Лариса Яричевская
Использование современных технологий декоративно-прикладного творчества на занятиях кружка «Родник творчества»
▼ Скачать + Заказать документы
Творческая деятельность человека на протяжении всей истории тесно связана с ДПТ. Изделия из керамики, дерева, природных материалов, металла, стекла, текстиля являются древнейшими продуктами человеческого труда и творчества.
Из всего многообразия видов творчества декоративно – прикладное творчество является самым популярным. Оно непосредственно связано с повседневным окружением человека и призвано эстетически формировать, оформлять быт людей и среду их обитания. Оглянувшись вокруг, можно заметить, что предметы декоративно – прикладного искусства вносят красоту в обстановку дома, на работе и в общественных местах.
Публикация «Использование современных технологий декоративно-прикладного творчества на занятиях кружка „Родник творчества“» размещена в разделах
Простые и красивые, часто высокохудожественные, изделия народных умельцев, а также желание узнать их назначение, учат детей видеть и любить природу и людей, ценить традиции родных мест, уважать труд. Они формируют у ребенка эстетическое восприятие мира, передают детям представления народа о красоте, добре, зле, предначертании человека.
С давних времен огромная часть изделий создавалась в домашних условиях. Женщины ткали полотно, шили одежду, вязали, создавали прекрасные картины. За все эти годы человечество собирало по крупицам опыт искусных мастеров, передавая и совершенствуя его от поколения к поколению. Интерес к отдельным ремеслам то ослабевал, то вновь возрастал, немало появлялось новых технологий в ДПТ, а некоторые забылись навсегда.
Некоторое время назад увлечение различными видами рукоделия пережило второе рождение. Созданная своими руками вещь приносит в дом не только красоту, но и приятную атмосферу уюта и покоя. Эти маленькие «шедевры» способны стать кульминационным центром любого интерьера и достойны коллекционирования.
Немного парадоксально, что именно в наше стремительное время у все большего числа людей появляется желание заняться шитьем, вязанием, вышиванием, аппликацией, плетением и так далее. В наше время рукоделием увлекаются все больше людей и молодых, и достаточно зрелых.
Каждый человек в душе творец. Всем знакомо ни с чем несравнимое состояние, когда частичка души медленно перетекает в создаваемую своими руками красоту. Горести и тревоги уходят, теряясь в стране фантазии.
Чувство светлой радости долго не покинет человека после завершения работы. Недаром выполненные с любовью вещи несут в себе частичку своего создателя.
Человек, превращающий ремесло в творчество, знает, что любая вещь, выполненная своими руками, вбирает в себя добрую энергию своего создателя. Знает он и то, что усилия обязательно возвращаются. Рукоделие - это не просто работа, это уход от серых будней, это заботы, оставленные на потом, это, наконец, возвращение радости, дефицит которой испытывают сейчас многие.
В настоящее время мы не перестаем удивляться и восхищаться разнообразию техник прикладного творчества и талантливости наших людей.
Существуют техники, связанные с использованием бумаги, техники, связанные с плетением, росписью, различными видами живописи и создания изображений, техники, связанные с шитьём, вышивкой и использованием тканей, техники, связанные с вязанием, обработкой дерева и древоподобных материалов.
Другие самодостаточные техники : аппликация, вырезание
декупаж, коллаж, лепка.
Следует отметить, что деление (объединение по какому-либо признаку) большинства техник условно (субъективно, а многие техники прикладного творчества являются мультитехниками, т. е. сочетают несколько видов техник.
В Новочеркасской школе-интернате №1 я работаю инструктором по труду уже 20 лет. Веду кружок «Родник творчества».
Для работы кружка я разработала тематическое планирование, которое учитывает коррекционную направленность работы с учащимися, их возрастные особенности. Опыт работы показывает, что наиболее плодотворна работа в данной технике с учащимися старшего звена. Так как к тому времени у них уже достаточна сформирована эмоционально-волевая сфера, улучшается развитие мелкой моторики кистей рук, глазомер.
Современная система специального коррекционного образования в России переживает сложный период своего обновления и модернизации, что актуализирует проблемы поиска новых идей, переосмысления принципов и подходов в обучении и воспитании лиц с отклонениями в развитии.
Тенденция к росту числа лиц (особенно детей) с физическими и (или) психическими недостатками характерна для всей современной цивилизации.
Цель общего образования детей с выраженным интеллектуальным недоразвитием - реализация конституционного права на образование.
Задачи:
- привитие необходимых для жизни навыков социального поведения и общения с окружающими;
- привитие необходимых бытовых и трудовых навыков;
- обеспечение уровня образования, адекватного их возможностям;
- коррекция грубых нарушений психофизического развития; и таким образом, реабилитация этих детей в обществе.
