Ольга Глотова
Проект по формированию экологических представлений у детей среднего дошкольного возраста «Птицы — наши друзья!»
▼ Скачать + Заказать документы
Птицы — наши друзья!
Пояснительная записка
Как много интересного и загадочного может нам рассказать окружающий нас мир, природа! Очень важно формировать у детей дошкольного возраста представления о природе и формы отношения к ней. Мир природы таит в себе большие тайны и возможности для всестороннего развития детей.
Актуальность
Публикация «Проект по формированию экологических представлений у детей среднего дошкольного возраста „Птицы — наши друзья!“» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Проекты
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Зимнее время – это не только веселые праздники, оживленное катание с горок, игра в снежки, но и крепкие морозы с пронизывающим ветром. А как же приходится нашим пернатым соседям в зимнее время? Туго приходится птицам зимой. Ведь найти корм под снегом нелегко. Никто не задумывается, сколько птиц погибает в зимнее время в нашем городе из-за отсутствия корма. Да и кому придет в голову считать их? Обычно многие не замечают их, просто не обращают внимания на наших маленьких соседей. А ведь они тоже жители города – часть окружающего нас мира. И все они нуждаются зимой в нашей помощи, в нашей заботе. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир. Наша цель – расширить знания детей о птицах родного края, их образе жизни и поведении, а также воспитать бережное отношение к пернатым друзьям.
Цель проекта : расширение и обогащение знаний о птицах, их образе жизни, о роли человека в жизни птиц и бережного отношения к ним.
Задачи проекта :
1. Формировать у детей начальные представления о зимующих птицах родного края, особенностях их образа жизни, питания;
2. Расширить кругозор детей о зимующих птицах;
3. Развивать интерес к объектам живой природы;
4. Продолжать работу над развитием творческих способностей детей;
5. Воспитывать у детей бережное отношение к живой природе, потребность в заботе о птицах;
6. Привлечь воспитанников и родителей к помощи птицам в трудных зимних условиях.
Ожидаемые результаты:
1. Расширение знаний детей о зимующих птицах
2. Проявление интереса у детей к объектам живой природы (к зимующим птицам)
3. Развитие у детей любознательности, познавательной активности, соблюдение детьми правил поведения в природе, умение проявлять заботу о птицах
4. Активное участие родителей и детей в помощи птицам
Тип проекта : краткосрочный
Сроки реализации: С 13 февраля по 28 апреля 2023года
Участники проекта : дети, родители, воспитатели.
Возраст детей : с 4 до 5 лет
Этапы реализации проекта :
I ЭТАП- ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ
Цель: постановка цели и задач, выработка мотивации по реализации проекта.
Методическая работа
№ п/п Содержание работы Цель
1. Составление и обсуждение поэтапного плана работы Определение действий, необходимых для достижения поставленных целей и задач
2. Подбор и изучение методической, справочной и художественной литературы по данной теме Выбор методов, форм работы с детьми в соответствии с возрастными особенностями детей, образовательной программой дошкольного образования ДОУ
3. Подбор необходимых материалов и пособий Практическое обогащение проекта
4. Разработка концепции совместной деятельности родителей и детей Поиск новых, эффективных форм работы с родителями
II ЭТАП- ОСНОВНОЙ
Цель: создание условий для формирования у детей представлений о жизни птиц через разные виды совместной деятельности детей и педагога.
Работа с детьми
№ п/п Содержание работы Цель
1 Беседа «Зимующие птицы»
Беседа «Как живут птицы зимой?»
Беседа «Как помогать птицам зимой?»
• Расширение представлений у детей о зимующих птицах;
• Обогащение знаний о жизни птиц в зимнее время года;
• Развитие представлений о роли человека в жизни птиц.
2 Рассматривание иллюстраций с изображением птиц • Формирование представлений о птицах.
3. Чтение художественной литературы
«Воробей» Л. Воронкова;
«О чем плачет синичка» В. Сухомлинский;
«Синичкины кладовки» И. Поленов;
«Берегите птиц» Г. Скребицкий;
«Воробишко» М. Горький.
• Расширение знаний о птицах.
4. Разучивание стихотворений по мнемотаблим А. Барто «Снегирь», «Покормите птиц зимой»,
«Синица»,Н. Рубцова «Воробей», «Ворона»
• Развитие памяти, расширение знаний о птицах.
5. Сюжетно-ролевые игры: «Птичья столовая», «Птица с птенчиками».
Подвижные игры: «Совушка», «Воробушки и кот». • Обогащение знаний детей о зимующих и перелётных птицах.
6. Трудовая деятельность «Покормите птиц» • Повышение знаний детей о еде птиц зимой.
7. Наблюдение «Какие птицы прилетают на участок?»
Наблюдение «Как птицы передвигаются?»
«Наблюдение за вороной»
«Наблюдение за воробьями»
Наблюдение «Следы птиц на снегу» • Обогащение представлений о птицах родного края
• Дать представление о том, как птицы передвигаются (летают, ходят, прыгают, клюют корм).
• Уточнение и расширение представлений о разнообразии птиц.
• Расширение знаний об особенностях внешнего вида воробья.
• Развитие умений распознавать птичьи следы на снегу
8. Д/И «Назови птицу» «Кто, где живёт?», «Кого не стало?», «Угадай, что за птица по описанию» • Расширение и систематизация знаний о названиях птиц;
• Закрепление признаков птиц.
9. Лепка «Воробушки и снегири»
Коллективная работа «Птицы наши друзья!» (Плакат) • Расширение знаний о птицах.
Работа с родителями
1. Изготовление съедобных кормушек для птиц Приобщение родителей помогать зимующим птицам
2. Изготовление фотоколлажа «Покормите птиц зимой!» Расширение и обогащение знаний о птицах
III ЭТАП- ИТОГОВЫЙ
Цель: подведение итогов работы над проектом
№ п/п Мероприятие Цель
1. Выставка рисунков «Птицы бывают разные» • Расширение знаний об особенностях птиц
2. Изготовление стенгазеты «Мы славно потрудились» • Формирование знаний детей о птицах, как о живых существах, дать представление о том, как зимуют птицы, чем им могут помочь люди.
3.
Открытие аллеи скворечников
Заключение
В ходе проведения проекта "Птицы - наши друзья!»» были получены следующие результаты:
Для детей :
У детей расширены представления о зимующих птицах, систематизированы знания о необходимости помогать птицам в зимнее время.
Для родителей:
Повысился уровень знаний об особенностях жизни и поведения птиц в холодное время года.
Перспектива проектной деятельности в данном направлении:
С целью повышения интереса к объектам живой природы (к птицам) необходимо продолжать систематическую работу по указанной теме через создание и реализацию новых совместных с родителями проектов с использованием интегрированного подхода в этом направлении.
Список литературы
1. Николаева Н. С. «Экологическое воспитание младших дошкольников», Н. С. Николаева, - Методическое пособие М., 2002 г.
2. Николаева С. Н. «Эколог в детском саду», С. Н Николаева // Дошкольное воспитание №3 – 2002-56с.
3. Бондаренко А. К., «Дидактические игры в детском саду» [Текст] / Бондаренко А. К., 2 изд. : Просвещение 2005 г.
4. Долгова Т. Л., И. В. Кравченко Прогулки в детском саду [Текст] / Долгова Т. Л, И. В. Кравченко. – М. :Издательство Сфера
2021. – 96с.