НАДЕЖДА ЗАИЧЕНКО
Проект «Формы музыкальной деятельности в детском саду»
Дошкольный возраст – важнейший этап развития и воспитания личности. Это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира. Период его начальной социализации. Именно в этом возрасте активизируется самостоятельность мышления, развивается познавательный интерес детей и любознательность. В связи с этим особую актуальность приобретает воспитание у дошкольников художественного вкуса, формирования у них творческих умений, осознания ими чувства прекрасного, воспитания у них музыкальной культуры.
Публикация «Проект „Формы музыкальной деятельности в детском саду“» размещена в разделах
- Музыка. Проекты, планы, недели
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
Музыкальная культура общества есть единство музыки и ее социального функционирования. Это – сложная система, в которую входят:
1. Музыкальные ценности, создаваемые или охраняемые в данном обществе,
2. Все виды деятельности по созданию, хранению, воспроизведению, распространению, восприятию и использованию музыкальных ценностей,
3. Все субъекты такого рода деятельности вместе с их знаниями, навыками и другими качествами, обеспечивающими ее успех,
4. Все учреждения и социальные институты, а также инструменты и оборудование, обслуживающие эту деятельность.
Современное дошкольное образование стремится к тому, чтобы воспитать разносторонне - развитую, творческую, самодостаточную личность по средствам реализации общей образовательной программы и дополнительного образования детей в стенах ДОУ. Для успешного функционирования любого педагогического проекта, образовательной программы педагогу необходимо творчески подходить к осуществлению педагогического процесса, искать все новые и новые формы его организации. Неслучайно, сегодняшние педагоги активно используют методы индивидуализации педагогического процесса, проблемного обучения, стремятся к интеграции образовательных областей, внедрения ИКТ в занятия - все это способствует более эффективному погружению детей в мир знаний, овладению ими необходимыми навыками и умениями, развитию способностей каждого ребенка.
Музыкальное искусство - это многогранный мир переживаний, чувств, эмоций, переданный специфическим «музыкальным языком», который ребенок начинает познавать с самых первых дней своей жизни. На протяжении всей жизни, человека сопровождает музыка. А вот, как и в какой форме будет организованна встреча с музыкальным искусством – это зависит от уровня профессионализма педагога – музыканта, от развитости общей культуры воспитателя, от желания родителей привить общую культуру ребенку.
Сегодня мы будем говорить об основных формах организации музыкальной деятельности в дошкольном образовательном учреждении (музыкальное занятие, музыка в повседневной жизни ДОУ, музыка на физкультуре, развлечения, праздники, самостоятельная музыкальная деятельность, постараемся охарактеризовать каждую из них.
Основной формой образовательной работы с детьми в ДОУ является музыкальное занятие. На музыкальном занятии осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание и формирование музыкальных способностей каждого ребенка, воспитание качеств личности, формирование основ музыкальной и общей культуры.
Главная цель музыкального занятия : вызвать у детей интерес к музыке и музыкальной деятельности, скажем «зажечь искорку любви к музыкальному искусству», т. к. только через любовь к чему- либо человек готов действовать. Об этом говорит и К. Гельвеций «Любовь у человека – мощный источник деятельности». Каждое музыкальное занятие – это путешествие в музыкальную страну, знакомство с которой развивает у ребенка музыкальные способности, формирует основы вкуса, совершенствует умения и навыки, необходимые для музыкальной деятельности.
Особенность музыкальных занятий заключается в том, что в рамках одного занятия происходит чередование различных видов деятельности (пение, ритмика, слушание, игра на музыкальных инструментах, музыкальная грамота). Педагог сразу же обучает нескольким видам музыкальной деятельности, поэтому трудность построения занятия в том, что необходимо умело переключать внимание детей с одного вида деятельности на другой, не снижая эмоционального подъема, когда звучат произведения различные по тематике и настроению. Сложность ещё заключается и в том, что последовательность разучивания учебного материала может быть разной в том или ином виде деятельности и не совпадать. Например, на пении может быть произведение, в котором прорабатываются сложные мелодические скачки, точное интонирование мелодии, работа над дикцией, а в слушании - первичное знакомство с произведением, его разбор (сколько частей, какой характер, какие музыкальные средства выразительности использованы и т. п., на ритмике - совершенствование и самостоятельное исполнение движений под знакомую музыку. В таких условиях педагог должен учитывать умственную, физическую, эмоциональную нагрузку дошкольников, преемственность в развитии музыкальных способностей, преемственность в освоении навыков, умений и знаний, преемственность в разучивании музыкального репертуара, вариативность и соответствие возрастным возможностям детей. Чтобы музыкальное занятие было интересным для детей, педагог должен быть увлечен своим трудом и заражать своей любовью к тому, что он делает воспитанников.
Сроки реализации проекта : октябрь-май
Участники проекта : дети и воспитатель средней группы, музыкальный руководитель, педагог-психолог, родители.
Цель: влияние на музыкальное развитие дошкольника через различные формы занятий в детском саду.
Задачи:
1. Формировать у детей интерес к музыкальной деятельности.
2. Выстроить комплекс мероприятий различных форм, способствующих развитию личности ребёнка.
3. Учитывать интересы, потребности, возможности детей при организации музыкальных занятий.
4. Создать условия для принятия детьми самостоятельных решений, для поддержки детской инициативы.
Сроки реализации проекта : апрель-июль
Участники проекта : дети и воспитатель средней группы, музыкальный руководитель, педагог-психолог, учитель-логопед, родители.
Программа проекта
Мероприятия Форма Цели и задачи
«Сказочными путями в страну «Музыка». Путешествие Задачи:
• Обогатить духовный мир ребёнка музыкальными впечатлениями, вызвать интерес к музыке, передать традиции своего народа, сформировать основы музыкальной культуры;
• Развивать музыкальные и творческие способности в процессе различных видов деятельности (восприятие, исполнительство, творчество, музыкально – образовательная деятельность);
• Способствовать общему развитию детей средствами музыки.
• Если ребёнок музыкально одарён, то уже в дошкольном возрасте необходимо заложить основы для будущего профессионального обучения.
«Картины в творчестве П. И. Чайковского» Экскурсия Задачи:
1. Формировать умение внимательно слушать инструментальную музыку.
2. Активизировать в речи детей слова «камелек», «камин».
3. Формировать умение определять общее настроение музыки.
4. Знакомить с творчеством П. И. Чайковского.
5. Развивать эстетические и эмоциональные чувства при восприятии художественного слова, музыкальных произведений.
6. Развивать творческие способности детей.
7. Воспитывать аккуратность при работе с красками.
8. Воспитывать чувство прекрасного в детях через музыку, искусство.
9. Воспитывать желание поделиться хорошими эмоциями с окружающими.
Музыкальная сказка «Гуси-лебеди» Сказка Цель: прочитать детям русскую народную сказку «Гуси-лебеди» и провести вместе с детьми анализ произведения.
Задачи:
1. Формировать эмоционально-образное восприятие произведения.
2. Развивать чуткость к выразительным средствам художественной речи.
3. Развивать творческое воображение, речь детей.
«Помоги любимым сказочным героям» Театр Цель: развитие музыкально-творческих способностей детей посредством различных видов музыкальной деятельности.
Задачи: развивать восприятие, понимание и интерес к произведениям музыкального, театрального искусства, способствовать становлению эстетического отношения к окружающему миру, реализовать музыкальную, конструктивно-модельную самостоятельную творческую деятельность детей, развивать певческие, танцевальные, инструментальные навыки, чувство темпа, динамики через логоритмическое упражнение, пение песни, танцевальные импровизации, музицирование в оркестре, стимулировать сопереживание персонажам игры;
- развивать диалогическую, интонационную культуру речи;
- развивать чувства ритма, закрепить представления детей об объёмных формах предмета;
- развивать эмоциональную отзывчивость, формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками;
- воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи, целеустремлённости при решении поставленной задачи, чувство ответственности за общее дело при достижении цели, доставить детям чувство радости, морального удовлетворения от осознания принесённой пользы другому, от музыкального исполнительства, собственной импровизации, творческой совместной продуктивной деятельности.
«Кукляндия» Путешествие Задачи:
1. Учить передавать в пластике музыкальный образ, используя разнообразные виды движений.
2. Развивать музыкальный слух, творческую свободу, умение согласовывать движения с музыкой.
3. Закрепить умение самостоятельно перестраиваться в пространстве (становиться врассыпную, в общий круг, соблюдая интервалы).
4. Тренировать слуховое внимание, волю ребенка, произвольность движений.
5. Воспитывать коммуникативные навыки, умение сотрудничать в группе; доброжелательное отношение к сверстникам
«Встреча лета» Приключение Задачи:
- научить детей применять полученные знания, умения и навыки на практике;
- научить анализировать музыку, узнавать на слух элементы музыкальной речи, раскрывать образную сущность произведения;
- обучить вокально-интонационным, слуховым и двигательным навыкам.
- развивать музыкальные способности : мелодический, ритмический и гармонический виды слуха, слуховое внимание и память;
- развивать творческие способности: творческое мышление, умение инсценировать движения в соответствии с музыкой, импровизировать, эмоционально откликаться на музыку;
- развивать умение высказывать и доказывать свою точку зрения;
- воспитывать общую музыкальную, речевую и двигательную культуру;
- воспитывать эстетическое отношение к окружающему;
- развивать чувства и эмоции высшего порядка;
- воспитывать саморегуляцию и контроль, умение работать в группе, навыки эффективного взаимодействия на основе познавательных интересов;
- воспитывать желание заниматься музыкальной деятельностью, любовь к музыке;
- вырабатывать привычку учиться радостно, творчески, без принуждения.
«Давайте, поиграем!» Игра Задачи:
1. Формировать умение фантазировать, придумывать, комбинировать в речевых и двигательных упражнениях.
2. Закрепить знание детей об оркестре.
3. Создать условия для получения детьми удовольствия от процесса игры.
4. Вовлекать детей в стихийное музицирование с использованием пения, звучащих жестов, музыкальных инструментов.
5. Формировать образно – ассоциативное мышление.
6. Познакомить детей с новым приемом исполнения пения – каноном.
«Страницы памяти» Музыкально-литературная композиция Цель : расширять представления детей о родной стране, о ее истории, о Великой Отечественной войне, способствовать сохранению исторической памяти у детей, через музыкальную и художественную культуру.
Задачи
• активизировать знания детей о государственном празднике День Победы
• воспитывать в детях уважение к памяти воинов-победителей, любовь к своей Родине
• развивать познавательную деятельность, через чтение стихов и исполнение музыкальных произведений
• побуждать у детей уважительно относиться к подвигу наших соотечественников во время Великой Отечественной войны.
«Сказочными путями в страну «Музыка»
Задачи:
• Обогатить духовный мир ребёнка музыкальными впечатлениями, вызвать интерес к музыке, передать традиции своего народа, сформировать основы музыкальной культуры;
• Развивать музыкальные и творческие способности в процессе различных видов деятельности (восприятие, исполнительство, творчество, музыкально – образовательная деятельность);
• Способствовать общему развитию детей средствами музыки.
• Если ребёнок музыкально одарён, то уже в дошкольном возрасте необходимо заложить основы для будущего профессионального обучения.
Обеспечение:
Синтезатор, компьютер, мультимедиа, ватман, карандаши, указатели станций, ребусы, минусовки песен из мультфильмов и кинофильмов
Звучит музыка и выходит Мажор
Мажор: Здравствуйте дорогие ребята. Сегодня мы с Минором пришли к вам с радостью - у нас праздник «День музыки». Мы, с Минором хотим вас пригласить в гости. Мы живем в нашей стране «Музыка» очень весело. Это страна музыкальных звуков и мелодий. У нас каждую секундочку звучит красивая музыка. Весёлые мелодии в этой стране называются мажорными, а мелодии спокойные и грустные — минорными. Я — Мажор, а где же мой друг Минор? А вот и он…
Минор: Здравствуйте, ребята. Мажор забыл вам напомнить, что в нашей стране живут НОТЫ - это главные наши знаки. Без них композиторы не написали бы ни одной мелодии, ни одной песенки бы, не получилось.
Мажор: Сейчас мы с вами вспомним ноты.
Звукоряд от «до» до «до» впереди всех нота.
А за нею на горе машет ручкой нота.
Третья нота из семи, безусловно, нота.
Нарисована графа, а под нею нота.
В огороде есть фасоль, здесь же в нотах только.
Быстро пальцем шевеля, проиграла ноту.
У ребят у всех спроси, как закончить гамму?
Гамма вся от «до» до «до».
С помощью этих нот композиторы и пишут музыку.
Мажор: - Минор, а как дети в детском саду без музыки живут?
Минор:- Мажор, ну, что ты! Разве можно без музыки играть, танцевать, петь? А давай у ребят спросим?
Мажор: - Ребята, а вам нужна музыка?
- Давайте, вместе отправимся в путешествие по стране Музыки.
Минор: Мажор, но мы ребятам не сможем показать все государства в стране «Музыка».
Мажор: А я, придумал - мы отправимся в путешествие по государству «Сказок и мультфильмов»! Мальчишки и девчонки - согласны? Только у нас есть важное и главное правило: если слышим музыку, то сразу прекращаем разговаривать и начинаем слушать музыку. Музыку слушают в тишине и когда мы попадем в государство «Сказок и мультфильмов», то шуметь, есть конфеты, играть в сотовые телефоны, кричать - НЕЛЬЗЯ!
Звучит какой- то шум.
Минор: - Ой, что это? Я слышу какие-то странные звуки!
Мажор: - По-моему, это старуха Шапокляк опоздала на праздник.
Фальшивая нотка: Я, старуха? Да я известная во всем мире великая артистка: солистка, скрипачка, фольклористка и пианистка. А зовут меня - Фальшивая нотка.
Минор:- Что делать то? Фальшь-это злейший враг музыки, это нотка, которую не правильно спели или сыграли Нам с ней в государство «Сказок и мультфильмов» не попасть. Нужно её превратить в красиво звучащий звук, а для этого надо спеть веселую песенку.
Мажор: - Ребята, а давайте споем песенку из какого ни будь мультфильма, но только красиво и правильно. Фальшивая нотка, ох, как не любит, когда красиво поют.
В это время Фальшивая нотка стоит с закрытыми ушами.
Ф: Даже не пытайтесь, я вас не буду слушать! Ой, давайте я вам лучше спою. Вон сколько народу собралось меня послушать! Какие прелестные детишечки: девчонки и мальчишечки! Признавайтесь, вас уже учили правилам? Забудьте все! Музыку не надо слушать в тишине, на концерты надо запасаться сладостями, телефонами, всякими свистульками, шумелками…
Минор: (перебивает фальшивую нотку) - Не нужна нам такая гостья, не порти нам праздник!
Ф:- Фу, какие мы нежные, «не порти нам праздник!» Да разве эти дети умеют петь? Ну, ладно. Попробуйте, спойте. Послушаю, все равно у вас ничего не получится!
Звучит песня в исполнении детей.
Во время исполнения фальшивая нотка исчезает и оставляет записку.
Минор: - Ребята, а где фальшивая нотка? Исчезла? Ура! Ох, и задержала она нас. Итак, нам пора уже отправляться в путь. Ой, а, это что? (подбирает записку) Здесь что-то написано. Фальшивая нотка заколдовала государство «Сказок и мультфильмов». Как теперь будем слушать наши любимые мелодии и песенки из мультфильмов и сказок?
Мажор: Придется вам, ребята нам помочь расколдовать это замечательное государство в стране Музыки. Поможете? Не расстраивайтесь ребята, у нас все получится, ведь на помощь к нам придут и ваши родители. Собирайтесь в путь! Полетим мы в страну «Музыка» на облаках. А кто же катался на облаках в мультфильмах?
Ответы детей и родителей (Медвежонок, ежик и зайчик - герои мультфильма «Трям, здравствуйте»)
Минор: - Правильно. Молодцы. Вот и мы полетим на облаках-лошадках. (Дети садятся на коврики в виде облаков. Ведущий предлагает закрыть глаза и представить, как они летят высоко-высоко в небе).
(Звучит фонограмма песни «Облака»)
Мажор: Ну, вот мы, ребята и в стране «Музыка» в государстве «Сказок и мультфильмов». И наша первая остановка «Разминочная»
(На каждой станции дети садятся по местам и отвечают вместе.)
Минор: Смотрите, ребята, здесь на указателе что- то написано (читает) - ЗАПЕТЬ ПЕСНЮ ПО ПОДСКАЗКЕ.
• Песня о длительном путешествии маленькой девочки в яркой шапочке («Если долго- долго»)
• Песня о духе, который жил в болоте и помог строить летучий корабль («Я водяной, я водяной»)
• Песня о странной игрушке, которую никто не замечал («Я был когда-то странной, игрушкой безымянной»)
• Песенка об африканском острове, на котором жить легко и просто («Чунга-чанга»)
Минор: Вот какие вы ребята молодцы, всё отгадали. До второй станции нам придется лететь на самолете, она находится далеко.
Минор и дети изображают самолеты (руки в стороны и наклоняются то влево, то вправо, а Мажор ставит указатель и встречает детей.
Мажор: Остановка «Викторина». Здесь, ребята, нам предстоит угадать слова, которые спрятались в нотки и помогут нам в этом родители. Как же фальшивая нотка постаралась, ух и вредная!
Раздаются ребусы. Мажор и Минор помогают.
