Самарцева Наталья Алексеевна
Проект «Финансовая грамотность в моей семье»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема проекта : формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.
Описание проекта : Проект составлен в соответствии с принципами, определенными Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее ФГОС ДО).
Темочки:
- Проекты, проектная деятельность
- Семья. Проекты
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Проекты, планы, тематические недели
- Темочки
Проект по формированию основ финансовой грамотности у дошкольников разработан в целях просвещения детей старшего дошкольного возраста в рамках комплексно-тематического планирования образовательной деятельности.
Мероприятия проекта направлены на формирование у дошкольников начальных представлений о финансовой составляющей жизнедеятельности современной семьи, понимания материальной стороны окружающего пространства.
Цель проекта – формирование основ финансовой грамотности у дошкольников;
Задачи:
• Развивать основы финансовой грамотности дошкольников посредством разнообразных видов детской деятельности;
• Познакомить с денежными знаками России и других стран;
• Содействовать финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста;
• Расширять знания детей о таких понятиях как семейный бюджет, денежные знаки, расход, доход;
• Побуждать детский интерес к профессиям связанным с деньгами: банковские служащие, инкассаторы, продавцы;
• Развивать память, внимание, речь, стимулировать активность детей;
• Развивать умение творчески подходить к решению ситуаций финансовых отношений посредством игровых действий;
• Воспитывать представления о сущности таких нравственных категорий, как экономность, бережливость и честность, благотворительность.
Участники проекта :
• дети старшей группы;
• воспитатели группы;
• родители.
Сроки реализации проекта : среднесрочный
Тип проекта : информационно-практико-ориентированный.
Продукты проекта для педагогов :
План работы по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста;
Методические разработки мероприятий для детей и родителей по теме проекта;
Подборка литературы и наглядных материалов, презентаций;
Портфолио с фотоматериалами мероприятий и дипломами детей;
Участие детей и родителей в тематических мероприятиях (по плану проекта).
Материалы и оборудование:
Методический и демонстрационный материал по теме «Основы финансовой культуры», компьютер, проектор, теле/видео аппаратура, презентации, обучающие мультсериалы («Уроки тетушки Совы. Азбука денег», «Азбука финансовой грамотности со Смешариками», книги (Н. Носов «Незнайка на Луне», Джанни Родари «Приключения Чиполлино», А. Толстой «Золотой ключик, или приключения Буратино» Бодо Шефер «Пес по имени Money», приложения для планшетных компьютеров «Монеткины», «Финзнайка».
Основные формы реализации проекта :
Чтение художественной литературы;
Интегрированная НОД;
Продуктивная деятельность;
Сюжетно-ролевые игры;
Просмотр фрагментов обучающих мультсериалов.
Этапы проекта :
1этап – Организационный:
• изучение справочной, методической, энциклопедической литературы, сбор материала необходимого для реализации цели проекта.
• информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту «Формирование предпосылок финансовой грамотности у старших дошкольников».
• подбор художественной литературы для детей по выбранной тематике.
• подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.
• Создание развивающей среды по теме проекта.
2 этап – Практический: реализация проектных мероприятий в форме совместной деятельности воспитателя с детьми, использование раздаточного материала в соответствии с темой проекта, изготовление пособий для занятий и атрибутов для игр; чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов, презентаций, беседы, дидактические игры, художественное творчество, решение проблемных ситуаций, сюжетно-ролевые игры, игровые ситуации, продуктивная деятельность.
3 этап – Заключительный: Подведение итогов реализации проекта в форме разгадывания кроссворда «Страна Экономика».
Ожидаемый результат проектной деятельности.
• Дети приобретают первичный финансовый опыт, учатся устанавливать разумные финансовые отношения в различных сферах жизнедеятельности.
• Родители приобретают дополнительные знания по воспитанию финансовой грамотности детей.
• Педагоги разрабатывают и реализуют систему работы по формированию основ финансовой грамотности дошкольников.
План работы по реализации проекта
№ п/п Мероприятие Задачи Ответственные Срок проведения
1 этап - подготовительный
1 «Круглый стол» с участием родителей и воспитателей Формирование у педагогов и родителей интереса к реализации проекта Воспитатели группы Сентябрь
2 Оформление родительского уголка
(статьи, рекомендации, консультации по теме) Рекомендации и консультации для родителей «Зачем нужна ребенку финансовая грамотность?» Воспитали группы Сентябрь
2 этап - основной
3 Познавательные беседы по основам финансовой грамотности на темы : «Что такое деньги и какими они бывают?», «Откуда берутся деньги и на что тратятся?», «Как «растут» деньги?» Закладывание основ экономической и финансовой грамотности у детей дошкольного возраста
Социально-коммуникативное и познавательное развитие дошкольников Воспитали группы Октябрь
4 НОД по развитию элементарных математических представлений (финансовая арифметика) Развитие умения считать российские деньги и решать арифметические задачи в пределах 10 с опорой на наглядность Воспитатели группы Октябрь
5 Рисование «Дерево желаний» Формирование представлений детей о мире экономических представлений и познакомить с понятиями «доход», «расход», «бюджет». Воспитали и дети группы Октябрь
6 Выставка рисунков «Финансовая грамотность в моей семье» Организация родителей и детей группы в выставке творческих работ по вопросу грамотного планирования семейного бюджета, а также усвоения детьми понятия «бюджет» Родители и дети группы октябрь
3 этап - заключительный
7 Кроссворд «Страна Экономика» Систематизация и закрепление полученных ранее знаний об элементарных экономических понятиях Воспитатели группы, родители и дети Октябрь
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Бокарев А. А. Повышение уровня финансовой грамотности населения в Российской Федерации/А. А. Бокарев//Финансы. -2010-№9.-С. 3-6.
2. Жуйкова Т. П., Кокухина А. А. Экономическое воспитание детей старшего дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2016. — №3. — С. 821-823.
3. Зеленцова А. В. Повышение финансовой грамотности населения : международный опыт и российская практикаа. А. В. Зеленцова, Е. А. Блискавка, Д. Н. Демидов. – М. : КноРус, 2012.-106 с.
4. Крючкова Н. А. Учебно-методическое пособие по повышению финансовой грамотности «Первые шаги по ступеням финансовой грамотности» для дошкольников, - Калининград, 2013.-26 с.
5. Курак Е. А. Экономическое воспитание дошкольников: Примерная программа, перспективное планирование, конспекты занятий/Под ред. Е. А. Курака. – М. : ТЦ Сфера, 2002. – 80 с.
6. Смоленцева, А. А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику: Учебное пособие: СПб, 2001.-130с.
7. Шатова, А. Д. Экономическое воспитание дошкольников. Учебно-методическое пособие. М. : Педагогическое общество России, 2005.-256с.
8. Шорыгина, Т. А. Беседы об экономике: Методические рекомендации. -М. :ТЦ Сфера, 2009.- 96с.
9. Статья «Как в разных странах учат детей обращаться с деньгами». https://finance.bigmir.net/career/10255-Kak-v-raznyh-stranah-uchat-detej-obracshat-sja-s-den-gami