Любовь Жгунова
Проект «Духовно-нравственное развитие дошкольников» для младшего и среднего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ «Троицкий детский сад № 1 «Родничок» (ул. Октябрьская, 74)
Проект
«Духовно – нравственное развитие дошкольников через приобщение к традициям народного фольклора»
для детей младшего и среднего дошкольного возраста
Подготовили:
Муз. руководитель: Жгунова Л. Ю.
С. Троицкое
2023
Информационная карта проекта
Организация: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное бюджетное учреждение детский сад № 1 «Родничок»
Адрес: Алтайский край, с. Троицкое
Публикация «Проект „Духовно-нравственное развитие дошкольников“ для младшего и среднего возраста» размещена в разделах
Состав проектной группы : Жгунова Л. Ю. - музыкальный руководитель; воспитатели младшей и средней групп; дети и родители групп.
Тип проекта :
По доминирующей в проекте деятельности : информационно – творческий, игровой.
По числу участников проекта : групповой (40 человек).
По времени проведения: краткосрочный – 2 недели (с 9 марта – 23 марта 2023г.).
По характеру контактов: в рамках ДОУ, семья.
По характеру участия ребенка в проекте : участник от зарождения идеи до получения результата.
Проблема: Заключается в том, что в наше время достаточно всяких игрушек, и наших детей очень сложно чем-либо удивить. За счет расширения кругозора детей, представления о разнообразии простой ложки, как простого предмета быта, а впоследствии музыкального инструмента, мы приобщаем детей к народному творчеству, к истории своего, русского народа. Целенаправленное приобщение детей к русскому народному искусству – это одна из частей формирования у детей патриотизма.
Актуальность: Великий русский педагог К. Д. Ушинский писал, что западный человек даже менее образованный, ближе к своим корням, истории, культуре, чем русский. С тех пор мало что изменилось. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по - новому начинаем относиться к старинным обычаям и традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно – прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений. Как же развивать воображение и творческие способности детей, если не приобщать их к истокам народного творчества? Музыкальные инструменты всегда играли важную роль в воспитании детей. Воспитание ребенка через приобщение к истокам русской народно – бытовой культуры через игру на деревянных ложках, насвистывание народных наигрышей на свистульках позволит приблизить детей к народному искусству, прикоснуться к истории своего народа.
Нельзя считать себя культурным, интеллигентным человеком без знания своих корней, истоков, древних традиций, дошедших до наших дней. Приобщение детей к народной культуре, народному искусству является средством формирования у них развития духовности. Именно поэтому родная культура как отец и мать должны стать неотъемлемой частью души
ребенка, началом, порождающим личность.
Деревянная ложка остаётся одним из наиболее популярных народных инструментов русского народа, вобравшая в себя игровую культуру многих поколений. Она и эстетически привлекательна, и эмоционально комфортна, и многофункциональна. Несмотря на кажущуюся простоту, она заставляет ребенка прилагать определенные физические и интеллектуальные усилия, чтобы получить радующий, положительный результат. Игра на ложках развивает музыкально - ритмические навыки, эстетическое восприятие, мышление, внимание, ловкость.
Игра на свистульках развивает умение правильного дыхания во время игры на свистульке. В настоящее время эти русские народные инструменты являются обязательными атрибутами всех народных фольклорных и инструментальных ансамблей. Обучая детей - дошкольников игре на ложках возникает необходимость познакомить их с историей возникновения этого предмета быта, о том, как он появился в быту, а уж потом об его использовании в качестве музыкального инструмента.
Гипотеза. Ложка имеет свою уникальную историю. Я предполагаю, что изучение происхождения деревянной ложки от предмета быта до становления её музыкальной, будет способствовать не только бережному отношению к ней как предмету быта, но и как к предмету старины. Будет пробуждать интерес к игре на них. Детям очень нравится играть на музыкальных инструментах. Игра на ложках будет способствовать развитию музыкально – ритмических навыков и творческих способностей дошкольников.
