Лидия Игнатенко
Проект «Друзья природы»
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОЕКТ «Друзья природы»
Автор сценария Лидия Викторовна Игнатенко
ХАРАКТЕТИСТИКА ПРОЕКТА
ВИД ПРОЕКТА : – социально - экологический
ПО ХАРАКТЕРУ: - внутри ДОУ
ПО КОЛЛИЧЕСТВУ – коллективный
УЧАСТНИКОВ:
ПО ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ: - долгосрочный
1. Актуальность темы:
Публикация «Проект „Друзья природы“» размещена в разделах
Экологическое воспитание – сравнительно новое направление дошкольной педагогики. Умение жить в согласии с природой, с окружающей средой следует начинать воспитывать как можно раньше. Одним из важных средств воспитания эстетического восприятия окружающего мира является музыка. Влияние музыки на формирование у ребенка экологической культуры очень велико. Музыка, как и любое другое искусство, способна воздействовать на всестороннее развитие ребенка, вести к преобразованию окружающего мира. Поэтому я считаю, что на плечи музыкального руководителя ложатся задачи воспитательной, образовательной, просветительской деятельности и среди детей, и среди родителей по проблемам гармоничного воспитания детей. Актуальность проблемы в том, что у людей, живущих в современном мире одной из самых острых и насущных - является проблема сохранения окружающей среды. Считаю, что только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас. В наше время существует угроза в том, что мы не можем достучаться до сердец подрастающего поколения хорошей, экологически чистой классической музыкой, лирической народной песней или веселой прибауткой, потому что по телевидению и радио дети слышат совершенно другое. Потребительское отношение к природе и ухудшение экологии требует формирования основ экологической культуры у дошкольников. Через музыкальные образы ребенок познает прекрасное в окружающей действительности, в природе. У детей возникает желание защищать животных, помогать им. Появляется любовь к живой природе. Музыка раскрывает перед детьми яркие образы, затрагивает детские души, оказывает большое влияние на нравственные и эмоциональные чувства. В музыкальных произведениях заложен огромный воспитательный потенциал. И поэтому я считаю, что формирование экологической культуры детей средствами музыки является нужным и обязательным.
Гипотеза.
Если экологическое воспитание и обучение будет
проходить средствами музыки, то это поможет научить детей видеть
красивое, воспитать любовь к природе, личную ответственность за её
сохранность, сформировать первоначальные умения и
навыки экологически грамотного и безопасного для природы и для
самого ребенка поведения.
Цель.
Формировать экологическую культуру детей средствами музыкально –
образного познания природы.
Исходя из цели, я поставила
Задачи:
1. Вводить музыкальные образы на музыкальных занятиях для
развития экологической культуры;
2. Использовать на занятиях музыкальные образы в разных
видах музыкальной деятельности.
3. Расширять кругозор детей, связывать обучение с жизнью, учить
применять знания на практике.
4. Развивать воображение, творчество, познавательный интерес,
мышление, умение анализировать. Изучать влияние деятельности
человека на окружающую среду.
5. Воспитывать бережное отношение к природе.
6. Привлекать родителей в совместную деятельность с детьми и
педагогами.
Для решения поставленных задач использовала следующие
методы и средства:
1. Наблюдение, наглядный иллюстрационный материал.
2. Подбор документальной, художественной литературы.
3. Беседы с детьми.
4. Тестирование, диагностика.
5. Классическая музыка, отражающая (имитирующая) звуки природы.
6. Звуки природы без музыкального сопровождения в записи.
7. Звуки природы с музыкальным сопровождением в записи.
8. Разучивание песен и стихов, танцевальных композиций о природе,
животном и растительном мире. Использование игр, экологической
тематики.
Участники проекта : музыкальный руководитель, воспитанники
Старшей и логопедической групп детского сада, воспитатели, родители.
Срок реализации проекта – 1.09.2020г. – 20.04.2021г.
Предполагаемый результат.
У детей сформируются развитые эстетические чувства, достаточный
уровень экологических знаний, представления о взаимосвязи природы
и человека. Дошкольники приобретут дополнительные навыки
коллективной деятельности.
Этапы проекта :
Осуществление проекта проходило в три этапа: подготовительный,
основной, заключительный.
• 1этап. Подготовительный. 1.09.2020г. – 13.03.2021г.
