Чекина Елена Робертовна
Проект для старших дошкольников «Гуляют ребятки на зимние Святки»
▼ Скачать + Заказать документы
(Старший дошкольный возраст)
Авторы проекта : воспитатели подготовительной группы «Б»
Петрашова Т. Т., Чекина Е. Р.
Г. Орел 2016г.
Цель: Приобщить детей к русской традиционной культуре, познакомить их с праздником Рождества Христова и обрядом колядования на Руси.
Задачи:
• Поддерживать интерес детей и родителей к истокам русской национальной культуры;
Темочки:
- Зима. Проекты
- Колядки, святки
- Проекты, проектная деятельность
- Рождество Христово. Проекты
- Старшая группа
- Темочки
• Познакомить детей и родителей с праздником Рождества Христова и обрядом колядок на Руси;
• Разучить музыкальный фольклорный материал, использовать его в повседневной жизни;
• Побуждать детей и родителей к совместной познавательной и творческой деятельности;
• Прививать любовь и уважение к традициям и культуре своей страны, воспитывать чувство патриотизма.
Тип проекта :
• по числу участников проекта : групповой (10 - 13 человек, все желающие);
• по содержанию: образовательный;
• по доминирующему методу – игровой, информационно-творческий;
• по профилю знаний – межпредметный (художественная литература, музыка, художественное творчество);
• по продолжительности – средней продолжительности;
• по характеру контактов: ребенок и семья, в рамках ДОУ.
Состав проектной группы :
Руководители проекта – воспитатели;
Тифлопедагог – Назарова О. Ю.
Дети подготовительной группы «Б»;
Родители воспитанников подг. гр. «Б»
Актуальность проблемы:
Духовно-нравственное образование и воспитание имеет чрезвычайную значимость и актуальность. Сегодня без преувеличения можно сказать, что эту задачу необходимо осмыслить как входящую в круг важнейших приоритетов национальной безопасности страны.
Актуализация проблем духовно-нравственного воспитания в настоящее время обусловлена изменениями в общественном сознании, связанными с возрастанием потребности в гуманном отношении, с утратой ценностно-смысловых ориентиров бытия людей в кризисном обществе.
У молодых людей произошла утрата духовно-нравственных ориентиров, позволяющих делать выбор между добром и злом, почти полностью утрачены идеалы и ценности, принятые в христианском обществе. Развивается опасная тенденция предпочтения материальных ценностей ценностям духовным. Естественным следствием этого являются смутные, а подчас даже искаженные представления детей и подростков о таких добродетелях как доброта, справедливость, милосердие, великодушие, любовь, гражданственность и патриотизм. Подрастающее поколение выходит в самостоятельную жизнь, лишенным патриотических чувств и ощущения своей ответственности перед семьей, обществом, государством и нацией. Искажения нравственного сознания; эмоциональная, волевая, душевная и духовная незрелость прослеживаются сегодня не только у подростков, но и у детей младшего школьного и даже дошкольного возраста.
Россия всегда являлась многонациональным государством, где на протяжении веков сосуществовали народы разных групп и традиций, можно считать уникальной территорией взаимодействий разных культур. А ведь культуры взаимодействуют не только на языке знания, сколько на языке традиций, праздников, обычаев.
С раннего детства ребенок живет в родной среде, «впитывая с молоком матери» культуру, ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре русского народа. Взрослея, он сам становится представителем своего народа, хранителем и продолжателем традиций.
Одним из самых любимых на Руси праздников всегда было Рождество Христово. Существует глубокая русская традиция проведения этого праздника. Это Рождественские Святки. Познакомившись с этой традицией, мы для себя открыли глубокий духовно-нравственный смысл праздника, и в своей работе постарались использовать этот опыт.
Проект был реализован в течение одного месяца (январь).
Аннотация к проекту :
Важной задачей дошкольной педагогики на современном этапе является приобщение подрастающего поколения к истокам русской культуры.
Колядки на Рождество – это одна из интереснейших рождественских традиций.
Познакомить детей с традициями проведения этого праздника можно опираясь на программу «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской культуры», но непосредственное участие в празднике оставляет более полное и глубокое представления о нем. Поэтому и возникла идея в проведении праздничного гуляния «Колядки» силами педагогов, родителей и ребят.
Ожидаемые результаты проекта :
• Приобщение детей и родителей к традиции проведения народного праздника – Колядки через сопереживание и непосредственное участие их в общем действии, изготовление костюмов и атрибутов.
• Создание атмосферы радости приобщения к традиционному народному празднику.
• Повышение познавательного интереса среди детей и родителей к родной истории.
Планирование работы над проектом :
1-й этап: подготовительный – сбор информации, материала;
2-й этап: организационный – разработка плана проведения праздничной недели.
3-й этап: формирующий – проведение мероприятий согласно плану с детьми и родителями.
4-й этап: итоговый (анализ полученных результатов, обобщение опыта).
