Светлана Макарова
Проект для старшей группы «Рыбки»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект для старшей группы "Рыбки".
Тип проекта: информационно-творческий.
По составу участников: групповой.
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели группы.
По продолжительности: Краткосрочный (1 недели).
Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное развитие.
Публикация «Проект для старшей группы „Рыбки“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Рыбы и рыбки
- Рыбы, рыбки. Проекты, планы, тематические недели
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» октябрь 2020
Цель проекта:
Знакомство детей с разнообразием рыб.
Задачи проекта:
Образовательные:
- формировать у детей представления о рыбах, как о живых существах, живущих в воде; о морских, речных и аквариумных рыб.
- формировать представления о характерных особенностях строения рыб: форма тела, плавники, жабры и т. д., о питании и среде обитания рыб.
Развивающие:
- развивать интерес к познанию окружающего мира;
- развивать познавательные процессы (память, воображение, логическое мышление, наблюдательность, любознательность, творческие способности);
- развивать речь, активизируя и обогащая словарный запас детей.
Воспитывающие:
- воспитывать чувство любви к природе, бережного отношения к ней;
- прививать чувство прекрасного при рассматривании красивых подводных пейзажей.
Ожидаемые результаты проекта:
- у воспитанников сформированы представления о разнообразии рыб, о характерных особенностях их строения: форма тела, плавники, жабры и т. д., о питании и среде обитания рыб;
- в экологическом уголке группы пополнена развивающая среда;
- результаты художественного творчества оформлены в выставке работ.
Этапы реализации проекта:
1. Подготовительный – определение темы проекта; мониторинг знаний детей о рыбах; постановка проблемы; разработка плана проекта.
2. Практический - дать первичную информацию о рыбах, знакомство детей с характерными особенностями строения, питания и среды обитания рыб; знакомство с литературными произведениями; просмотр презентаций и беседы по их содержанию, разучивание пальчиковой гимнастики, загадывание загадок; просмотр познавательных мультфильмов о рыбах; изготовление поделок, рисунков, придумывание рассказов о рыбках, экскурсия к аквариуму; привлечение детей к реализации намеченного перспективного плана; изготовление «Мини аквариума для своего питомца»
3. Заключительный – мониторинг знаний на конец работы над проектом, обобщение материала, организация выставки, изготовление мини аквариума.
Содержание работы.
Планирование видов деятельности для реализации проекта
Познавательное развитие
1. Рассматривание иллюстраций в книгах, энциклопедиях, альбомах, плакатов.
Цель: формирование интереса у детей к книгам, альбомам и др., знакомство с некоторыми названиями рыб. Развитие чувства прекрасного при любовании красивыми подводными пейзажами.
2. Рассматривание различных игрушек, ракушек, камешков, макета морского дна.
Цель: обращение внимания детей на характерные особенности строения морского дна, рыб, среду их обитания, питание, способы передвижения; развитие чувства прекрасного при рассматривании.
3. Экскурсия и рассматривание аквариума в детском саду.
Цель: знакомство детей с искусственным водоёмом для рыб, водных животных и растений, находящемся в помещении – аквариумом.
4. Наблюдение за аквариумом и аквариумными рыбками.
Цель: знакомство детей с искусственным водоёмом для рыб, водных животных и растений, находящемся в помещении – аквариумом; формирование обобщённых представлений о рыбах, знакомство с названиями некоторых аквариумных рыб; умение определять их на вид по характерным внешним особенностям; рассказывание о бережном отношении к рыбам, обитающим в различных водоёмах.
5. Кормление рыбок
Задачи: Показать сухой рыбий корм, его особенности (цвет, запах, сыпучесть, емкость для его хранения. Продемонстрировать способ кормления рыбки. Учить наблюдать за поведением рыбки во время кормления: как реагирует на действия людей, на появление корма, как подплывает, как открывает рот и хватает корм.
6. «Ознакомление с миром природы» – «Рыбы», «В гостях у речных рыб».
Цель: формирование у детей представлений о рыбах, как о живых существах, живущих в воде; знания о характерном строении рыб: форма тела, плавники, жабры и т. д. ; активизация и обогащение словарного запаса детей; желание бережно относиться к богатствам природы; воспитание интереса к природе.
Приобщение детей к основам экологической грамотности; освоение детьми представлений о речных рыбах, их внешнем виде, чем питаются, как размножаются; развитие умения пользоваться моделью и схемой, мышления, памяти, логики, умения анализировать, выражать свои мысли в активной речи; воспитание у детей любви к живой природе.
7. Настольные игры: «Рыбалка», «Кто где живёт?», «Найди пару», «Подбери цвета».
Цель: развитие логического мышления; закрепление знаний о рыбах, среде их обитания, обогащение словаря; развитие стратегического мышления, зрительной памяти, внимания, знание цветов.
Речевое развитие
1. Составление описательного рассказа о рыбке.
Цель: закрепление умения составлять описательный рассказ.
2. Беседа о рыбах, о подводном мире; об обитателях рек, морей, аквариума; «Что мы знаем о рыбах», «Кто такие рыбы», «Кто живет на дне морском?», «Кто живет в аквариуме», «Кто живет в реке», «Польза рыб для человека», «Рыбы – дети воды», «Как спят рыбы?».Цель: Уточнение и закрепление представлений детей о рыбах.
3. Стихи, загадки, считалки о рыбах и жителях подводного мира.
Цель: расширение словарного запаса по теме; развитие мышления, воображения.
4. Чтение художественной литературы:
Г. Х. Андерсен «Русалочка», А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», И. Токмаковой «Где спит рыбка?», В. Орлов «Золотые рыбки», И. Крылов «Щука», «Лебедь, щука и рак», «Немо», Н. Носов «Карасик».
Цель: формирование интереса к художественным произведениям различных жанров, раскрытие взаимосвязи между сказочным и реальным миром; умение выделять главную мысль произведения, закрепление умения внимательно слушать и отвечать на вопросы по рассказу.
5. Упражнение на дыхание: «Волшебные рыбки»
Цель: обучению детей правильному дыханию.
6. Дидактические игры: «Собери целое», «Найди отличия», «Подбери по описанию», «Найди дом для рыбки», «Найди рыбку по описанию», «Определи по тени», «Кто где живёт?», «Раскрась рыбку».
Цель: уточнение и закрепление знаний о водных обитателях, среде их обитания; развитие находчивости, сообразительности, внимания; умение сравнивать предметы по величине, раскладывая их в убывающей и возрастающей последовательности.
7. Словесные игры: «Плавает - не плавает», «Какая?», «Где живёт?», «Назови части тела рыбы», «Угадай по описанию», «Назови одним словом».
Цель: расширение словаря детей по теме; уточнение и закрепление знаний о водных обитателях, среде их обитания;
Социально-коммуникативное развитие
Сюжетно – ролевые игры:
«Рыбалка», «Семья. Варим рыбный суп», «Моряки».
Цель: закрепление представлений детей о водоёмах и их обитателях, умение взаимодействовать в сюжетах с двумя - тремя действующими лицами, исполнять роль за себя и за игрушки, воспитание аккуратности в обращении с игрушками.
Физическое развитие
1. Подвижные игры:
«Море волнуется», «Рыбы», «Ловля рыбок», «Морские фигуры», «Акула», «Рыбаки и рыбки», «Ручеёк».
Цель: развитие двигательных навыков, воображения, внимания, умение действовать по сигналу.
2. Упражнение: «Поймай рыбку», «Рыбалка».
Цель: развитие ловкости, мелкой моторики.
Художественно-эстетическое развитие
Продуктивные виды деятельности:
Рисование: «Морская рыбка»
Задача: учить создавать разнообразную среду обитания рыбок.
Раскраски по теме «Рыбы», штриховка рисунка карандашами, рисование по трафаретам
Цель: закрепление навыка разукрашивания,
Упражнение «Угадай и дорисуй рыбку»
Цель: развитие творческих способностей, мышления, внимания.
Лепка: «Мини аквариум для своего питомца»
Цель: создание мини аквариума; развитие творческих способностей.
Аппликация: «Морские рыбки»
Задачи: учить детей вырезать рыбок, водорослей и распределять на бумаге. Закрепляем навыки стричь волнистой линией и овал. Развивать воображение, внимание и наблюдательность, координировать движения рук и глаз.
Конструирование:
рыб по схемам из счётного материала, палочек, осенних листочков.
Цель: развитие конструкторских навыков, мелкой моторики, умении работать по схемам.
Просмотр презентаций: «А знаете ли вы про рыбок», «Морские рыбы», «Речные рыбы», «Аквариумные рыбки», просмотр познавательных мультфильмов.
Цель: закрепление знаний детей о рыбах, обогащение словарного запаса по теме
На практическом этапе разные виды деятельности, используемые в работе, при целенаправленном их применении определяют успешную работу по ознакомлению детей с разнообразием рыб, способствуют развитию интереса к познанию окружающего мира, формированию у детей представлений о рыбах, их строении.
В работе использовали:
• Рассматривание иллюстраций в книгах, атласах, игрушек.
• Экскурсия и наблюдения за аквариумными рыбками.
• Чтение стихотворений, рассказов, загадок, считалок.
• НОД.
• Беседы.
• Упражнения на дыхание, чувства ритма.
• Дидактические игры.
• Словесные игры.
• Сюжетно-ролевые игры.
• Подвижные игры, физминутки.
Продуктивные виды деятельности:
• Конструирование из бумаги «Речные рыбки».
• Рисование по воску «Морская рыбка»
• Просмотр мультфильмов и презентации о рыбах.
• Изготовление «Мини аквариума для своего питомца»
IMG]https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-311703-1602097052.jpg[/IMG]
Ресурсное обеспечение: Иллюстрации и картинки к примеру фотоматериалы, видеоролики, слайды, книги, художественные произведения и материалы, компьютер, материалы для изобразительной и конструкторской деятельности.
Итоги проекта:
За время реализации проекта у детей сформировались представления о разнообразии рыб, о характерных особенностях строения, внешнем виде, о питании и среде обитания рыб; у детей активизировался и обогатился словарный запас по теме; вырос интерес к познанию окружающего мира, воспитанию любви к природе, желание беречь и охранять её, ребята обзавелись своими маленькими питомцами, которых с удовольствием забрали домой.