Ольга Каратаева
Проект по формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста «Природа — живая!»
▼ Скачать + Заказать документы
]Проект по формированию основ экологической культуры у детей
старшего дошкольного возраста «Природа – живая!»
Темочки:
- Природа, планета Земля, экология
- Проекты, проектная деятельность
- Старшая группа
- Экология, природа. Проекты
- Темочки
Актуальность. В сегодняшней жизни, когда вся биосфера пронизана активностью человека, важной задачей общества является формирование экологической культуры подрастающего поколения с самого раннего детства. Экологическое воспитание и образование дошкольников – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировозрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они прибывают сейчас.
Тип проекта : смешанный: творческо-познавательный и информационно-практический, игровой.
Сроки реализации: 2022-2023 учебный год.
Участники проекта : дети старшей группы «Акварельки», родители, воспитатели группы.
Цель проекта : формирование у детей элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе, бережного и гуманного отношения к природе.
Задачи:
1. Расширять и углублять представления о животных и растениях, как о представителях живого в мире природы;
2. Учить правильному поведению в природной среде, закладывать основы экологической культуры личности;
3. Познакомить с заповедниками Приморского края, с деятельностью людей по охране диких животных, птиц, насекомых, рыб, земноводных;
4. Систематизировать и обобщать знания детей о цикличности роста и развития живых организмов;
5. Формировать познавательные умения детей при овладении исследовательскими методами познания природы;
6. Воспитывать у детей внимательное, разумное, бережное отношение к окружающей природе;
Дополнительно: игровые задачи:
1. Создать развивающую предметно-игровую среду для организации сюжетно-ролевой игры «Юные экологи»;
2. Учить выполнять игровые действия в соответствии с общим замыслом игры;
3. Учить налаживать и регулировать контакты в совместной игре;
4. Воспитывать навыки взаимовыручки и взаимопомощи в игре.
Ожидаемые результаты:
• У детей сформируются элементарные экологические знания и культура поведения в природе;
• Дети поймут взаимосвязь в природе; бережно относятся к различным объектам природы;
• Дети научатся наблюдать, экспериментировать и делать выводы;
• Пополнится развивающая среда в группе;
• Повысится экологическая культура родителей, появится понимание необходимости в экологическом воспитании детей.
Методы и приемы:
Наряду с традиционными формами и приемами экологического воспитания в своей педагогической деятельности (беседы, наблюдения, чтение литературы) я применяю и инновационные формы и методы. Такие, как экологические игры : игры-ребусы, игры-опыты, игры-исследования. Экологическая игра помогает в более доступной форме донести сложные природные явления, развивает познавательные способности, расширяет представления о природе и ее явлениях.
Интересным в работе с детьми является такой игровой прием, как получение «писем-жалоб» от обитателей природы. Дети задумываются над его содержанием, обговаривают различные экологические ситуации, сами решают, как они могут помочь, как нужно оберегать и охранять природу.
Использую также метод кейс-технологии. Это разбор ситуации, деловая игра. Такая, как иллюстрация «Правильно ли ведет себя человек в природе?»
Метод экологической идентификации : «Я- цветок…», «Я- сломанная ветка…», «Я- муравей…». Когда дети отожествляют себя с каким-либо природным объектом, они яснее понимают, что любое живое существо страдает, и ребенок начинает относиться бережно ко всему живому.
Использую в работе с детьми компьютерные технологии и презентации. Детям с их наглядно-образным мышлением более понятно то, что можно одновременно услышать, рассмотреть и оценить.
Использую театрально-экологические постановки сказок : «Для чего в лесу мухомор»; «Как звери от огня спасались»; «Чистый ручеек» и др.
Этапы проекта
1 этап подготовительный:
1. довести до участников проекта важность данной проблемы (индивидуальные беседы и объявления родителям);
2. подобрать и изучить методическую литературу по данной теме;
3. разработать консультации для родителей;
4. сформировать экологическое сознание, экологическую культуру, добра и милосердия как базисных качеств личности и коммуникабельности.
2 этап. Разработка проекта :
1. Создание экологической среды в группе, привлечение родителей к предстоящей творческой работе;
2. Подобрать материалы, дидактические игры, обучающие пособия;
3. Подобрать материал для продуктивной деятельности;
4. Составить план реализации проекта.
3 этап. Реализация проекта.
Игровая и образовательная деятельность; обобщение и анализ работы, закрепление навыков и знаний у детей.
Содержание
Осень
Беседа «Земля – наш общий дом».
Дать детям понятие, что природа – это наш общий дом. Учить детей называть объекты живой и неживой природы; воспитывать любовь к природе, умение сопереживать.
Октябрь:
Беседа на тему «Растения - фитотерапевты». Познакомить детей с растениями-фитотерапевтами; воспитывать бережное отношение к цветам, вызвать желание собрать совместно с родителями информацию о некоторых лечебных растениях.
