Татьяна Семенченко
Проект для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в царство времени»
▼ Скачать + Заказать документы
Поисково-исследовательский проект для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в царство времени»
Вид проекта : познавательно-исследовательский.
Продолжительность проекта : краткосрочный.
Участники проекта : дети старшей группы, воспитатели.
Цель проекта : формирование представлений детей о времени.
Публикация «Проект для детей старшего дошкольного возраста „Путешествие в царство времени“» размещена в разделах
Задачи проекта :
- развивать интерес к поисково-исследовательской деятельности;
- формировать у детей представление о времени;
- расширять кругозор детей через знакомство с разными видами часов и их назначением;
- научить определять время, части суток, дни недели с помощью опытов и экспериментов;
- стимулировать познавательную активность, создавать условия для исследовательской деятельности.
Предполагаемый результат:
На основе систематизации и обобщения знаний дети научатся ориентироваться во временных отношениях (части суток, дни недели, месяц, год, час, минута, секунда).
Актуальность:
Главная цель-дать детям представление о понятии времени в игровой форме, интересной детям. Что такое время? Для чего нужны часы? Какие бывают часы? В рамках проекта попробуем найти ответы.
Часы! Какая распространенная и всеми известная вещь. Без часов никак не обойтись, они с нами повсюду. Часы у нас на руке и в кармане, дома и на улице, часы в школе, детском саду и на космодроме, на вокзале, в автомобиле, часы в самолете и на подводной лодке. Одни часы - круглые, другие - квадратные, одни – толстые, другие – тонкие. Есть часы величиной с горошину, а есть, такие огромные, что и на машине не увезешь. Как много значат в нашей жизни эти маленькие стрелки, которые бегают по кругу как будто без всякого толку! Я предложила детям представить себе, что завтра во всем мире сразу испортятся все часы…сколько было высказано предположений о том, какой страшный беспорядок это вызовет! В море корабли потеряют дорогу, потому что без часов ни один капитан не сможет определить, где находится корабль. Магазины будут работать как захотят. На заводах работа станет невозможной – ведь машины на заводе работают по точному расписанию. Дети будут опаздывать в детский сад, а родители на работу. Я рассказала детям, что сейчас трудно представить, но когда – то часов и в самом деле не было – никаких, ни с пружинами, ни с батарейками, ни с гирями. Не было даже бабушкиных ходиков! И уж, конечно никто не спрашивал друг у друга: «Скажите, пожалуйста, который час?» Время определяли приблизительно: по пению птиц и цветам, по закатам и рассветам или смотрели на солнечное небо. Если солнышко только поднимается из – за горизонта, значит на дворе утро. Солнце прямо над головой? Настал полдень. Мой рассказ вызвал интерес у детей - они захотели узнать, как люди много лет назад могли обходиться без часов, какие часы были раньше, как они возникли. В процессе бесед так же было выявлено, что у детей недостаточно знаний о разновидностях и современных часов. Поэтому я решила в систему воспитательно-образовательной деятельности с детьми включить цикл совместной деятельности на тему «Путешествие в царство времени».
Этапы организации работы проекта.
I этап – подготовительный.
1. Донести до участников проекта важность данной темы.
2. Создать развивающую среду: создать коллекцию часов в группе, подобрать материалы, игрушки, атрибуты для игровой деятельности; дидактические игры, иллюстрированный материал, художественную литературу по теме «Время».
3. Подобрать материал для консультации и бесед с родителями.
4. Составить перспективный план реализации проекта.
II этап – реализация проекта.
День недели Мероприятия
1 неделя
понедельник Беседа «Что такое часы, для чего нужны часы?»
Презентация «История часов»
Досуг «Путешествие в прошлое часов»
Цель: развитие временных отношений у детей старшего дошкольного возраста с целью использования времени рационально и точно.
-Рассказы детей о часах
-Игра «Ходят стрелочки по кругу».
