МААМ-картинки

Проект по формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста «Природа — живая!» (1 фото)

Ольга Каратаева
Проект по формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста «Природа — живая!»

Проект по формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста «Природа — живая!»

]Проект по формированию основ экологической культуры у детей

старшего дошкольного возраста «Природа – живая

Публикация «Проект по формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста „Природа — живая!“» размещена в разделах

Актуальность. В сегодняшней жизни, когда вся биосфера пронизана активностью человека, важной задачей общества является формирование экологической культуры подрастающего поколения с самого раннего детства. Экологическое воспитание и образование дошкольниковчрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировозрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они прибывают сейчас.

Тип проекта : смешанный: творческо-познавательный и информационно-практический, игровой.

Сроки реализации: 2022-2023 учебный год.

Участники проекта : дети старшей группы «Акварельки», родители, воспитатели группы.

Цель проекта : формирование у детей элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе, бережного и гуманного отношения к природе.

Задачи:

1. Расширять и углублять представления о животных и растениях, как о представителях живого в мире природы;

2. Учить правильному поведению в природной среде, закладывать основы экологической культуры личности;

3. Познакомить с заповедниками Приморского края, с деятельностью людей по охране диких животных, птиц, насекомых, рыб, земноводных;

4. Систематизировать и обобщать знания детей о цикличности роста и развития живых организмов;

5. Формировать познавательные умения детей при овладении исследовательскими методами познания природы;

6. Воспитывать у детей внимательное, разумное, бережное отношение к окружающей природе;

Дополнительно: игровые задачи:

1. Создать развивающую предметно-игровую среду для организации сюжетно-ролевой игры «Юные экологи»;

2. Учить выполнять игровые действия в соответствии с общим замыслом игры;

3. Учить налаживать и регулировать контакты в совместной игре;

4. Воспитывать навыки взаимовыручки и взаимопомощи в игре.

Ожидаемые результаты:

• У детей сформируются элементарные экологические знания и культура поведения в природе;

• Дети поймут взаимосвязь в природе; бережно относятся к различным объектам природы;

• Дети научатся наблюдать, экспериментировать и делать выводы;

• Пополнится развивающая среда в группе;

• Повысится экологическая культура родителей, появится понимание необходимости в экологическом воспитании детей.

Методы и приемы:

Наряду с традиционными формами и приемами экологического воспитания в своей педагогической деятельности (беседы, наблюдения, чтение литературы) я применяю и инновационные формы и методы. Такие, как экологические игры : игры-ребусы, игры-опыты, игры-исследования. Экологическая игра помогает в более доступной форме донести сложные природные явления, развивает познавательные способности, расширяет представления о природе и ее явлениях.

Интересным в работе с детьми является такой игровой прием, как получение «писем-жалоб» от обитателей природы. Дети задумываются над его содержанием, обговаривают различные экологические ситуации, сами решают, как они могут помочь, как нужно оберегать и охранять природу.

Использую также метод кейс-технологии. Это разбор ситуации, деловая игра. Такая, как иллюстрация «Правильно ли ведет себя человек в природе

Метод экологической идентификации : «Я- цветок…», «Я- сломанная ветка…», «Я- муравей…». Когда дети отожествляют себя с каким-либо природным объектом, они яснее понимают, что любое живое существо страдает, и ребенок начинает относиться бережно ко всему живому.

Использую в работе с детьми компьютерные технологии и презентации. Детям с их наглядно-образным мышлением более понятно то, что можно одновременно услышать, рассмотреть и оценить.

Использую театрально-экологические постановки сказок : «Для чего в лесу мухомор»; «Как звери от огня спасались»; «Чистый ручеек» и др.

Этапы проекта

1 этап подготовительный:

1. довести до участников проекта важность данной проблемы (индивидуальные беседы и объявления родителям);

2. подобрать и изучить методическую литературу по данной теме;

3. разработать консультации для родителей;

4. сформировать экологическое сознание, экологическую культуру, добра и милосердия как базисных качеств личности и коммуникабельности.

2 этап. Разработка проекта :

1. Создание экологической среды в группе, привлечение родителей к предстоящей творческой работе;

2. Подобрать материалы, дидактические игры, обучающие пособия;

3. Подобрать материал для продуктивной деятельности;

4. Составить план реализации проекта.