Практическая игра «Что нам осень подарила».
Собрать урожай на огороде детского сада.
Октябрь:
Д/и «Угадай по описанию».
Учить детей по описанию узнавать фрукты и овощи.
Октябрь:
НОД «Остров Путятин – гордость Приморья».
Развивать интерес детей к природе родного края, природным явлениям, стремление к ее познанию; формировать представление о взаимосвязи живой и неживой природы; воспитывать бережное отношение к живым существам, среде их обитания, стремление оберегать природу; воспитывать желание заботиться о своем здоровье.
Ноябрь:
Викторина «Ребятам о зверятах».
Расширять знания детей о диких животных и их среде обитания; развивать внимание, логическое мышление, память; активизация словаря.
Ноябрь:
Сюжетно-ролевая игра «В лесу». Закрепление названий различных видов растений, семян, грибов. Воспитание интереса и любви к природе.
Итоговое: Развлечение «В гостях у Лесовичка». Познакомить детей с обитателями экологической тропы, вызвать эмоциональный отклик, желание защитить природу.
Зима
Развивающая игра «Как зовут тебя, деревце?»
Познакомить детей с многообразием мира растений; развивать мышление и восприятие, внимание и память. Учить узнавать деревья без листьев.
Декабрь:
Беседа «Волшебница – вода»
Рассказать о значении воды в нашей жизни, показать, где в каком виде существует вода, рассказать о разнообразии воды.
Экспериментирование «Вода нужна всем»
Дать детям представление о роли воды в жизни растений и человека.
Декабрь:
Лото «Основы безопасности в природе»
Обучить детей безопасному поведению на природе во все сезоны года; развивать восприятие, внимание, память и мышление детей.
Декабрь:
Обучить детей безопасному поведению на природе во все сезоны года; развивать восприятие, внимание, память и мышление детей.
Д/и «Найди, что опишу»
Учить находить животное или растение по описанию.
Январь:
Экспериментирование «Во что превратилась вода».
Замораживание цветной воды в различных формах. Дать детям представление о свойствах воды.
Февраль:
Д/и «Что будет, если…»
На основе формирования представлений детей об отношении различных комнатных растений к воде, теплу и свету развивать понимание того, как важен правильный уход человека за комнатными растениями; развивать внимание, память.
Февраль:
Беседа с рассматриванием камней, созданных самой природой.
Учить детей видеть и восхищаться творениями природы, подвести детей к пониманию того, что природа – лучший художник.
Февраль:
Игра-викторина «Мои зеленые друзья»
Уточнить знания детей о комнатных растениях, условиях их жизни.
Февраль:
Итоговое
Экологическая театрализованная сказка «Лесное происшествие» (по рассказу В. Бианки).
Весна
На примере опасной, критической для леса и его жителей ситуации, возникшей по вине людей, способствовать развитию основ экологического сознания детей; формировать умение выражать свое февраль
Развивающая игра «Береги природу» Познакомить детей с основами безопасности жизнедеятельности, научить детей правильно вести себя, приходя в лес, на реку или луг – так, чтобы не причинить вреда ни себе, ни окружающим, ни природе. март
Д/и «Город моей мечты».
Развивать творческие способности детей на основе представлений о городе, как о доме с экологически полноценной окружающей средой, где все гармонично.
Март:
Экспериментирование «Почва: необходимость удобрений для роста растений»
Дать понятие о почве как о «живой земле».
Март:
Экологическая игра «Явления природы». Учить детей отгадывать загадки о явлениях природы и находить нужную карточку с изображением данного явления (дождь, туман, радуга и др.)
Март:
Д/и «Природа и человек»
Закреплять и систематизировать знания детей о том, что создано человеком и что дает человеку природа.
Март:
Д/и «Экологический светофор» Уточнить знания детей о сигналах светофора. Развивать представления детей о допустимых и недопустимых действиях на природе, умения оценивать результаты взаимодействия людей с природой.
Зоологическое домино.
Закрепить знания детей о диких и домашних животных.
Апрель:
Д/и «Человек – природе друг».
Развивать способность детей выявлять и моделировать отношения человека к природе на основе представлений об ответственности за окружающее, согласно принципу «не навреди».
Апрель:
НОД «Мы – друзья природы».
Закрепить знания детей о правилах поведения в природе; учить бережному и доброму отношению к природе и друг другу.
Апрель:
Экспериментирование «Очистка грязной воды»
Дать детям представление об очистке воды.
Апрель
Сюжетно-ролевая игра «Зоопарк». Закрепление и обогащение знаний о животных, об их внешнем виде и о повадках. Формирование умения творчески развивать сюжет игры. Воспитание доброго отношения к животным.
Апрель:
НОД «Защитники природы».
Уточнить и расширить знания детей о животных и растениях, о природных явлениях. Знакомить детей с редкими и исчезающими видами растений и животных Приморского края, занесенных в Красную книгу.
