Ирина Касьяненко
Проект «Готовимся в школу вместе»
▼ Скачать + Заказать документы
«От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы,
что вошло в его разум и сердце из окружающего мира –
от этого в решающей степени зависит,
каким человеком станет сегодняшний малыш».
В. А. Сухомлинский
Цели проекта : оказание помощи родителям по вопросу подготовки детей к школе в процессе совместной деятельности.
Вовлечение семьи в воспитательно-образовательный процесс с целью улучшения эмоционального самочувствия детей, обогащения воспитательного опыта родителей, повышение их педагогической компетентности в области подготовки дошколят к школе.
Публикация «Проект „Готовимся в школу вместе“» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Проекты. Проектная деятельность
- Школа. Скоро в школу
- Темочки
Участники проекта
Примут участие в реализации проекта :
И. В. Касьяненко –воспитатель подготовительной группы
В. М. Горбунова методист МДОУ д\с №6
Л. В. Лосева,.–музыкальный руководитель МДОУ д\с №
Н. Г. Доронина. - Учитель – логопед.
Принимать участие в мероприятиях будут:
Учитель – МБОУ "Рыльская средняя общеобразовательная школа № 4". Шнайдер Е. В.
Учитель – логопед- Доронина Н. Г.
Педиатр и др. специалисты. ОБУЗ «Рыльская ЦРБ»
Дети подготовительной группы.
Целевая группа:
• родители, дети;
• педагоги ДОУ;
• специалисты начальной школы (учитель, психолог)
• учитель - логопед;
Планируемая деятельность по проекту
планирование мероприятий с учетом цели, с вовлечением родителей, и детей, специалистов в совместной деятельности.
Ожидаемые результаты реализации проекта :
Участники проекта смогут обменяться положительным опытом подготовки ребенка к школе. Получить ответы на многие вопросы, связанные с предстоящим обучением.
Родители :
уточнят и пополнят знания: о современной школе, о новых требованиях федерального государственного стандарта к детям, поступающим в школу, о возрастных психофизиологических особенностях 6-7 летных детей, о способах подготовки детей к обучению, повысят свою компетентность в отношении знаний особенностей развития своего ребенка;
смогут своевременно проконсультироваться по насущной проблеме со специалистами (психологом, учителем - логопедом, педагогом).
Педагоги и специалисты:
смогут привлечь родителей к активному участию в образовательный процесс ДОУ.
получат необходимую дополнительную информацию о детях и их родителях, знания о школе;
освоят новые виды совместной деятельности с родителями.
Постановка проблемы
Выбранное мною направление деятельности не является для меня случайным, это результат анализа социокультурных условий, заказа родителей, школы и государства. Одним из непременных условий воспитания ребенка в ДОУ является взаимодействие с семьями воспитанников. Я глубоко убеждена, что, только взаимодействуя с родителями, можно добиться результатов воспитания и обучения детей, подготовки их к школе, причем наше взаимодействие я рассматриваю как социальное партнерство, что подразумевает равное участие в воспитании ребенка, как детского сада, так и семьи.