Для того, чтобы заинтересовать участников проектом, я поставила
следующие задачи:
•
Составить список музыкальных произведений.
•
Подобрать информацию в литературе.
•
Подготовить видеоматериалы по теме.
•
Разработать сценарии мероприятий и занятий с
включением музыкальных произведений о природе.
•
Составить тематический план занятий.
• 2 этап. Основной. 14.09.2020г. – 14.04.2021г.
Выполнение проекта, непосредственная его реализация совместно с
воспитателями группы.
• 3 этап. Заключительный. 15.04.2021г – 20.04.2021г.
Подведение итогов. Заключительное музыкально – экологическое
мероприятие для детей «Путешествие по родному краю», подготовка
презентации.
Формы реализации проекта :
В своей работе я использовала разнообразные формы музыкально-
игровой деятельности: танец, пение, музыкальные, пальчиковые
игры, логоритмические игры.
Музыкальные образы создаются при помощи комплекса средств
музыкальной выразительности и являются эмоциональным
отражением образов реального мира. В рамках реализуемого проекта с
дошкольниками проводились игры-импровизации под музыку.
Особое значение отдавалось развитию слуховой культуры.
Классическая музыка, отражающая (имитирующая) звуки природы,
звуки природы без музыкального сопровождения в записи, звуки
природы с музыкальным сопровождением в записи дали возможность
расширить слуховой багаж детей и обогатить знания о природе.
Продукт проекта :
Музыкально-экологическое мероприятие «Путешествие по родному краю».
(См. приложение №2)
Режим реализации проекта :
- музыкально-игровая деятельность с детьми была включена в
календарное планирование и осуществлялась во время музыкальных
занятий (2 раза в неделю, согласно плану);
-в свободное время дети слушали аудиоматериалы по теме проекта, а
так же повторяли некоторые игры для закрепления результатов;
- после презентации были подведены итоги: в результате
реализации проекта повысился уровень творческих способностей
у детей и знаний в области экологии, положительно изменились
взаимоотношения между семьей и дошкольным учреждением.
Цель: формировать у детей культуру общения с природой и эстетическое отношение к ней, уточнять и углублять знания детей о взаимосвязи человека и природы. Показать эко позитивное отношение человека к природе, воспитывать любовь к Родине через художественно-эстетическое восприятие
Речевое развитие
Экологические сказки:
Цели: формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг
Задачи:
формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений; развитие литературной речи; приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
-В результате проекта у детей пополнились и систематизировались знания о ходе роста растений
-Дети старшей группы учили стихотворения и слушали рассказы на тему «природа нашего края».
Дети самостоятельно могут назвать приметы зимы, весны, осени и лета, рассказать о влиянии сезонных изменений в природе на жизнь растений, животных, птиц, людей. Дети стали лучше воспринимать красоту окружающей природы, бережнее относиться к ней.
В результате проекта у детей пополнились и систематизировались знания и представления об изменениях в природе, о многообразии даров природы.
В процессе знакомства с рассказами, стихами, пословицами, загадками осенней, зимней, весенней тематики у детей расширился и активизировался речевой запас.
Увеличилась социальная и педагогическая компетенции родителей.
Заключение
Родители к сожалению не уделяют детям должного внимания в изучении природы, прогулках и совместного времяпрепровождения в целом. Это связанно с их рабочей занятостью.
Воспитатели являются первыми людьми, уделяющими особое внимание природе, признакам природы, прогулкам, посадкам растений, рассматриванию и обсуждению природных явлений. Так же воспитатели и др. сотрудники детского сада закрепляют полученные знания с помощью заучивания стихов, прослушивания и обсуждения рассказов о природе нашего края, исследовательско-экспериментальных опытов и посильного труда.
Предложенный проект является попыткой сплотить детей родителей и воспитателей, научить детей бережно относиться к природе.
По окончании проекта мы убедились в том, что проект дает положительные результаты.
С удовольствием хотели бы предложить распространение данного опыта
для потенциальных пользователей:
- воспитателей ДОУ;
- родителей
Работа в этом направлении будет продолжена, и к концу подготовительной группы все дети будут иметь прочные знания о сезонных изменениях в природе, смогут самостоятельно производить посадку растений и ухаживать за ними, охотно будут делиться своими впечатлениями от наблюдений.
Музыкальный руководитель: МБДОУ № 30
Л. В. Игнатенко