наталья яковлева
Проект «Готовимся к школе, играя»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Полевского городского округа
«Детский сад № 54 комбинированного вида»
Название проекта : «Готовимся к школе, играя»
Номинация конкурса: «Вместе в успешное будущее».
Автор проекта : Яковлева Наталья Владимировна, воспитатель
Публикация «Проект „Готовимся к школе, играя“» размещена в разделах
Обоснование проекта : Поступление в школу – серьёзный этап в жизни каждого ребёнка. И не секрет, что многие дети испытывают трудности в период адаптации к школе, новому распорядку дня, коллективу, учителю. Отношение ребёнка к школе формируется до того, как он в неё пойдёт. И здесь важную роль играет информация о школе и способ её подачи родителями и воспитателями ДОУ. И высокий уровень интеллектуального развития детей не всегда совпадает с их личностной готовностью к школе. У дошкольника может быть не сформировано положительное отношение к новому образу жизни, изменениям условий, правил, требований, что является показателем отношения к школе. Это несоответствие отмечают и учителя школ.
Подготовка к школе должна заключаться в правильной организации жизни детей, своевременном развитии их способностей, а также пробуждения интереса к школе и учению. А так как в дошкольном детстве нет для детей ничего более близкого, понятного и приятного чем игра, то и подготовка эта должна идти через игру.
Актуальность: Основная цель дошкольного учреждения заложить основы полноценной социально позитивной личности в период дошкольного детства, поэтому на первый план в работе с дошкольниками выдвигается задача социально-коммуникативного развития. Современный педагог осознает, что развитие детской самостоятельности и инициативы во многом зависят от признания, что ребенок – это свободная личность, которая имеет право выражать себя соответственно только его пониманию и теми способами, которые он считает подходящими. Для взрослого появляется еще одна возможность соприкоснуться с прекрасным миром детства и стать для ребенка близким другом.
Современные педагогические технологии в направлении социально-коммуникативного развития предлагает Н. П. Гришаева. Предлагаемая система социализации включает девять технологий, которые могут быть использованы как все вместе, так и отдельно. В чём же преимущества данной технологии?
Во-первых, ребёнок учится самостоятельно добывать знания в таком темпе и в такой манере, которая свойственна его индивидуальности. Он формирует в рефлексиях осознанную нравственную и социальную позицию, приобретает эмоционально положительный опыт проживания в различных ролях, эпохах, ситуациях, познавая себя, сверстников, взрослых, родителей!
Во-вторых, у родителей возникает интерес к жизни ребёнка, его внутреннему миру, появляется после совместной деятельности, раскрываются собственные творческие возможности.
В-третьих, воспитатель, работающий по такой технологии неизбежно становится творческой личностью, так как в начале ситуации даются только её основные цели и возможные результаты к которым необходимо прийти в конце месяца. Весь материал, методы, содержание работы педагог определяет самостоятельно.
В-четвёртых, меняется качество общения детей и взрослых: определение, отражение и принятие чувств ребёнка; предоставление ребёнку во всех режимных моментах возможности выбора и самоопределения.
Н. П. Гришаева указывая важность социализации дошкольников, то есть умение жить в социальном обществе, считает, что новой задачей дошкольной организации становится организация дружественного социума на территории детского сада для развития социальных навыков у дошкольников. Она считает, что предложенные ею технологии позволят изменить образовательный процесс.
Комплексное использование этих технологий в условиях образовательного учреждения, будет способствовать эффективной социализации дошкольников, достижению целевых ориентиров социально-коммуникативного развития, заявленных в ФГОС ДО.
Цель: формирование положительного отношения детей к предстоящему школьному обучению, личностных качеств, адекватной самооценки и психологической готовности в целом.
Задачи:
1. Способствовать усвоению норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.
2. Развивать общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками.
3. Развивать социальный и эмоциональный интеллект, эмоциональную отзывчивость, сопереживание.
4. Формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками.
5. Способствовать формированию позитивных установок к различным видам труда и творчества.
Вид проекта : информационно-творческий, практико-ориентированный.
Участники проекта : воспитатели, дети, родители, музыкальный работник.
Продолжительность проекта : долгосрочный (1 год).
Возраст детей: 6-7 лет.
Реализация проекта осуществляется :
- В ходе непосредственно-образовательной деятельности.
- В ходе режимных моментов.
- В процессе организации родителями и педагогами различных видов детской деятельности.
- В ходе самостоятельной деятельности детей.
- Использование проектного метода.
- Реализация педагогических технологий эффективной социализации дошкольника Н. П. Гришаевой.
План реализации проекта :
Сроки реализации Мероприятия Работа с родителями
Подготовительный этап
Сентябрь Организовать предметно-пространственную среду для детей подготовительной к школе группе с учетом возрастных и гендерных особенностей.
Разработать перспективный план мероприятий по формированию у детей позитивного отношения к себе, сверстникам, взрослым.
Ежедневное использование технологий «Круги рефлексии» и «Дети-волонтеры».
Посещение библиотеки 1 раз в неделю. Совместный поход с детьми и родителями в осенний лес.
