МААМ-картинки

Проект для старших дошкольников «Гуляют ребятки на зимние Святки»

Чекина Елена Робертовна
Проект для старших дошкольников «Гуляют ребятки на зимние Святки»

(Старший дошкольный возраст)

Авторы проекта : воспитатели подготовительной группы «Б»

Петрашова Т. Т., Чекина Е. Р.

Г. Орел 2016г.

Цель: Приобщить детей к русской традиционной культуре, познакомить их с праздником Рождества Христова и обрядом колядования на Руси.

Задачи:

• Поддерживать интерес детей и родителей к истокам русской национальной культуры;

Публикация «Проект для старших дошкольников „Гуляют ребятки на зимние Святки“» размещена в разделах

• Познакомить детей и родителей с праздником Рождества Христова и обрядом колядок на Руси;

• Разучить музыкальный фольклорный материал, использовать его в повседневной жизни;

• Побуждать детей и родителей к совместной познавательной и творческой деятельности;

• Прививать любовь и уважение к традициям и культуре своей страны, воспитывать чувство патриотизма.

Тип проекта :

• по числу участников проекта : групповой (10 - 13 человек, все желающие);

по содержанию: образовательный;

• по доминирующему методу – игровой, информационно-творческий;

• по профилю знаний – межпредметный (художественная литература, музыка, художественное творчество);

• по продолжительности – средней продолжительности;

по характеру контактов: ребенок и семья, в рамках ДОУ.

Состав проектной группы :

Руководители проекта – воспитатели;

Тифлопедагог – Назарова О. Ю.

Дети подготовительной группы «Б»;

Родители воспитанников подг. гр. «Б»

Актуальность проблемы:

Духовно-нравственное образование и воспитание имеет чрезвычайную значимость и актуальность. Сегодня без преувеличения можно сказать, что эту задачу необходимо осмыслить как входящую в круг важнейших приоритетов национальной безопасности страны.

Актуализация проблем духовно-нравственного воспитания в настоящее время обусловлена изменениями в общественном сознании, связанными с возрастанием потребности в гуманном отношении, с утратой ценностно-смысловых ориентиров бытия людей в кризисном обществе.

У молодых людей произошла утрата духовно-нравственных ориентиров, позволяющих делать выбор между добром и злом, почти полностью утрачены идеалы и ценности, принятые в христианском обществе. Развивается опасная тенденция предпочтения материальных ценностей ценностям духовным. Естественным следствием этого являются смутные, а подчас даже искаженные представления детей и подростков о таких добродетелях как доброта, справедливость, милосердие, великодушие, любовь, гражданственность и патриотизм. Подрастающее поколение выходит в самостоятельную жизнь, лишенным патриотических чувств и ощущения своей ответственности перед семьей, обществом, государством и нацией. Искажения нравственного сознания; эмоциональная, волевая, душевная и духовная незрелость прослеживаются сегодня не только у подростков, но и у детей младшего школьного и даже дошкольного возраста.

Россия всегда являлась многонациональным государством, где на протяжении веков сосуществовали народы разных групп и традиций, можно считать уникальной территорией взаимодействий разных культур. А ведь культуры взаимодействуют не только на языке знания, сколько на языке традиций, праздников, обычаев.

С раннего детства ребенок живет в родной среде, «впитывая с молоком матери» культуру, ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре русского народа. Взрослея, он сам становится представителем своего народа, хранителем и продолжателем традиций.

Одним из самых любимых на Руси праздников всегда было Рождество Христово. Существует глубокая русская традиция проведения этого праздника. Это Рождественские Святки. Познакомившись с этой традицией, мы для себя открыли глубокий духовно-нравственный смысл праздника, и в своей работе постарались использовать этот опыт.

Проект был реализован в течение одного месяца (январь).

Аннотация к проекту :

Важной задачей дошкольной педагогики на современном этапе является приобщение подрастающего поколения к истокам русской культуры.

Колядки на Рождество – это одна из интереснейших рождественских традиций.

Познакомить детей с традициями проведения этого праздника можно опираясь на программу «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской культуры», но непосредственное участие в празднике оставляет более полное и глубокое представления о нем. Поэтому и возникла идея в проведении праздничного гуляния «Колядки» силами педагогов, родителей и ребят.

Ожидаемые результаты проекта :

• Приобщение детей и родителей к традиции проведения народного праздника – Колядки через сопереживание и непосредственное участие их в общем действии, изготовление костюмов и атрибутов.

• Создание атмосферы радости приобщения к традиционному народному празднику.

• Повышение познавательного интереса среди детей и родителей к родной истории.

Планирование работы над проектом :

1-й этап: подготовительный – сбор информации, материала;

2-й этап: организационный – разработка плана проведения праздничной недели.

3-й этап: формирующий – проведение мероприятий согласно плану с детьми и родителями.

4-й этап: итоговый (анализ полученных результатов, обобщение опыта).

Достигнутые результаты:

Внедрение проекта в воспитательно-образовательный процесс помогло обогатить его содержание, обеспечило развитие у детей и родителей любознательности, стремление изучить традиции родной страны. Работа по проекту помогла развить у них кругозор, эстетическую восприимчивость. Сделанная нами подборка различных колядок, игр-инсценировок на развитие двигательных и музыкальных способностей, дали возможность развивать у детей чёткую выразительную речь, мимику, движения. Дети получили возможность почувствовать себя свободными, раскрепощенными, обрели уверенность в себе, в своих силах, в умении мыслить, фантазировать.

Анализируя результаты проекта, мы увидели, что дети с большим интересом включаются в различные виды деятельности, проявляют чувство ответственности за себя и других. Реализуя проект, мы ставили перед собой цель - сделать жизнь своих воспитанников интересной и содержательной, наполнить её яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.

