Людмила Щербакова
Проект «Формирование навыков соблюдения правил дорожного движения у старших дошкольников посредством игровой деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема
Высокий уровень детского дорожно-транспортного травматизма в России во многом обусловлен недостаточной организацией профилактики, воспитания, обучения дошкольников основам безопасного дорожного движения в детском саду и семье. По результатам проведённого анкетирования мы выявили, что у большинства родителей недостаточно знаний по правилам дорожного движения. Некоторые родители сами зачастую не соблюдают правил дорожного движения, а иногда даже сознательно нарушают их. Не все родители объясняют детям, как нужно вести себя на дороге. Поэтому необходимо проводить системную работу с родителями, углублять знания безопасного поведения на дороге, заинтересовать взрослых вместе с детьми участвовать в мероприятиях по профилактике дорожно-транспортного травматизма, воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения. Вот почему в нашем детском саду была организована работа в этом направлении.
Публикация «Проект „Формирование навыков соблюдения правил дорожного движения у старших дошкольников посредством игровой деятельности“» размещена в разделах
- ПДД, светофор. Конспекты занятий
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- ПДД. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
Актуальность
Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками дтп происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Однако дети дошкольного возраста – это особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и к взрослым, ведь для них дословная трактовка ПДД неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике, требует от дошкольников абстрактного мышления, затрудняет процесс обучения и воспитания.
С самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения.
Важно как можно раньше научить детей правилам поведения на улицах и дороге. Тогда ребенок начинает осознавать окружающий мир, способен запомнить то, что говорят и показывают взрослые.
Хорошо известно, что среди видов деятельности, имеющих большое воспитательное и образовательное значение для дошкольников, является игра.
К сожалению, в наши дни способность к игре у многих людей погребена под грузом повседневных забот. Очевидно, это одно из проявлений нездоровья общества,так как, по мнению психологов, здоровым может быть назван только тот человек, кто умеет работать, любить и играть.
Проводимая работа направлена на развитие у детей самостоятельности, ответственности, способствует формированию умений наблюдать, регулировать свои поведенческие реакции, анализировать, сравнивать, выделять характерные признаки явлений окружающего мира.
Результатом этой работы является сформированность у детей представлений об основах личной безопасности:
- знают алгоритм перехода дороги «остановись – посмотри – перейди»;
- различают на дороге транспортные средства;
- умеют выбрать способ перехода проезжей части дороги, различать пешеходные переходы,дорожные знаки;
-знают правила перехода проезжей части по регулируемому и нерегулируемому пешеходным переходам.
-знают значение некоторых дорожных знаков,
- расширился словарный запас детей по дорожной лексике.
-активизировали работу по пропаганде соблюдения пдд среди родителей.
Участники проекта : дети подготовительной группы группы (5-6 лет, родители, педагоги
Цель проекта : формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной обстановке.
Задачи
Образовательные:
Обучать безопасному поведению в дорожной среде,познакомить со значением дорожных знаков, научить понимать их изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах
Развивающие:
Расширять словарный запас детей по дорожной лексике, создать условия для сознательного изучения дошкольниками ПДД.
Повышать компетентность родителей по особенностям обучения дошкольников правил безопасного поведения на дороге, в транспорте, ПДД
Воспитательные:
Воспитывать дисциплинированных и грамотных пешеходов
Этапы реализации проекта :
Подготовительный: Постановка цели и задач.
Определение методов исследования.
Подбор наглядно-иллюстративного материала.
Подбор художественной литературы по теме.
Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр.
Создание картотеки дидактических игр.
Оформление настольного макета дороги с пешеходным переходом, перекрёстком и улицами города.
Подбор материала для продуктивной деятельности.
Основной: работа с детьми: тематические занятия, чтение художественной литературы по теме, рассматривание плакатов по ПДД, наблюдение за транспортом и проезжей частью.
Заключительный.
В группе проводится большая работа по воспитанию у дошкольников безопасного поведения в дорожной среде. Создана игровая площадка, где дети могут в условиях ежедневного свободного досуга пополнять знания о правилах безопасного поведения.
Важным аспектом является работа с родителями как постепенный и непрерывный процесс. Только опираясь на семью мы можем воспитать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения в дорожно - транспортном процессе.
Большое место уделяется совместной деятельности детей и их родителей:
- проведение анкетирования;
- участие родителей в праздниках;
- совместное облагораживание территории детского сада;
- тематические выставки поделок, рисунков, сделанных родителями совместно с детьми.
Такой подход способствует сотрудничеству, эмоциональному, психологическому сближению родителей и детей.
