Галина Алабина
Проект «Глазки береги свои»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проекта
Дети проводят в дошкольном учреждении, значительную часть дня, и
сохранение, укрепление их физического, психического здоровья - дело не только
семьи, но и педагогов. В настоящее время стремительно снижается острота зрения подрастающего поколения. Причин много: малоподвижный образ жизнипредпочтение родителями спокойных занятий (компьютерные игры, игры на смартфонах, длительный просмотр мультфильмов) и т. д. Эта проблема особенно волнует родителей и педагогов детей старшего дошкольного возраста, по той причине, что выпускников впереди ждет школа. Отсюда вывод очевиден: в школе успешно учатся здоровые дети, и мы взрослые, должны чётко понимать, что наша задача - сохранить и приумножить здоровье детей, не допускать снижения остроты зрения у дошкольников
Публикация «Проект „Глазки береги свои“» размещена в разделах
Предварительно проведённые беседы с детьми позволили выяснить, что дети имеют недостаточные представления о строении и функциях глаз, о заболеваниях глаз и профилактике зрительных нарушений.
С родителями было проведено анкетирование "Родительская компетентность в области офтальмологического лечения ребёнка". Результаты анкетирования показали, что не все родители достаточно владеют информацией по вопросам лечения, охраны и развития зрения.
Посещая группу для детей с нарушением зрения, родители и дети имеют недостаточно представлений о строении и функциях глаз человека, о профилактике зрительных нарушений, о лечении заболеваний.
Каким образом сформировать у детей ценностное отношение к своему здоровью, к своему зрению и способам его охраны? Какие выбрать эффективные формы и методы работы с дошкольниками?
С этой целью специалистами нашего учреждения был разработан информационно-практико-ориентированный проект "Глазки береги свои".
Использование именно проектной деятельности будет помогать в решении, поставленной проблемы, поддерживать внимание воспитанников на высоком уровне, что позволит говорить о достаточной эффективности образовательного процесса, поможет раскрыть потенциал самих воспитанников, будет побуждать к активному познанию окружающей действительности.
Цель проекта :
- Сформировать представления детей о значении зрения в жизни людей и способах его охраны.
Задачи проекта :
- Расширять и систематизировать представления детей о строении и функциях зрительного анализатора.
- Познакомить с заболеваниями глаз и их лечением.
- Формировать знания о способах охраны зрения, о профилактике зрительных заболеваний.
- Развивать осознанное отношение к своему здоровью; формировать потребности в здоровом образе жизни.
- Закреплять знания о работе врача-офтальмолога, медсестры-ортоптистки.
- Стимулировать развитие познавательных и творческих способностей, приобщать детей к отражению своих впечатлений в предметно-продуктивной деятельности.
- Формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы.
- Развить умение определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно, делать выводы.
Тип проекта :
Информационно - практико - ориентированный проект, коллективный.
Сроки реализации:
1 месяц
Участники проекта :
-дети старшего дошкольного возраста с нарушением зрения;
- воспитатели,
- учитель - дефектолог,
-медсестра- ортоптистка,
- родители.
- музыкальный руководитель.
Формы и методы работы, используемые в ходе реализации проекта :
- Просмотр презентаций
- Оформление и выставка плакатов
- Проведение инсценировок
- Организация продуктивной деятельности
- Организация сюжетно-ролевых и дидактических игр
- Оформление выставки совместных творческих работ детей и родителей
- Проведение занятий по социально-бытовой ориентировке
- Чтение и разучивание стихов, пословиц о глазах
- Разучивание зрительных гимнастик, физкультминуток
- Прослушивание песен о глазах
- Проведение физкультурных развлечений
- Проведение заключительного концерта с подведением итогов
Этапы реализации проекта :
1. Подготовительный этап: на данном этапе изучили литературу, подготовили материалы по данной теме, разработали формы работы с детьми, родителями, воспитателями, специалистами; отобрали художественный, иллюстративный материал для оснащения познавательной среды в группе, подобрали дидактические игры для развития зрительного восприятия, провели консультации для родителей с целью ознакомления с темой проекта, раздали им домашнее задание (собрать материалы по теме проекта : сказки, рассказы, басни, загадки, пословицы и поговорки,помочь в организации выставки «Такие разные очки», разработали план мероприятий по реализации проекта, продумали и оформили музыкальный зал (с целью создания праздничной атмосферы).
2. Основной этап: проектная деятельность велась по четырё м образовательным направлениям: физическое развитие, социально-личностное, познавательно-речевое, художественно-эстетическое.
3. Заключительный этап: подведение итогов, награждение за участие в проекте детей и родителей, оформление материалов проекта.
Направление: Физическое развитие
Организация и проведение физкультурных развлечений «Как наши глаза помогают нам быть сильными, ловкими, умелыми», разучивание и проведение зрительных гимнастик, физкультминуток, пальчиковых игр, подвижных игр на развитие быстроты, ловкости и меткости «Попади в цель», «Кто быстрее», «Не задень кеглю», и другие.
Направление: Социально-коммуникативное развитие
- Игровая деятельность;
- Занятия-беседы;
- Игры-инсценировки;
- Создание альбомов
Организация игровой деятельности:
Организация сюжетно-ролевых игр «Больница», «На приёме у врача-офтальмолога», «В гостях у Айболита».
Театрализованные инсценировки на стихи Н. Орловой «Береги свои глаза», «На приёме у врача», басни Крылова «Мартышка и очки».
Творческая игра: «Что выражают наши глаза»
Направление: Познавательно-речевое развитие
Просмотр презентаций: «Что видят наши глаза», «Такие разные очки», «Глаза животных»; беседа с медсестрой- ортоптисткой на тему «Почему болят наши глаза»; провели познавательные занятия: «Глаза – главные помощники человека», «Что выражают наши глаза», «Пословицы, поговорки, загадки и стихи о глазах», беседы «Что вредно, а что полезно для глаз», «Продукты, полезные для глаз», «Ребёнок и компьютер».
Организация игровой деятельности:
Дидактические игры: «Подбери по цвету, оттенку», «Найди различия», «Узнай на ощупь», «Разрезные картинки», «Узнай по описанию», «Путаница», «Найди по схеме», «Лабиринты», «Узнай по силуэту и контуру», «Найди свой домик по форме и цвету».
Направление: Художественно-эстетическое развитие
Совместная художественная деятельность: «Пластилиновые очки», рисование «Что выражают наши глаза», пластилинография «Такие разные очки». Прослушивание песен о глазах; танец «Разноцветная игра»
3. Заключительный этап: подведение итогов, оформление материалов проекта.
Результат:
У детей:
- Расширились знания о строении и функциях зрительного анализатора, о способах профилактики зрительных нарушений, о заболеваниях глаз и их лечении. Дети много узнали о глазах и зрении животных.
- В ходе реализации проекта повысился познавательный интерес к работе врача - офтальмолога, сестры - ортоптистки.
- Дети стали более осознанно относиться к своему здоровью.
- Проектная деятельность способствовала развитию творческих способностей детей, мышления, внимания, восприятия, связной речи, расширению словарного запаса.
У родителей:
- Сформирован интерес к проблеме укрепления и сохранения зрения детей: родители активнее посещают родительские собрания, консультации врача-офтальмолога, тифлопедагога, сестры-ортоптистки; читают рекомендуемый материал, представленный на стендах;
- Расширились представления родителей об аппаратном лечении детей в нашем ДОУ.
У педагогов:
- Разработаны конспекты занятий для детей старшей и подготовительной групп по теме «Наши глаза», подобран и изготовлен дидактический материал к занятиям;
- Разработана тематика бесед о глазах для детей старшего дошкольного возраста, а также памятка «Как беречь свои глаза».
Продукт проекта :
- Пополнены коррекционные уголки в группах при активном участии родителей воспитанников; подобраны и изготовлены дидактические игры по развитию зрительного восприятия;
- Созданы папки-рекомендации для педагогов и родителей по теме проекта;
- Изготовлены плакаты «Что полезно, а что вредно для глаз»;
- Подготовлен и проведён с детьми заключительный концерт «Глазки береги свои».
6 . Выводы:
Таким образом, цель и задачи проекта выполнены.
Интеграция образовательных областей в рамках реализации различных проектов
•Сделает жизнь в детском саду более осмысленной и интересной
•Раскрывает значительные педагогические возможности, повышает познавательный интерес у детей, служит развитию воображения, внимания, мышления, памяти и речи
•Будет способствовать формированию инициативного, активного и самостоятельного ребенка
•Будет содействовать развитию ребенка при взаимодействии с родителям.