Май:
Итоговое: Игра-викторина «Экологи». Формировать умение творчески развивать сюжет игры. Знакомство с трудом эколога. Закрепление представлений детей о труде эколога в природе. Воспитывать уважительное отношение к труду.
Совместная деятельность родителей, воспитателей и детей.
Сбор различного природного материала на территории детского сада.
Побуждать детей пополнять запасы природного материала. Учить видеть в обыденном и часто встречающемся необычное, неповторимое. Развивать наблюдательность, творчество и фантазию детей. Изготовление скворечников и кормушек для птиц.
Сентябрь-ноябрь:
Создание поделок из природного материала
Формировать ценностные ориентации, определяющие бережное отношение к природному и рукотворному миру. Побуждать к проявлению творчества, фантазии.
Декабрь-март:
Кормление птиц зимой.
Воспитывать положительное отношение к труду, заботу о зимующих птицах.
Лепка из соленого теста «Птицы».
Развивать навыки работы с тестом, выполнения аккуратности; учить украшать свою поделку дополнительными деталями по замыслу.
Декабрь:
Рисование плаката «Берегите природу».
Познакомить детей с искусством плаката; вызвать желание у детей к созданию собственного плаката природоохранного содержания, развивать детское творчество.
Нарисуй то, что поразило тебя в окружающей природе больше всего.
Развивать творческие способности детей, учить применять знания о средствах выразительности в собственном рисунке, воспитывать любовь к окружающей природе.
Январь:
Аппликация «Птички в кормушке».
Развивать интерес к методу «обрывания»; учить аккуратно пользоваться кисточкой и клеем; развивать чувство композиции, учить гармонично размещать все детали на листе бумаги.
Февраль:
Изготовление экологических знаков.
Воспитывать бережное отношение к природе; развивать глазомер, мелкую моторику рук.
Март:
Коллективная работа «Мир в капельке воды».
Закрепить знания о важности воды в жизни животных, растений и человека.
Апрель:
Рисование «Какую пользу я принес планете».
Упражнять в рисовании лесной поляны; закреплять умение рисовать красками и кистью; развивать воображение, фантазию, художественный вкус; воспитывать любовь и интерес к природе.
Чтение художественной литературы.
Чтение рассказа «Как Муравьишка домой добирался» В. Бианки.
Дать детям понятие о том, что лес – это сообщество растений и животных, которые живут вместе и нужны друг другу.
октябрь
Русская народная сказка «Заяц-хвастун». Воспитывать нормы нравственного поведения.
В. Бианки «Лесные происшествия».
Формировать понятие об окружающем мире, о взаимодействии людей и животных; воспитывать чуткость к художественному слову; развивать художественное восприятие и эстетический вкус; способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям; побуждать рассказывать о своем восприятии конкретного поступка.
ноябрь
С. Георгиев «Я спас Деда Мороза». Формировать умение оценивать свои поступки и поступки героев; воспитывать дружелюбие, умение взаимодействовать со сверстниками.
декабрь
В. Бианки «Лесные происшествия». Воспитывать чувство доброты, заботы о слабых.
январь
А. Л. Стишковская «Большая книга леса». Развивать интерес к природе и всему живому; способствовать воспитанию доброты к окружающему миру.
февраль
Е. Лавреньтева «Энциклопедия животных». Знакомить с животными разных стран; развивать интерес к миру природы.
март
П. Бажов «Серебряное копытце». К. Паустовский «Кот-ворюга». Воспитывать нравственные качества: чувство сострадания, сопереживания.
апрель
Загадки об обитателях леса. Развивать умение отгадывать и сочинять загадки; продолжить знакомство с устным народным творчеством.
май
Работа с родителями.
Консультация «Общение с природой – один из резервов контакта с ребенком»;
октябрь
Изготовление кормушек для птиц и атрибутов к сюжетно-ролевой игре «Экологи»;
Ноябрь - декабрь
Изготовление книжек – малышек;
декабрь
Изготовление коллажей на тему «Берегите природу»;
январь
Игра-викторина совместно с детьми «Знатоки природы»;
февраль
Рекомендации для родителей о воспитании у детей бережного отношения к объектам живой и неживой природы;
март
Оформление папки – передвижки на тему «Природа – живая!»
апрель
4 этап. Презентация проекта.
1. Выставка поделок из природного материала;
2. Представление книжек-малышек, сделанных родителями и детьми;
3. Показ экологической сказки «Как звери ушли из леса».
Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение «Центр Развития ребенка – детский сад №12» ГО ЗАТО город Фокино Приморского края
Воспитатель: Каратаева Ольга Юрьевна
Проект
Формирование основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста
«Природа – живая!»
Реки и горы, леса и моря –
Все подарила нам наша Земля.
Помните взрослые, помните дети,
Мы родились на прекрасной планете!
Чтоб красоту на века сохранить,
Надо природу беречь и любить!