традиций и обычаев; установление родовых внутрисемейных связей; создание древа хакасской семьи

Проведение праздничного мероприятия (совместно с родителями воспитанников) на котором хакасские семьи смогут рассказать историю рода, поведать о традициях и обычаях в семье, а также красочно представить свое родовое древо.

3. Январь

- знакомить воспитанников с хакасскими литературными произведениями;

- практиковать выразительное чтение и заучивание небольших стихотворений;

— создавать условия для приобщения к миру сказок, стихов; книг, иллюстрированных местными художниками.

- знакомить с творчеством писателей и поэтов Хакасии;

- знакомить с устным народным творчеством, обогащая и активизируя словарь детей;

— развивать умение связно, последовательно и выразительно пересказывать литературные произведения;

— воспитывать интерес к художественной литературе.

Заучивание наизусть 3-4 пословиц; 3-4 загадок, 1-2 колыбельных песен;

Заучивание стихотворений Доможакова Н. Г., Кильчичакова М. Е. ;

Формирование умений отличать хакасские сказки (волшебные, бытовые, о животных) от сказок других народов;

Формирование умений пересказывать небольшие литературные тексты на родном языке.

Показ театрализованной постановки на хакасском языке с элементами включения национальной музыки и танца (по мотивам литературного произведения)

4. Февраль

Март

— формировать у детей представление о видах изобразительного искусства и народного творчества (орнамент, пиктография (наскальные рисунки, книжная графика, средства художественной выразительности;

— развивать художественное восприятие;

— воспитывать интерес к художественно-творческой деятельности.

Знакомство с видами изобразительного искусства и народного творчества (орнамент, пиктография (наскальные рисунки, книжная графика, средствами художественной выразительности;

Рассматривание элементов хакасского орнамента;

Рассматривание и работа с иллюстрациями художника-графика Тодыкова В. А. и др. ;

Пробовать, самостоятельно, украшать изделия хакасским орнаментом.

Создание хакасского национального украшения, предмета одежды и. т. д. своими руками.

Выставка работ

5. Апрель

Май

— формирование интереса и желания общаться с прекрасным в окружающем мире и произведениях искусства;

использование в деятельности: средств выразительности, навыков и умений для создания выразительного образа, проявления инициативы, творчества;

— формирование эмоциональной отзывчивости на выраженные в музыкальных произведениях чувства и настроения.

Прослушивание

музыкальных произведений хакасских композиторов;

изучение и заучивание народных хакасских песен;

Знакомство с хакасскими народными инструментами

Утренник, проведенный совместно с воспитанниками музыкальной школы

Заключение

В педагогической деятельности педагогам дошкольных образовательных учреждений Республики Хакасия основное внимание необходимо уделить значению национально-регионального компонента в аспекте развития ребенка.

Проект «Хакасия – родник души» – это неформальное, свободное объединение детей на основе их общего интереса к познанию собственной культуры, культуры предков, истории родной Республики. Данным проектом неоднократно подчеркивается роль социализации ребенка в современном мире. Знание себя, осознание своей принадлежности, позволяет человеку развиваться, анализировать, исправлять ошибки прошлого, транслировать себя в рамках нового будущего. Такой человек, несомненно, станет гармонично развитой личностью и сможет принести пользу как гражданин своего государства в лице частички той малой Родины, которую он еще ребенком возьмет с собой в большой и неизведанный мир.

Список литературы:

1. Арчимаева М. С. ИРКЕЧЕК: Программа по хакасскому языку. Абакан, 2010.

2. Балгазина А. Н. Моя Хакасия. – Абакан, 2001.

3. Буров В. Ф. Живая старина. – Абакан, 1995.

4. Бутанаев В. Я., Вернин А. А. Народные праздники Хакасии. – Абакан, 1999.

5. Бутанаев В. Я. Традиционная культура и быт хакасов. – Абакан, 1996.

1. Гурин Ю. В. Игры для детей от трех до семи лет. СП6., 2010.

2. Детские игры и спортивные состязания народа Хакасии. – Абакан, 1995.

1. Джуринский А. ПI. Педагогика межнационального общения. М. : ТЦ Сфера, 2007.

2. Кидиекова И. К. Орнамент хакасов. – Абакан, 1997.

3. Князева О. Л. Приобщение детей к истокам русской культуры. СПб. Детство – Пресс2000

4. Комратова Н. Г., Грибова Л. Ф. Патриотическое воспитание детей 4— 6 лет: Методическое пособие. М. : ТЦ Сфера, 2007.

5. Кондрыкинская Л. А. Занятия по патриотическому воспитанию в детском саду. – М. : ТЦ Сфера, 2010.

6. Кызласов И. Л. Хакасоведение. Абакан 1996

7. Маханева М. Д. Индивидуальный подход к ребенку в ДОУ: Организационно-методический аспект. М. : ТЦ Сфера, 2007.

8. Маханева М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Метод. пособие. М. : ТЦ Сфера, 2010.

9. Мулько И. Ф. Этика для детей 5—7 лет. Метод. пособие. М. : ТЦ Сфера, 011. Прокофьев

10. С. М. Природа Хакасии. – Абакан, 1993.

11. Солнцева О. В. Дошкольник в мире игры. Сопровождения сюжетных игр детей. СИ6., 2010.

12. Сташевская Г. 100 и 1 игра для развития ребенка 3-6 лет. СП6., 2011.

13. Хакасские народные сказки. – Абакан, 1986.

14. Чебодаев П. И. История Хакасии. – Абакан, 1992.

15. Щетинина А. М. Полоролевое развитие детей 5—7лет. М. : ТД Сфера, 2010.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Семья — убежище души»Консультация для родителей «Семья — убежище души» Дошкольник - это человек с богатым и разнообразным эмоциональным миром, он глубоко чувствует,его переживания, прежде всего, тесно связаны.

Фотоотчет. Радость для души — рокарийФотоотчет. Радость для души — рокарий Хочу представить Вам свою новую работу, которую сделала на своем участке летом – рокарий. Рокарий – это декоративная садовая композиция,.

Конспект НОД Область Познание Тема: «Родник Марьин ключ» старшая группаКонспект НОД Область Познание Тема: «Родник Марьин ключ» старшая группа Цель: - сформировать у дошкольников первые чувства патриотизма: гордость за свою Родину, любовь к родному краю, уважение традиций. Задачи:.

Народные куклы с частичкой душиНародные куклы с частичкой души Союз между человеком и куклой заключен с незапамятных времен. Неслучайно она является самой первой детской игрушкой. Говорят, что у кукол.

Проект по профориентации дошкольников «Сколько профессий, и все хороши, каждый способен найти для души!» Слайд 1. Проект по профориентации дошкольников «Сколько профессий и все хороши, каждый способен найти для души!» (знакомство с профессиями.

Сценарий фестиваля народной игры «Живи, родник, живи»Сценарий фестиваля народной игры «Живи, родник, живи» Сценарий фестиваля народной игры «Живи, родник, живи»[/b] проходившего в рамках деятельности РВЦИ по реализации сетевого инновационного.

Использование современных технологий декоративно-прикладного творчества на занятиях кружка «Родник творчества» Творческая деятельность человека на протяжении всей истории тесно связана с ДПТ. Изделия из керамики, дерева, природных материалов, металла,.

Экологическая экскурсия-поход «Родник зимой»Экологическая экскурсия-поход «Родник зимой» «Он без рук, он без ног, Из земли пробиться смог. Нас он летом и зимой, Ледяной поит водой.» Воспитанники МБДОУ №153 Первомайского района.

Экология-часть души. «Экология – часть души!» «Все хорошее в людях из детства! Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к природе всем сердцем: Удивиться, познать,.

Значение национально-регионального компонента в образовательном процессе ДОУ для дошкольников (Республика Хакасия) Значение национально-регионального компонента в образовательном процессе ДОУ для дошкольников (Республика Хакасия) Национально-региональный.

Автор публикации:
Проект «Хакасия-родник души»
Опубликовано: 14 февраля 2017 в 16:22
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Хакасия-родник души»» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Сазанакова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД