Лидия Машкова
Проект для детей подготовительной группы «Масленица»
▼ Скачать + Заказать документы
Государственное бюджетное образовательное учреждение школа № 1468
Структурное подразделение №1186
Проект : "Масленица"
Выполнила: воспитатель
Машкова Л. А.
Москва 2021
Содержание
1. Информационная карта проекта….3 стр.
2. План реализации проекта…6 стр.
3. Распределение мероприятий проекта по образовательным областям…7 стр.
4. Основная часть…. 10 стр.
7. Фотографии проекта…. 20 стр.
8. Рефлексия…24 стр.
9. Литература…. 25 стр.
Информационная карта проекта
Публикация «Проект для детей подготовительной группы „Масленица“» размещена в разделах
- Масленица. Русский народный праздник
- Подготовительная группа
- Проекты на тему Масленицы и масленичной недели
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
1. Наименование проекта : «Масленица».
2. Тип проекта : массовый, интегративный, краткосрочный.
3. Срок реализации проекта : 1 неделя.
4. Автор проекта : воспитатель подготовительной группы № 4 Машкова Лидия Александровна.
5. Участники проекта : воспитатель, дети подготовительной группы, родители.
6. Актуальность проекта : Россия богата своими обычаями, традициями, народными праздниками. Одним из таких праздников является Масленица, которая славится большими гуляниями в конце зимы. На Масленицу всегда находятся желающие силой своей потягаться, удаль свою показать, вкусными блинами угоститься да песни попеть. Масленица – один из самых светлых праздников на Руси. Непосредственное участие в празднике оставляет более полное впечатление о нем. Дает детям возможность понять всю глубину, широту и глубокий смысл этого весёлого праздника.
7. Цель проекта : повышение интереса к традициям русского народа.
8. Задачи проекта :
- воспитывать интерес к обрядовым русским праздникам;
- обогащать духовный мир детей;
- вызвать у детей радость, приобщить их к участию в праздновании русского народного праздника Масленица;
- продолжать развивать стремление общаться со сверстниками в процессе игрой деятельности;
- подвести к формированию потребности в чтении, как источнике новых знаний об окружающем;
- развивать умение общаться со взрослыми, отвечать на вопросы по прочитанному, вести диалог;
- развивать познавательную активность, мышление, воображение, коммуникативные навыки;
- развивать продуктивную деятельность детей, совершенствовать навыки и умения в рисовании, аппликации, развивать творческие способности;
- формировать первичные представления о выразительных возможностях музыки, её способности передавать различные эмоции, настроения.
Для педагогов:
- способствовать использованию метода проекта в работе с детьми, формировать позитивное отношение педагогов к проектной деятельности.
Для родителей:
- вовлечение родителей в общение с ребёнком на тему Масленицы, закрепление знаний о русском народном празднике Масленица.
9. Продукты проекта :
Для детей :
- рисование с элементами аппликации «Ах, блиночки мои!»;
- лепка «Блины на Масленицу».
Для педагогов:
- оформление группы по теме проекта;
- презентация проекта.
Для родителей:
- закрепление с ребёнком знаний о празднике «Масленица».
10. Ожидаемые результаты по проекту :
Для детей :
- воспитывать в детях интерес к русской народной культуре, к русскому празднику Масленица;
- развивать у детей чувство прекрасного;
- способствовать воспитанию у детей любви к природе, изменениях, происходящих в ней;
- воспитывать чувство патриотизма, основанное на русских традициях.
Для педагогов:
- овладеть техникой проектной деятельности.
Для родителей:
- активно участвовать в образовательном процессе.
План реализации проекта.
Подготовительный этап :
1. Изучение литературы по теме
2. Ознакомление с передовым опытом
3. Консультация для родителей.
Ожидаемый результат: расширение знаний по теме проекта;
4. Уточнение формулировок проблемы, темы, целей и задач.
5. Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала: пополнение предметно-пространственной развивающей среды.
6. Оформление книжного уголка.
Основной этап
1. Рассказ воспитателя о русском народном празднике Масленица, показ презентации по теме проекта;
2. Чтение русских народных потешек, закличек о весне;
3. Рисование с элементами аппликации «Наряд для Масленицы!»
4. Пляска «Весняночка»;
5. Прослушивание русской народной музыки.
6. Наблюдение за солнцем;
7. Лепка «Блины на Масленицу».
Заключительный этап
1. Рекомендации для родителей по воспитанию в детях интереса к русской народной культуре.
2. Оформление проекта.
Распределение мероприятий проекта по образовательным областям.
Направление Образовательная область Содержание
Художественно-эстетическое развитие
Художественное творчество
Музыка
Рисование с элементами аппликации «Наряд для Масленицы», лепка «Блины на Масленицу» : вызывать у детей интерес к рисованию. Продолжать развивать умение правильно держать карандаш во время рисования. Развивать восприятие детей, обогащать их сенсорный опыт, развивать эстетическое восприятие окружающей действительности.
Использование музыки в повседневной жизни. Обогащение чувственного опыта детей через прослушивание музыкального произведения. Развивать интерес к русской народной музыке, желание слушать её. Выполнять танцевальные движения. Вызывать активность детей при подпевании и пении. Развивать умение подпевать фразы в песне.
Познавательно-речевое развитие
Коммуникативно-личностное развитие
Физическое развитие
Познание
Чтение художественной литературы
Социализация
Коммуникация
Конструирование Продолжать работу по обогащению непосредственного чувственного опыта детей в разных видах деятельности. Развивать интерес к русской народной культуре, традициям, русским праздникам (Масленица).
Формирования интереса и потребности в чтении.
Чтение русских народных потешек, закличек.
Способствовать накоплению опыта доброжелательных взаимоотношений со сверстниками, формировать умение проявлять интерес к игровым действиям сверстников. Помогать играть рядом, не мешая друг другу. Развивать умение играть вместе со сверстниками,
выполнять с помощью взрослого несколько игровых действий, объединенных сюжетной канвой.
Способствовать развитию речи как средства общения. Предлагать для самостоятельного рассматривания картинки, книжки, в качестве наглядного материала для общения детей друг с другом и воспитателем. Рассказывать детям об этих предметах, а также об интересных событиях. Помогать детям отвечать на вопросы. Показать презентацию «Масленичная неделя».
развивать двигательную активность. Способствовать снятию эмоционального напряжения; развивать глазомер, ловкость, координацию движений. Развивать мелкую моторику рук.
Основная часть
Занятие 1. Рассказ воспитателя о русском народном празднике Масленица. Демонстрация презентации «Масленица».
Цель: познакомить детей с русскими народными традициями, праздником Масленица, изменениями в живой природе. Воспитывать чувство эстетического восприятия окружающей действительности. Воспитывать любовь к природе и заботу о ней. Воспитывать чувство патриотизма.
Задачи:
- познакомить детей с русскими народными традициями, праздником Масленица;
- воспитывать интерес к познанию;
- формировать чувство патриотизма;
- развивать познавательные процессы (восприятие, память, внимание, воображение, мышление) и мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение);
Материалы и оборудование:
Планшет с презентацией «Масленица», книги с потешками и закличками, стихами.
Ход занятия : чтение с стихов, закличек, потешек с одновременным показом картинок, напомнить детям о зиме, признаках весны, изменениях в природе, которые приносит с собой весна.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня я хотела бы вас познакомить с историей и традициями празднования русского народного праздника – Масленицы. Этот праздник появился очень давно, но так полюбился людям, что его празднуют до сих пор. Масленица продолжается целую неделю – семь дней. Во время Масленичной недели празднуют окончание зимы. Люди, уставшие от снега и холода, радуются солнышку, которое начинает греть все больше и больше. Проводам зимы и посвящен этот праздник. Всю неделю пекутся вкусные блины, ведь они так похожи на солнышко.
Стихотворения о масленице :
Бабушкины блины
Бабушка блины спекла
Круглые румяные.
Масленица к нам пришла
Гостьею желанною.
Солнце круглое как блин,
Улыбаясь светит.
Рады теплой встрече с ним
Взрослые и дети.
Я на масленицу маме,
И руками и ногами,
Помогала печь блины,
Небывалой ширины!
(Усачёв А).
Масленица-девица
Масленица-девица, снежной зимы сестрица,
К нам на двор примчится блинами угоститься!
Встанут мастерицы у печи крутиться,
Будут думать, да гадать, как девицу ублажать.
Ароматными блинами,
Удалыми пирогами с красноперыми боками
Станем солнышко будить,
Будем весело кутить!
(Лаврова Т).
Весеннее солнце
Солнце круглое как блин,
Улыбаясь светит.
Рады теплой встрече с ним
взрослые и дети.
Занятие 2. Конструирование «Крепость».
В о с п и т а т е л ь: Второй день Масленицы называют «заигрыш». В этот день строят ледяные и снежные крепости для игр. Вот и я предлагаю нам соорудить свою крепость. Справимся?
Д е т и: Да…
В о с п и т а т е л ь: Тогда слушайте внимательно задание: нужно из предложенных материалов (крупный строитель) соорудить одну крепость. Всем вместе. Задание понятно?
Д е т и: Да.
В о с п и т а т е л ь: Тогда начинаем наше строительство.
КОНСТРУИРОВАНИЕ «Крепость».
Организация: После того, как крепость будет построена, воспитатель хвалит особенно отличившихся детей.
Занятие 3. Рисование с элементами аппликации «Наряд для Масленицы»
Цель: вызвать интерес у детей к созданию рисунка с элементами аппликации на тему Масленицы.
Задачи:
- продолжать развивать сюжетно-игровой замысел, представляя, что мы шьем наряд для чучела Масленицы;
- наклеивать бумажные полоски с рисунками, представляя, что это лоскутки ткани для юбки Масленицы;
- аккуратно пользоваться клеем;
- раскрасить полоску бумаги, представляя себе какой-нибудь узор;
- раазвивать фантазию.
Ход занятия:
В о с п и т а т е л ь: празднование Масленицы не обходится без красивого чучела Масленицы, наряженного в диковинный наряд. Поможем нашей Маслёне стать красавицей?
Д е т и: Да!
В о с п и т а т е л ь: Тогда слушайте внимательно задание: нужно раскрасить полоску бумаги так как вам нравится, чтобы получился красивый лоскуток ткани. Из него мы сделаем юбку для нашей Масленицы. Задание понятно?
Д е т и: Да…
В о с п и т а т е л ь: Тогда тихонько присаживаемся за столы. А перед тем, как вы начнете работать, предлагаю вам немножко размять свои пальчики.
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА «Солнышко».
Утро красное пришло,
Солнце ясное взошло.
Стали лучики светить,
Наших деток веселить. (Пальчики разгибаются по одному.)
Прилетели тучки,
Спрятались лучики. (Пальчики прячутся в кулачок.)
Организация: После того, как все ребята выполнят задание, воспитатель хвалит особенно отличившихся детей. Затем все вместе рассматриваем получившиеся работы.
Занятие №4. Прослушивание русских народных песен. Пляска-хоровод «Весняночка».
Цель: познакомить детей с русскими народными песнями. Напомнить детям о празднике Масленица. О том, что на Масленицу принято водить хороводы, провожая зиму, встречая весну. Развивать эмоциональную сферу; формировать культуру общения между детьми и воспитателем; учить детей свободно и выразительно держаться, участвуя в пляске; доставить детям радость от пения песен, танцев;
Задачи:
- способствовать всестороннему, в том числе художественно- эстетическому развитию ребенка;
- развивать исполнительские и творческие навыки детей;
- закрепление пройденного материала;
- учить детей эмоционально воспринимать и понимать образное содержание музыкальных произведений.
Ход занятия: Четвёртый день масленицы – «разгул», самый веселый день. Возят чучело на колесе, катаются, песни поют, начинают колядовать. Колядовать – значит ходить по дворам, петь веселые песни и желать здоровья и благополучия хозяевам. А теперь, ребята, я хочу проверить, какие вы внимательные. Выходите ко мне, на коврик.
Дети с воспитателем ведут хоровод в русском стиле.
Весняночка.
(Сб. Г. Вихаревой)
В хороводе мы идем
И весняночку поем.
Припев:
Ай, люшеньки, Хлопают в ладоши,
Ай, люли, и весняночку поём (2раза) стоя лицом в круг.
Отыгрыш. Кружение с притопыванием
Солнышко мы позовем, Стоят, ладошками вращают снизу вверх
А потом плясать начнём. «фонарики»
Припев:
Ай, люшеньки, Хлопают в ладоши.
Ай, люли,
А потом плясать начнём (2раза) Отыгрыш. Кружение с притопыванием
Будем дружно приседать, Делают «пружинку».
Вместе с солнышком плясать.
Припев:
Ай, люшеньки, Хлопают в ладоши.
Ай, люли,
Вместе с солнышком плясать (2раза) Отыгрыш. Кружение с притопыванием
А теперь пойдем гулять, Идут друг за другом или врассыпную,
Важно ножки выставлять. важно выставляя ножки, руки на поясе.
Припев:
Ай, люшеньки, Хлопают в ладоши.
Ай, люли,
Важно ножки выставлять (2раза) Отыгрыш. Кружение с притопыванием, поклон.
Занятие №5. Лепка «Блины на Масленицу».
Цель: продолжать закреплять знания о Масленице, совершенствовать технику лепки, вызвать эмоциональный отклик.
Задачи: учить детей скатывать комочек из пластилина, расплющивать его и превращать в блинчик.
Подготовка : Красиво убранный стол в русском народном стиле с самоваром и блинами.
Ход занятия:
В о с п и т а т е л ь: Здравствуйте ребята! Я рада видеть вас в нашей творческой гостиной. Сегодня наша гостиная выглядит необычно: самовар, баранки… Все это не случайно. Встреча наша называется «Широкая Масленица». Пятый день Масленицы – «вечерки». Теперь уж папа бабушку вечером к себе приглашает, блинами угощает. А чего не хватает на нашем столе, чтобы отпраздновать? Правильно, блинов. Масленичной неделей празднуют окончание зимы. Люди, уставшие от снега и холода, радуются солнышку, которое начинает греть все больше и больше. Проводам зимы и посвящен этот праздник. Всю неделю пекутся вкусные блины, ведь они так похожи на солнышко.
Воспитатель выразительно читает детям потешку и стих:
Масленичные блины – просто объеденье!
Со сметаной и с икрой, с маслом и вареньем.
Почитает весь народ Масленицу нашу.
Веселее не найдешь праздника и краше!
МАСЛЕНИЦА
Здравствуй, Масленица!
Дай нам маслица!
Мы блинков себе горячих напечём —
Нам метели и морозы нипочём!
Если есть сковорода,
Не страшны нам холода,
Потому что блин горячий —
Это лучшая еда!
В о с п и т а т е л ь: Давайте и мы с вами испечём блины!
Угощения Масленицы
Как на масленой неделе
Из печи блины летели!
С пылу, с жару, из печи,
Все румяны, горячи!
Масленица, угощай!
Всем блиночков подавай.
С пылу, с жару - разбирайте!
Похвалить не забывайте.
Организация: После того, как все ребята выполнят задание, воспитатель хвалит особенно отличившихся детей. Затем все вместе рассматриваем получившиеся работы.
Рефлексия:
В рамках проекта, работа получилась познавательной. Проектная деятельность спланирована с учетом интеграции образовательных областей.
Я способствовала расширению кругозора детей. Формировала знания о Масленице, воспитывала интерес к праздникам и традициям своего народа, воспитывала патриотизм; способствовала формированию положительных эмоций, доброжелательных взаимоотношений. Родители заинтересовались результатами и продуктами проекта.
Литература:
1. Интернет ресурсы
2. Детская литература :частушки, пословицы, поговорки, потешки, заклички.