Работа с детьми строилась на основе комплексной диагностики, включающей определение уровня знаний детей о правилах дорожного движения.
Для выявления знаний о правилах перехода через проезжую часть использовалась беседа по сюжетной картине с проблемной ситуацией на дороге.
Знания детей о дорожных знаках проверялись с помощью методики «Исключи лишнее» (рекомендовано Т. Г. Хромцовой).
Обучение правилам дорожного движения, воспитание культуры поведения на улице проводила, не допуская перегрузки детей излишней информацией и учитывая состояние здоровья и настроения ребят. Такая работа требовала четкого отбора необходимого наглядного игрового материала.
В группе создан уголок безопасности дорожного движения, так как знания детей будут эффективными, если теория связана с практикой. Совместно с детьми, изготовлен макет улицы, где обозначен перекресток, дома, светофор, дорожные знаки. Используя макет, знакомила детей с такими темами как: «Дорожные знаки», «Светофор», «Транспорт» и др. Подобраны дидактические игры (например, «Улица, на которой расположен детский сад», «Автоинспектор и водители», «Пешеходы и водители», настольные игры (например, «Крутые гонки», «Законы улиц и дорог», «Правила дорожного движения») по изучению детьми правил дорожного движения. Для детей организовывала сюжетно-ролевые игры, где дошкольники на практике показывали свои знания (например, «Автобус», «Дорога», «Милиционер – регулировщик» и др.).
Дети вместе с педагогами изготавливали наглядные пособия к сюжетно – ролевым играм.
Использовала игры и упражнения, логически связанные с темой занятий и позволяющие детям чередовать умственную и физическую нагрузку. В качестве гимнастики для глаз воспитатели использовали на занятиях игру «Где остановка?». Эта игра позволяет снять зрительное напряжение и утомление детей, способствует укреплению глазных мышц. Также тренируется внимание и способность детей длительно удержать в сознании зрительный образ. Для профилактики близорукости использовалась физкультминутка «Мы – водители».
Работа с родителями:
Было проведено анкетирование родителей по теме «Мы по улице идем». Результаты анкетирования показали, что 80% родителей не выполняют правила дорожного движения, тем самым показывая плохой пример своим детям. Педагоги пришли к выводу о необходимости обучения детей правилам поведения на дороге.
Ожидаемые результаты:
• сформированность навыков спокойного, уверенного, безопасного поведения дошкольников на дорогах
• знание правил дорожного движения, умение применять эти знания в дорожных ситуациях
• умение предвидеть опасные ситуации, искать пути решения выхода из них
• умение свободно пользоваться дорожной лексикой : автодорога, шоссе, проезжая часть, тротуар, обочина, пешеходная дорожка, пешеход, пассажир, мостовая, пешеходный переход, перекресток, светофор
• повышение знаний родителей об особенностях обучения дошкольников правилам безопасного поведения на дороге, в транспорте
Список используемой литературы:
1. Алешина, Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников / Н. В. Алешина. - М. : ЦГЛ, 2005. - 256 с.
2. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду: Кн. Для воспитателя дет. сада. – 2 изд. дораб. - М. : просвещение, 1991.-160с.
3. Буре Р. С. Родина Г. Н., Шатова А. Д. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников. 2-е изд. Под ред. Виноградовой А. М.
4. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др. ; Под ред. Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой, Л. М. Гурович: Изд. 3-е, переработанное. – 244с. - СПб. : Детство-Пресс, 2002.
5. ЗеленоваН. Г., ОсиповаЛ. Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. (Старшая группа.) – М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2012.- 112с.
6. Козлова С. А. Нравственное воспитание детей в современном мире// Д/в №9 – 2001.
7. Логинова Л. В. Что может герб нам рассказать… (Нетрадиционные работы с дошкольниками по патриотическому воспитанию.) – М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2009. – 72 с.
8. Маркова В. А., Данилина Л. М., Прасолова З. Г. Воспитание у дошкольников любви к малой Родине. – Краснодар: «Традиция», 2007.- 64с.
9. Методические советы к программе «Детство».-СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2001 – 304с, ил. Т. И. Бабаева, З. А. Михайлова.
10. Новицкая М. Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. М. : Линка-Пресс, 2003. - 200с.
11. Островская Л. Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника. – М. : просвещение, 1984. – 272с.
12. Психология. /Выготский Л. С. - М. : Издательство ЭКСМО-Пресс, 2000. - 1008 с.
Интернет-ресурсы
1. dohcolonoc.ru/proektnaya-deyatelnost-v-detskom-sadu.html
2. mdoumoshok.ucoz.ru/. /konsultacija_dlja_vospitatelej-internet.pdf