Родительское собрание «На пути к школе».
Октябрь Диагностика социально-коммуникативного развития детей.
Ежедневное использование технологий «Круги рефлексии» и «Дети-волонтеры».
Посещение библиотеки 1 раз в неделю. Папка-передвижка «Коли семья вместе, то и душа на месте».
Основной этап
Ноябрь Проект «Я – Полевчанин».
Оформление предметно-пространственной среды.
Чтение сказов П. П. Бажова.
Музыкальный праздник «День народного единства».
Социальная акция «Дети за чистый город».
Клубный час «Я живу в Полевском».
Заключительный праздник «Мой родной Полевской».
Ежедневное использование технологий «Круги рефлексии» и «Дети-волонтеры».
Посещение библиотеки 1 раз в неделю. Экскурсии на Азов-гору.
Экскурсия в Полевской краеведческий музей.
Выставка поделок «По сказам Бажова».
Фотовыставка «Наша семья на фоне достопримечательностей города».
Клубный час «Я живу в Полевском».
Декабрь Проект «Я – житель Земного шара».
Оформление предметно-пространственной среды.
Чтение сказок разных народов.
Оформление выставки детского творчества в приемной и на этаже.
Мастер-класс от повара «Булочка для мамы».
Социальная акция «Мы разные, но мы равные».
Клубный час «Кругосветное путешествие».
Заключительный праздник «По странам и континентам».
Новогодний праздник.
Ежедневное использование технологий «Круги рефлексии» и «Дети-волонтеры».
Посещение библиотеки 1 раз в неделю. Чаепитие.
Выставка «У бабушки руки искусные».
Выставка поделок «Новогодний калейдоскоп».
Январь
Февраль Проект «Бажовских сказов дивные места».
Чтение сказов П. П. Бажова.
Экскурсия в «Русскую избу».
Оформление выставки детского творчества в приемной и на этаже «По сказам Бажова».
Русские гуляния «Прощание с Масленицей».
Социальная акция «Сохраним природу Полевского».
Заключительный праздник «В гостях у Коковани».
Ежедневное использование технологий «Круги рефлексии» и «Дети-волонтеры».
Посещение библиотеки 1 раз в неделю. Фотовыставка «Домашние любимцы».
Музыкальный праздник «День защитников Отечества».
Клубный час «Мастеровой Полевской».
Март Проект «Мальчики и девочки – два разных мира».
Оформление предметно-пространственной среды.
Чтение художественной литературы о поступках мальчиков и девочек, вежливости и т. д.
Экскурсия в музей «Клуб пограничников».
Оформление выставки детских рисунков в приемной и на этаже «Это я!».
Социальная акция «Будем старших уважать!».
Заключительный праздник «Принцы и принцессы».
Ежедневное использование технологий «Круги рефлексии» и «Дети-волонтеры».
Посещение библиотеки 1 раз в неделю. Музыкальный праздник «Международный женский день 8-е марта».
Клубный час «Вот мы какие!».
Фотовыставка «Мои достижения!»).
Апрель Проект «Космос. Я-часть Вселенной».
Оформление предметно-пространственной среды в группе «Космические просторы».
Оформление выставки детских рисунков в приемной и на этаже «Космическое путешествие».
Музыкальный праздник «День Космонавтики – Россия, вперед!».
Заключительный праздник «В гостях у Громозеки».
Ежедневное использование технологий «Круги рефлексии» и «Дети-волонтеры».
Посещение библиотеки 1 раз в неделю. Экскурсия в Краеведческий музей «Космос, как предчувствие».
Социальная акция «Доброе дело может быть маленьким».
Клубный час «Космические чудеса».
Заключительный этап
Май Проект «Марш Победы».
Диагностика социально-коммуникативного развития детей.
Сравнительный анализ диагностики на начало и конец учебного года.
Ежедневное использование технологий «Круги рефлексии» и «Дети-волонтеры».
Посещение библиотеки 1 раз в неделю. Папка-передвижка «Игра, как средство воспитания дошкольников».
Памятка для родителей «Как отвечать на детские вопросы?».
Родительское собрание «Психологическая готовность ребенка к школе».
Буклет/памятка для родителей «Как научить ребенка быть вежливым».
Ожидаемые результаты и социальный эффект: Дети овладели основными культурными способами деятельности, проявляют инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др. ; способны выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; обладают установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладают чувством собственного достоинства.
Ребята способны договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства, в том числе чувство веры в себя, стараются разрешать конфликты.
Дети активно взаимодействуют со сверстниками и взрослыми, участвуют в совместных играх. Обладают развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и, прежде всего, в игре; владеют разными формами и видами игры, различают условную и реальную ситуации, умеют подчиняться разным правилам и социальным нормам.
Приложение
Сравнительная диагностика
В результате мониторинга мы выявили следующие результаты: низкий уровень развития с начала года составлял 19%, на конец года упал до 3% (положительная динамика на 18%). Средний уровень изменился на 9% (снизился с 65% до 46%). Высокий уровень возрос на 35% (с 16% до 51%).