Цель проекта : Развивать музыкальные и творческие способности посредством различных видов игры на ложках. Развить речевую активность детей через использование устного народного творчества и народных традиций.
Познакомить детей и родителей с историей ремесел народных и художественных промыслах русского народа.
Воспитывать интерес к русскому народному творчеству.
Задачи:
1. Создание развивающей среды для приобщения детей к культуре русского народа;
2. Развивать у детей интерес к произведениям устного народного творчества, активную речь, эмоциональную и двигательную активность;
3. Приобщение родителей к процессу развития ребёнка средствами устного народного фольклора, используя различные методы и приемы
5. Поддерживать интерес к русскому народному творчеству.
Формы работы, используются различные: это музыкальная, игровая, информационная, коммуникативная, развивающее обучение, консультативная, проектная.
Ожидаемый результат:
Разработка системы работы с использованием устного народного творчества в повседневной деятельности и в режимных моментах;
Привлечение родителей к знакомству с малыми фольклорными формами.
Совместные игры детей и родителей дома.
Формирование устойчивого интереса к предметам русского народного быта.
Повышение интереса детей не только к устному народному творчеству, но и к коллективной творческой деятельности.
Организация работы над проектом.
Проект включает в себя три этапа:
1. Подготовительный.
2. Основной – реализация проекта.
3. Заключительный – итоги проекта.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП:
Определение темы проекта;
Формулирование цели и определение задач;
Составление плана реализации основного этапа проекта;
Подбор музыкального репертуара;
Подбор материалов для изо деятельности;
Сбор информации из разных источников (энциклопедии, рассматривание иллюстраций, чтения пословиц, сказок, стихов и т. д.);
Создание развивающей предметно-пространственной среды для реализации проекта.
Наглядная информация для родителей о проведении недели «Фольклор в жизни ребенка»
ОСНОВНОЙ ЭТАП:
(совместная и самостоятельная деятельность детей и взрослых.)
Включает в себя:
Просмотр презентации «Детский фольклор. Его виды»
Просмотр мультфильмов про народную игрушку, роспись предметов.
Аппликация на шаблонах: «Украсим платье куколке», «Чудо – ложка»
ИЗО – роспись дымковской уточки;
Рисование платья дымковской барышни;
Оркестр «Весёлые ложки»
Танец «Весёлые ложкари»
«Пляска с платочками»
«Пляска с клубочками»
Игра на керамических водных свистульках
Чтение сказок, потешек, загадок….
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП:
Выставка работ для родителей в группе;
Развлечение «Весна в гости к нам пришла» в младшей группе,
«Фольклорные посиделки» в средней группе
ФОРМЫ РАБОТЫ
Неделя Совместная деятельность Самостоятельная деятельность Работа с родителями
2 -3 неделя марта
4-5 неделя
марта Чтение русских народных сказок:
«Теремок»;
«Три медведя»;
«Колобок»;
«Три дровосека».
Д/ игры:
«Подбери ложку для медведя»
«Собери Ложки»
(пазлы) Аппликация на шаблоне «Украсим платье куколке»
«Чудо – ложка».
Лепка: Дымковская уточка.
ИЗО – роспись дымковской уточки;
Рисование платья дымковской барышни
Рассматривание иллюстраций, рассказывание потешек, пословиц, прибауток
Пальчиковая гимнастика «Прилетели гули»,
«Кот Мурлыка»
«Коза», «Сорока – белобока», «Пекарь» и др.
Потешки:
«Ваня-простота…» Игра в настольный театр «Три медведя».
Предложить детям применять ложки в игре с игрушками.
Прослушивание звучания ложек в аудиозаписи.
