наталья куркина
Проект для детей второй младшей группы на тему «Профессии»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема проекта : «Все профессии важны, все профессии нужны»
Труд – основа нашей жизни, нашего благосостояния. У каждого человека должны быть воспитаны чувства глубокого уважения и благодарности к людям любой профессии. Знакомство с трудом взрослых необходимо начинать с дошкольного возраста. Очень важно, чтобы дети понимали: любой труд почетен и нужен людям. Самые первые представления о труде дети получают в семье и в детском саду. Проблема формирования представлений дошкольников о мире труда и профессий недостаточно разработана в педагогике, хотя, казалось бы, всем ясна огромная роль представлений о профессиях и труде. В детских садах формирование представлений о мире труда и профессий подчас осуществляется недостаточно целенаправленно и систематически. В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. С первых шагов ребенка, родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребенка, стараясь предопределить его профессиональную судьбу. Перед дошкольниками не стоит проблема выбора профессии. Но поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то дошкольный возраст можно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем. Представления о профессиях у ребенка 4-6 лет ограничены его пока небогатым жизненным опытом – работа мамы и папы, воспитателя в детском саду, профессии повара, врача, продавца, парикмахера, но об этих так или иначе знакомых профессиях дети знают, как правило, мало и весьма поверхностно.
Публикация «Проект для детей второй младшей группы на тему „Профессии“» размещена в разделах
Проблема:
Почему мы обозначили данный проект для работы? Для этого существовала несколько причин:
– у дошкольников нет четких представлений о разнообразии трудовой деятельности взрослых;
– не сформированы знания о конкретных действиях некоторых профессий;
– не четко представляют, какие существуют особенности в той или иной профессии;
– не могут назвать конкретные предметы, необходимые одной или другой профессии.
Условиями реализации проекта являются : создание интереса у детей, участие родителей и педагогов детского сада в реализации проекта, разработка конспектов занятий по ознакомлению детей с профессиями. Сюжетно-ролевые игры ориентированы на развитие у воспитанников таких качеств, как чувство уважения к сотрудникам детского сада, чувство ответственности при выполнении трудовых поручений.
Актуальность темы проекта обусловлена тем, что он позволяет максимально обогатить знания и представления дошкольников о труде взрослых. Структура и содержание проекта отражают последовательность ознакомления детей с профессиями людей. Представления о профессиях у ребенка ограничены его небогатым жизненным опытом. Что бы расширить знания о разнообразии профессий было принято решение о создании детско-родительского проекта на тему : ”Все профессии нужны, все профессии важны”.
Следовательно, если мы создадим и реализуем проект то :
1. Будем способствовать становлению устойчивого интереса о роли труда взрослых в жизни общества.
2. Будем формировать представления у детей нравственных и этических норм.
3. Будем воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий.
Ориентация в океане человеческих занятий является важнейшим звеном социальной адаптации ребенка. То есть, формирование представлений детей о мире труда и профессий – это необходимый процесс, который актуален в современном мире. И начинать знакомство с профессиями нужно именно с семьи: с мамы и папы, бабушки и дедушки, то, что ближе детям.
Продолжительность проекта : долгосрочный
Цель проекта : Сформировать знания детей о существующих профессиях; развивать умение чётко различать и ориентироваться в профессиях. Познакомить детей с разнообразием профессий и важности труда в любой профессиональной деятельности, привлечь родителей профессиональной ориентации детей.
Задачи проекта
— Обогатить представления детей о многообразии мира профессий в обществе;
— Расширить у детей знания и представления о профессиях своих родителей (место работы родителей, значимость их труда; гордость и уважение к труду своих родителей);
— Расширить представления о разных видах труда, о структуре трудового процесса (цель, мотив, материал, инструменты, набор трудовых действий, результат);
— Развивать умение соотносить результаты труда и набор трудовых процессов с названиями профессий;
— Воспитывать осознанное отношение к ценности труда взрослых;
— Пробуждать любознательность и интерес к деятельности взрослых;
— Обогащать словарь детей за счет специальных терминов, характерных для той или иной профессии;
— Показать взаимосвязь между разными видами труда;
— Учить отображать представления о трудовых процессах взрослых в сюжетно-ролевых играх, передавая в игре отношение взрослых к работе;
— Развивать творческое воображение, способность совместно развёртывать игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников, воображая себя в разных социальных ролях;
— Развивать понимание и умение оценивать поступки людей;
— Развивать умения пользоваться речью-доказательством для обоснования своих суждений;
— Побуждать детей задуматься о выборе будущей профессии.