Не секрет, что у родителей, приход ребёнка в первый класс вызывает опасение, страх, вопросы: В каком возрасте лучше начать систематическое школьное обучение : в шесть или в семь лет? По какой программе обучать ребенка? Справится ли он со школьной нагрузкой, сможет ли хорошо учиться? Как подготовить ребенка к школе? Найдёт ли друзей в новом коллективе? Как сложатся отношения с учителем? Эти вопросы беспокоят родителей и педагогов, будущих первоклассников, с этими вопросами они обращаются к практическим психологам и школьным специалистам. Озабоченность родителей и педагогов понятна: ведь от того, насколько успешным будет начало школьного обучения, зависит успеваемость ученика в последующие годы, его отношение к школе, учению и, в конечном счете, благополучие в его школьной и взрослой жизни. Вызывает тревогу тот факт, что в последнее время в категорию слабоуспевающих и неуспевающих учащихся часто попадают внешне благополучные дети, имеющие достаточно высокий уровень умственного развития и овладевшие навыками чтения и счета еще до школы. Это происходит отчасти потому, что далеко не все занятия родителей с детьми предполагают формирование необходимых для школьного обучения качеств, которые прямо или опосредованно определяют успешность освоения знаний на ранних этапах обучения. К сожалению, не все родители учитывают, что понятие "готовность к обучению в школе" включает в себя 3 составляющие (физиологическую, психологическую и социальную или личностную, которые тесно взаимосвязаны, недостатки в формировании любой из них, так или иначе, сказываются на успешности адаптации и дальнейшего обучения в школе. Именно поэтому данный проект предполагает повышение родительской компетентности в отношении знаний, составляющих готовность ребенка к школе, особенностей периода адаптации и создания совместными усилиями семьи и школы условий для успешности ребенка.
В нашем городе достаточно образовательных служб, где родители могут проконсультироваться по вопросам готовности ребёнка к школе : школа, методическая служба детского сада, внешкольный центр (предшкольная подготовка детей, найти рекомендации в литературе, интернете, но я знаю, нет готовых рецептов воспитания, которые можно взять и "приложишь" к своему ребенку, надо хорошо знать особенности и понимать внутренний мир своего ребёнка. Для работы с родителями я отобрала очень интересный и необходимый материал и стараюсь разнообразить формы работы с родителями.
Дошкольный возраст характеризуется тесной эмоциональной привязанностью к родителям, причем не в виде зависимости от нее, а в виде потребности в любви. Самым лучшим профилактическим средством могут стать хорошие отношения родителей с детьми, пониманием его проблем и переживаний.
Важно, чтобы родители не только овладели психолого-педагогической информацией, но и могли грамотно ее использовать в семейном воспитании, учитывая индивидуально-личностные особенности своего ребенка. На помощь родителям и детям придём мы- воспитатели, учителя, учителя - логопеды, психологи, врачи - специалисты.
Описание деятельности в ходе проекта
При проведении мероприятий участники проекта будут придерживаться правил:
• предмет дискуссии – дети и способы взаимодействия с ними родителей;
• все члены группы имеют право на свободное участие в дискуссии, лишенной формализма и рутины;
• ведущий не является абсолютным авторитетом, единственным источником информации и суждений, которые обязательно должны быть приняты всеми членами группы.
Содержание мероприятий построено на материале рекомендаций для работы с детьми старшего дошкольного возраста, с целью использования родителями с детьми дома. Тематика мероприятий подобрана таким образом, чтобы были рассмотрены вопросы, которые в большей степени вызывают у родителей затруднения. В основе каждого мероприятия совместная деятельность родителей с детьми, коммуникативные игры.
Проведение мероприятий будет проводиться два раз в месяц, в пятницу.
Каждое мероприятие начинается с постоянного ритуала («Волшебный клубочек», «Дружба начинается с улыбки», «Комплименты», чтобы участники могли настроиться на совместную деятельность, общение. Главное для нас на каждом мероприятии - эмоциональное раскрепощение, активность каждого участника.
Заседание участников проекта. «Давайте познакомимся».
Цель: знакомство участников проекта, установления эмоционального контакта.
• знакомить слушателей с планом работы по проекту, провести анкетирование по вопросу «Что я знаю о подготовке ребёнка к школе»
• проведение рисуночного теста с детьми «Моя семья»
Ведущий проводит серию упражнений, в которых принимают участие и взрослые и дети: «Как меня зовут», «Дотронься до.», «Ветер дует на…», игра-беседа «Узнай по описанию»
Участникам проекта предлагается оформить газету с фотографиями, высказываниями, семейными историями и т. д. (свободная форма, и познакомить участников со своей семьёй.
2. Семинар-практикум для родителей
“Как подготовить ребенка к школе?”
Цель: повысить педагогическую компетентность родителей, нацелить на тесное взаимодействие с образовательным учреждением в подготовке к школе.
План:
1. Семья – первая ступень в жизни человека.
2. Традиции, воспитательная линия членов семьи, влияющие на будущего школьника.
3. Роль семьи в развитии познавательной активности, эмоционально-волевой сферы детей.
4. Создание условий: сотрудничество, совместная деятельность, собственный пример, искренняя заинтересованность, руководство, поощрение.
5. Система педагогических взаимодействий детского сада и семьи.
6. Значение, направления, перспективы.
7. Готовность отдать ребенка в школу : личные требования к ребенку воспитателю, учителю…
Приглашё нные: учитель начальных классов –Е. В. Шнайдер, старший воспитатель – В. М. Горбунова.
Ведущий Семинара-практикума- воспитатель И. В. Касьяненко.
В ходе семинара старший воспитатель ДОУ отметит, насколько велика роль семьи в становлении ребенка как личности, а также, в подготовке его к школьному обучению.
• Воспитатель и учитель начальных классов определит роль семьи в развитии познавательной активности.
• Дадут ряд практических рекомендаций, ответив на вопрос: Чему должны учить ребенка родители, чтобы у него сформировать интерес к учебе?
• Тест «Пирамида»
• Подведение итогов теста (что родители ставят на первое, второе и т. д. место)
• Решение педагогических ситуаций.
3. Семейный спортивный праздник «Папы и дочки, мамы и сыночки».
Цель:
повысить интерес детей и родителей к спорту, доставить детям и их родителям удовольствие от совместного мероприятия.
Задачи:
-формирование здорового образа жизни семей группы ;
-развитие спортивных и двигательных навыков у детей и взрослых;
-способствовать развитию положительных эмоций, чувства взаимопомощи.
- воспитание чувства любви и гордости за свою семью, уважения к родителям.
Участники: семейные команды (папа, мама и ребенка)
Оформление: музыкальный зал оформлен шарами, плакатами «Мама, папа, я – спортивная семья» ,«Спорт помогает нам везде: в семье, учебе и труде»,
«Кто храбр да стоек, тот десятерых стоит», «Вся семья вместе, так и душа на месте».
Оборудование: мячи (большие, скакалки, обручи, кегли, шары, конфетки, 3ложки, 3 ведёрки
4. Развитие речи и обучение грамоте детей 6-7 лет (речевой тренинг)
Цель: Познакомить родителей с игровыми упражнениями по речевому развитию детей и подготовки их к обучению грамоте.
Оборудование: зеркала на каждого ребёнка, картинки, методические пособия.
Приглашё нные: учитель- логопед МБДОУ№6 Доронина Н. Г.
Участники: родители, дети.
Консультация учителя-логопеда, практические игры с детьми и родителями.
5. Консультация: «Профилактика школьных страхов. А если Я не справлюсь…»
Консультация воспитателя Касьяненко И. В.
6. КВН «Играя, развиваемся»
Цель:
Закрепить знания детей, полученные на занятиях.
ЗАДАЧИ:
Познакомить родителей с методами и приёмами речевого развития, в игровой форме;
Упражнять детей в умении воспринимать и правильно произносить все звуки речи.
Упражнять в правильном употреблении грамматических категорий, подборе слов с противоположным значением.
Упражнять в умении составлять слова из слогов, букв, ориентируясь на цвет, форму, величину. Закреплять навыки чтения.
Развивать логическое мышление.
Воспитывать у детей культуру речевого общения, выразительность и эмоциональность речи.
МАТЕРИАЛЫ: магнитофон,, ребусы, кроссворды, конверт, буквы на ниточках.
Подготовка : заранее участники проекта (дети и родители) делятся на две команды, обсуждают название, выбирают капитана, придумывают девиз, изготавливают эмблемы.
