Юлия Сазанакова
Проект «Хакасия-родник души»
▼ Скачать + Заказать документы
Хакасия-родник души
Пояснительная записка
Национально-региональный компонент – составная часть содержания образования, отражающая национальное и региональное своеобразие, потребности и интересы народов Хакасии.
Концепция модернизации российского образования определила постановку новых задач личностно-ориентированного воспитания: формирование толерантности, чувства собственного достоинства, первоначальных основ патриотизма и гражданственности, уважение к традициям своего и других народов и экологически грамотного поведения на основе концепции национально-регионального компонента республики Хакасии.
Публикация «Проект „Хакасия-родник души“» размещена в разделах
В Республике Хакасия используются современные образовательные программы для дошкольных учреждений: «Развитие» под редакцией О. М. Дьяченко, «Истоки» под редакцией Л. А. Парамоновой, «Радуга» под редакцией Т. Н. Дороновой, «Детство» под редакцией Т. И. Бабаевой. Однако, существующие базовые программы воспитания, обучения и развития не отражают всех существующих проблем национально-регионального компонента Республики Хакасия.
Как правило, у детей дошкольного возраста не достаточно сформированы знания и воспитания любви к малой Родине. Поэтому и возникла необходимость в разработке проекта «Хакасия – родник души…».
Педагогическая значимость проекта :
• Восстанавливать в сознании воспитанников утраченную связь с «прежними поколениями»;
• Возрождать традиции, обычаи, считавшиеся жизненно важными в этнокультурном своеобразии;
• Систематизировать, модернизировать содержание педагогической работы по национально-региональному компоненту;
• Популяризировать общечеловеческие ценности.
Проект ознакомления дошкольников с культурой хакасов, природой Хакасии, историей построен в соответствии с Федеральным государственным стандартом и соответствует условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Проект рассчитан на 2 возрастные группы).
В нем изложены методы и этапы ознакомления детей с малой родиной - Хакасией.
Проект «Хакасия – родник души…» адресован педагогам ДОУ: воспитателям, старшим воспитателям, методистам, заведующим, педагогам дополнительного образования.
Введение
В последние годы, в обществе, идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально-региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины. В связи с этим естественным образом меняется позиция взрослого: поскольку ни один человек не может «представительствовать от лица всей культуры», то он становится соучастником современного познания окружающего мира.
В этом контексте патриотическое и гражданское воспитание является не самоцелью, а естественным процессом и результатом всей проводимой работы по ознакомлению детей с родным краем.
Годы детства - это, прежде всего, «воспитание сердца», — писал В. Сухомлинский, а патриотическое воспитание, без воспитания сердца, невозможно.
Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Оно формируется постепенно: в процессе накопления знаний и представлений об окружающим, вырастает из любви к близким, родному краю.
При ознакомлении детей с родной республикой создаются благоприятные условия, позволяющие расширять кругозор, развивать познавательные способности, активность, любознательность, обогащать и развивать речь, решать задачи эстетического воспитания и детского творчества.
Содержание проекта учитывает :
• гендерную специфику развития детей дошкольного возраста;
• преемственность с примерными основными общеобразовательными программами начального общего образования;
• индивидуальный подход, учете зоны ближайшего развития ребенка;
• принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей.
Цель проекта «Хакасия — родник души…» — приобщение детей дошкольного возраста к традиционным ценностям на основе духовно-нравственного и патриотического воспитания с использованием национально-регионального компонента.
Задачи:
1. Сформировать у детей осознанные представления, знания о природно-климатическом, этнографическом, топонимическом, экологическом, семантическом своеобразии Хакасии;
2. Создать условия для развития внутренней положительной мотивации;
3. Развивать у детей чувственное восприятие через искусство и красоту;
4. Приобщать детей к регионально-значимым этнокультурным, общечеловеческим ценностям;
5. Воспитывать гражданскую активность; толерантное отношение к представителям других культур.
При составлении данного проекта были использованы следующие приоритеты, которые являются необходимыми условиями реализации:
• Окружающие изучаемые предметы должны быть национальными;
• Использование всех видов фольклора (сказок, песенок, считалок, пословиц, поговорок, хороводов);
• Организация особого места для праздников и традиций народной культуры;
• Наличие объектов культуры хакасского народа : орнаменты, чеканки, вышивки;
• Использование фонда учебно-наглядных пособий, экранных и звуковых средств обучения (демонстрационные карточки, раздаточный изобразительный материал, учебные диафильмы, звуковые пособия, литературу).
