Папки-передвижки

Проект «Духовно-нравственное развитие дошкольников» для младшего и среднего возраста (4 фото)

Любовь Жгунова
Проект «Духовно-нравственное развитие дошкольников» для младшего и среднего возраста
▼ Скачать +Заказ

МБДОУ «Троицкий детский сад № 1 «Родничок» (ул. Октябрьская, 74)

Проект

«Духовно – нравственное развитие дошкольников через приобщение к традициям народного фольклора»

для детей младшего и среднего дошкольного возраста

Подготовили:

Муз. руководитель: Жгунова Л. Ю.

С. Троицкое

2023

Информационная карта проекта

Организация: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное бюджетное учреждение детский сад № 1 «Родничок»

Адрес: Алтайский край, с. Троицкое

Публикация «Проект „Духовно-нравственное развитие дошкольников“ для младшего и среднего возраста» размещена в разделах

Состав проектной группы : Жгунова Л. Ю. - музыкальный руководитель; воспитатели младшей и средней групп; дети и родители групп.

Тип проекта :

По доминирующей в проекте деятельности : информационно – творческий, игровой.

По числу участников проекта : групповой (40 человек).

По времени проведения: краткосрочный – 2 недели (с 9 марта – 23 марта 2023г.).

По характеру контактов: в рамках ДОУ, семья.

По характеру участия ребенка в проекте : участник от зарождения идеи до получения результата.

Проблема: Заключается в том, что в наше время достаточно всяких игрушек, и наших детей очень сложно чем-либо удивить. За счет расширения кругозора детей, представления о разнообразии простой ложки, как простого предмета быта, а впоследствии музыкального инструмента, мы приобщаем детей к народному творчеству, к истории своего, русского народа. Целенаправленное приобщение детей к русскому народному искусству – это одна из частей формирования у детей патриотизма.

Актуальность: Великий русский педагог К. Д. Ушинский писал, что западный человек даже менее образованный, ближе к своим корням, истории, культуре, чем русский. С тех пор мало что изменилось. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по - новому начинаем относиться к старинным обычаям и традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно – прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений. Как же развивать воображение и творческие способности детей, если не приобщать их к истокам народного творчества? Музыкальные инструменты всегда играли важную роль в воспитании детей. Воспитание ребенка через приобщение к истокам русской народно – бытовой культуры через игру на деревянных ложках, насвистывание народных наигрышей на свистульках позволит приблизить детей к народному искусству, прикоснуться к истории своего народа.

Нельзя считать себя культурным, интеллигентным человеком без знания своих корней, истоков, древних традиций, дошедших до наших дней. Приобщение детей к народной культуре, народному искусству является средством формирования у них развития духовности. Именно поэтому родная культура как отец и мать должны стать неотъемлемой частью души

ребенка, началом, порождающим личность.

Деревянная ложка остаётся одним из наиболее популярных народных инструментов русского народа, вобравшая в себя игровую культуру многих поколений. Она и эстетически привлекательна, и эмоционально комфортна, и многофункциональна. Несмотря на кажущуюся простоту, она заставляет ребенка прилагать определенные физические и интеллектуальные усилия, чтобы получить радующий, положительный результат. Игра на ложках развивает музыкально - ритмические навыки, эстетическое восприятие, мышление, внимание, ловкость.

Игра на свистульках развивает умение правильного дыхания во время игры на свистульке. В настоящее время эти русские народные инструменты являются обязательными атрибутами всех народных фольклорных и инструментальных ансамблей. Обучая детей - дошкольников игре на ложках возникает необходимость познакомить их с историей возникновения этого предмета быта, о том, как он появился в быту, а уж потом об его использовании в качестве музыкального инструмента.

Гипотеза. Ложка имеет свою уникальную историю. Я предполагаю, что изучение происхождения деревянной ложки от предмета быта до становления её музыкальной, будет способствовать не только бережному отношению к ней как предмету быта, но и как к предмету старины. Будет пробуждать интерес к игре на них. Детям очень нравится играть на музыкальных инструментах. Игра на ложках будет способствовать развитию музыкально – ритмических навыков и творческих способностей дошкольников.

Цель проекта : Развивать музыкальные и творческие способности посредством различных видов игры на ложках. Развить речевую активность детей через использование устного народного творчества и народных традиций.

Познакомить детей и родителей с историей ремесел народных и художественных промыслах русского народа.

Воспитывать интерес к русскому народному творчеству.

Задачи:

1. Создание развивающей среды для приобщения детей к культуре русского народа;

2. Развивать у детей интерес к произведениям устного народного творчества, активную речь, эмоциональную и двигательную активность;

3. Приобщение родителей к процессу развития ребёнка средствами устного народного фольклора, используя различные методы и приемы

5. Поддерживать интерес к русскому народному творчеству.

Формы работы, используются различные: это музыкальная, игровая, информационная, коммуникативная, развивающее обучение, консультативная, проектная.