7. Практикум: «Готовим к школе. родителей»
Цель: способствовать взаимному эмоциональному расположению между участниками, зарождению доверия; дать опыт родителям и педагогам опыт игрового взаимодействия друг с другом, представления об особенностях работы детского сада в подготовительной группе.
1. Встреча начинается с экскурсией по подготовительной группе, с комментариями воспитателя и детей. Назначением той или иной зоны (игровой, учебной и т. д., пособия, наглядности.
2. Тренинговая часть встречи.
• Проводятся игровые упражнения: придумывания метафоры семейной жизни на пороге школьного обучения ребёнка :
• Игра с мячом в кругу «Закончи фразу».(с родителями) С поступлением ребёнка в школу я мечтаю, чтобы… С началом школьной жизни ребёнок всё больше становится. и тд.»
• Рисование детей на тему «Моя школа»
• Придумывание родителями в парах какой-либо развивающей игры из предметов домашнего обихода: крупа, верёвка, газета, и тд.
3. Обмен мнениями о составляющих общения-диалога.
4. Вручение родителям памятки «Первые шаги по выбору школы»
8. Консультация: Как выбрать школьную программу?
Приглашё нные: учителя разных школ. Каждый учитель рассказывает о школьной программе. Дискуссия.
9. Игра - практикум: Играем в выдающихся математиков
Цель: побуждать родителей к участию в образовательной работе детского сада; формировать интерес к интеллектуально-познавательному общению с ребенком; знакомить с содержанием образовательной работы по математике, игровыми способами развития навыков счёта, логического мышления, воображения.
Оборудование: сётные палочки, конфеты, орешки, нарисованные на листе круги, квадраты и тд.
В игровой форме, привлекаем внимание ребёнка к таким предметам, которые в обычных условиях их не интересует. Их можно включить в игровое пространство. Вместе с родителями, в игре, дети решают учебные задачи: «Посчитаем», «У кого больше.», «Назови число», «Что выше» и тд. Эти игры можно назвать домашними.
10. Консультация: «Как помочь ребёнку сохранить здоровье».
Обсуждение вопроса о сохранении здоровья ребёнка в первые школьные годы
Приглашё нный: педиатр ОБУЗ «Рыльская ЦРБ»
11. Презентация канцтоваров: «Это нужно для школы».
Цель: познакомить родителей с канцелярскими товарами необходимыми к школе, их практичность, качество.
Приглашё нные: продавец магазина канцтоваров
учитель начальных классов (эксперт)
• Презентация канцелярских товаров продавцом.
• Ведущий предлагает детям выбрать то, что он с собой возьмёт в школу (школьные принадлежности, с различным оформлением, а затем предлагает поиграть родителям.
• Беседа учителя с детьми и родителями, о целесообразности выбранного товара.
.
12. Заседание участников проекта
Провести повторное анкетирование по вопросу «Что я знаю о подготовке ребёнка к школе».
Дискуссия на тему: Проект это хорошо или плохо?
Творческий отчет о реализации проекта «Сегодня мы вместе, а завтра я сам».
Календарный план реализации проекта
Вид деятельности Срок реализации проекта в месяцах
1. Заседание участников проекта. «Давайте познакомимся».
.2. Семинар-практикум для родителей
“Как подготовить ребенка к школе?”
Декабрь
1. Развитие речи и обучение грамоте детей 6-7 лет (речевой тренинг)
2. Консультация: Профилактика школьных страхов «А если Я не справлюсь…»
Январь
1. КВН «Играя, развиваемся»
2. Семейный спортивный праздник «Папы и дочки, мамы и сыночки».
Февраль
1. Практикум: «Готовим к школе. родителей»
2. Консультация: Как выбрать школьную программу?
Март
1. Игра - практикум: Играем в выдающихся математиков.
2. Консультация: «Как помочь ребёнку сохранить здоровье».
Апрель
1. Презентация канцтоваров: «Это нужно для школы».
2. Заседание участников проекта.
Май