Татьяна Кулешова
Проект для детей старшего дошкольного возраста «Все работы хороши, выбирай на вкус!»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Тополек» р. п. Мокроус Федоровского района Саратовской области
Проект
для детей старшего дошкольного возраста
«Все работы хороши, выбирай на вкус!»
Выполнила : воспитатель высшей категории
Кулешова Татьяна Владимировна
2019 г
Актуальность реализации проекта
Публикация «Проект для детей старшего дошкольного возраста „Все работы хороши, выбирай на вкус!“» размещена в разделах
- Проекты
- Профессии. ВСЕ материалы про труд взрослых и профессии
- Профессии. Проекты
- Старшая группа
- Темочки
Мир профессий в обществе – сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система. Отношение к профессии вырабатывается в процессе социализации личности, который охватывает и дошкольный период.
С младшего возраста дети говорят, кем будут, когда вырастут, часто подражая своим родителям. Беседуя со своими воспитанниками, мы выяснили, что они недостаточно знают о профессиях. На вопрос: «Где работают твои родители?» - дети односложно отвечают: «На работе», «В школе». Не говоря уже, о понимании названия специальности и трудовых обязанностях своих родителей.
Поэтому, очень важно познакомить детей с профессиями, рассказать о тех характерных качествах, которые требует та или иная профессия. Углубленное изучение профессий через профессии своих родителей способствует развитию представлений об их значимости, ценности каждого труда, развитию доказательной речи.
Знакомство детей с трудом взрослых — это не только средство формирования системных знаний, но и значимое социально-эмоциональное средство приобщения к миру взрослых, приобретение детьми опыта общения с людьми. Ознакомление с профессиями родителей способствует дальнейшему вхождению ребёнка в современный мир, приобщению к его ценностям, обеспечивает удовлетворение и развитие познавательных интересов мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста.
Поэтому и возникла идея создания данного проекта. Этот проект поможет на примере ближайшего социального окружения познакомить дошкольников с миром профессий.
Проблема: недостаточная информированность детей о разнообразии профессий, а так же профессиях своих родителей.
Тип проекта : долгосрочный, исследовательский, творческий.
Участники проектной деятельности : воспитанники и родители подготовительной к школе группы «Ромашка» МДОУ –д/с «Тополек» р. п. Мокроус.
Срок реализации проекта : сентябрь 2017 г. – апрель 2018г.
Цель: ознакомление детей с различными профессиями взрослых, формирование у старших дошкольников трудовых навыков, обеспечение начальных профориентационных представлений с помощью наблюдений, дидактических и методических пособий. Воспитание уважения к труду представителей разных профессий.
Задачи:
Речевое развитие:
1. Обогащать словарь путем введения новых понятий «профессия», «профессионал», «семья», названий профессий;
2. Расширять общий кругозор;
3. Развивать связную речь.
Познавательное развитие:
1. Расширять представления о разных профессиях; трудовых действиях, совершаемых взрослыми; о материалах, необходимых для работы;
2. Пробуждать у детей любознательность и интерес к деятельности своих родителей.
Социально – коммуникативное развитие:
1. Развивать коммуникативные навыки;
2. Воспитывать любовь и уважение к членам семьи;
3. Создавать условия для активной, самостоятельной, творческой, игровой деятельности детей;
4. Способствовать обогащению детско-родительских отношений опытом совместной творческой деятельности; вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада;
5. Воспитывать уважение и благодарность к людям труда, желание выполнять любое поручение добросовестно и ответственно.
Художественно – эстетическое развитие:
1. Приобщать детей к разным видам творческих профессий (швея, художник, фотограф);
2. Познакомить с произведениями художественной литературы по теме проекта, работами художников.
Условия реализации проекта :
-Организация развивающей предметно – пространственной среды в ДОО, выступающей в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности дошкольника, обеспечивающая эмоциональное благополучие детей и отвечающая их интересам, потребностям, желаниям.
-Осуществление коммуникативно-диалоговой основы взаимоотношений дошкольников с взрослыми и сверстниками как аспект личностного развития ребенка при регулярной включенности игры в образовательный процесс ДОУ и семьи.
-Создание единого ценностно-смыслового сотрудничества педагогов и родителей на основе понимания сущности проблемы, форм и методов обеспечения социальной успешности детей.
Формы реализации проекта :
Беседы;
Непосредственная образовательная деятельность;
Наблюдения и экскурсии;
Познавательное чтение;
Сюжетно – ролевые, дидактические, имитационные игры;
Презентации;
Выставки.
Ресурсное обеспечение проекта :
Центр сюжетно – ролевых игр в группе;
Методический инструментарий (дидактические игры, конспекты занятий, сценарий праздника и т. д.);
Подборка художественной литературы ;
Подборка демонстрационного материала;
Подготовка презентаций.
Ожидаемые результаты:
- У участников проекта сформировано представление о востребованных в обществе профессиях;
- Дети мотивированы на самостоятельное знакомство с профессиями района, и их общественной значимостью;
-Вовлечение родителей в воспитание и профориентационное сопровождение детей.
Этапы реализации проекта :
1 этап – Подготовительный
2 этап – Основной
3этап – Заключительный
1. Подготовительный этап
Определение цели исходя из интересов и потребностей детей;
Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта;
Обсуждение с родителями проекта, определение маршрутов экскурсий, подготовка к их проведению;
Обеспечение дидактического комплекса для реализации проекта;
Насыщение предметно- развивающей пространственной среды группы тематическим содержанием.
2. Основной этап
План мероприятий по реализации проекта :
Познавательное развитие 1. Рассматривание иллюстраций на тему «Профессии», «Из истории профессий»,
2. Просмотр тематических мультфильмов, например, «Все профессии нужны, все профессии важны» (мультфильм-песенка для малышей, кинокомпания «Парамульт»).
3. Экскурсии:
- Тематические экскурсии по детскому саду (знакомство с трудом медсестры, прачки, повара, заведующей);
- Экскурсия в Детскую школу искусств (знакомство с профессиями художник, преподаватель музыки);
Экскурсия в поселковый Дом Культуры (знакомство с творческими профессиями);
- Экскурсия в библиотеку (знакомство с профессиями сферы культуры заведующий библиотекой, библиотекарь);
- Экскурсия в школу (знакомство с профессиями учитель, директор, завуч);
-Экскурсия в «Магнит» (знакомство с профессиями работников торговли);
-Экскурсия в пожарную часть (знакомство с профессией пожарного).
4. Наблюдение за работой дворника на прогулке;
5. Беседы: «Что надо уметь солдату», «Армия-защитница», «Наша служба и опасна, и трудна», «Солдаты во все времена», «Кто такой ветеринар», «Что такое библиотека?», «Профессия – библиотекарь»
Социально-коммуникативное развитие 1. Сюжетно-ролевые игры: «Магазин», «Столовая», «Супермаркет», «Театр», «Школа», «Аптека»,Наферме», «Ветеринар», «Парикмахерская», «Ателье», «Библиотека», «Поликлиника», «Детский сад», «Салон красоты» и др., настольные игры, строительные игры.
2. Беседа о назначении разных предметов.
3. Беседа о труде взрослых в детском саду;
4. Составление альбома рисунков, выполненных совместно с родителями, «Профессии наших родителей».
Речевое развитие 1. Беседа на тему: «Кто где работает?»
2. Обучение рассказыванию по картинам:
- «Женские профессии» (воспитатель детского сада, учитель, медицинская сестра, швея, повар).
- «Мужские профессии» (полицейский, пожарный, спасатель, шофер)
3. Составление рассказов на темы: «Кем я буду, когда вырасту», «Если был бы я., то…», «Профессии моих родителей»
4. Словесные игры «Назови ласково», «Инструменты ветврача», «Кому что дадим?» и др.
5. Чтение художественной литературы:
С. Михалков «Моя улица», С. Баруздин «Страна, где мы живем», С. Маршак «Почта», Е. Пермяк «Пропавшие нитки», Б. Житков «Впередсмотрящие», Д. Родари «Чем пахнут ремесла», Ричард Скарри «Город добрых дел», Т. Травник «Юный художник», В. Степанов «Художник», Э. Успенский «Играли в больницу», В. Вежливцева «Сказ про швею и влюбленного царя.»
Т. Шорыгина «Артист», «Трудная роль», «Швея», «Новое платье», «Военнослужащий», «Мой папа – капитан», «Книжкина неделя» и др.
Серия книг Инны Карповой «Кем быть?»
Ирина Солнышко «Поиграем в докторов, поваров, парикмахеров»
6. Заучивание стихотворений по теме «Профессии».
7. Вечер загадок о профессиях.
8. Дидактические игры: «Кому что нужно для работы», «Для чего нужен этот предмет?», «Кем быть?», «Умные машины», «От слова к слову», «Магазин», «Знаю все профессии», разрезное лото «Профессии»
Физическое развитие 1. Подвижные игры: «Изобрази профессию», «Самолеты», «Лётчик», «Воробушки и автомобиль», «Вкусный обед», «Иголка и нитка», «Царь-картошка», «Светофор»
2. Пальчиковая гимнастика: «Профессии», «Посуда», «Помощники», «Семья», «В квартире», «Почтальон»
3. Физкультминутки: «Разные профессии нужны», «Самолет», «Покупаем продукты», «Профессии и инструменты», «Космос».
Художественно-эстетическое развитие
1. Рисование: «Мама на работе», «Путешествие в космос», «Театральные декорации»,»Пожарная машина» «Профессия моей мечты», «Веселые клоуны» и др.
2. Лепка из соленого теста «Баранки, крендели, батоны…», «Посуда», «Конфеты» и др.
3. Аппликация: «Украсим платье», «Ракета», «В гостях у доктора Айболита» и др.
4. Конструирование «Робот», «Мосты», «Дома на нашей улице», «Машины» и т. д.
5. Рисование: «Раскраски - Профессии».
6. Прослушивание и заучивание песен о профессиях.
3. Заключительный этап
1. Представление созданных в ходе реализации проекта альбомов «Профессии моих родителей», альбомов иллюстраций «Мамы разные нужны, мамы всякие важны», выставки детских работ «Кем я буду, когда вырасту», презентаций-отчетов о проведении экскурсий.
2. Проведение совместного досуга родителей и детей на тему : «Все работы хороши – выбирай на вкус». ( Конкурсы: «Изобрази человека любой профессии», «Определи по предмету профессию», «Что лишнее?», «Что напутал художник?», «Подбери картинку» и др.).
3. Конкурс на лучший рекламный лист, созданный родителями.
4. Работа с родителями по подготовке костюмов, атрибутов, обустройству игровых зон «Больница», «Супермаркет», «Салон красоты», «Дом», «Театр».
5. Показ открытой НОД на тему: «Супермаркет».
6. Разработка и открытый показ квест-игры для педогогов «Путешествие в Город мастеров».
Практическая значимость результатов проекта
- Имеющиеся результаты (оформленный проект, презентации, конспекты НОД, атрибуты и костюмы для сюжетно-ролевых игр, творческие работы детей, альбомы, музыкальная подборка песен о разных представителях профессий);
- Установлены партнерские отношения с родителями;
- Составлен план мероприятий, включающий разнообразные формы работы.
Список литературы
1. Потапова Т. В. Беседы с дошкольниками о профессиях. /– М: Сфера, 2005. – 64с.
2. Буре Р. С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания. Пособие для педагогов дошкольных учреждений [Текст] / Р. С. Буре. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. – 136 с.
3. Знакомство дошкольников с профессиональной деятельностью взрослых [Текст] / Н. А. Баранова [и др. ] // Молодой ученый. – 2015. – №7.
4. Комарова Т. С. Трудовое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации [Текст] / Т. С. Комарова, Л. В. Куцакова, Л. Ю. Павлова. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009. – 90 с.
5. Кондрашов В. П. Введение дошкольников в мир профессий. Учебно-методическое пособие. – Балашов: Изд-во «Николаев», 2004. – 52 с.
6. Куцакова Л. В. Трудовое воспитание в детском саду. Система работы с детьми 3-7 лет. Пособие для педагогов дошкольных учреждений [Текст] / Л. В. Куцакова – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. – 128 с.
7. Маханева М. Д., Скворцова, О. В. Учим детей трудиться [Текст] / – М. : ТЦ Сфера, 2013. – 64с.
8. Шорыгина Т. А. Профессии, какие они? Издательство ГНОМ и Д, 2010. –93с.