Маликова Вера
Проект для детей подготовительной группы «Кто такие казаки?»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
«Кто такие казаки?»
Подготовила и провела :
Маликова В. Н.
«Патриотизм, соединенный с интересом и
любовью по всем нациям- непременное условие
нормального здоровья, ума и сердца.
Ибо для человека естественно любить свою землю, свое село и город, свою страну и ее народ,
а также свих соседей, другие народы
и весь земной шар - и нашу большую Родину.
Д. С. Лихачев
Паспорт проекта :
Публикация «Проект для детей подготовительной группы „Кто такие казаки?“» размещена в разделах
- Казаки. Культура и традиции кубанских и донских казаков
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Вид: информационно - творческий
Участники: дети подготовительной группы, родители, воспитатели.
Возраст участников: 6-7 лет
Сроки реализации - 1 неделя.
Актуальность
Недавно мы с детьми вели беседу о ВОВ, о том, как сражались за свою малую родину их дедушки и прадедушки, что наш край защищали и освобождали не только солдаты, но и казаки. И один из ребят спросил: «А, что казаки и тогда были?» Я задумалась, а ребята стали наперебой, кто отвечать на вопрос сам, а кто наоборот спрашивать, а кто такие казаки вообще. Я попыталась объяснить детям, кто такие казаки, но как оказалось я знаю немного информации о казаках в частности, да и про казачество в целом.
И мы вместе с детьми решили выяснить, кто такие казаки.
Тема казачества с его самобытностью, богатым обрядами, разнообразным фольклором и, конечно, воинскими традициями обладает уникальным развивающим и мощным воспитательным потенциалом.
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.
Цель: Формировать представление о казачестве, о его самобытности через историю культурных традиций.
Детская цель: узнать, кто такие казаки.
Задачи.
1. Формировать у дошкольников интерес к историческому прошлому: военному делу, промыслам и ремеслам казаков.
2. Формировать представление детей об истории возникновения кубанского казачества, обогащать словарный запас казачьими словами и выражениями.
3. Познакомить с традициями и обычаями кубанских казаков.
4. Воспитание нравственных, патриотических качеств ребёнка, используя региональный компонент.
5. Воспитание гордости за свой народ, формирование уважения к традициям и обычаям края
6. Выявлять среди родителей деловых партнеров и приобщать к жизни детского сада, группы в рамках реализации проектной деятельности.
Педагогические технологии, методы и приемы, используемые при организации деятельности детей в рамках проекта :
1. Познавательно – исследовательская игровая деятельность;
2 Изучение методической литературы;
3. Конкурсы и викторины;
4. Дидактические развивающие игры;
5. Подвижные игры;
6. Пальчиковые игры;
7. Творческая мастерская, изготовление макета «Казачий двор».
Планируемый результат.
У воспитанников появится интерес к историческому прошлому, желание знакомиться с жизнью кубанских казаков, уважение к старшему поколению. Разовьется бережное отношение к культуре родного края, произойдет расширение кругозора. Дети узнают много нового о нашем крае, о его достопримечательностях, об обычаях и традициях Кубани. В игре и труде между детьми улучшаться дружеские взаимоотношения. Будет повышение компетентности родителей в вопросах воспитания в детях нравственности, познавательной активности.
Модель трех вопросов:
Что мы знаем? Что хотим узнать? Как то можно сделать?
Казаки живут на Кубани.
Казаки защищают свою родину.
У казаков есть их верный помощник – лошадь. От куда к нам на Кубань пришли казаки?
Какие есть традиции у казаков?
Чем занимаются казаки? Спросить у родителей, воспитателей.
Посмотреть в книгах, фотоальбомах.
Попросить родителей посмотреть в интернете.
Этапы проекта :
Организационный этап:
На первом этапе был разработан паспорт проекта, определялась его цель и основные задачи. Были определены участники проекта. Было определено содержание проекта, разработано перспективное планирование по работе с детьми, составлен план взаимодействия с родителями и педагогами.
Осуществляется подбор методической литературы и иллюстрированного материала по теме. Подбор материалов, игрушек и атрибутов для игровой деятельности, музыкальных произведений по теме проекта, создается наглядный материал с использованием ИКТ – технологий.
Практический этап:
Работа с детьми:
Познавательное развитие:
1. Беседа «Жизнь и труд казаков».
Цель: Расширение знаний детей о жизни и быте первых поселенцев, ознакомление с историей родного края.
2. Беседа «Как воспитывали казака».
Цель: познакомить детей с тем, как воспитывали в казачьей семье девочек и мальчиков, почему давалось разное воспитание, какая цель преследовалась.
3. Беседа «Казаки – люди вольные».
Цель: дать детям понятие о казачьей вольнице. Где эти люди селились и почему. Кого принимали в казаки. Какие были у казаков заповеди.
4. Беседа и показ видеоролика о казаках в сражениях.
Цель: продолжать пополнять знания детей об истории казачества.
Художественно-эстетическое развитие:
1. Рисование: «Лошадь и казак едины».
Цель: развивать представления детей о казачьих традициях, связанных с их отношением к коню.
2. Раскраска рисунков: «Казачьи костюмы».
3. Лепка атрибутов, казака и казачки, животных для макета «Казачье подворье».
Цель: формирование умений создавать атрибуты для создание более больших композиций.
4. Рассматривание фотоальбома «Казаки в картинах русских художников».
Физическое развитие:
Кубанские подвижные игры: «Завивайся плетень», «Тополек».
Цель: развивать быстроту, ловкость, действовать в соответствии с правилами.
Речевое развитие:
1. Знакомство с кубанским народным фольклором – пословицы, поговорки, песни.
Цель: продолжать знакомить с кубанским бытом и народным фольклором.
2. Инсценировка сказки «Казак и солнце».
Цель: развитие артистических способностей детей через театрализованную деятельность.
3. Знакомство с кубанским диалектом (балачками).
Цель: познакомить детей со словами кубанского диалекта.
Социально-коммуникативное развитие:
1. Организация экскурсии в мини-музей «Кубанский уголок» в детском саду.
Цель: познакомить детей с жизнью, бытом, обычаями и традициями казаков, воспитывать в детях патриотические чувства на основе ознакомления с культурой и историей своей малой Родины.
2. Беседы с рассматриванием иллюстраций, презентации по теме: «Кубанский костюм».
Цель: Дать детям знания о кубанской одежде, её назначении, названии, разных её частях.
3. Дидактические игры: «Выложи фигуру казака».
Цель: закрепление знаний ребёнка о строении тела, о деталях кубанских национальных костюмов.
Работа с родителями:
Консультация «Традиции казачества в воспитании казачат».
Буклет «Казачьи игры и забавы».
Результативный этап:
Продукт, полученный в результате проекта :
Создание макета (огорода на подоконнике) «Казачье подворье».
Создание лепбука «Кто такие казаки?».
Создание мультимедийной презентации проекта.
Выводы и практическая значимость проекта.
В результате проделанной работы в ходе проекта значительно расширился кругозор детей относительно темы кубановедения, а именно истории казачества на Кубани. У них появилось осознанное понимание своей принадлежности к кубанским землям, к казачьей истории, его быту и традициям. Дети стали проявлять интерес к истории и традициям Краснодарского края.
Результатом проекта также стало то, что родители стали более внимательно относиться к своим детям, понимая важность духовно-нравственного воспитания для формирования личности ребенка и его здоровья. Они стали более активными в жизни детского сада, понимая то, что это нужно для их ребенка и является их участие положительным примером.
Приложение.
1. Беседа «Жизнь и труд казаков».
Обработка дерева
Резьба по дереву была распространённым видом народного декоративно- прикладного искусства Кубани. В Краснодарском государственном археологическом музее- заповеднике хранятся резные изделия: прялки, ткацкие станки, подзоры. наличники, шкатулки.
Гончарное ремесло
Гончарное производство - типичный мелкий крестьянский промысел. В каждой кубанской семье имелась необходимая глиняная посуда: макитры, махонки, корчаги, миски, плошки. В творчестве гончара особое место занимало изготовление кувшина- глэчика. Создание этой красивой формы было доступно не всем, для его изготовления требовались умения и навык. Если сосуд дышит, сохраняя воду прохладной даже в сильную жару, значит, мастер вложил частичку души в немудрёную посуду.
Кузнечное ремесло.
Кузнечным делом на Кубани занимались издревле. Каждый третий казак был профессиональным кузнецом. Умение ковать подковы для своих коней, сбрую, брычки, оружие, всякую домашнюю утварь считалось таким же естественным, как и возделывание земли. Художественная ковка так и называлась - ковань. Эта тонкая высокохудожественная обработка металла применялась при ковке решёток, козырьков, оград, ворот. Для украшения ковали цветы, листья, фигурки зверей. В станицах и городах Кубани до сих пор можно встретить такие шедевры. Посмотрите, какие подковы для лошадей изготавливали казаки.
Лозоплетение
Наши предки умели мастерить домашнюю утварь ажурного плетения в славянском стиле не только из лозы, но из камыша, тростника, тальника, соломы. Плели они изделия на любой вкус: корзины, сухарницы, лукошки, мебель, колыбели, плетни, этажерки, настенные панно. Этот промысел сохранился до наших дней.
2. Беседа «Как воспитывали казака».
Казачий быт складывался из семейного уклада, и военного положения. Семьи на Кубани были большие. Дома были назывались курени или хаты, стены белили внутри и снаружи, в курени была печь и красный угол с иконами. Главной обязанностью казака была военная служба, к которой он готовился с детства. Каждый казак, достигший 18 лет, принимал военную присягу и был обязан посещать строевые занятия в станице (по одному месяцу осенью и зимой, проходить обучение а военных лагерях. При достижении 21 года он поступал на 4-х летнюю срочную службу, после завершения которой приписывался к полку, и до 38 лет должен был участвовать в трехнедельных лагерных сборах, иметь коня и полный комплект обмундирования, являться на регулярные строевые военные сборы. Все это требовало много времени, поэтому в казачьих семьях большую роль играла женщина, которая вела домашнее хозяйство, заботилась о стариках, воспитывала младшее поколение.
3. Беседа и показ видеоролика о казаках в сражениях.
Воспитатель: Ребята, посмотрите на карту. Сколько станиц, хуторов, городов на прекрасной кубанской земле! Кубанская земля всегда славилась своими мастерами, одарёнными людьми. Конечно же, не нужно забывать о том, что казаки – это, прежде всего, военные люди. Ремеслом они занимались в свободное от службы время. Женщинам в казачьих семьях приходилось и сеять, и пахать, и детей поднимать.
«Удалые казаки».
Средь донских степных полей
И кубанских ковылей,
Где Кубань и Дон текут
Казаки давно живут.
Гордый и лихой народ
Заслужил себе почет:
Храбрость, мужество, отвагу
На своих плечах несет.
Честью с детства дорожат,
Любят холить жеребят,
Из лозы корзины вьют,
Песни звонкие поют.
Память предков охраняют,
Веру в Бога почитают,
И обычаи свои
Сохраняют на Руси.
Всех обычаев не счесть:
Казаку превыше честь,
Сабля – гордость казака,
Не прожить им без коня,
Без ухи и без добычи,
Уж такой у них обычай.
И готов любой казак
За Россию постаять.
Нет на свете плясок краше,
Если вдруг казак запляшет,
Если хором запоет –
Удивит любой народ.
Есаул, односельчане,
Атаман и хуторяне –
Все равны перед законом
И разумным Божьим словом.
Православный, удалой,
Наш казак всегда герой.
А казачка – вот краса :
Стройный стан и плюс коса.
Сколько сказов и присказок,
Вам любой казак расскажет.
Независимый, свободный
Род казачий очень гордый.
И не даром на Руси
Всем знакомы казаки.
4. Кубанская подвижная игра «Тополек».
Цель: развитие быстроты.
Правила:
В игре участвуют: ведущий – «тополек», игроки – «пушинки», 3 игрока – «ветры». В центре площадки в кругу диаметром 2 метра стоит ведущий «тополь», вокруг него кругами «пушинки» за кругом на любом расстоянии.
Ведущий:
На Кубань пришла весна, распушила тополя!
Тополиный пух кружится, но на землю не ложится.
Дуйте ветры с кручи сильные, могучие!
После этих слов прилетают «ветры» и уносят (т. е. ловят) «пушинки». «Пушинки» устремляются в круг к «тополю». За чертой круга они недосягаемы. Пойманные «пушинки» становятся «ветрами». Выигрывают те, кто остался возле тополя.
5. Кубанская подвижная игра «Завивайся плетень».
Цель: развитие быстроты, ловкости.
Правила:
Играющие делятся на 2 равные по силам команды – зайцы и плетень. Чертят 2 параллельные линии – коридор шириной 10-15 м. Игроки – плетень, взявшись за руки, становятся в центре коридора, а зайцы – на одном из концов площадки. Дети – плетень читают:
Заяц, заяц не войдет
В наш зеленый огород!
Плетень, заплетайся,
Зайцы лезут, спасайся!
При последнем слове зайцы бегут к плетню и стараются разорвать его или проскочить под руками играющих. Зайцы, которые проскочили, собираются на другом конце коридора, а тем, кого задержали, говорят:
«Иди назад, в лес, осинку погрызи!» И они выбывают из игры. Дети – плетень поворачиваются лицом к зайцам и читают:
Не войдет и другой раз,
Нас плетень от зайцев спас.
Игра повторяется, пока не переловят всех зайцев.
6. Знакомство с кубанским народным фольклором – пословицы, поговорки, стихи.
Цель: продолжать знакомить с кубанским бытом и народным фольклором.
Кубанские пословицы
Хата тепла - людэ добри.
Хлиб, силь та вода- всэ козацькая ийда.
Хто рано встае, тому Бог дае.
Май творит хлеба, а июнь – сено.
7. Знакомство с кубанским диалектом (балачками).
Цель: познакомить детей со словами кубанского диалекта.
Кубанские балачки:
Рушнык-вышитое полотенце.
Люлька – трубка для табака.
Диду – дед.
Божница- святой угол, где располагаются иконы.
Робыть- работать.
Амбар – строение для хранения зерна.
Плетень- изгородь из плетенных прутьев и кольев.
Скрыня – сундук.
Лихо – беда.
Маты – мать.
Колода – короткое толстое бревно.
Харчи - еда.
Справный хозяин - крепкий богатый хозяин.
Линейка – повозка.
Очи - глаза.
Пчельник – пасека.
Подворье – двор.
Дымарь - печная труба, возвышающаяся над крышей.
Каганец – масляный светильник.
Котомка, торба - сумка.
Вечерять – ужинать.
Сивый – седой.
Ладанка - маленький кожаный мешок.
Мазанка - дом из глины, дерева, самана, обмазанных глиной.
Ярморище - ярмарка, базар.
Зыркать – смотреть.
Напхал - натолкал, напихал.
Опустив долу голову - опустив вниз, к земле, головы.
Шлях- дорога, путь.
Хата – дом казака, который строился из самана или турлука.
Саман- глиняные кирпичи большого размера.
Турлук- переплетенные стволы молодых деревьев, их обмазывали глиной и белили мелом.
Сырно- маленький круглый стол на четырех ножках.
Гарбуз – тыква.
Кавун- арбуз.
8. Инсценировка сказки «Казак и солнце».
Цель: развитие артистических способностей детей через театрализованную деятельность.
Воспитатель: Сегодня, ребята, мы вместе с вами будем рассказывать, и показывать сказку. А сказка это кубанская, называется она «Казак и солнце». Сейчас мы с вами выберем, кто у нас будет в качестве актеров, остальные будут зрителями.
Воспитатель читает текст сказки, актеры выполняют действия согласно тексту сказки.
«Случилось как-то в Кубанской области, что стояла большая жара. Солнце пекло так, что не было от него бедным станичникам спасу.
Одному казаку очень не нравилось, что солнце все печет да печет, тогда как другие казаки относились к этой жаре как к неотъемлемой части непредсказуемой кубанской природы.
Однажды казак так разозлился, что не было у него никакого терпения. Вот зарядил он свое ружье, залез на крышу своего дома, прицелился прямо в солнце и выстрелил.
Пуля до цели не долетела, но солнце все равно прогневалось на казака и говорит :
- Теперь я тебя проучу, нетерпеливый и злой казак.
И после этого взяло солнце самую грозную тучу и повесило ее прямо над двором этого казака. И пошел в его дворе дождь, и не видно стало яркого неба и теплого солнца.
Станичники глядят и удивляются—везде солнце и жара, а в одном дворе тень и гроза. Никогда такого не видели.
А казаку в первый день такой ливень понравился. Вышел он на крыльцо и говорит:
- Испугалось солнце меня. Будет знать в следующий раз, как честных казаков шмалить своим жаром.
Но прошел день, другой, третий. Затем неделя, другая, а туча как висела над двором казака, так и висит. И как лил дождь из нее, так и льет.
По всему двору казака глубокие лужи стоят, урожай на корню гибнуть стал. А на сороковой день грозы в доме крыша стала протекать, а постройки размыло, и они стали потихоньку рушиться. И все птицы и животные, которые были у казака в хозяйстве, разбежались от него, и деревья поломались и повалились, а некоторые погорели от молнии. А затем и дом начал проседать, и стена треснула.
Воды было и во дворе и в доме высотою в косую сажень. Горевал-горевал казак, да и решил влезть на крышу и просить у солнца прощения. Три дня он сидел на крыше и каялся перед солнцем за то, что так плохо поступил, за свою злобу и нетерпение.
Улыбнулось солнце, жалко ему стало бедного казака. И простило его. Убрало тучу с неба и озарило его двор своим сиянием.
И занялся казак восстановлением своего жилища и хозяйства. И помогали ему в этом деле все станичники.
С тех пор стал он уважительно относиться ко всем явлениям природы и терпеливо переносить все ненастья, зной, дождь и морозы.
И счастье после этого никогда не покидало казака».
После представления актеры кланяются, а зрители им хлопают.
9. Экскурсия в кубанский уголок детского сада.
Цель: познакомить детей с жизнью, бытом, обычаями и традициями казаков, воспитывать в детях патриотические чувства на основе ознакомления с культурой и историей своей малой Родины.
Ход:
Воспитатель: Добрый день, ребята. Сегодня мы отправимся на экскурсию в одно очень замечательное место. Это кубанский уголок в нашем детском саду. А замечательно это место тем, что там находятся предметы, которыми пользовались люди, жившие давным давно. Мы с вами посмотрим как же жили наши предки – казаки и казачки.
Дети вместе с педагогом отправляются на экскурсию.
Возле кубанского уголка воспитатель рассказывает:
Раньше дом назывался хатой, а двор подворьем, где было хозяйство казаков. Печь, скотный двор, стол, лавки, колодец, сторожевая башня, а комнату, где встречали гостей – кубанская горница. Хату отапливала печь, в ней готовили пищу, выпекали хлеб. На печке можно было сушить одежду и даже спать. Топили печь дровами. У хозяйки раньше много было дел по дому: надо печь растопить, обед сварить, пряжу спрясть, ребёнка укачать. Еду готовили не в кастрюлях, а вот в таких чугунках (показывает). В них варили кубанский борщ, да кашу. У печи жарко и чугунок руками взять нельзя. А брали ухватом.
В углу напротив печки стояли большой стол и лавки, за столом собиралась вся семья. Семьи были большие и дружные. Дочери помогали матери по хозяйству, а сыновья отцу.
Смотрите какая посуда была у казаков. Ее делали из дерева: миски, ложки, и из глины: кувшины, горшки.
В каждой хате стоял самовар, из которого пили чай с плюшками и пряниками.
Долгими зимними вечерами девушки занимались рукоделием (показ скатерти); шили, вязали, пряли пряжу. А из ниток ткали ткань, сшили одежду. А ещё из холста шили полотенца и вышивали разными узорами. Их вешали на иконы и зеркала (показывает полотенце). Раньше такое полотенце называли рушники. Кубанские костюмы для женщин и мужчин шили и вышивали сами.
Как ваши мамы ухаживают за одеждой.