Ожидаемый результат:

Разработка системы работы с использованием устного народного творчества в повседневной деятельности и в режимных моментах;

Привлечение родителей к знакомству с малыми фольклорными формами.

Совместные игры детей и родителей дома.

Формирование устойчивого интереса к предметам русского народного быта.

Повышение интереса детей не только к устному народному творчеству, но и к коллективной творческой деятельности.

Организация работы над проектом.

Проект включает в себя три этапа:

1. Подготовительный.

2. Основной – реализация проекта.

3. Заключительный – итоги проекта.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП:

Определение темы проекта;

Формулирование цели и определение задач;

Составление плана реализации основного этапа проекта;

Подбор музыкального репертуара;

Подбор материалов для изо деятельности;

Сбор информации из разных источников (энциклопедии, рассматривание иллюстраций, чтения пословиц, сказок, стихов и т. д.);

Создание развивающей предметно-пространственной среды для реализации проекта.

Наглядная информация для родителей о проведении недели «Фольклор в жизни ребенка»

ОСНОВНОЙ ЭТАП:

(совместная и самостоятельная деятельность детей и взрослых.)

Включает в себя:

Просмотр презентации «Детский фольклор. Его виды»

Просмотр мультфильмов про народную игрушку, роспись предметов.

Аппликация на шаблонах: «Украсим платье куколке», «Чудо – ложка»

ИЗО – роспись дымковской уточки;

Рисование платья дымковской барышни;

Оркестр «Весёлые ложки»

Танец «Весёлые ложкари»

«Пляска с платочками»

«Пляска с клубочками»

Игра на керамических водных свистульках

Чтение сказок, потешек, загадок….

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП:

Выставка работ для родителей в группе;

Развлечение «Весна в гости к нам пришла» в младшей группе,

«Фольклорные посиделки» в средней группе

ФОРМЫ РАБОТЫ

Неделя Совместная деятельность Самостоятельная деятельность Работа с родителями

2 -3 неделя марта

4-5 неделя

марта Чтение русских народных сказок:

«Теремок»;

«Три медведя»;

«Колобок»;

«Три дровосека».

Д/ игры:

«Подбери ложку для медведя»

«Собери Ложки»

(пазлы) Аппликация на шаблоне «Украсим платье куколке»

«Чудо – ложка».

Лепка: Дымковская уточка.

ИЗО – роспись дымковской уточки;

Рисование платья дымковской барышни

Рассматривание иллюстраций, рассказывание потешек, пословиц, прибауток

Пальчиковая гимнастика «Прилетели гули»,

«Кот Мурлыка»

«Коза», «Сорока – белобока», «Пекарь» и др.

Потешки:

«Ваня-простота…» Игра в настольный театр «Три медведя».

Предложить детям применять ложки в игре с игрушками.

Прослушивание звучания ложек в аудиозаписи.

Музыкальная игра на ложках «Стуколка» под укр. нар. мелодию

«Танец с хохломскими ложками»

Пляска «Весёлые ложкари»

Игра на ложках под рус. нар. песню «Ах, вы, сени…»

Игра «Узнай инструмент»

Просмотр видео детского ансамбля «Озорные ложкари» д/с №333 Привлечь родителей к участию в проекте;

Оснащение развивающей среды

Консультация для родителей «Развитие чувства ритма для детей при помощи деревянных ложек»

Итоговое метоприятие:

«Весна в гости к нам пришла» в младшей группе

«Фольклорные посиделки» в средней группе

III -Й ЭТАП:

Подведение итогов:

1. Была подготовлена консультация для родителей - «Развитие чувства ритма для детей при помощи деревянных ложек»; «Роль фольклора в развитии детей»

2. Повысили интерес детей к русскому народным музыкальным инструментам – ложкам, свистулькам, окарине, балалайке.

3. Развили интерес детей к играм и танцам с использованием деревянных ложек, свистулек.

4. Организовали выставку детских работ.

5. Повысили интерес родителей к занятиям детей.

6. Сделаны дидактические игры по теме народного фольклора.

Продукты проекта :

Дети: Выставка детского творчества. Разместить на стенде детские работы по продуктивным видам деятельности.

Воспитатель: Разработка конспектов по теме. Подбор информации для родителей. Картотека стихов, загадок, потешек и т. д.

Муз. руководитель: Проведение занятий с использованием танцев с ложками, разучивание разных приёмов игры на ложках, свистульках.

По результатам обобщения опыта можно сделать следующие выводы:

Создаются условия для патриотического воспитания детей посредством приобщения их к музыкальной культуре на основе русского народного фольклора (чтение стихов, потешек, танцев, игр);

Пополнилась предметно – пространственная среда по художественно – нравственному и нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.

Установились партнерские взаимоотношения между детьми и родителями благодаря совместной музыкальной деятельности в ходе организации и проведении совместных праздников и развлечений.

Перспективы дальнейшей работы:

В дальнейшем я планирую продолжить работу по данной теме, поскольку считаю, что встреча с музыкой поражает воображение детей, помогает воспитать чувства любви к Родному краю и окружающему его миру, пусть даже пока на основе русских народных инструментов.