3 этап. Реализация проекта.

Игровая и образовательная деятельность; обобщение и анализ работы, закрепление навыков и знаний у детей.

Содержание

Осень

Беседа «Земля – наш общий дом».

Дать детям понятие, что природа – это наш общий дом. Учить детей называть объекты живой и неживой природы; воспитывать любовь к природе, умение сопереживать.

Октябрь:

Беседа на тему «Растения - фитотерапевты». Познакомить детей с растениями-фитотерапевтами; воспитывать бережное отношение к цветам, вызвать желание собрать совместно с родителями информацию о некоторых лечебных растениях.

Практическая игра «Что нам осень подарила».

Собрать урожай на огороде детского сада.

Октябрь:

Д/и «Угадай по описанию».

Учить детей по описанию узнавать фрукты и овощи.

Октябрь:

НОД «Остров Путятин – гордость Приморья».

Развивать интерес детей к природе родного края, природным явлениям, стремление к ее познанию; формировать представление о взаимосвязи живой и неживой природы; воспитывать бережное отношение к живым существам, среде их обитания, стремление оберегать природу; воспитывать желание заботиться о своем здоровье.

Ноябрь:

Викторина «Ребятам о зверятах».

Расширять знания детей о диких животных и их среде обитания; развивать внимание, логическое мышление, память; активизация словаря.

Ноябрь:

Сюжетно-ролевая игра «В лесу». Закрепление названий различных видов растений, семян, грибов. Воспитание интереса и любви к природе.

Итоговое: Развлечение «В гостях у Лесовичка». Познакомить детей с обитателями экологической тропы, вызвать эмоциональный отклик, желание защитить природу.

Зима

Развивающая игра «Как зовут тебя, деревце?»

Познакомить детей с многообразием мира растений; развивать мышление и восприятие, внимание и память. Учить узнавать деревья без листьев.

Декабрь:

Беседа «Волшебница – вода»

Рассказать о значении воды в нашей жизни, показать, где в каком виде существует вода, рассказать о разнообразии воды.

Экспериментирование «Вода нужна всем»

Дать детям представление о роли воды в жизни растений и человека.

Декабрь:

Лото «Основы безопасности в природе»

Обучить детей безопасному поведению на природе во все сезоны года; развивать восприятие, внимание, память и мышление детей.

Декабрь:

Обучить детей безопасному поведению на природе во все сезоны года; развивать восприятие, внимание, память и мышление детей.

Д/и «Найди, что опишу»

Учить находить животное или растение по описанию.

Январь:

Экспериментирование «Во что превратилась вода».

Замораживание цветной воды в различных формах. Дать детям представление о свойствах воды.

Февраль:

Д/и «Что будет, если…»

На основе формирования представлений детей об отношении различных комнатных растений к воде, теплу и свету развивать понимание того, как важен правильный уход человека за комнатными растениями; развивать внимание, память.

Февраль:

Беседа с рассматриванием камней, созданных самой природой.

Учить детей видеть и восхищаться творениями природы, подвести детей к пониманию того, что природа – лучший художник.

Февраль:

Игра-викторина «Мои зеленые друзья»

Уточнить знания детей о комнатных растениях, условиях их жизни.

Февраль:

Итоговое

Экологическая театрализованная сказка «Лесное происшествие» (по рассказу В. Бианки).

Весна

На примере опасной, критической для леса и его жителей ситуации, возникшей по вине людей, способствовать развитию основ экологического сознания детей; формировать умение выражать свое февраль

Развивающая игра «Береги природу» Познакомить детей с основами безопасности жизнедеятельности, научить детей правильно вести себя, приходя в лес, на реку или луг – так, чтобы не причинить вреда ни себе, ни окружающим, ни природе. март

Д/и «Город моей мечты».

Развивать творческие способности детей на основе представлений о городе, как о доме с экологически полноценной окружающей средой, где все гармонично.

Март:

Экспериментирование «Почва: необходимость удобрений для роста растений»

Дать понятие о почве как о «живой земле».

Март:

Экологическая игра «Явления природы». Учить детей отгадывать загадки о явлениях природы и находить нужную карточку с изображением данного явления (дождь, туман, радуга и др.)

