Боброва Анастасия
Проект для детей старшей группы «Знакомство с представлениями о длине»
Проект для детей старшей группы
«Знакомство с представлениями о длине».
Название: «Знакомство с представлениями о длине».
Вид проекта : групповой (краткосрочный).
Тип проекта : практико-ориентированный.
Участники проекта : дети старшей группы, педагоги.
Публикация «Проект для детей старшей группы „Знакомство с представлениями о длине“» размещена в разделах
Введение. Знакомство с длиной позволит решить некоторые задачи математического развития дошкольников, научить измерительной деятельности, а также позволит повысить уровень умственного и сенсорного развития дошкольников.
Актуальность проекта заключена в том, что в повседневной жизни детей дошкольного возраста, как в условиях дошкольной организации, так и дома, возникают различные ситуации, которые требуют определенных знаний, умений и навыков в измерительной деятельности. Если ребенок обладает данными умениями, знаниями и навыками, тем продуктивнее и результативнее становится его деятельность. Научившись правильно измерять, дети смогут использовать эти умения в процессе ручного и хозяйственного труда, в изобразительной деятельности, в конструировании, на физкультуре, в быту. Целенаправленное формирование элементов измерительной деятельности в дошкольном возрасте закладывает основы навыков и умений, необходимых для будущей трудовой жизни.
Так же, актуальность данного проекта заключается в том, что важным условием формирования представлений о длине дошкольника является выбор эффективных, целесообразных методов и приемов, а также форм осуществления данной работы педагогами. Эффективным средством для формирования представлений о длине для детей является проектная деятельность, которая включает в себя совместную деятельность, как воспитателей, так родителей и детей.
Особенность проекта :
- создание условий для активной самореализации, креативности воспитанников,
- интеграции занятий;
- работа с родителями, сотрудничество с социумом.
Цель: повысить у детей старшего дошкольного возраста интерес к занятиям математикой, при помощи применения исследовательской деятельности и экспериментирования с длиной предметов.
Проблема:
- недостаточный уровень представлений о длине;
- неумение пользоваться при измерении длин предметов, как условными мерками, так и измерительными приборами.
Задачи:
- формировать у детей старшего дошкольного возраста представления о длине;
- научить приемам и усвоению элементарных способов измерительной деятельности;
- развить у детей интересы к измерительной деятельности,
- научить умению точного определения и дифференциации длины, как пространственного признака предметов, научить передавать мысли, отражая их речью;
- совершенствовать глазомер, расширить представления об окружающей действительности;
- совершенствовать познавательную сферу, развивать наглядно-образное и логическое мышление, способствовать развитию органов чувств4
- заложить основы навыков и умений, необходимых для будущей трудовой жизни.
Продукт проекта : заключительный математический досуг «В гостях у Феи Длины».
План реализации проекта :
Февраль (1-ая неделя)
Вхождение в проблемную ситуацию по усвоению материала «Для чего нужно измерение?».
Беседа с дошкольниками: «Зачем человеку нужны измерения? Первые единицы длины. Единицы длины на Руси».
Игровое упражнение «Завяжем кукле бантики».
Воспитатель показывает детям куклу с одной косичкой, предлагает сделать ей две косички и завязать бантики. Воспитатель поясняет, что одна ленточка уже есть и ей надо подобрать пару такой же длины. «Что нужно сделать, чтобы отрезать ленточку такой же длины?» - спрашивает воспитатель. Дети высказывают свои предложения. Воспитатель подводит их к необходимости использования условной меры. Дети вместе с воспитателем рассматривают адекватные меры и выбирают картонные полоски и ленточки путем непосредственного сравнения. При помощи картонной полоски воспитатель вместе с детьми отмеряет и отрезает ленточку нужной длины, сравнивает ее с первой ленточкой и завязывает кукле бантики.
Экспериментирование по исследовательской деятельности: «Что значит длиннее, короче, шире, толще, тоньше, выше, ниже».
ООД. Конструирование «Дом» - по заданным меркам.
Досуг: «Виды измерения в прошлые века (пядь, сажень, локоть….)»