Ожидаемые результаты по проекту :
Что мы хотели увидеть в процессе реализации проекта :
- Ориентировку детей в существующих профессиях, таких как повар, врач, парикмахер, продавец;
- Понимание детьми значимости этих профессии;
- Умение организовывать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний о профессиях;
- Проявление признательности и уважения к труду взрослых;
Предварительная работа
В процессе предварительной работы нами были проведены следующие мероприятия:
Пополнили уголок «Кухня» атрибутами: фартуки, посуда, овощи, фрукты,
Пополнили игру «Больница» атрибутами: шприцы, градусники, таблетки, фонендоскоп;
Внесли дидактические и настольные игры «Мамины помощники», «Чудесный мешочек», «Все работы хороши», «Профессии»(разрезные картинки)
Пополнили библиотеку книгами: К. Чуковский «Федорино горе», «Умные машины», «Айболит»
Оформили альбом «Все профессии нужны, все профессии важны» (стихи, загадки, узнай профессии по теням)
Папка передвижка о профессиях
Папка «Профессии»
Папка «Профессии моих родителей»
Внесли репродукцию картин «Врач», «Парикмахер», «Повар», «Шофёр», «Продавец».
Добавить в уголок мальчиков транспорт: грузовые машины, легковые автомобили, трактор, спец. машины.
На подготовительном этапе проводились беседы с детьми, читали рассказы о профессиях, рассматривали иллюстрации по теме «Профессии».
Дети задавали очень много вопросов, например:
- Почему у всех людей разные профессии (Арина Д.)
- Какая профессия самая хорошая?
- Кто такие летчики? Почему они летают в небо? (Максим С.).
Анализ вопросов, которые задавали дети о профессиях, позволили сделать ряд важных выводов:
Познавательные возможности дошкольников по данной тематике не очень велики.
Подавляющее большинство вопросов возникает у детей на основе наблюдений реальных явлений и собственных логических рассуждений.
Дети задают много вопросов о профессиях, так как данная тема интересна для них, и она напрямую связана с профессиями родителей.
Как найти ответы на все интересующие вопросы:
- Катя попросила маму найти картинки по своей профессии.
-Захар решил попросить родителей рассказать о своей профессии.
Данный проект поможет детям научиться добывать информацию из различных источников.
На втором этапе в качестве средств обучения, с учётом возрастных особенностей детей, использовались:
1. плакаты;
иллюстрации;
сюжетные картинки,
отображающие различные профессии; настольные игры,
2. альбомы по разным видам профессий;
1. •организация предметно-развивающей среды
2. •реализация проекта
3. •работа с родителями в рамках проекта
4. •работа с учителем логопедом в рамках проекта фотоотчет
5. •подведение итогов проекта
На 3-м этапе, детям был предложен наглядный и дидактический материал: иллюстрации, картинки. В процессе деятельности дети учились рассуждать, анализировать. Работа проходила последовательно и в системе.
В ходе реализации проекта дети получили представление о различных профессиях, о их важности в жизни людей.
Данная деятельность способствовала развитию логического мышления, творческого воображения, а также умения детей устанавливать причинно-следственные связи данных профессий.
Методический и дидактический материалы были скомплектованы по принципу тематического планирования.
Суть тематического планирования в том, что:
• при ознакомлении с профессиями дети получали новые знания;
• все остальные виды деятельности (развитие речи, лепка и другие) продолжают данную тему;
• родителям предлагались рекомендации, советы по проведению наблюдений, домашнему чтению детям, для закрепления пройденного материала.
Итоги
Такая работа позволила нам систематизировать представления детей, вызвать интерес к профессиональной деятельности взрослых. Дети стали задавать много вопросов, связанных с профессиональной деятельностью взрослых. Интереснее стали игры, где дети подражали взрослым и воспроизводили их действия, присваивали себе роли продавцов, воспитателей, врачей, поваров.
Склонность детей к определенным ролям, играм и видам труда свидетельствует о первых проявлениях «профессиональной направленности» в развитии личности ребенка.
Итогом нашей работы по проекту стало развлечение «Такие разные профессии». Оно прошло весело и ребята получили возможность показать свои приобретенные знания и умения. Также на родительском собрании были подведены и обсуждены итоги реализации проекта и результатом стало оформление фотоальбома «Профессии родителей».