Ответы детей (стирают и гладят).
Воспитатель: А помогают вашим мамам в этом стиральная машина и утюг. А раньше электричества не было и люди, все делали, когда светло, но вечером зажигали фонарики.
Вот и закончилась наша экскурсия в кубанский уголок. Вы узнали, как жили наши предки, какие предметы их окружали.
10. Беседа с рассматриванием иллюстраций, презентации по теме: «Кубанский костюм».
Цель: Дать детям знания о кубанской одежде, её назначении, названии, разных её частях.
Материал: костюмы казака и казачки, иллюстрации с изображением элементов кубанских костюмов.
Ход:
Звучит фонограмма песни Кубанского казачьего хора.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята, смотрите, что я вам сегодня принесла.
Педагог показывает детям костюм казака и казачки.
Воспитатель: Национальная кубанская одежда очень древняя. Казачий костюм складывался веками, в первую очередь это относится к штанам. Оки называются шаровары. Прошло очень много лет, но ничего не изменилось. Это такие же широкие шаровары - в узких штанах на коня не сядешь. Конные казаки носили синие шаровары и кафтаны красного цвета. Но была и другая форма костюма казаков. Еще казаки носили черкеску черного цвета и башлык - теплая накидка с двумя длинными концами. Зимой казаки сверху одевали бурку. Рукава были с широкими отворотами. Ребята, посмотрите внимательно на костюм казака. Что вы видите у него на груди?
Ответы детей.
Воспитатель: На груди у него газыри. Газыри - это кармашки для патронов. На голове носили шапку. На ногах у казака должны быть сапоги. Кинжал и сабля вешались к поясу казака. А еще есть капюшон-бешмет.
Воспитатель: А теперь посмотрите на костюм казачки. Видите, какой красивый костюм, какая вышивка, какие яркие, сочные краски. Женская казачья одежда, даже повседневная, шилась и украшалась с любовью. Но особенно красивой, нарядной одежда казачки была в праздники. Для настоящей казачки важно было одеваться гак, как требовала ситуация. На все случаи жизни казачки имели одежду. Самый любимый и самый красивый наряд она надевала на свадьбу, один раз в жизни.
Изготовление кубанского национального костюма связано с различными народными промыслами: шитьем, ткачеством, плетением кружев, вышивкой. Вышивка являлась украшением одежды. Костюм состоял из юбки и кофты. Одежду шили из ситца, щелка, бархата. Внизу юбка украшалась оборками, кружевами. Юбки любили шить пышными.
Кофты украшались тесьмой, вышивкой, бисером, кружевом. На голову надевали красивые платки. На ноги надевали полусапожки. Украшали шею бусами и монистами, украшениями из янтаря.
Молодые девушки носили косу и вплетали в неё разноцветные ленты. Женщины заплетали волосы вокруг головы. А ещё все женщины носили кружевные платки,
без них нельзя было появляться на люди. Так же как казаку нельзя было ходить без фуражки или шапки. Дети часто донашивали старую одежду, оставшуюся от старших братьев и сестер, так как семьи были большими, и детей было много. Но жили все дружно, любили веселиться.
Воспитатель: В наше время такую одежду не носят, одевают современные вещи. Но кубанские народные костюмы достались нам в наследство от предков, они продолжают жить, как живы до сих пор предметы кубанских народных ремёсел. В нашем крае постоянно проводятся праздники, фестивали. Народные песни и танцы, одетые в национальные одежды. В музеях бережно хранятся костюмы, которые изготовили старые мастера и они уцелели до наших дней. И мы с вами должны гордиться и беречь такую красоту, созданную нашими предками. А иногда, по особым праздникам можем и пощеголять в кубанских казачьих костюма, как настоящие казаки и казачки.
11. Дидактическая игра «Собери фигуру казака и казачки».
Цель: закрепление знаний ребёнка о строении тела, о деталях кубанских национальных костюмов.
Ход игры: детям предложены части фигуры казака и казачки. Задача детей правильно сложить фигуру человека: казака и казачки. Можно играть сразу нескольким участникам, тогда можно поставит правило – собрать не только правильно, но и быстро.