Реализация исследовательской деятельности в самостоятельных действиях, играх «Лего, постройки из конструктора, работа с бумагой»
Экспериментирование путей измерения «Поставим книги в полки».
Памятки «Мерка, как единица измерения».
Творческая деятельность «Подберем по видам измерения мерку» (веревка, тесьма, полоска, палка, лента, банка, стакан, ложка и пр.).
ООД. Подвести к работе с линейкой при линейном измерении.
Исследовательская деятельность – «Как переставить тумбочку в нишу? Какие линейные измерения будем проводить и с помощью какой мерки?
Создание проблемной ситуации, заставляющую прибегнуть к измерению высоты, длины, ширины.
Правила по исследованию детей измерению линейных величин «Начни с конца, клади прямо, отмечай и отсчитывай меткой. Результат покажи цифрой».
НОД «Полезные советы: обозначай мерку меткой или точно считай».
Творческая деятельность: изготовление мерок для измерения линейных предметов и изготовление эквивалентных меток для отсчета.
Исследовательская деятельность: «Выбери мерки, которыми измеряют разные величины».
Педагог предлагает детям «посадить огород» на большом ватмане, так, чтобы в нем были грядки и клумбы разной длины, размера, цвета.
Дети выполняют аппликацию, получившейся работой украшают группу.
Исследовательская деятельность: «Измерь шагами размер ковра». Почему разное количество получается в результате измерения.
Самостоятельная деятельность: «Я сам создаю линейную мерку, по ней создаю конструкцию».
Творческая деятельность: «Зарисуем мерки».
Февраль (2-ая неделя)
Эксперимент: «Результат пересчета зависит от величины мерки?»
Дидактическая игра: «Определи предмет по параметрам : длиннее, короче».
Беседа: «Инструменты измерения».
Педагог: «Ребята, а как вы думаете, что бывает коротким, а что длинным? При помощи чего можно измерять длину, ширину предметов, вещей?».
Педагог показывает детям линейку, метр, гибкий сантиметр, рулетку, объясняет, как люди пользуются этими измерительными инструментами, предлагает детям самим попробовать измерить длину и ширину стола линейкой, метром, рулеткой, а длину юбки у девочек, их талии - при помощи гибкого сантиметра.
Педагог: «Было время, когда человек измерял длину предмета при помощи рук и ног».
Например: существовала такая единица измерения, как шаг. В шагах обычно измеряли расстояние от одного места до другого. Или длину могли измерять локтями. Локоть прикладывали к предмету и таким образом измеряли его длину. Можно было измерять длину ладонью.
На Руси пользовались единицей «пядь» - расстояние от большого пальца до конца мизинца при условии, если вы их очень сильно раздвинете. Все эти измерения были неточными, ведь у разных людей длина локтя и шага различна. У высокого человека шаг большой, а у маленького - маленький. Если бы они измеряли одно и то же расстояние в шагах, у них бы получились разные ответы.
Педагог: «Измерьте в ладонях длину вот этой синей полоски. Сколько у вас получилось?»
Дети: «5».
Педагог: «А теперь я измерю. У меня получилось, что длина этой полоски 3 ладони. Полоски одинаковые, а ответы разные. Как вы думаете, отчего это происходит?»
Дети: «Ваша ладонь больше».
Педагог: «Моя ладонь больше, она только 3 раза поместилась в длине полоски. А у вас ладошка маленькая. Она умещается на полоске большее число раз – 5. Из-за таких разногласий люди могут не понимать друг друга. Поэтому решили ввести единую для всех единицу измерения длины. Например, сантиметр. 1 см – это длина вот такой маленькой полоски (показывает образец). Измерьте в сантиметрах длину полоски. Сколько получится? (Измеряют моделями сантиметра)».
Дети: «10 раз сантиметр поместился в полоске – 10см».
Педагог: «У меня тоже получилось, что длина этой полоски 10 см. Мы измеряли длину одинаковой единицей, поэтому у нас получились одинаковые результаты».
Февраль (3-ая неделя)
НОД «Полезные советы: обозначай мерку меткой или точно считай».
Дидактическое игровое упражнение «Попрыгаем на скакалках».
Педагог открывает коробку со скакалками. Просит детей разложить скакалки на 2 кучки: в одну кучку сложить длинные скакалки, в другую - короткие.
- А как вы будете определять, какая скакалка длинная, а какая короткая? (Приложением.)
Когда дети справятся с заданием, педагог задает им еще вопрос:
- Как вы думаете, с какой скакалкой удобней прыгать высоким детям, а с какой - низким?
- Почему?
Педагог предлагает детям взять скакалки, которые подойдут им по росту и попрыгать на них.
(Под веселую музыку дети прыгают на скакалках.)
Игровые упражнения:
«Разложи палочки (Кюизенера) от самой короткой до самой длинной» (палочки у каждого ребенка).
«Найди предмет короче этой полоски».
Из группы предложенных предметов дети находят предмет короче образца – полоски (приложением).
Просмотр мультфильма «38 попугаев». Беседа по сюжету мультфильма.
ООД. «Что такое линейка – прием измерения».
Творческое воображение – Какое морское животное длиннее дельфин или тюлень, кит или морская корова? - развиваем глазомер.
Исследовательская деятельность – Проверь размер животных при помощи измерения линейкой.
Февраль (4-ая неделя)
Заключительный математический досуг «В гостях у Феи Длины».
Тема: «В гостях у Феи Длины».
Цель. Закрепить знания детей по разделу «длина», развивать логическое мышление, смекалку, память, активизировать словарь терминов.
Воспитывать дружеские взаимоотношения в играх, создать радостную атмосферу досуга.
Оборудование. Картина «План зоопарка». Аудиозапись музыки (по выбору педагога, мяч, индивидуальный иллюстративный материал «План зоопарка», разноцветные ленты разной длины и ширины, скакалки разной длины, измерительные инструменты, по 5-7 елок и звезд разной величины на каждого ребенка.
Ход досуга.
Звучит музыка, в комнату входит Фея Длины.
- Дорогие ребята, я знаю, что вы очень любите математику, любите узнавать что-то новое и интересное, и уже о многом можете мне рассказать. Я пришла к вам в гости, чтобы поиграть с вами в разные «измерительные» игры - я ведь Фея Длины, все измеряю, все сравниваю, без меня не существует наука математика.
А измерительные инструменты - мои маленькие друзья. Какие измерительные инструменты вы знаете?
(Дети отвечают, Фея хвалит за правильные ответы, показывает инструменты.)
Фея:
- Отгадайте мои загадки: «Чем можно измерить кубик? А большой дом?», «А чем измеряется дружба?»
Игра «Скажи наоборот».
Фея с мячом становится в центр круга, который образуют дети, бросает поочередно каждому ребенку мяч и произносит слова, к которым дети подбирают антонимы: «Короче-длиннее», «Ближе-дальше», «Начало-конец» и т. д.
Фея Длины :
- А какие «измерительные» игры вы знаете?
Педагог:
- Уважаемая Фея, наши дети знают много игр, в которых они учатся сравнивать предметы по длине.
Я думаю, что ты с удовольствием поиграешь с нами в эти игры.
Фея Длины :
- О, конечно, я ведь хотела этого! Давайте же скорей играть!
Проводятся знакомые игры «Длиннее - короче», «Разложи палочки (Кюизенера) от самой короткой до самой длинной», «Найди предмет короче, длинее».
Фея хвалит детей за хорошую игру.
Фея Длины :
- Я принесла с собой мое задание «В зоопарке» (показывает картину и раздает такие же картины-схемы каждому ребенку)
- Перед вами план зоопарка. Подумайте и укажите ваш путь к слону, от него к жирафу, потом к бегемоту, затем к удаву, и под конец, вам надо съесть мороженое в кафе и выйти из зоопарка на улицу.
К какому животному был самый длинный путь?
Фея Длины : - А теперь во что поиграем?
Педагог: - «Попрыгаем на скакалках»
После игры Фея благодарит детей за приятный вечер, дарит на память подарки, прощается, и под музыку уходит.