Трудоемкость:
• изучение теоретических основ традиционной народной культуры;
• создание предметно-развивающей среды, пополнение дидактическим материалом;
• разработка занятий, сценариев, создание картотеки народных игр;
• использование разнообразных форм взаимодействия и сотрудничества с родителями.
Специфика разработки проекта :
В работе по национально-региональному компоненту следует исходить из следующих принципов:
• Принцип уникальности детского возраста;
• Принцип гуманизации образовательного пространства;
• Принцип модернизации дошкольного образования с учетом изменяющейся социальной среды;
• Принцип модификации учебных планов и программ в соответствии с требованиями информационных процессов;
• Принцип обеспечения единого информационного пространства для эффективности образовательного процесса;
• Принцип сохранения и развития национально-культурных особенностей и традиций народа;
• Принцип опоры на национальную культуру для успешной социализации личности ребенка, как способа приобщения к социуму и фактора вхождения ребенка в социально-этническую среду;
• Принцип соответствия содержания и форм реализации национально-регионального компонента с возрастными особенностями детей;
• Принцип изменения организации предметной среды жизненного пространства с учетом национально-регионального компонента в ДОУ.
Для развития патриотического воспитания был использован исторический, этнографический, географический материалы; созданы условия взаимопроникновения межкультурных связей для развития толерантных отношений к представителям других культур; организована совместная деятельность детей и родителей с культурными, творческими, фольклорными объединениями; а также проведена работа по приобщению детей к миру природы, воспитанию бережного отношения к природным объектам, развитию речи детей и ознакомлению их с устным народным творчеством, художественной литературой, национальными праздниками в системе разнообразных видов деятельности.
Проект рассчитан на 9 месяцев (с сентября по май). Работа с детьми проводится в подгруппах, методика работы построена на широком использовании игровой деятельности, что позволяет в комфортной и привычной для детей обстановке побуждать их к самостоятельной деятельности.
Темы проекта, методы и приёмы решения задач, выбор практического материала корректируется и варьируется в зависимости от способностей детей, их интересов и желаний, времени года и т. д.
План проектной деятельности :
Месяц
Задачи
Деятельность
Итог
1. Сентябрь
Октябрь
— учить детей самостоятельно, выразительно, последовательно передавать содержание литературного текста;
— читать наизусть небольшие стихотворения;
— участвовать в драматизации;
— знакомить детей с произведениями устного народного творчества, с писателями и поэтами Хакасии;
— развивать выразительность речи;
— воспитывать у детей интерес к хакасской литературе, культуре;
- прививать воспитанникам желание говорить на хакасском языке, узнавать и использовать в речи слова приветствия, счет;
- пополнять словарный запас словами из родного языка разной тематики.
Оформление стендов, создание таблиц и брошюр на родном языке, в помощь педагогу и воспитанникам; использование национальной атрибутики в группах; создание условий для свободного и доступного изучения хакасского языка.
Создание красочного полезного педагогам и воспитанникам уголка национальной культуры в каждой группе ДОУ
2. Ноябрь
Декабрь
— развивать интерес к традициям и обычаям хакасского народа;
- развивать осознание своей принадлежности к нации через знакомство с историей семьи;
- воспитывать у детей чувство любви к своей родине, уважительное и доброжелательное отношение к людям другой национальности;
- вести активное взаимодействие с семьями воспитанников;
- вызывать в воспитанниках интерес к истории республики через интерес к семье.
Изучение семейных традиций и обычаев; установление родовых внутрисемейных связей; создание древа хакасской семьи
Проведение праздничного мероприятия (совместно с родителями воспитанников) на котором хакасские семьи смогут рассказать историю рода, поведать о традициях и обычаях в семье, а также красочно представить свое родовое древо.
3. Январь
- знакомить воспитанников с хакасскими литературными произведениями;
- практиковать выразительное чтение и заучивание небольших стихотворений;
— создавать условия для приобщения к миру сказок, стихов; книг, иллюстрированных местными художниками.
- знакомить с творчеством писателей и поэтов Хакасии;
- знакомить с устным народным творчеством, обогащая и активизируя словарь детей;
— развивать умение связно, последовательно и выразительно пересказывать литературные произведения;
— воспитывать интерес к художественной литературе.
Заучивание наизусть 3-4 пословиц; 3-4 загадок, 1-2 колыбельных песен;
Заучивание стихотворений Доможакова Н. Г., Кильчичакова М. Е. ;
Формирование умений отличать хакасские сказки (волшебные, бытовые, о животных) от сказок других народов;
Формирование умений пересказывать небольшие литературные тексты на родном языке.