Система дополнительного образования, охватывающая в настоящее время значительное количество детей с проблемами в интеллектуальном развитии, переживает довольно сложный период своего существования. Связано это не только с очевидными материальными затруднениями, сколько с отсутствием четкой культурной политики системы специального образования, недостаточным количеством научных исследований и методических разработок. Специальная педагогика не содержит четко разработанной методики обучения детей с нарушением интеллекта различным техникам народного декоративно-прикладного искусства, и методические аспекты этой работы остаются малоизученными. Однако, как показывают материалы исследований, проведенных сотрудниками Института Общего образования МО РФ, именно дополнительное образование помогает ребенку понять собственную индивидуальность, значимость для окружающих, способствует самовыражению. В связи с этим, необходимо осуществлять подбор наиболее интересных, доступных, значимых в коррекционном плане и важных для дальнейшей социализации детей видов деятельности.
Особенно актуальным этот вопрос становится в условиях интерната в связи с необходимостью организации культурной среды, обеспечивающей разностороннее развитие личности воспитанников с ограниченными возможностями здоровья и оказания им помощи в нахождении своего места в культуре (выборе ценностей, среды и способов культурной самореализации в ней). Эта тенденция вышла на первый план.
Таким образом, возникла необходимость в создании системы деятельности кружка «Родник творчества», в которой взяты ориентиры на воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в условиях интерната.
Целью обучения в данной системе является не только приобщение воспитанников к традиционным народным ремеслам : вязанию, бисероплетению, вышивке, макраме, но и максимальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе формирование у них элементарных трудовых навыков.
Система деятельности кружка «Родник творчества» направлена на формирование у детей с ограниченными возможностями здоровья прочных навыков хозяйственно-бытового самообслуживания; умений, которые возможно использовать в индивидуально-трудовой деятельности; подготовку к труду на конкретном рабочем месте.
Современная система специального коррекционного образования в России переживает сложный период своего обновления и модернизации, что актуализирует проблемы поиска новых идей, переосмысления принципов и подходов в обучении и воспитании лиц с отклонениями в развитии.
Тенденция к росту числа лиц (особенно детей) с физическими и (или) психическими недостатками характерна для всей современной цивилизации.
Цель общего образования детей с выраженным интеллектуальным недоразвитием - реализация конституционного права на образование.
Задачи:
- привитие необходимых для жизни навыков социального поведения и общения с окружающими;
- привитие необходимых бытовых и трудовых навыков;
- обеспечение уровня образования, адекватного их возможностям;
- коррекция грубых нарушений психофизического развития; и таким образом, реабилитация этих детей в обществе.
Система дополнительного образования, охватывающая в настоящее время значительное количество детей с проблемами в интеллектуальном развитии, переживает довольно сложный период своего существования. Связано это не только с очевидными материальными затруднениями, сколько с отсутствием четкой культурной политики системы специального образования, недостаточным количеством научных исследований и методических разработок. Специальная педагогика не содержит четко разработанной методики обучения детей с нарушением интеллекта различным техникам народного декоративно-прикладного искусства, и методические аспекты этой работы остаются малоизученными. Однако, как показывают материалы исследований, проведенных сотрудниками Института Общего образования МО РФ, именно дополнительное образование помогает ребенку понять собственную индивидуальность, значимость для окружающих, способствует самовыражению. В связи с этим, необходимо осуществлять подбор наиболее интересных, доступных, значимых в коррекционном плане и важных для дальнейшей социализации детей видов деятельности.
Особенно актуальным этот вопрос становится в условиях интерната в связи с необходимостью организации культурной среды, обеспечивающей разностороннее развитие личности воспитанников с ограниченными возможностями здоровья и оказания им помощи в нахождении своего места в культуре (выборе ценностей, среды и способов культурной самореализации в ней). Эта тенденция вышла на первый план.
Таким образом, возникла необходимость в создании системы деятельности кружка «Родник творчества», в которой взяты ориентиры на воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в условиях интерната.
Целью обучения в данной системе является не только приобщение воспитанников к традиционным народным ремеслам : вязанию, бисероплетению, вышивке, макраме, но и максимальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе формирование у них элементарных трудовых навыков.
Система деятельности кружка «Родник творчества» направлена на формирование у детей с ограниченными возможностями здоровья прочных навыков хозяйственно-бытового самообслуживания; умений, которые возможно использовать в индивидуально-трудовой деятельности; подготовку к труду на конкретном рабочем месте.
В своей деятельности я выбираю такие педагогические технологии, которые обладают развивающим потенциалом: будят мысль, обогащают чувства, образные представления, совершенствуют общую культуру общения и социального поведения в целом:
• обучение в сотрудничестве
• личностное ориентирование
• дифференцированное обучение.
Обучение в сотрудничестве – обучение в группах, выполнение командно-игровой деятельности (диалог, ролевая игра, коллективное творческое дело, презентация)
Личностно-ориентированное и дифференцированное обучение означают использование индивидуальных заданий, разное по степени сложности участие в выполнении заданий в группах, что позволяет видеть отдельного ученика и использовать его способности, таланты, мобилизуя его личную мотивацию.