Март:

Д/и «Природа и человек»

Закреплять и систематизировать знания детей о том, что создано человеком и что дает человеку природа.

Март:

Д/и «Экологический светофор» Уточнить знания детей о сигналах светофора. Развивать представления детей о допустимых и недопустимых действиях на природе, умения оценивать результаты взаимодействия людей с природой.

Зоологическое домино.

Закрепить знания детей о диких и домашних животных.

Апрель:

Д/и «Человек – природе друг».

Развивать способность детей выявлять и моделировать отношения человека к природе на основе представлений об ответственности за окружающее, согласно принципу «не навреди».

Апрель:

НОД «Мы – друзья природы».

Закрепить знания детей о правилах поведения в природе; учить бережному и доброму отношению к природе и друг другу.

Апрель:

Экспериментирование «Очистка грязной воды»

Дать детям представление об очистке воды.

Апрель

Сюжетно-ролевая игра «Зоопарк». Закрепление и обогащение знаний о животных, об их внешнем виде и о повадках. Формирование умения творчески развивать сюжет игры. Воспитание доброго отношения к животным.

Апрель:

НОД «Защитники природы».

Уточнить и расширить знания детей о животных и растениях, о природных явлениях. Знакомить детей с редкими и исчезающими видами растений и животных Приморского края, занесенных в Красную книгу.

Май:

Итоговое: Игра-викторина «Экологи». Формировать умение творчески развивать сюжет игры. Знакомство с трудом эколога. Закрепление представлений детей о труде эколога в природе. Воспитывать уважительное отношение к труду.

Совместная деятельность родителей, воспитателей и детей.

Сбор различного природного материала на территории детского сада.

Побуждать детей пополнять запасы природного материала. Учить видеть в обыденном и часто встречающемся необычное, неповторимое. Развивать наблюдательность, творчество и фантазию детей. Изготовление скворечников и кормушек для птиц.

Сентябрь-ноябрь:

Создание поделок из природного материала

Формировать ценностные ориентации, определяющие бережное отношение к природному и рукотворному миру. Побуждать к проявлению творчества, фантазии.

Декабрь-март:

Кормление птиц зимой.

Воспитывать положительное отношение к труду, заботу о зимующих птицах.

Лепка из соленого теста «Птицы».

Развивать навыки работы с тестом, выполнения аккуратности; учить украшать свою поделку дополнительными деталями по замыслу.

Декабрь:

Рисование плаката «Берегите природу».

Познакомить детей с искусством плаката; вызвать желание у детей к созданию собственного плаката природоохранного содержания, развивать детское творчество.

Нарисуй то, что поразило тебя в окружающей природе больше всего.

Развивать творческие способности детей, учить применять знания о средствах выразительности в собственном рисунке, воспитывать любовь к окружающей природе.

Январь:

Аппликация «Птички в кормушке».

Развивать интерес к методу «обрывания»; учить аккуратно пользоваться кисточкой и клеем; развивать чувство композиции, учить гармонично размещать все детали на листе бумаги.

Февраль:

Изготовление экологических знаков.

Воспитывать бережное отношение к природе; развивать глазомер, мелкую моторику рук.

Март:

Коллективная работа «Мир в капельке воды».

Закрепить знания о важности воды в жизни животных, растений и человека.

Апрель:

Рисование «Какую пользу я принес планете».

Упражнять в рисовании лесной поляны; закреплять умение рисовать красками и кистью; развивать воображение, фантазию, художественный вкус; воспитывать любовь и интерес к природе.

Чтение художественной литературы.

Чтение рассказа «Как Муравьишка домой добирался» В. Бианки.

Дать детям понятие о том, что лес – это сообщество растений и животных, которые живут вместе и нужны друг другу.

октябрь

Русская народная сказка «Заяц-хвастун». Воспитывать нормы нравственного поведения.

В. Бианки «Лесные происшествия».

Формировать понятие об окружающем мире, о взаимодействии людей и животных; воспитывать чуткость к художественному слову; развивать художественное восприятие и эстетический вкус; способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям; побуждать рассказывать о своем восприятии конкретного поступка.

ноябрь

С. Георгиев «Я спас Деда Мороза». Формировать умение оценивать свои поступки и поступки героев; воспитывать дружелюбие, умение взаимодействовать со сверстниками.