Материалы к проекту :

1. План проведения проекта «Колядки».

2. Приложение:

• Организованная образовательная деятельность по теме «Гуляют ребятки на зимние святки» (знакомство детей со значением и обычаями праздника).

• Наглядный материал.

Консультация для родителей: «Технология изготовления Рождественского печенья».

• Консультация для родителей «Рождественские обряды».

• Консультация для родителей «Народные приметы, поговорки, пословицы про зиму. Народный календарь».

• Консультация для родителей «Поделки вместе с мамой. Рождественские игрушки из солёного теста».

• Консультация для воспитателей «Зимние Святки и Русские народные подвижные игры на улице».

• Творческая мастерская «Изготовление шумовых инструментов в совместном творчестве взрослого и ребёнка».

• Сценка для кукольного театра «Небылицы».

• Сценарий праздника «Гуляют ребятки на зимние святки».

Рисунки конкурса: «Рождественские Святки».

• Фотографии.

Оборудование:

Костюмы для взрослых: русские сарафаны, кокошники.

Костюмы для детей: русские сарафаны, кокошники, косоворотки, фуражки, костюм Козы.

Музыкальные инструменты: ложки, бубны, колокольчики, трещотки, свистульки.

Самодельные музыкальные инструменты, изготовленные в творческой мастерской (для шумового оркестра) : коробочки, погремушки.

Атрибуты: мешок для угощения, атрибуты русской народной избы, макет рождественской звезды, макет Вертепа, две пары валенок, костюм козочки, и дедушки Ежа.

Папка передвижка, иллюстрации, аудиозапись русских наигрышей, стенгазеты с информацией по данной теме.

Технические средства обучения: музыкальный центр, DVD, видеокамера, фотоаппарат.

Музыкальный репертуар:

Колядки: «Авсень», «Тётенька добренька», «Сею-вею», «Прощальная»; русские народные наигрыши;

«К нам гости пришли», «Как на тоненький ледок», «Валенки»;

Песня: «Тихий зимний вечерок словно Божья милость».

Музыкальные и подвижные игры: «Прятки», «Гори ясно», «Жмурки», «Звонарь», «Карусель», «Бабка-Ёжка», и т. п.

Предварительная подготовка:

• Беседа с детьми о Рождестве Христовом, Крещении;

Чтение художественной литературы: Сказка «Пряничный домик». (Ш. Перро); Рождественские истории "Рождественский ангел"; «Звёздочка в подарок для мамы» (Мария Шкурина); «Сказка про рождественские колядки» (M. Шкурина); «Сказка про рождественские колядки» (M. Шкурина);

• Разучивание Русских народных подвижных игр»;

• Коллективное изготовление вертепа;

• Оформление стенгазет для родителей по теме проекта;

Творческая мастерская с детьми: Поделка «Милый ангел» из бумаги;

• Проведение консультаций с родителями;

Консультация по проведению праздника у родителей православных семей: Савенковы и Салтыковы;

• Разучивание потешек, пласок, русских народных песен, хороводов, калядных песен, рождественских песен;

• Индивидуальная работа с ведущими персонажами;

• Совместное изготовление воспитателями, родителями и детьми: костюмов, атрибутов для проведения обряда колядования и праздника «Гуляли ребятки на зимние святки» в детском саду.

Используемая литература:

Материалы из периодических изданий

1. Бережнова О. В. Методические рекомендации для педагогов дошкольных учреждений «Развитие речи дошкольников средствами фолклора». Орел 2009.

2. Журнал Музыкальный руководитель № 8-2008.

3. Журнал Музыкальная палитра № 6-2008 г., № 7-2009 г., №7-2010.

4. Журнал Дошкольное воспитание № 10-1993 г., № 12-1993.

5. Кенеман А. В., Осокина Т. И. Детские подвижные игры СССР: Пособие для воспитателя детского сада. -М. : Просвещение, 1988.

6. Мельникова Л. И., Зимина А. Н Детский музыкальный фольклор в дошкольном образовательном учреждении. ООО «Гном-Пресс» 2000.

7. Пензулаева Л. И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5-7 лет. -М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

8. Князева О. Л., Маханёва М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб., 2002.

9. Битютская Н. П. Система педагогического проектирования. Учитель, 2012.

13. Режим доступа: https://www.trozo.ru/archives/1396

План проведения праздничного мероприятия «Гуляют ребятки на зимние святки»

Публикации по теме:

Фотоотчет «Мы пришли колядовать, в зимние святки добра желать!»Фотоотчет «Мы пришли колядовать, в зимние святки добра желать!» Здравствуйте, уважаемые коллеги! В нашем саду существует традиция празднования праздника Святки. Ребятки старших и подготовительных групп.

«Зимние святки». План на неделю Предлагаю Вашему внимание план работы с детьми на неделю по теме "Зимние святки" Цель: становление уважительного отношения к русской традиционной.

Сценарий праздника «Зимние святки» (старшая группа) (В зале стоят два домика, печка. Дети под музыку заходят в зал, рассаживаются на приготовленные места, звучит музыка в около домика появляются.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект для старших дошкольников «Гуляют ребятки на зимние Святки»
Опубликовано: 27 апреля 2024 в 14:11
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 мая. День динозавров. Передвижка «Динозавры»

Динозавры – загадочные животные, некогда населявшие нашу планету. Откройте детям их тайну – расскажите об этих исчезнувших обитателях Земли!

15 мая Международный день семьи. 2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин объявил 2024 год - годом семьи в России.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД