Кульгаева Олеся Александровна
Творческий проект по музыкальной деятельности «Как на Руси жить хорошо»
▼ Скачать + Заказать документы
Творческий проект по музыкальной деятельности
«Как на Руси жить хорошо»
«Едва ли можно найти материал более близкий, затрагивающий интересы и потребности детского возраста и потому самый занимательный, чем тот, который связан с детским бытом, с повседневной детской жизнью, который возник, вырос и развился из исканий высокой радости детской народной массы. Это - детский фольклор»
Г. С. Виноградов, крупнейший исследователь детского фольклора.
Постановка проблемы
Публикация «Творческий проект по музыкальной деятельности „Как на Руси жить хорошо“» размещена в разделах
- Музыка. Проекты, планы, недели
- Проекты творческие
- Проекты, проектная деятельность
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» май 2019
В настоящее время многие современные дети растут на примитивных музыкальных «шедеврах», единственной целью которых является бездумное подчинение ритму и оглушительной какофонии звуков. Это создает обстановку духовной бедности и художественной серости и не способствует гармоничному и нравственному развитию.
Наблюдая за детьми во время проведения фольклорных спектаклей, при знакомстве с различными формами устного народного творчества и малыми музыкальными фольклорными формами, виден их живой интерес к этому процессу и познавательная активность. У детей рождается ответное душевное чувство, интерес к обычаям и культуре народа, носителями которой они являются, гармонично формируются нравственные ценности: представление о добре, красоте, правде и верности, которые приобретают в наши дни особую значимость.
Прислушиваясь к речи детей, можно отметить ее скудность, слабые попытки строить логические фразы, рассказы, высказывать мысли, пересказывать текст. В разговоре присутствуют слова уличного жаргона, а русские пословицы, небылицы, поговорки, скороговорки (древнейшая логопедия, прибаутки, песни, потешные и докучные сказки и т. д. не только открывают звуковые красоты родного слова, координируют движение и речь, но и расширяют, обогащают, активизируют словарный запас ребенка.
Опираясь на методическое пособие для педагогов Л. С. Куприна, Т. А. Бударина, О. А. Маркеева, О. Н. Корепанова, Г. П. Федорова, «Народный календарь и дети» С. Черноскутовой, фольклорный материал книги «Фольклорный праздник», методические рекомендации и программу Э. Г. Чуриловой, авторскую технологию А. И. Бурениной, программу Н. Ф. Сорокиной «Театр – творчество – дети», мы рассчитываем, что эти проблемы должны решиться положительно в ходе реализации данного проекта.
Краткое описание проекта
Целью данного проекта является освоение детьми фольклорного наследия, как самобытной целостной системы гармоничного и творческого развития личности, средствами театрализованной деятельности. Данный проект является необходимым, т. к. дети нашего сада активный интерес и желание заниматься поэтическим и музыкальным фольклором, с удовольствием принимают участие в театрализованных представлениях и фольклорных праздниках, проявляют навыки актерского мастерства в инсценировках, играх, плясках, хороводах, что доставляет им большую радость.
В результате реализации проекта у детей будут сформированы навыки актерского мастерства, будут развиваться импровизационные способности, коммуникативно - речевая деятельность через обыгрывание произведений детского фольклора. И уже как вершина творческого достижения – это их участие в постановке театрализованного представления, где в совокупности представлены различные жанры народного песенного и поэтического творчества.
Педагоги получают интересную технологию работы с детьми, основную на создании образно - игровых ситуаций, требующих от детей перевоплощения, работы фантазии, воображения. Они сделают вхождение в мир фольклора для ребенка желанным, интересным, занимательным, личностно окрашенным и значимым. Также педагоги приобретут опыт в изготовлении костюмов, реквизита и опыт совместного сотрудничества с детьми и родителями.
Проект будет реализовываться через систему групповых и игровых занятий с детьми, через презентацию для родителей, через участие детей и взрослых.
Всего в проект будут вовлечены дети дошкольного возраста и их родители, музыкальный руководитель, воспитатели.
Цель проекта :
Основание детьми фольклорного наследия средствами театрализованной деятельности (через постановку фольклорного занятия, театрализованного представление, праздника).
Задачи:
1. Развивать желание знакомиться с разнообразными жанрами фольклора.
2. Развивать умения разыгрывать элементы, так и все театральное представление, используя образцы детского и музыкального фольклора, основы актерского мастерства и драматизации.
3. Создавать необходимую предметно - развивающую среду.
Предполагаемый результат:
В результате реализации проекта :
1. Дети познакомятся: с устным народным творчеством (скороговорками, потешками, небылицами, прибаутками, присказками, шутками). С разными видами народной песни (хороводной, плясовой, игровой) и играми.
2. У детей будут сформированы основные навыки театрального мастерства:
• Умение перевоплощаться, удерживая образ в позиции активного наблюдателя и при смене его позиции.
• Свободно и раскрепощено общаться, держаться на сцене, находить пластику соответствующую разным состояниям персонажа пытаясь воссоздавать сценическую иллюзии, передавать переход из одного состояния в другое.
• Умение разыгрывать спектакль по знакомому сюжету.
Выразительно в своей роли и в игровом взаимодействии.
Умение передавать игровой конфликт, характеры героев мимикой, пластикой и голосом.
Уметь сочинять этюды по сказкам, нафантазированным сюжетам.
3. Разовьется сфера чувств, чуткость к сценическому искусству, готовность к творчеству, коммуникабельность.
4. Будет сформирована выразительная, грамотная, сценическая речь.
Популяризация данного проекта.
Будет осуществляться через презентацию данного проекта для детей и родителей д/с показ театрализованного представления «Приключения Колобка»
Оценка результатов:
Оценка эффективности по итогам работы будет проводиться по направлениям: дети, педагоги и родители.
По окончанию проекта будет проведено анкетирование всех участников с целью подведения итогов работы, определения роста профессионального мастерства педагогов.
План реализации проекта :
Реализация данного проекта рассчитана на 3 месяца и будет проходить в 3 этапа:
1 этап - подготовительный (3 месяца - сентябрь, октябрь, ноябрь).
На этапе создается информационная база необходимая для реализации проекта, осуществляется рекламно-информационная кампания.
2 этап - основной( 3 месяца: декабрь, январь, февраль).
Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта.
3 этап - заключительный( 3 месяца: март, апрель, май). Итоговый,
Соотнесение поставленных задач, прогнозируемых результатов с полученными результатами.
Приложение 8
Открытое занятие «Жили-были крестьяне»
Задачи: Через песни, игры, игры на инструментах знакомить детей с жизнью русской деревни, народным творчеством. Воспитывать трудолюбие и уважение к человеку труда.
Оформление зала. На центральной стене дети в русских народных костюмах.
Материал. Предметы из росписи (поднос, ложки, вазочки, столик, шкатулка, диск р. н. сказка «Варвара Краса, длинная коса» - фрагмент сказки, инструменты (балалайки, гармошки, ложки, трещотки, дудочки). Дети и взрослые одеты в русские народные костюмы.
Вход детей под русскую народную мелодию «Пойду ль я, выйду ль я».
Дети встают в круг.
Музыкальный руководитель. Здравствуйте ребята! (дети здороваются).
Сейчас мы с вами оправимся в далёкое прошлое, и посмотрим, как жили люди. Хотите отправиться?
Дети: Да!
Музыкальный руководитель. Ну, тогда отправляемся.
Дети выполняют под музыку «Хороводный шаг с притопом»
1 ч. Хороводный шаг, 2 - ч. хороводный с притопом (2 р.). Затем дети проходят и садятся на стульчики.
Воспитатель. Ну, вот мы и пришли! Сегодня мы с вами поведаем о том, как в старину русские люди жили, трудились, а вечером отдыхали и веселились.
Музыкальный руководитель. Итак, приготовьте ушки, откройте по шире
глазки и слушайте, сейчас я вам расскажу интересную историю.
Давным-давно древние люди, когда готовили себе еду в котлах, они ели еду
руками – и им было неудобно и неприятно. Людям казалось, что это удобно, но прошло немного времени, когда человек ел палочкой, он на нее смотрел и сделал в ней углубление, и получилась ложка, человек так образовывался.
Воспитатель. Но еще ребята, я хочу вам рассказать, когда люди уже все умели, истории русского народа. За долгие зимние вечера, когда на полях и в огородах все убрано в погреба и чуланы. Крестьяне решили украсить свои дома, ложки, подносы, чашки, кружки, они украшали разными росписями: лепестками цветов, листьями, изображали сцены из жизни людей, животных, пейзажи, и тогда такой ложкой захотелось поиграть и повеселиться.
Музыкальный руководитель. А сейчас мы с вами сыграем на ложках. Звучит русская народная мелодия «Ах, вы сени», дети исполняют «Ансамбль ложкарей». (ложки убрали в домики)
Ребята, а какие вы знаете еще русские народные инструменты ( дети перечисляют: балалайка, домбра, дудочка, гусли, ложки, трещотки, гармошка, (иллюстрации).
Ребята, а можно в песне применять игру на ложках?
Дети: Да!
Ребята, я хочу вам показать упражнение, где при пении играют на ложках -это сказка «Варвара Краса, длинная коса».
Идет просмотр сказки
Воспитатель. А еще ребята: Собирались, красны девицы, да добры молодцы, кто попеть, кто поплясать, а кто доброе слово молвить. Русский народ придумал много пословиц, чтобы люди уму-разуму набирались.
Какие вы ребята знаете пословицы? (перечисляют).
1. Кто шутит и смеется, тому все удается!
2. Труд человека кормит, а лень портит!
3. Любопытной Варваре на базаре нос оторвали!
4. Поспешишь, людей насмешишь!
5. Кто хвалится - тот с горки свалится!
6. Без труда не выловишь рыбку из пруда!
Музыкальный руководитель. Молодцы ребята, много знаете пословиц.
Музыкальный руководитель. Мы с вами про инструменты рассказали, пословицы проговорили, а теперь пришел черед песню спеть (ребята берут гармошки, балалайки, девочки делают палочку)
Поют песню «Гармонь и балалайка» р. н. п.
Вот ребята русский народ сам исполнял песни русские народные.
А еще молодцы и девушки хороводы водили.
Поют Хоровод «На горе-то Калина» р. н. м. (Выполняют соответствующие движения)
Воспитатель. А еще от работы, в свободное время молодцы и девушки игры заводили. А хотите поиграть?
Дети: Да!
Проводится игра «Жаворонок» р. н. игр
Дети стоят в кругу, поют «Жаворонок» с колокольчиком, двигается подскоками внутри круга, (водящий ребенок). С каждой песней, останавливается, кладет колокольчик между двумя детьми. Все, говорят
«тот, кто песенку найдет, будет счастлив на весь год». Эти двое оббегают круг, двигаясь в противоположные стороны, кто первый схватит колокольчик, становится жаворонком.
Игра повторяется несколько раз.
Музыкальный руководитель. На этом наше путешествие в далёкую старину заканчивается, давайте вспомним, о чем сегодня мы говорили, что делали (Дети перечисляют) «Молодцы ребята!»
Музыкальный руководитель.
Тебе Россия, мы танцуем
Ведем свой весный хоровод,
Тебя от всей души мы любим
И прославляем наш народ!
Воспитатель.
Нет лучше и мелей России,
И лучше наших песен нет!
Тебе поет, что всех красивей
Тебе несем мы свой привет!
Дети прогуливаются, выходят хороводным шагом.