Музыкальная игра на ложках «Стуколка» под укр. нар. мелодию
«Танец с хохломскими ложками»
Пляска «Весёлые ложкари»
Игра на ложках под рус. нар. песню «Ах, вы, сени…»
Игра «Узнай инструмент»
Просмотр видео детского ансамбля «Озорные ложкари» д/с №333 Привлечь родителей к участию в проекте;
Оснащение развивающей среды
Консультация для родителей «Развитие чувства ритма для детей при помощи деревянных ложек»
Итоговое метоприятие:
«Весна в гости к нам пришла» в младшей группе
«Фольклорные посиделки» в средней группе
III -Й ЭТАП:
Подведение итогов:
1. Была подготовлена консультация для родителей - «Развитие чувства ритма для детей при помощи деревянных ложек»; «Роль фольклора в развитии детей»
2. Повысили интерес детей к русскому народным музыкальным инструментам – ложкам, свистулькам, окарине, балалайке.
3. Развили интерес детей к играм и танцам с использованием деревянных ложек, свистулек.
4. Организовали выставку детских работ.
5. Повысили интерес родителей к занятиям детей.
6. Сделаны дидактические игры по теме народного фольклора.
Продукты проекта :
Дети: Выставка детского творчества. Разместить на стенде детские работы по продуктивным видам деятельности.
Воспитатель: Разработка конспектов по теме. Подбор информации для родителей. Картотека стихов, загадок, потешек и т. д.
Муз. руководитель: Проведение занятий с использованием танцев с ложками, разучивание разных приёмов игры на ложках, свистульках.
По результатам обобщения опыта можно сделать следующие выводы:
Создаются условия для патриотического воспитания детей посредством приобщения их к музыкальной культуре на основе русского народного фольклора (чтение стихов, потешек, танцев, игр);
Пополнилась предметно – пространственная среда по художественно – нравственному и нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.
Установились партнерские взаимоотношения между детьми и родителями благодаря совместной музыкальной деятельности в ходе организации и проведении совместных праздников и развлечений.
Перспективы дальнейшей работы:
В дальнейшем я планирую продолжить работу по данной теме, поскольку считаю, что встреча с музыкой поражает воображение детей, помогает воспитать чувства любви к Родному краю и окружающему его миру, пусть даже пока на основе русских народных инструментов.
Продолжить научный поиск по изучению и внедрению эффективных технологий для художественно – нравственного и нравственно-патриотического воспитания детей в музыкальной деятельности.
Повысить эффективность образовательного процесса через использование ИКТ технологий.
Максимальное удовлетворение потребностей родителей, активное взаимодействие с ними и вовлечение их в образовательный процесс.
Я считаю, что от нас, взрослых, зависит то, какими будут наши дети, что они унесут из детства. Пусть это будет богатство души, полученное от общения с народным искусством – русским фольклором.
Литература
1. И. М. Каплунова, И. А. Новоскольцева, Библиотека по музыкальному
воспитанию «Ладушки». - Санкт-Петербург, «Композитор», 2021г.
2. И. М. Каплунова, И. А. Новоскольцева, сб – к детских танцев
«Сударушка»- Санкт-Петербург, «Композитор», 2020г.
3. И. Г. Смирнова Музыкальный журнал «Колокольчик», Санкт-Петербург
№50, №54, 2012 – 2013гг.
4. Радынова О. П. Музыкальные шедевры. Авторская программа и
методические рекомендации. – Москва, Просвещение, 2000г.
5. Н. Г. Кононова Обучение дошкольников игре на детских музыкальных
инструментов
6. В. Федоров, Н. Мошков «Сказ о ложках и ложкарях»
7. Электронный ресурс: Социальная сеть работников образования nsportal.ru;
Международный образовательный портал МAAМ. ru
8. Веракса Н. Е., Веракса А. Н., Проектная деятельность дошкольников. М. : Мозаика-Синтез, 2008.
9. М. В. Тихонова, Н. С. Смирнова «Красна изба» – знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом, СПб: «Детство-пресс», 2004.