Продолжить научный поиск по изучению и внедрению эффективных технологий для художественно – нравственного и нравственно-патриотического воспитания детей в музыкальной деятельности.

Повысить эффективность образовательного процесса через использование ИКТ технологий.

Максимальное удовлетворение потребностей родителей, активное взаимодействие с ними и вовлечение их в образовательный процесс.

Я считаю, что от нас, взрослых, зависит то, какими будут наши дети, что они унесут из детства. Пусть это будет богатство души, полученное от общения с народным искусством – русским фольклором.

Литература

1. И. М. Каплунова, И. А. Новоскольцева, Библиотека по музыкальному

воспитанию «Ладушки». - Санкт-Петербург, «Композитор», 2021г.

2. И. М. Каплунова, И. А. Новоскольцева, сб – к детских танцев

«Сударушка»- Санкт-Петербург, «Композитор», 2020г.

3. И. Г. Смирнова Музыкальный журнал «Колокольчик», Санкт-Петербург

№50, №54, 2012 – 2013гг.

4. Радынова О. П. Музыкальные шедевры. Авторская программа и

методические рекомендации. – Москва, Просвещение, 2000г.

5. Н. Г. Кононова Обучение дошкольников игре на детских музыкальных

инструментов

6. В. Федоров, Н. Мошков «Сказ о ложках и ложкарях»

7. Электронный ресурс: Социальная сеть работников образования nsportal.ru;

Международный образовательный портал МAAМ. ru

8. Веракса Н. Е., Веракса А. Н., Проектная деятельность дошкольников. М. : Мозаика-Синтез, 2008.

9. М. В. Тихонова, Н. С. Смирнова «Красна изба» – знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом, СПб: «Детство-пресс», 2004.

Проект «Духовно-нравственное развитие дошкольников» для младшего и среднего возраста
Фото «Духовно-нравственное развитие дошкольников»
Проект  для младшего и среднего возраста - фото
Фото №1 МБДОУ Троицкий детский сад Родничок ул
Публикации по теме:

Духовно-нравственное развитие дошкольников посредством приобщения к праздничной культуре (часть I)Духовно-нравственное развитие дошкольников посредством приобщения к праздничной культуре (часть I) часть 2 Современные дети любознательны, самостоятельны, инициативны. Они легко и с интересом общаются, отличаются сообразительностью и высоким.

Духовно-нравственное развитие дошкольников посредством приобщения к праздничной культуре (часть II)Духовно-нравственное развитие дошкольников посредством приобщения к праздничной культуре (часть II) часть 1 Сегодня мне хотелось бы продолжить материал о духовно-нравственном воспитании дошкольников на основе СО-творчества, СО-участия,.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами проектной деятельности «Весёлая матрёшка»Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами проектной деятельности «Весёлая матрёшка» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №25 компенсирующего вида» Участники проекта: Едемская Лариса.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами музыки и театрализованной деятельности Проблема духовно-нравственного воспитания детей в настоящее время стала чрезвычайно актуальной: материальные ценности доминируют над духовными,.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников в условиях взаимодействия с социумомДуховно-нравственное воспитание дошкольников в условиях взаимодействия с социумом Ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим и их социальное развитие является одним из приоритетных направлений педагогической.

Духовно-нравственное воспитание младших дошкольников. Беседа «Рождественский вертеп» (младшая группа)Духовно-нравственное воспитание младших дошкольников. Беседа «Рождественский вертеп» (младшая группа) Цель: формирование у детей знаний о празднике Рождества Христова. Задачи: - познакомить детей с понятиями «Вифлеемская звезда», «Рождественский.

Фотоотчет о районном семинаре «Духовно-нравственное развитие детей старшего дошкольного возраста»Фотоотчет о районном семинаре «Духовно-нравственное развитие детей старшего дошкольного возраста» Добрый день уважаемые коллеги. Сегодня я побывала на районном семинаре. Проходил он в рамках работы опорной площадки по совершенствованию.

Фототчет семинара-практикума «Духовно-нравственное воспитание дошкольников с опорой на культурные традиции казачества»Фототчет семинара-практикума «Духовно-нравственное воспитание дошкольников с опорой на культурные традиции казачества» 26 апреля в МБДОУ «Детский сад № 11» прошел семинар-практикум «Духовно-нравственное воспитание дошкольников с опорой на культурные традиции.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников среднего возраста на основе традиций русского народа «Духовно-нравственное воспитание дошкольников среднего возраста на основе традиций русского народа». на 2018-2019 учебный год. Кокорина.

Проектная деятельность музыкального руководителя «Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством фольклора» Педагогический проект «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе музыкального фольклора» Актуальность проблемы: «Воспитание.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Духовно-нравственное развитие дошкольников» для младшего и среднего возраста
Опубликовано: 28 ноября 2023 в 06:21
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Духовно-нравственное развитие дошкольников» для младшего и среднего возраста» (включая файлы) размещена пользователем Любовь Жгунова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД