Павловец Дина
Проект для детей старшего дошкольного возраста «Сказка — ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект для детей старшего дошкольного возраста
«Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам у рок»
Актуальность.
В настоящее время сказка, как и другие ценности традиционной культуры,
заметно утратила своё предназначение. Этому способствовали современные книги и мультфильмы с упрощённым стилем пересказа известных сказок, часто
Публикация «Проект для детей старшего дошкольного возраста „Сказка — ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок“» размещена в разделах
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Проекты. Проектная деятельность
- Сказка. Проекты по сказкам
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» июль 2024
искажающим её первоначальный смысл, превращающим сказочное действие из нравственно - поучительного в чисто развлекательное.
Рассказывая или читая сказки, сравнивая их, взрослые помогают ребёнку понять, о чем намекают сказки и какова главная их мысль. Ведь сказка – ложь, да в ней
намёк.
Ни для кого не секрет, что дети обучаются в игре, а сказка - это та же игра, только игра в воображении. В связи с этим возникло желание осуществить проект, который сможет приобщить ребёнка к миру человеческих ценностей через
организацию театрализованной деятельности.
«Если вы хотите, чтобы ваши дети были умными – читайте им сказки. Если вы хотите, чтобы они ли ещё умнее – читайте им больше сказок» (Альберт Эйнштейн).
Цель проекта : создать условия для активизации речевого, социально - коммуникативного общения дошкольников. Привитие любви к русским народным сказкам через организацию театрализованной деятельности
Задачи проекта :
- формировать у детей интерес к сказкам;
-формировать умение выразительно инсценировать эпизоды сказок;
- развивать коммуникативный и социальный опыт дошкольников;
- развивать отзывчивость, внимание к людям, терпимость, взаимопомощь;
- способствовать повышению уверенности в себе и самостоятельности;
- формировать понимание добра и зла;
- воспитывать бережное отношение к книге;
- формировать у родителей активную позицию в воспитании и образовании детей.
Подготовительный этап. Проводились беседы «Моя любимая сказка», «Мой любимый сказочный герой», «Опиши сказочного героя». Создавались игровые ситуации «Рассказываем сказку по цепочке», «Придумай сказку», «Из какой сказки герой?», «Злые и добрые герои». Предлагалось создать небольшие этюды по ранее прочитанным сказкам «Гуси -лебеди», «Красная Шапочка», «Три поросёнка».
В ходе проведённых мероприятий выяснилось, что у детей недостаточно хорошо сформированы представления о добре и зле, развиты воображение и фантазия, речевые и творческие способности, навыки общения, эмоциональная отзывчивость. Дети не в полной мере могут дать оценку поведению героев, затрудняются в установлении последовательности и связи событий.
Проект «Сказка - ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок» предназначен для осуществления увлекательной игровой, творческой деятельности, направленной на активизацию речевого, социально -коммуникативного общения. Интеграционный подход, осуществляемый в проекте, развивает речевую деятельность, творческие способности, навыки общения, эмоциональную отзывчивость ребёнка, способствует повышению уверенности в себе и самостоятельности.
Основной этап. У детей расширился уровень знаний о сказках, умение узнавать их, определять героев и отношения между ними, способность понимать связь между событиями и строить умозаключения. Были проведены следующие мероприятия:
- чтение и анализ содержания русской народной сказки «Никита Кожемяка», которая показывает детям, что нужно быть милосердным, сострадательным, справедливым и защищать сограждан в трудное время; «Докучные сказки», в конце которых рассказчик задаёт вопрос, на который дети обязательно должны дать ответ, он и будет использоваться для очередного повтора сказки; ненецкой народной сказки
«Кукушка» в обработке К. Шаврова, которая учит любить родителей, уважать их, помогать им вести хозяйство, быть послушными, добрыми, аккуратными, ласковыми, а также учит почтению к старшим; чешской народной сказки «Златовласка» в обработке К. Паустовского, которая учит помогать другим, а на добро и зло отвечать добром; сказки Р. Киплинга «Слонёнок», где очень любопытный, пытливый, упорный и настойчивый слонёнок проявлял неумеренное любопытство, которое было причиной многих неприятностей, но принесло и немалую выгоду;
- игры -драматизации для коррекции личности: снятие зажимов, закомплексованности, неуверенности в себе;
- игры–беседы с куклами -персонажами сказок;
- рассматривание иллюстраций с постепенным переходом к простейшему моделированию;
- изобразительная деятельность: рисование «Моя любимая сказка», лепка
«Сказочный герой», картинки – раскраски сказочных героев;
- занятие – инсценировка по русской народной сказке «Заюшкина избушка»;
- пальчиковый театр по русской народной сказке «Рукавичка»;
- прослушивание русских народных сказок в аудиозаписи;
- рассказывание сказок по схеме;
- игры «Из какой сказки герой» «Одень сказочного героя» «Угадай сказку»
«Назови сказку» «Расскажи сказку».
Заключительный этап. Были созданы папки – передвижки для педагогов и родителей детей старшего дошкольного возраста : «Почему полезно читать ребёнку сказки на ночь?», «Формы и методы работы со сказками в рамках арт -терапии»,
«Сказка как опыт работы мышления детей дошкольного возраста», «Роль театрализации в оздоровлении и развитии творческого потенциала дошкольников».
Созданы дидактические игры по мотивам русских народных сказок : «Собери сказку», «Сказочный герой, кто он?», лото.
Организована выставка «Моя любимая сказка» (совместное творчество родителей и детей) для родителей и сотрудников детского сада.
Музыкально -театрализованное представление «Что за прелесть эти сказки!» для детей старшего дошкольного возраста.
Предполагаемые результаты.
- повысить профессиональное мастерство педагога;
- у детей накопить эстетический и эмоциональный опыт при чтении и обсуждении сказок;
- имеют первичные представления о моральных нормах поведения;
- повысить интерес к речевому общению между детьми;
- сформировать умение инсценировать эпизоды сказок, применять свои знания в беседе, добиваться связных высказываний;
- раскрыть артистические способности детей;
- повысить статус семейного воспитания.
В своём проекте, на наш взгляд, нам удалось донести до детей и понять, что такое сказка, и как она влияет на воспитание подрастающего поколения.
Слушая сказки, малыш получает редкую возможность стать сильным, ловким, добрым, великодушным, смелым и мужественным, то есть, найти своё место в реальном мире. Волшебный мир сказки способствует развитию воображения и фантазии ребёнка, воспитывает милосердие и доброту, способность души к отрицанию зла.
Продукты деятельности проекта :
Показ настольного театра «Три медведя» для воспитанников младших групп. Показ театрализованной сказки «Теремок» детям младшего возраста.
Оформление мини-музея «Герои сказок» для ребят другой старшей группы.