Минор, ты видишь какие в этом саду дети, ну, очень умные. Они все 7 нот знают и даже знают, где они живут. А фальшивая нотка, наверное, думала, что мы не сможем расколдовать слова.
Мажор: Ребята, давайте собирайтесь скорее, до третьей остановки поскачем на лошадках. (Мажор показывает, как скачут лошадки, как цокают лошадки, как пощёлкать кончиком языка)
Минор готовит указатель и встречает детей.
Минор: Эта остановка называется «Королевство сказок». Здесь без помощи мам нам не обойтись. Давайте почитаем, что же здесь натворила фальшивая нотка – она заколдовала сказки. По кадру из кинофильма вспомнить название сказки, имя героя, спеть несколько строчек из песни.
1. Кинофильм «Приключения Буратино» :
Песня черепахи Тортилы- показать кадра черепахи Тортилы, включить минус «Песня черепахи Тортилы».
Показ кадра из фильма с участием Кота Базилио и лисы Алиса, звучит минус песни кота Базилио и лисы Алисы.
Показ кадра из фильма с участием Буратино, играет минусовка финальной песни «Приключения Буратино».
2. Кинофильм «Красная шапочка» :
Показ кадра из фильма с участием Красной Шапочки и минусовка её песни.
3. Кинофильм «Финист- ясный сокол».
Показ кадра из фильма с участием Финиста и звучит минусовка его песни.
Мажор: Браво! Молодцы! Все сказки расколдовали! Не по «зубам» мы фальшивой ноте!
Минор: А у нас еще есть впереди остановки, да, не одна.
И поедем мы сейчас на паровозе: Ту-Тууу.
Дети встают друг за другом и изображают езду на паровозе - впереди всех Минор. Пока Минор с детьми едут, гудят, Мажор ставит указатель и встречает детей на станции.
Мажор: Хорошо вы погудели, и четвертая остановка называется «Мульти-пульти». Фальшивая нотка заколдовала слова в песнях из мультфильмов, и они пропали. Нам их нужно вспомнить.
Звучат минусовки песен:
1. Песня крокодила Гены (из м/ф «Чебурашка и Крокодил Гена»)
2. Голубой вагон (из м/ф «Чебурашка и Крокодил Гена»)
3. Кабы не было зимы (из м/ф «Зима в Простоквашино»)
4 Колыбельная медведицы (из м/ф «Умка»)
5. Улыбка (из м/ф «Крошка Енот»)
6. Не волнуйтесь (из м/ф «Бюро находок»)
7. Настоящий друг (из м/ф «Тимка и Димка»)
Минор: Ну, разве, мы, не молодцы!
Мажор: Но, расслабляться нам рановато! И, опять в путь. На пароходе - Ууу.
Дети встают друг за другом и «плывут» на пароходе, не забывая про звук Ууу- впереди всех Мажор. Пока Мажор с детьми плывут, гудят, Минор ставит указатель и встречает детей на станции.
Минор: Ребята, а вы любите танцевать (ответы детей) И пятая остановка у нас «Королевство танца». Танцуют все!
Звучит танец лавата.
Минор: Молодцы! И у нас еще две остановки впереди. До 6 остановки мы «поползём» змейкой не забывая при этом шипеть.
Дети встают друг за другом и «ползут» змейкой, не забывая про звук Шшш- впереди всех Минор. Пока Минор с детьми ползут, шипят, Мажор ставит указатель и встречает детей на станции.
Мажор: И 6 остановка «Рисовальная». Нам нужно, и мамы нам в этом помогут, дорисовать скрипичный ключ, написать нотки.
Выносятся карандаши, ватманы (1 ватман на 8 детей, на нем уже нарисован скрипичный ключ, но не весь - дорисовать. Нотный стан, без нот, их тоже нужно нарисовать.
Минор: И у нас все получилось.
Мажор: И последний этап в нашем путешествии, до которого мы с вами доедем на машине!
Дети встают друг за другом и «поехали» на машине, не забывая про звук Др- впереди всех Мажор. Пока Мажор с детьми едут, издают звук мотора, Минор ставит указатель и встречает детей на станции.
Минор:7 и последняя остановка «Песенная».
Ну-ка, детки, собрались и на сцену поднялись!
Мы прошли все семь остановок. А почему «семь»? Да, потому что, у нас в стране «Музыка» семь нот, и в каждом государстве по семь остановок.
Подхватили песенку «фа» и «соль».
Звездочки рассыпаны, как фасоль.
А под ними кружится Земля,
Дружно подтянули «си» и «ля».
Замигал троллейбус фарами.
Отозвались ноты «фа»,«ре»,«ми».
Зазвучали ноты «ми», «ре».
Засыпайте, люди, в мире.
А за ними следом «до», «ре».
Пусть исчезнет в мире горе.
А потом все вместе -«до, ре, ми»
Пусть все люди будут добрыми.
Дети поют песню «Настоящий друг»
Молодцы, ребята! И провожаем мы вас домой опять на облаках. Но перед тем как сесть на облака, Фальшивая нотка просила передать вам музыкальную шкатулку, а в ней конфеты!
(Звучит фонограмма песни «Облака») Дети садятся на коврики в виде облаков.
И на фоне музыки Мажор и Минор прощаются с ребятами, и уходят из зала.
Список используемой литературы:
1. Анисимова, Г. И. Сто музыкальных игр для развития дошкольников. Старшая и подготовительная группы [Текст] / Г. И. Анисимова. - Ярославль: Академия развития, 2005. - 96с. ; ил.
2. Арисменди, А. А. Дошкольное музыкальное воспитание [Текст] / А. А. Арисменди. - М. : Прогресс, 1989. - 176с. : ил.
3. Болотина, Л. Р. Дошкольная педагогика [Текст] : учеб. пособие для студ. сред. пед. учебных заведений / Л. Р. Болотина, Т. С. Комарова, С. П. Баранов. - М. : Изд. центр «Академия», 1997. - 240с.
4. Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду [Текст] : кн. для воспитателя детского сада / А. К. Бондаренко. - 2-е изд., дораб. - М. : Просвещение, 1991. - 160с.
5. Бородай, Ю. М. Воображение и теория познания [Текст] / Ю. М. Бородай. - М., Просвещение. - 1966. - 187с.
6. Ветлугина, Н. А. Возраст и музыкальная восприимчивость. Восприятие музыки [Текст] / Н. А. Ветлугина; под ред. В. Н. Максимова. - М., 1980. - 219с.
7. Ветлугина, Н. А. Музыкальное развитие ребенка [Текст] / Н. А. Ветлугина. - М., 1968. - 416с.
8. Ветлугина, Н. А. Музыкальный букварь [Текст] / Н. А. Ветлугина. - М. : Просвещение, 1989. - 75с.
9. Ветлугина, Н. А. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду [Текст] : учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Н. А. Ветлугина, А. В. Кенеман. - М. : Просвещение, 1983. - 276с.
10. Внешняя среда и психическое развитие ребенка [Текст] / Под ред. Т. В. Тонковой, Ямпольской и др. - М. : Просвещение, 1984. - 311с.
11. Воловникова, Г. М. Педагогический словарь: в 2-х томах / Г. М. Воловникова, Л. И. Генсиоровская. - М. : Издательство академии педагогических наук, 1960. - Т. 1. - 398с.
12. Воспитание и обучение детей шестого года жизни [Текст] : кн. для воспитателя детского сада / Н. А. Ветлугина [и др. ]. - М. : Просвещение, 1987. - 160с.
13. Выготский, Л. С. Педагогическая психология [Текст] / Л. С. Выготский; под ред. В. В. Давыдова. - М. : АСТ: Люкс, 2005. - 671с.
14. Выготский, Л. С. Психология [Текст] / Л. С. Выготский. - М. : Эксмо-Пресс, 2000. - 296с.
15. Гессен, С. И. Основы педагогики введение в прикладную философию [Текст] / С. И. Гессен. - М. : «Школа-Пресс», 1995. - 91с.
16. Гогоберидзе, А. Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А. Г. Гогоберидзе, В. А. Деркунская. - М. : Издательский центр «Академия», 2005. - 320с.
17. Горшкова, Е. В. От жеста к танцу [Текст] / Е. В. Горшкова. - М. : Издательство «Гном и Д», 2002. - 173с.
18. Гурин, В. Е. Основы умственного воспитания младших школьников в процессе обучения музыки : восприятие, мышление, развитие [Текст] / В. Е. Гурин, О. Ю. Солопанова. - Краснодар, 2001. - 23с.
19. Дошкольная педагогика [Текст] : в 2ч. / Н. А. Курочкина [и др. ]; под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой. - 2-е изд. - М. : Просвещение, 1988. - Ч. 1. - 256с.
20. Дошкольная педагогика [Текст] : в 2ч. / Н. А. Курочкина [и др. ]; под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой. - 2-е изд. - М. : Просвещение, 1988. - Ч. 2. - 270с.