Достигнутые результаты:
Внедрение проекта в воспитательно-образовательный процесс помогло обогатить его содержание, обеспечило развитие у детей и родителей любознательности, стремление изучить традиции родной страны. Работа по проекту помогла развить у них кругозор, эстетическую восприимчивость. Сделанная нами подборка различных колядок, игр-инсценировок на развитие двигательных и музыкальных способностей, дали возможность развивать у детей чёткую выразительную речь, мимику, движения. Дети получили возможность почувствовать себя свободными, раскрепощенными, обрели уверенность в себе, в своих силах, в умении мыслить, фантазировать.
Анализируя результаты проекта, мы увидели, что дети с большим интересом включаются в различные виды деятельности, проявляют чувство ответственности за себя и других. Реализуя проект, мы ставили перед собой цель - сделать жизнь своих воспитанников интересной и содержательной, наполнить её яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.
Материалы к проекту :
1. План проведения проекта «Колядки».
2. Приложение:
• Организованная образовательная деятельность по теме «Гуляют ребятки на зимние святки» (знакомство детей со значением и обычаями праздника).
• Наглядный материал.
• Консультация для родителей: «Технология изготовления Рождественского печенья».
• Консультация для родителей «Рождественские обряды».
• Консультация для родителей «Народные приметы, поговорки, пословицы про зиму. Народный календарь».
• Консультация для родителей «Поделки вместе с мамой. Рождественские игрушки из солёного теста».
• Консультация для воспитателей «Зимние Святки и Русские народные подвижные игры на улице».
• Творческая мастерская «Изготовление шумовых инструментов в совместном творчестве взрослого и ребёнка».
• Сценка для кукольного театра «Небылицы».
• Сценарий праздника «Гуляют ребятки на зимние святки».
• Рисунки конкурса: «Рождественские Святки».
• Фотографии.
•
Оборудование:
Костюмы для взрослых: русские сарафаны, кокошники.
Костюмы для детей: русские сарафаны, кокошники, косоворотки, фуражки, костюм Козы.
Музыкальные инструменты: ложки, бубны, колокольчики, трещотки, свистульки.
Самодельные музыкальные инструменты, изготовленные в творческой мастерской (для шумового оркестра) : коробочки, погремушки.
Атрибуты: мешок для угощения, атрибуты русской народной избы, макет рождественской звезды, макет Вертепа, две пары валенок, костюм козочки, и дедушки Ежа.
Папка передвижка, иллюстрации, аудиозапись русских наигрышей, стенгазеты с информацией по данной теме.
Технические средства обучения: музыкальный центр, DVD, видеокамера, фотоаппарат.
Музыкальный репертуар:
Колядки: «Авсень», «Тётенька добренька», «Сею-вею», «Прощальная»; русские народные наигрыши;
«К нам гости пришли», «Как на тоненький ледок», «Валенки»;
Песня: «Тихий зимний вечерок словно Божья милость».
Музыкальные и подвижные игры: «Прятки», «Гори ясно», «Жмурки», «Звонарь», «Карусель», «Бабка-Ёжка», и т. п.
Предварительная подготовка:
• Беседа с детьми о Рождестве Христовом, Крещении;
• Чтение художественной литературы: Сказка «Пряничный домик». (Ш. Перро); Рождественские истории "Рождественский ангел"; «Звёздочка в подарок для мамы» (Мария Шкурина); «Сказка про рождественские колядки» (M. Шкурина); «Сказка про рождественские колядки» (M. Шкурина);
• Разучивание Русских народных подвижных игр»;
• Коллективное изготовление вертепа;
• Оформление стенгазет для родителей по теме проекта;
• Творческая мастерская с детьми: Поделка «Милый ангел» из бумаги;
• Проведение консультаций с родителями;
• Консультация по проведению праздника у родителей православных семей: Савенковы и Салтыковы;
• Разучивание потешек, пласок, русских народных песен, хороводов, калядных песен, рождественских песен;
• Индивидуальная работа с ведущими персонажами;
• Совместное изготовление воспитателями, родителями и детьми: костюмов, атрибутов для проведения обряда колядования и праздника «Гуляли ребятки на зимние святки» в детском саду.
Используемая литература:
Материалы из периодических изданий
1. Бережнова О. В. Методические рекомендации для педагогов дошкольных учреждений «Развитие речи дошкольников средствами фолклора». Орел 2009.
2. Журнал Музыкальный руководитель № 8-2008.
3. Журнал Музыкальная палитра № 6-2008 г., № 7-2009 г., №7-2010.
4. Журнал Дошкольное воспитание № 10-1993 г., № 12-1993.
5. Кенеман А. В., Осокина Т. И. Детские подвижные игры СССР: Пособие для воспитателя детского сада. -М. : Просвещение, 1988.
6. Мельникова Л. И., Зимина А. Н Детский музыкальный фольклор в дошкольном образовательном учреждении. ООО «Гном-Пресс» 2000.
7. Пензулаева Л. И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5-7 лет. -М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
8. Князева О. Л., Маханёва М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб., 2002.
9. Битютская Н. П. Система педагогического проектирования. Учитель, 2012.
13. Режим доступа: https://www.trozo.ru/archives/1396
План проведения праздничного мероприятия «Гуляют ребятки на зимние святки»