Марина Емельянова
Проект для детей старшей группы «Русская изба» (по ознакомлению детей с русской культурой)
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Воеводская СОШ структурное подразделение детский сад Калинка»
Проект для детей старшей группы
"Русская изба"
(по ознакомлению детей с русской культурой)
Подготовил: воспитатель Емельянова М. Г.
2024 г.
Паспорт проекта
Тип проекта: комбинированный, познавательно-речевой, взросло-детский
Продолжительность проекта: 1 месяц
Участники проекта: дети подготовительной группы, родители, воспитатели группы
Актуальность проекта
Дошкольным учреждениям отведена основная роль в воспитании патриотизма, так как именно в детских садах происходит духовно-нравственное становление детей и подготовка их к самостоятельной жизни, чувства принадлежности к мировому сообществу.
Как же ввести дошкольников в мир русской культуры? Мы начинаем с того, что понятно любому малышу, — с семьи. Ведь то, что происходит в семье сейчас, происходило всегда: так же готовили, убирали в избе, ухаживали за ребенком и стариками. Изменились условия жизни, предметы быта, но сохранилась суть: мама готовит, стирает, ухаживает за всеми, т. е. занимается женской работой. Папа занимается ремонтом, строительством, т. е. занимается мужской работой, дедушка и бабушка помогают молодой семье по дому. Об этом рассказывают народные сказки, поговорки, песни, игрушки.
Одной из важнейших задач педагога является развитие у детей индивидуального эмоционального отношения к предметам быта. Бережное, уважительное отношение к мнению каждого ребенка и воспитание привычки любоваться и искренне делиться своими впечатлениями, знакомиться с предметами быта в коллективе предоставляет ребенку возможность формировать свое личное мнение, а воспитателю – заинтересованно «сотрудничать» с детьми, полностью исключая авторитарность. Такие отношения взрослого с детьми помогают вызвать устойчивый интерес к искусству, вместе восхищаться росписями по деревянным и глиняным изделиям, учить понимать многофункциональное назначение предметов, их лаконизм, красоту. Воспитатель предоставляет ребенку право выбора в интересующей его игровой ситуации: кому-то нравиться готовить в печи, кому-то – стирать, а кому-то хочется укачивать малышей в люльке.
Самый близкий и понятный вид деятельности для ребенка – это игра. Создание интерьера «Русская изба» дает возможность ребенку поиграть «во взрослую жизнь» в исторической обстановке. «Русская изба» позволяет организовать сюжетно-ролевые игры и театральную деятельность на этнографическом материале. Все предметы «избы» максимально приближены к настоящим по оформлению и соразмерны росту детей. Интерьер «избы» состоит из мебели (стол, лавка, печь, полка для посуды, люлька, предметов быта – посуда, половики, ухват и другая утварь. В «избу» вносятся куклы в русских костюмах, костюмы для детей.
Акцентируется внимание на мужских и женских обязанностях в семье и за пределами дома. Материал для сюжетно-ролевых игр пополняется в течение года в соответствии с планом занятий. Например, к теме «Чаепитие» вносится и рассматривается самовар, затем – сервиз для чаепития, различные травы для заварки, десерты и угощение (муляжи баранок, пирогов, сушек и т. д., выполненные совместно воспитателями, детьми и родителями. Все это размещается в «избе» и обыгрывается вместе с детьми на специальных занятиях и в свободной детской деятельности.
Дети нашего детского сада проявляют активный интерес к русскому быту, к устройству русской избы (к разнообразию старинных предметов домашнего быта, разделение труда в семье, к обычаям и культуре народа, носителями которых они являются.
Цель проекта. Приобщение детей дошкольного возраста к культуре русского народа, формирование представлений о русском крестьянском быте, уважения к русской народной культуре, посредством знакомства с основами русской избы.
Задачи проекта:
• познакомить детей с устройством русской избы; изготовить макет русской избы;
• познакомить с крестьянским подворьем;
• познакомить с многообразием предметов домашнего обихода, их названиями и назначением;
• расширять словарный запас: изба, кровля, сруб, венец, ушат, люлька, прялка, лавка, сундук;
• воспитывать патриотические чувства.
Участниками данного проекта являются дети подготовительной к школе группы, воспитатель, родители.
Методы проекта: исследовательский, творческий.
- занятия
- наблюдения
- беседы
- чтение художественной литературы
- обобщение
- прогнозирование
- самостоятельная творческая деятельность
- оснащение предметно-пространственной среды
- игровые технологии
- работа с родителями
Данный проект осуществляется в рамках педагогической системы:
• с детьми в специально организованной деятельности, совместной деятельности взрослого и ребенка или подгруппы детей, самостоятельной детской деятельности;
• с родителями в просветительской работе, в специально организованной совместной деятельности.
Этапы реализации проекта:
1. Подготовительный.
2. Основной.
3. Заключительный.
№ Тема
Подготовительный
1. Знакомство детей с русской избой
Цель: Закрепление представлений детей о внутреннем убранстве избы, названии и назначении мебели.
2. Чтение энциклопедий, литературных произведений. Чтение и заучивание: потешки, загадки, поговорки, пословицы, заклички, дразнилки, пестушки, скороговорки, сказки.
Цель: Познакомить детей с народным фольклором.
Основной
1. Рассказ воспитателя о русской избе
2. Рассматривание «Старинных предметов домашнего быта»
3. НОД: «Загадки о предметах быта»
4. НОД рисование «Русская печь»
Цель: Учить детей проявлять интерес к русскому быту.
5. НОД: «Как строили дом на Руси»
Цель: Учить детей выразительно передавать образы объектов традиционной русской культуры.
6. НОД: «История появления тряпичной куклы, её роль и место в крестьянском быту» (изготовление тряпичной куклы).
Цель: Знакомить детей с народно-прикладным искусством.
7. Слушание народных песен (аудиозапись).
Пение знакомых колыбельных песен.
8. Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Дом», «Дочки-матери».
Цель: Формирование умения пользоваться предметами быта, посудой, одеждой, «разворачивать» сюжет, объединяться в игре.
Заключительный
1. Изготовление макета старинной русской избы
Цель: Дать понятие «красный угол».
2. Оформление выставки «Русская изба»
3. Создание совместно с родителями выставки «Предметы русского быта»
4. «Светлая Пасха» - финальное мероприятие проекта
Цель: Знакомство с традициями проведения русского праздника.
Ресурсное обеспечение: конспекты НОД, наглядные материалы (альбомы, слайды, энциклопедии, материалы для творчества, предметы домашнего обихода (сундук, печь, лавки, ушат, люлька, посуда.
Работа с родителями:
• консультация «Как люди на Руси жили»;
• оказание родителями помощи в оформлении выставки.
Гипотеза проекта: Если не знать, не беречь традиции русской культуры, то русская культура навсегда исчезнет из нашей жизни.
Предполагаемый результат:
1. Дети получат обширные знания об истории крестьянского жилища – избы, о её устройстве, крестьянского подворья и его элементов.
2. Дети познакомятся со старинными предметами домашнего обихода.
3. Словарный запас обогатится названиями предметов русского быта.
4. Совместными усилиями детей и родителей создадим макет русской избы и подворья.
Конспект непосредственно образовательной деятельности
«Знакомство детей с русской избой»
Цель:
• Познакомиться с укладом жизни и крестьянским подворьем.
Задачи
• Познакомить с крестьянским подворьем
• Изготовить макет крестьянского подворья.
Деревенский двор
Все дома в деревне строили не хаотично, а лицом к лицу, образовывая улицу. С улицы можно было попасть во двор – часть земли, вокруг дома, жилых и хозяйственных помещений. Чтобы попасть во двор, надо было вначале открыть ворота. Они были тяжелыми и массивными. Ручку заменяли тяжелые чугунные кольца. Ими стучали в ворота вместо современного звонка.
Каждый двор был огорожен оградой, которая делала его защищенным от вредных сил. Для защиты двора, хозяйственных построек углы двора, как и дома в праздники окропляли святой водой.
Во дворе бабушки стояла самая настоящая изба. Чтобы зайти в нее, надо было взойти на крыльцо. Крыльцо - “распахнутые руки” дома. Оно связывает его с улицей, соседями. “Жить в соседях - быть в беседах”, - говорит русская пословица.
Русская изба - это деревянная постройка. В старину строили без гвоздей, однако все брёвна стояли плотно друг к другу – не сдвинуть.
Изба считалась самой настоящей Вселенной - чердак и крыша были небом, чердачное окно - “солнышком”, потолочная балка - осью небесной, а пол и подпол - “нижним миром”. Окна - “глаза” дома. “Одно кривое окно весь фасад портит”, - говорили в старину.
Дом был домом Рода, поэтому по сей день, мы говорим – “Родной дом”
На доме обязательно вешали скворечник, для того, чтобы в нем могли селиться скворцы, от которых много пользы: весной ходят они по полям, собирая насекомых и их личинок, зимовавших в земле, а летом отыскивают и поедают в большом количестве различных гусениц, жуков-листоедов.
Мой дом – моя крепость!
Наши предки знали, где можно строить дом, а где нельзя, какое дерево можно брать, когда его лучше заготовить, а потом ещё надо было уметь бревна обтесать, знать, как их сложить, чтобы дом не развалился, вырезать обереги, и чтоб вода была рядом, и чтоб не в низинке, а то затопит, и чтоб чувствовать себя в доме хорошо, не тяжко. Долго присматривались – приглядывались, а то и “знака” ждали – то ли свет мигнёт, сквозь облака пробьётся, то ли птица пролетит да в заветное место сядет, то ли зверь, мимо идущий, особо глянет – стало быть, место доброе, богами отмечено, можно селиться, можно избу ставить…
Первое, что нужно было сделать, - защитить место будущего дома, поэтому опахивали его кругом – знаком неба и солнца – чтобы отпугнуть все недоброе. Позже берёзку в центр будущего дома вкапывали: береги, Берегиня! Камни матёрые с четырёх сторон света привозили, чтобы каждая сторона в доме своей была, чтобы стены крепче были. И для начала работ особые дни выбирали - нечетные, как правило, чтобы чётное, женское начало хаоса в работу не вносило и ни чем ей не вредило. Редко когда человек сам себе дом ставил – звал родню и всех добрых людей на помощь, чтобы быстрее управится, чтобы лучшие мастера своё умение показали, чтоб дом краше был, наряднее, милее. А потом сам шёл другим помогать, когда в том надобность была. Дерево для дома тоже не вдруг выбирали, ведь у каждой породы - своё предназначение. Заготавливали его зимой, когда самый мороз, что тоже по-своему объясняли: “Спит дерево, ему не больно!”. Можно, конечно, и по - другому объяснить - соки не бродят, дольше дом стоит, но как по-доброму, как красиво - “ему не больно!”
Крестьяне жили своим хозяйством, поэтому на дворе обязательно выкапывался погреб — постоянное помещение для хранения припасов и солений. Чтобы в погребе поддерживалась постоянная температура, его углубляли в землю.
На огороде - участке земли, предназначенной для выращивания овощей, росли картошка, лук, морковь, репа, горох, капуста, редька, свекла, плодоносили плодовые деревья: яблони, вишни, кустарники: смородина, крыжовник, малина. Огород был огорожен забором, чтобы на него случайно не забрели соседские животные.
Для нужд семьи и полива нужно было много воды. Добывали воду с помощью колодца. Его рыли во дворе или на огороде, часто типа «журавль». Чистой водой поили уставшего путника. За колодцем следили: ремонтировали, чистили. Только тогда в нём всегда была чистая студёная и вкусная вода.
Постройки во дворе
В крестьянском дворе было много построек: сарай, хлев, овин, амбар, гумно и т. д.
Сарай - крытое нежилое помещение для хранения различного имущества: грабли, вилы, метла и т. д. возле сарая – поленница дров для отапливания избы в холодное время года. Над сараем располагался сеновал — место, предназначенное для складирования сена и защиты его от дождя и снега. Часто сарай строили рядом с хлевом.
Хлев — крытый загон для крупных домашних, овец, свиней и других животных. Хлев должен был защитить скот от холода, дождя и снега. В зимнее время животные находятся в хлеву практически постоянно.
У наших прабабушки и прадедушки тоже были домашние животные: коровы, овцы, козы, свиньи, куры, утки, гуси, собаки и кошки.
Овин - хозяйственная постройка, в которой сушили снопы перед молотьбой.
Амбар - хранилище жита (зерна). Изнутри амбары делились на отделения, которые назывались закромами или сусеками.
Гумно - огороженный участок земли в крестьянском хозяйстве, предназначенный для хранения, молотьбы и другой обработки зёрен хлеба. В гумне стояло деревянное сооружение, называемое рига или овин, в котором сушатся снопы и молотится зерно.