Светлана Рябова
Проект «Формирование социально-личностных качеств у дошкольников с помощью патриотического воспитания»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность. Проблема формирования социально-личностных качеств у дошкольников через патриотическое воспитание является одной из важных. Принята государственная программа «Патриотическое воспитание». Знакомя дошкольников с защитниками Отечества, мы зарождаем в них чувства верности, гордости за свою Родину, сочувствия, желание помочь людям. Объясняем понятия «Родина», «Патриотизм», «Отечество». Этот проект - подходящий повод рассказать дошкольникам о смелых, отважных российских воинах, вызвать желание быть на них похожими. Привить любовь к своей стране, воспитать патриотов.
Публикация «Проект „Формирование социально-личностных качеств у дошкольников с помощью патриотического воспитания“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Цель: формирование у детей представления о Российской Армии, о защитниках Отечества.
Предмет: социально-личностное развитие дошкольников через патриотическое воспитание.
Объект: социально-личностное развитие детей средней группы.
Задачи:
1. Изучить научно-методическую литературу по теме проекта.
2 .Формировать у детей представление о Российской Армии, о родах войск, военной технике.
3. Воспитывать чувство гордости за свою армию, вызвать желание быть похожими на сильных российских воинов.
4. Развивать познавательные процессы посредством игр и упражнений, НОД.
5. Проводить работу с родителями, привлекая их к патриотическому воспитанию детей в семье.
6. Приобретение детьми социального опыта.
7. Обобщить результаты работы по теме проекта.
Практическая значимость: Данный проект направлен на формирование социально-личностных качеств детей среднего дошкольного возраста через патриотическое воспитание (образовательная область «Социализация»).
Содержание работы может использоваться педагогами ДОУ.
I. Основная часть.
Теоретическое обоснование формирования социально-личностных качеств у дошкольников через патриотическое воспитание.
1.1. Психологические особенности детей дошкольного возраста 4 – 5 лет.
1.2. В соответствии с "Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении" обеспечение социально-личностного развития детей - одна из задач дошкольного образования. Социальное развитие - это процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции своего народа, культуру общества, в котором ему предстоит жить.
В проекте "Национальная доктрина образования в Российской Федерации" подчеркивается, что "система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического социального государства. "
Согласно Федеральным государственным требованиям патриотическое воспитание дошкольников входит в образовательную область "Социализация" социально-личностного направления развития детей. В процессе образовательной работы в ДОУ у детей должны быть сформированы предпосылки таких качеств как патриотизм - любовь к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству.
Дошкольный возраст, как период формирования социально-личностных качеств, имеет свои потенциальные возможности в воспитании нравственных чувств, к которым относится чувство патриотизма.
Патриотическое воспитание направлено на развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота своей Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.
Система патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально-значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в образовательных учреждениях всех типов и видов"- так записано в государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы".
II. Практическая часть.
Модель интеграции взаимодействия дошкольника в ходе реализации ФГТ.
Ребенок-дошкольник в проекте взаимодействует со сверстниками, семьей, педагогом, музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре.
Модель интеграции образовательных областей.
Образовательная область "Социализация" (формирование гражданской принадлежности, патриотических чувств; формирование доступных пониманию дошкольников представлений о государственных праздниках) интегрируется с образовательной областью "Коммуникация" (развитие ситуативно-делового общения со сверстниками во всех видах деятельности); с образовательной областью "Познание" ФЦКМ (проявление инициативы в деятельности, в уточнении или выдвижении цели, в ходе рассуждений, в выполнении и достижении результата); с образовательной областью "Чтение художественной литературы" (развитие способности к целостному восприятию текста, в котором сочетаются умение выявлять основное содержание, понимать характеристики героев, несложные мотивы их поступков); с образовательной областью "Художественное творчество" (развитие продуктивной деятельности детей: рисование, лепка, аппликация); с образовательной областью "Физическая культура" (формирование у воспитанников потребности в двигательной активности, интереса к физическим упражнениям); с образовательной областью "Безопасность" (закрепление умений и навыков безопасного поведения в условиях специально организованной самостоятельной деятельности); с образовательной областью "Труд" (расширение представлений о труде взрослых, о разных профессиях); с образовательной областью "Музыка" (формирование навыков культуры слушания музыки, ритмичного движения в соответствии с характером музыки, развитие навыков пения).
2.1. Цель: формирование у детей представления о Российской Армии, о защитниках Отечества.
Предмет: социально-личностное развитие дошкольников через патриотическое воспитание.
Объект: социально-личностное развитие детей средней группы.
Задачи:
1. Изучить научно-методическую литературу по теме проекта.
2 .Формировать у детей представление о Российской Армии, о родах войск, военной технике.
3. Воспитывать чувство гордости за свою армию, вызвать желание быть похожими на сильных российских воинов.
4. Развивать познавательные процессы посредством игр и упражнений, НОД.
5. Проводить работу с родителями, привлекая их к патриотическому воспитанию детей в семье.
6. Приобретение детьми социального опыта.
7. Обобщить результаты работы по теме проекта.
Сроки проведения: 9 - 22 февраля (краткосрочный)
2.2. Этапы проекта:
I. Организационный ( 9-11 февраля)
Составление перспективного плана работы по проведению проекта.
Подбор литературы, фотографий, иллюстраций, рассказов, пословиц и поговорок.
Создание в группе соответствующей предметно-развивающей среды.
Привлечение родителей для оказания разнообразной помощи педагогу.
II. Содержательный (12-19 февраля)
Проведение с детьми бесед о Российской армии, о защитниках Отечества.
Создание игровых обучающих ситуаций.
Проведение подвижных, дидактических, сюжетно-ролевых игр.
Чтение художественной литературы детям, заучивание стихотворений.
Рассматривание картин, плакатов, открыток.
Рисование, лепка, аппликация, конструирование (военной техники).
III. Результативный (20-22 февраля)
Подготовка к празднику мужчин, посвященному 23 февраля.
Выставка детских рисунков "Наши защитники".
Проведение праздника «День защитника Отечества».
Оформление фотоальбома "Серпухов помнит своих героев" (памятники воинской славы).
Проект реализуется по четырем направлениям деятельности:
1. Непосредственно-образовательная деятельность.
2. Режимные моменты.
3. Самостоятельная деятельность детей.
4. Взаимодействие с родителями.
Непосредственно организованная деятельность детей
Познание (ФЦКМ): «День защитника Отечества», «Беседа о профессиях».
Чтение художественной литературы: Л. Кассиль «Твои защитники», В. Бороздин «Звездолетчики», С. Маршак «Пограничники», С. Михалков «А что у вас?».
Художественное творчество: «Танк», «Самолет» (рисование); «Вертолет» (лепка, «Летят самолеты» (аппликация).
Музыка: «Бравые солдаты» слушание песни, «Будем в армии служить» пение, «Самолеты» муз. игра.
Физическая культура: «Летчики на аэродроме», «Стрелок», «Попади в цель», «Достань гранату», «Защитник», «Перепрыгни через ров».
Самостоятельная деятельность детей
Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Моряки», «Летчики».
Настольно-печатные игры: «Профессии».
Рисование: работы детей на военную тему в подарок папе и дедушке.
Лепка: «Танк», «Самолет».
Рассматривание картин, иллюстраций, открыток на военную тематику, плакатов «Рода войск».
Режимные моменты
Беседы: «Кем служил твой папа?», «О родах войск».
Экскурсия к памятнику павшим воинам с возложением цветов.
Рассматривание и обсуждение альбома «Наши защитники», открыток, иллюстраций с изображением родов войск.
Дидактические игры: «Четвертый лишний», «Кому что нужно?», «Военные профессии».
Чтение стихотворений о родах войск.
Слушание песен на военную тему: «Катюша», «У солдата выходной».
Взаимодействие с родителями:
-встречи с папами, служившими в армии (рассматривание армейских альбомов, военной формы);
-помощь в оформлении музыкального зала к празднику;
-экскурсия к обелиску павшим воинам с возложением цветов;
-организация выставки детского рисунка «Наши защитники» совместно с родителями;
-подборка фотографий памятников павшим воинам и защитникам Отечества.
2.3. Содержательная часть проекта.
1. Конспект непосредственно образовательной деятельности
"День защитника Отечества. Танк".
2. Тематическое занятие в средней группе детского сада
Праздник «День защитника Отечества».
Заключение
Обогащение знаний о Российской Армии, о защитниках Отечества, способствует социально-личностному развитию дошкольников.
У детей формируются волевые качества: смелость, целеустремленность, чувство товарищества, желание помочь в беде. В результате приобретенных знаний на патриотическую тему, воспитывается чувство любви к Родине, чувство уважение и гордости к защитникам Отечества. Появляется желание подражать им, быть такими же смелыми, сильными. У родителей повышается заинтересованность в патриотическом воспитании детей.