-Развивающая игра «Режим дня»
-Игра «Разбегалочки»
- Эксперимент «Часы и время»
Знакомство с художественными произведениями:
• Т. И. Ерофеева «В гостях у гнома-часовщика»
• И. Мельников «Про часы и о часах».
Консультация для родителей «Развитие у детей чувства времени».
вторник Презентация «Виды часов»
Беседа «Измерение времени»
Занятие: «Время. Часы – прибор, отсчитывающий время»
-Практическая работа (Изготовление солнечных часов)
-Д/и «Кто быстрее?»
- Сюжетно-ролевая игра «Часовая мастерская»
Знакомство с художественными произведениями:
• Т. И. Ерофеева «Кукушка в часах».
• В. Садовский «Тик-так».
среда Занятие: «Определение времени по часам».
Беседа «Знаменитые часы из разных стран»
Д/и «Кто больше знает»
Д/и «Выбери то, что нужно для часов»
Знакомство с художественными произведениями:
Т. И. Ерофеева «Девочка и время»
четверг - Беседа «Современные часы и часы пришедшие к нам из прошлого»;
ИЗО "Часы прошлого и настоящего»
Цель: закрепить и расширить знания детей о различных видах часов, о принципе их работы и их роли в жизни человека; развить творческую фантазию.
- Игра «Наш день»
Консультация для родителей и воспитателей с практическими игровыми заданиями по определению чувства времени у детей
пятница Викторина «Какие бывают часы»
Сюжетно-ролевая игра «Магазин часов»
Д/и «Каждому предмету свое время»
Создание мини-музея часов
Цель: Закрепить знания детей об истории часов. Подвести к пониманию их назначения и функции; подвести к пониманию, что часы человек создает для облегчения своей жизни.
-Посещение мини-музея;
День недели Мероприятия
2 неделя
понедельник Беседа «Что такое время?»
Досуг «Путешествие в прошлое»
Цель: развитие временных отношений у детей старшего дошкольного возраста с целью использования времени рационально и точно.
-Рассказы детей о прошлом
-Игра «Собери часы».
-Развивающая игра «Который час?»
Физминутка «А часы идут,идут»
Знакомство с художественными произведениями:
• С. Я. Маршак «Часы с боем», «Двеннадцать месяцев».
Консультация для родителей «Развитие у детей режима дня».
вторник Презентация «Виды часов»
Беседа о часах «Хорошо-плохо»
-Д/и «Как называются часы, которые?»
Лепка «Будильник»
-Сюжетно-ролевая игра «Магазин часов»
Знакомство с художественными произведениями:
• С. Я. Маршак «Часы с кукушкой».
среда Занятие: «Определение времени по часам».
Беседа «Механические часы»
Д/и «Который час»
Развлечение «Делу время, а потехе час!»
Знакомство с художественными произведениями:
А. Усачёв «Счёт времени»
четверг Творческая мастерская «Космические часы»
Цель: развить творческую фантазию.
- Беседа «Часы у нас дома»;
Практическая деятельность (рисование часов) .
- Игра «Быстро-медленно»
Папка- передвижка с практическими игровыми заданиями по определению чувства времени у детей
пятница Конкурс на отгадывание загадок.
Заучивание стихотворений о времени.
Игра «Части суток»
Д/и «Собери недельку»
Изготовление календаря природы.
Творческая мастерская «Старики-годовики»
III этап – заключительный.
1. Обобщение и систематизация полученных знаний
2. Фиксирование результатов полученных знаний (создание выставки книг и рисунков, создание мини-музея часов, календаря природы.)
3. Формирование выводов
Результат проекта :
• У детей сформировались знания о времени и приборах определяющих его.
• Развилось умение оценивать временные интервалы без часов, на основе чувства времени.
• Дети стали планировать свою деятельность, что способствует становлению у них таких качеств, как организованность, собранность, целенаправленность.
• Родители воспитанников стали активнее принимать участие в жизни группы, произошло сближение родителей и педагогов вокруг повышения познавательных интересов детей.