Показ театрализованной постановки на хакасском языке с элементами включения национальной музыки и танца (по мотивам литературного произведения)
4. Февраль
Март
— формировать у детей представление о видах изобразительного искусства и народного творчества (орнамент, пиктография (наскальные рисунки, книжная графика, средства художественной выразительности;
— развивать художественное восприятие;
— воспитывать интерес к художественно-творческой деятельности.
Знакомство с видами изобразительного искусства и народного творчества (орнамент, пиктография (наскальные рисунки, книжная графика, средствами художественной выразительности;
Рассматривание элементов хакасского орнамента;
Рассматривание и работа с иллюстрациями художника-графика Тодыкова В. А. и др. ;
Пробовать, самостоятельно, украшать изделия хакасским орнаментом.
Создание хакасского национального украшения, предмета одежды и. т. д. своими руками.
Выставка работ
5. Апрель
Май
— формирование интереса и желания общаться с прекрасным в окружающем мире и произведениях искусства;
— использование в деятельности: средств выразительности, навыков и умений для создания выразительного образа, проявления инициативы, творчества;
— формирование эмоциональной отзывчивости на выраженные в музыкальных произведениях чувства и настроения.
Прослушивание
музыкальных произведений хакасских композиторов;
изучение и заучивание народных хакасских песен;
Знакомство с хакасскими народными инструментами
Утренник, проведенный совместно с воспитанниками музыкальной школы
Заключение
В педагогической деятельности педагогам дошкольных образовательных учреждений Республики Хакасия основное внимание необходимо уделить значению национально-регионального компонента в аспекте развития ребенка.
Проект «Хакасия – родник души» – это неформальное, свободное объединение детей на основе их общего интереса к познанию собственной культуры, культуры предков, истории родной Республики. Данным проектом неоднократно подчеркивается роль социализации ребенка в современном мире. Знание себя, осознание своей принадлежности, позволяет человеку развиваться, анализировать, исправлять ошибки прошлого, транслировать себя в рамках нового будущего. Такой человек, несомненно, станет гармонично развитой личностью и сможет принести пользу как гражданин своего государства в лице частички той малой Родины, которую он еще ребенком возьмет с собой в большой и неизведанный мир.
Список литературы:
1. Арчимаева М. С. ИРКЕЧЕК: Программа по хакасскому языку. Абакан, 2010.
2. Балгазина А. Н. Моя Хакасия. – Абакан, 2001.
3. Буров В. Ф. Живая старина. – Абакан, 1995.
4. Бутанаев В. Я., Вернин А. А. Народные праздники Хакасии. – Абакан, 1999.
5. Бутанаев В. Я. Традиционная культура и быт хакасов. – Абакан, 1996.
1. Гурин Ю. В. Игры для детей от трех до семи лет. СП6., 2010.
2. Детские игры и спортивные состязания народа Хакасии. – Абакан, 1995.
1. Джуринский А. ПI. Педагогика межнационального общения. М. : ТЦ Сфера, 2007.
2. Кидиекова И. К. Орнамент хакасов. – Абакан, 1997.
3. Князева О. Л. Приобщение детей к истокам русской культуры. СПб. Детство – Пресс2000
4. Комратова Н. Г., Грибова Л. Ф. Патриотическое воспитание детей 4— 6 лет: Методическое пособие. М. : ТЦ Сфера, 2007.
5. Кондрыкинская Л. А. Занятия по патриотическому воспитанию в детском саду. – М. : ТЦ Сфера, 2010.
6. Кызласов И. Л. Хакасоведение. Абакан 1996
7. Маханева М. Д. Индивидуальный подход к ребенку в ДОУ: Организационно-методический аспект. М. : ТЦ Сфера, 2007.
8. Маханева М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Метод. пособие. М. : ТЦ Сфера, 2010.
9. Мулько И. Ф. Этика для детей 5—7 лет. Метод. пособие. М. : ТЦ Сфера, 011. Прокофьев
10. С. М. Природа Хакасии. – Абакан, 1993.
11. Солнцева О. В. Дошкольник в мире игры. Сопровождения сюжетных игр детей. СИ6., 2010.
12. Сташевская Г. 100 и 1 игра для развития ребенка 3-6 лет. СП6., 2011.
13. Хакасские народные сказки. – Абакан, 1986.
14. Чебодаев П. И. История Хакасии. – Абакан, 1992.
15. Щетинина А. М. Полоролевое развитие детей 5—7лет. М. : ТД Сфера, 2010.