декабрь

В. Бианки «Лесные происшествия». Воспитывать чувство доброты, заботы о слабых.

январь

А. Л. Стишковская «Большая книга леса». Развивать интерес к природе и всему живому; способствовать воспитанию доброты к окружающему миру.

февраль

Е. Лавреньтева «Энциклопедия животных». Знакомить с животными разных стран; развивать интерес к миру природы.

март

П. Бажов «Серебряное копытце». К. Паустовский «Кот-ворюга». Воспитывать нравственные качества: чувство сострадания, сопереживания.

апрель

Загадки об обитателях леса. Развивать умение отгадывать и сочинять загадки; продолжить знакомство с устным народным творчеством.

май

Работа с родителями.

Консультация «Общение с природой – один из резервов контакта с ребенком»;

октябрь

Изготовление кормушек для птиц и атрибутов к сюжетно-ролевой игре «Экологи»;

Ноябрь - декабрь

Изготовление книжек – малышек;

декабрь

Изготовление коллажей на тему «Берегите природу»;

январь

Игра-викторина совместно с детьми «Знатоки природы»;

февраль

Рекомендации для родителей о воспитании у детей бережного отношения к объектам живой и неживой природы;

март

Оформление папки – передвижки на тему «Природа – живая

апрель

4 этап. Презентация проекта.

1. Выставка поделок из природного материала;

2. Представление книжек-малышек, сделанных родителями и детьми;

3. Показ экологической сказки «Как звери ушли из леса».

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение «Центр Развития ребенка – детский сад №12» ГО ЗАТО город Фокино Приморского края

Воспитатель: Каратаева Ольга Юрьевна

Проект

Формирование основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста

«Природа – живая

Реки и горы, леса и моря –

Все подарила нам наша Земля.

Помните взрослые, помните дети,

Мы родились на прекрасной планете!

Чтоб красоту на века сохранить,

Надо природу беречь и любить!

Публикации по теме:

Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе МКДОУ ДС №445 «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе» Автор: Казакова Екатерина.

Консультация «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста» Природа - источник жизнедеятельности человека. Каждому из нас необходимо овладеть набором экологических знаний, для того, чтобы поведение.

Консультация «Особенности формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста» Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общаясь с животными, растениями, человек становится чище, добрее, мягче. В нем пробуждаются.

Мастер-класс «Воспитание экологической культуры у детей раннего дошкольного возраста»Мастер-класс «Воспитание экологической культуры у детей раннего дошкольного возраста» Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение «Детский сад № 8 «Солнышко» «Воспитание экологической культуры у детей раннего дошкольного.

Организация работы по формированию культуры питания у детей старшего дошкольного возраста.Организация работы по формированию культуры питания у детей старшего дошкольного возраста. Доказано, что здоровье человека закладывается в детском возрасте. Именно в дошкольном возрасте формируется стереотип питания, закладываются.

Основы экологической культуры у детей дошкольного возраста Основы экологической культуры у детей дошкольного возраста "Если с ранних лет дети будут понимать всю необходимость заботы об окружающем.

Развитие экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством дидактических игрРазвитие экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр Экологическая проблема – одна из острейших проблем современности. Будущее человечества зависит от уровня экологической культуры каждого.

Творческий отчёт «Воспитание Экологической культуры у детей дошкольного возраста» Экология_ это наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к Земле. Мир разноцветный,яркий. Но любимый цвет экологов- зелёный.

Воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр (из опыта работы)Воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр (из опыта работы) Воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игрЭкологическое воспитание дошкольников.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект по формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста «Природа — живая!»
Опубликовано: 30 ноября 2023 в 13:24
+29Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект по формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста «Природа — живая!»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Каратаева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
29 июля. День рождения И. К. Айвазовского. Передвижка «Маринист Иван Константинович...

Айвазовский — самый известный русский маринист. Он изображал море, как никто другой. В своих картинах он смог передать великолепие и непредсказуемость морской стихии.

28 июля. День Военно-морского флота РФ. Передвижка. «ВМФ России. Военно-морской флот»

В последнее воскресенье июля отмечается День Военно-морского флота Российской Федерации. Это профессиональный праздник всех, кто защищает морские рубежи нашей Родины.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД