Ольга Кузнецова
Проект для младшей группы «Наш веселый огород»
Экологический проект «Наш веселый огород»
Актуальность
Влияние окружающего мира на развитие ребёнка огромно. Знакомство с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями начинается с первых лет жизни малыша. Явления и объекты природы привлекают детей красотой, яркостью красок, разнообразием. Наблюдая за ними, ребёнок обогащает свой чувственный опыт, на котором и основывается его дальнейшее творчество. Чем глубже ребёнок познаёт таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов. Основная задача взрослого состоит в том, чтобы помочь ребёнку самостоятельно найти ответы на эти вопросы. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, мы создали условия для поисково-исследовательской деятельности детей.
Публикация «Проект для младшей группы „Наш веселый огород“» размещена в разделах
Ознакомление с ростом и развитием растений можно осуществлять в зимне-весенний период, выращивая в помещении детского сада различные культуры из семян и луковиц, используя для этого огород на окне. А изменения в природе побуждают детей бережно относиться к растениям.
Мир растений удивительный и многообразный. Каждый внимательный наблюдатель и вдумчивый исследователь может открыть в нем для себя что-то новое.
Таким образом, деятельность, связанная с экспериментированием и наблюдением, играет большую роль в развитии психической сферы ребенка – в развитии мышления (операции анализа и синтеза, сравнения, умение обобщать и делать выводы, памяти, воображения, внимания. Кроме того, ребенок приучается к аккуратности, обращает внимание на детали, не упускает из виду общую картину. Дети испытывают огромный интерес к подобной деятельности, склоняются к самостоятельному наблюдению за объектами живой природы.
Участники проекта : дети младшего дошкольного возраста, воспитатели группы, родители воспитанников.
Срок реализации проекта : май-август (краткосрочный).
Цель проекта : Создание условий для развития познавательного интереса детей младшего дошкольного возраста к исследовательской деятельности через вовлечение дошкольников в практическую деятельность по выращиванию культурных огородных растений.
Задачи:
• формировать интерес к познавательно-исследовательской деятельности;
• расширять знания детей об особенностях строения и условиях роста растений;
• привлекать детей к активной самостоятельной деятельности по выращиванию растений;
• развивать творческие способности детей, любознательность, поисковую деятельность;
• воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям;
• активизировать речь и обогащать словарь детей;
• развивать эмоциональную отзывчивость;
• формировать партнерские взаимоотношения между педагогами, детьми и родителями.
Предполагаемые результаты:
1. У детей появится желание по собственной инициативе ухаживать за растениями, появится интерес и стремление к взаимодействию с ними.
2. Повысится экологическая компетентность детей: дети смогут различать некоторые виды растений, узнают особенности строения растения, научаться правильно, ухаживать за ними. Дети узнают много интересного из жизни растений, исследуют опытным путем условия необходимые для их роста.
3. Дети научатся вести наблюдения и делать первые выводы.
4. Повысится уровень сформированности коммуникативных навыков общения в совместном труде.
5. Получение первого положительного опыта получения результатов собственных трудовых действий.
Взаимодействие с родителями - Создать условия заинтересованного включения родителей в познавательную деятельность.
Рабочий план реализации проекта :
1 этап - подготовительный
-Изучение проблемы.
-Определение цели, задач проекта, сроков реализации, предполагаемого результата.
-Составление плана работы над проектом.
-Подбор методической, научно-популярной литературы, художественной литературы для детей: поговорки, стихи, сказки, загадки об овощах, иллюстративного и дидактического материала по данной теме, оборудования для проведения экспериментальной деятельности (семяна, рассада).
- Изготовление таблиц-указателей с названиями растений.
-Привлечение родителей к участию в проекте.
2 этап – основной.
- Рассматривание иллюстраций овощей.
- «Овощи большие и маленькие», "Загадки с грядки"
- Экспериментальная деятельность на закрепление свойств земли, воды.
- Посадка семян различных растений, уход за посаженными растениями (полив, рыхление почвы).
- Проведение наблюдений за ростом томата и моркови;
- Чтение художественной литературы: русские народные сказки «Репка», «Вершки и корешки», «Пых», стихи А. Максакова «Посадила в огороде», О. Емельянова «Что растёт на огороде»
- Отгадывание загадок по теме «Овощи».
-Разучивание стихов по теме «Овощи»
-Составление рассказа «Как я помогаю на огороде»
- Инсценировка песни «Огородная -хороводная»
-Дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Что сажают в огороде», «Угадай по описанию», «Сложи картинку», «Угадай на вкус», «Угадай по запаху», «Четвертый - лишний», лото «Найди пару»
-Подвижные игры: «Овощи в корзину», «Кто быстрее»
-Физкультминутки: «Огород», «Горох», «Мы овощи сажаем»
-Оформить совместно с родителями и детьми огород на территории дошкольных групп.
3 этап – заключительной.
Результаты:
1. В ходе проведения проекта дети получили знания о разнообразии растений, о значении света, тепла и влаги для них.
2. В ходе исследовательской деятельности получили представление о разнообразии посевного материала.
3. Создание грядки с томатами и морковью на огороде дошкольных групп.
4. Дети более уважительно стали относится к труду и заботиться о сохранности своего огорода.
5. Участники проекта (воспитатели, дети и родители) получили положительные эмоции от полученных результатов.
6. Сбор урожая.