В своей работе использую следующие современные образовательные технологии : здоровьесберегающие, проблемно-поисковые (технология проектного обучения, технология исследовательской направленности, коммуникативно-диалоговые (проблемная дискуссия, дискуссия-диалог, обучение в сотрудничестве (команде, технологии имитационно-моделирующего обучения (технология ситуативного обучения, учебные игры).
Применение перечисленных образовательных технологий обусловлено следующими целями:
Технологии Цели применения
Здоровьесберегающие Позволяют соблюдать охранительный режим обучения, равномерно во время занятий распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физминутками, нормативно применять ТСО, что способствует сокращению числа пропусков внеклассных мероприятий и занятий кружка по болезни
Разноуровневого обучения Учащиеся с лёгкой умственной отсталостью очень разные по уровню овладения знаний. Умений и навыков. Следовательно, работа проводится с каждым воспитанником на доступном уровне (но в рамках программы). Заканчивая определенный период обучения, кто-то из воспитанников может самостоятельно выполнять задание, а кто-то – только при помощи педагога.
Игровые Стимулируют детей к учебной деятельности, вызывают интерес и потребность общения, развивают когнитивные процессы. Одной из основных задач коррекционного обучения является создание необходимых условий для успешной социализации учащихся. Такие занятия сопровождаются повышенной мотивацией и эмоциональной окрашенностью.
Проблемно-поисковые:
- технология исследовательской направленности Способствует расширению кругозора ребенка. Дает возможность учащимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, что важно при формировании мировоззрения. Это важно для определения индивидуальной траектории развития каждого школьника
Коммуникативно-диалоговые:
- проблемная дискуссия,
- дискуссия-диалог,
- обучение в сотрудничестве (команде) Позволяют развивать творческие, аналитические, коммуникативные способности, познавательный интерес; формировать ценностное отношение к предмету обсуждения и уважительное отношение к участникам диалога. Способствуют развитию умения чётко формулировать мысли, публично высказывать собственные суждения, вести коллективный поиск истины. Позволяют формировать ценностно-ориентационное единство коллектива
Технологии имитационно-моделирующего обучения:
- технология ситуативного обучения,
- учебные игры Способствуют процессу социализации обучающихся, делают их не пассивными объектами учебного процесса, а субъектами своей деятельности и всей своей жизни. Позволяют видеть учащимся перспективы своего жизненного пути и соответственно планировать и осознанно осуществлять развитие своих способностей.
Технология учебной игры способствует непосредственной эмоциональной включенности в ситуацию, состязательности и коллективизму в поиске лучших решений, возможности широкого варьирования ситуаций, овладению новыми методиками непосредственно в деле, в процессе делового общения, тренировке интуиции и фантазии, развитию импровизационных возможностей и умению быстро реагировать на изменяющиеся обстоятельства
Активного (деятельностного) обучения. Коррекционная работа направлена на коррекцию, развитие и формирование всех сторон личности ребёнка. Присутствует и вопросно-ответная речь (диалогическая, помогая воспитаннику формулировать свои высказывания и передавать мысли, желания, потребности.
Информационно-коммуникационные технологии Применение данных технологий интенсифицирует процесс образования и воспитания, активизирует познавательную деятельность учащихся, способствует повышению уровня умений работать с информацией различных источников, баз данных; осуществление самообразования; формирование информационной культуры.
Коррекционная работа на занятиях кружка «Родник творчества» характеризуется большей спецификой, и использование современных технологий педагогического воздействия позволяет создать оптимальные условия для осуществления данной коррекционной работы. На современном этапе развития коррекционной педагогики не вызывает сомнений необходимость поиска специфических средств коррекционно-развивающей работы с детьми с умственной отсталостью. Намечая новые направления своей работы, необходимо исходить из оптимальной формулировки цели. Также опыт показывает, что эффективность применения коррекционных программ с использованием современных технологий во многом зависит от их разумного сочетания с традиционными средствами.
С целью дидактического оснащения кружка разработала ИТК, в которых изложено поэтапное изготовление изделий НДПТ в различных техниках. Очень помогает в работе Интернет, это неиссякаемый источник новых идей, которые хочется воплощать в жизнь. В нашем городе уже стали традиционными ярмарки-продажи мастеров ДПТ. Рукотворные работы сейчас ценятся и пользуются большим спросом. Учитывая, то что выбор будущих специальностей у наших ребят достаточно узок, и последующее трудоустройство у многих вызывает трудности, ориентирую их на то, что для некоторых из них владение данной технологией в будущем может стать как дополнительным заработком, так и основным видом профессиональной деятельности. Дети учатся вязать крючком, вышивать крестиком, изготавливать мягкие игрушки, работать с природным и бросовым материалом, очень красивы работы, которые мы выполняем из сухоцветов, кофейные деревья. Я стараюсь предоставить им возможность пробовать свои возможности в разных направлениях ДПТ, учу и учусь сама. Ежегодно работы, выполненные учащимися под моим руководством, принимают участие и становятся призерами на школьных, городских и областных выставках детского творчества.