Любовь Зиновьева
Проект для детей от 4 до 5 лет «Космические дали». Часть 2
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактическая игра «Угадай фигуру животного»
Воспитатель обращает внимание детей на противоположную окну стену, на которой появляются разные изображения (фигурки теневого театра).
Воспитатель двигает фигурки, а они при помощи солнышка появляются на противоположной стороне от окна. Дети узнают животное и называют его. Воспитатель закрывает окно шторой, фигурка на стене исчезает.
- Куда исчезла фигурка со стены?
(Дети отвечают, воспитатель подводит итог ответам детей).
- Это солнышко рисует своим лучиком на стене такие картинки. Эти картинки могут оживать. Посмотрите.
Публикация «Проект для детей от 4 до 5 лет „Космические дали“, Часть 2» размещена в разделах
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
Воспитатель отодвигает штору от окна, и солнышко опять ярко светит. Воспитатель изображает при помощи рук, пальцев различных животных. Дети узнают и называют их.
Рефлексия.
- Что интересное про солнышко вы сегодня узнали?
- Кого разбудил весной солнечный зайчик?
НОД. «Дорога в космос»
Цель: Познакомить детей с глобусом, планетой Землей, космическими кораблями. Ввести понятие космос – пространство между планетами.
Материал: Глобус, мячи разного размера. Блоки Дьенеша, Чертеж построения ракеты. Куклы: Незнайка его друзья.
Ход.
Организационная часть.
В гости к детям приходит кукла Незнайка и его друзья Они предлагают детям отправиться с ними на Луну.
Воспитатель предлагает детям вспомнить,
- Где находится Луна? (Дети отвечают, что Луна находится, в небе).
- Что мы еще можем увидеть в небе? (Ответы детей обсуждаются : солнце, облака, звезды).
На чем вы добираетесь до своего дома, когда возвращаетесь из детского сада и почему? (Ответы детей обсуждаются).
- Ребята, а если мы с вами захотим отправиться в другой город, какой транспорт поможет нам быстрее всего добраться, например, из Санкт-Петербурга до Москвы? (Ответы детей обсуждаются).
- Какие города вы еще знаете?
Упражнение «Планета – Земля»
- Все эти города находятся на одной планете, которая называется Земля. Выглядит она вот так. (Выставляет глобус).
- Как вы думаете, на что похожа вот эта часть глобуса зеленого цвета? (На травку, листочки деревьев, елочки и т. д.).
- Правильно. Это зеленые насаждения нашей планеты.
- Как вы думаете, на что похожа вот эта голубая часть глобуса? (На водичку, речку, озеро, море).
- А вот эти маленькие точки указывают на расположение городов на глобусе. Вот эта точка – наш Санкт-Петербург. А здесь расположен самый большой и главный город нашей Родины. Кто помнит, как он называется? (Москва).
Дидактическая игра «Планеты»
- Мы уже сказали с вами, что до другого города на нашей земле мы можем быстрее всего на самолете. Но самолеты летают только на нашей Земле. А нам с вами надо попасть на Луну. Расположена она далеко от Земли. Посмотрите, как наша Земля расположена по отношению к Солнцу и Луне.
Воспитатель выкладывает большой желтый мяч – Солнце в центр. Вокруг Солнца выкладывает несколько разных мячей, среди которых мяч – планета Земля. Вдали от Солнца и Земли еще один мяч – Луна.
- Как вы думаете, что находится между Солнцем и Луной и другими планетами? (Ответы детей обсуждаются и подводятся к тому, что это воздух).
- Можно сказать, что между планетами, Солнце и Луной находятся космическое пространство – космос.
- На каком транспорте мы сможем добраться до Луны? (Ответы детей обсуждаются и подводятся к тому, что добраться можно только на ракете, космическом корабле).
Дидактическая игра «Соберем ракету»
Воспитатель выставляет блоки Дьенеша. Предлагает детям собрать ракету по образцу из блоков Дьенеша.
- Мы буде с вами конструкторами. Конструкторы сначала рассматривают чертеж, а потом строят ракету. Дети приступают к сбору ракеты из блоков.
Рефлексия.
- Что интересного мы сегодня узнали?
- Что находится между Землей и другими планетами?
Незнайка и его друзья благодарят детей за то, что они познакомили их с глобусом и показали, как можно построить ракету.
Совестная деятельность с детьми. «Мы космонавты»
Цель: Закрепить знание профессии космонавт. Развивать конструктивную творческую деятельность.
Материал: Кукла Незнайка в космическом костюме
Ход.
Организационная часть.
В группу к детям приходит Незнайка в космическом костюме. Здоровается с детьми и предлагает отправиться в космическое путешествие.
Воспитатель предлагает детям построить ракету из кубиков «Сложи узор»
Упражнение «Сложи узор ракеты»
Дети начинают выкладывать узор из кубиков по образцу. Воспитатель напоминает детям о том, что ракету надо строить, выкладывая кубики с середины узора. Дети приступают к выкладыванию узора. После того как дети выложат узор ракеты Незнайка спрашивает у детей, что нужно сделать, чтобы ракета отправилась в космос? (Ответы детей обсуждаются и подводятся к тому, ее надо запустить).
- Кто должен запустить ракету в космос? (Космонавт).
Дидактическая игра «Мы космонавты»
Раздаются карточки с изображение людей разных профессий – космонавта.
- Как называется человек, который летит в космос.
- Как звали первого космонавта, который полетел в космос? (Ю. А. Гагарин).
- Как вы догадались, что это космонавт? (Ответы обсуждаются).
- Кто из вас знает, какие команды должен сказать космонавт, чтобы ракета взлетела (Ответы детей).
- Ребята, прежде чем полететь в космос, космонавты, чем должны заниматься в своих космических центрах? (Ответы обсуждаются, воспитатель подводит итог).
Чтобы стать космонавтом, нужно быть ловким, сильным, а для этого надо много заниматься спортом. Сегодня мы с вами тоже буде заниматься спортом, как космонавты.
Физминутка «Упражнение, сидя на мячах»
- И. п. : сидя на мяче, ноги на ширине плеч, руки на бедрах. Повороты головы налево, направо. (2-3 раза).
- И. п. : сидя на мяче, ноги на ширине плеч, руки за головой. Поворот туловища вправо, руки развести в стороны, вернуться в исходное положение. Выполнение такого же движения только влево. (2-3 раза).
- И. п. : сидя на мяче, ноги вперед – в стороны, руки на поясе. Наклон к ногам, вернуться в исходное положение. (2-3 раза).
Рефлексия.
-.Чем мы сегодня занимались на занятии?
- Что интересного вы узнали?
- Какие должны быть космонавты, чтобы отправиться в космос?
Рассказывание сказки «О том, как умный мальчик Луну и Солнце помирил»
Цель: формировать у дошкольников интерес к явлениям неживой природы: солнцу, месяцу, звездам через художественную литературу. Ввести понятие Солнце – большая звезда.
Материал: Магнитная доска. Силуэты к сказке: мальчик, солнце, луна и ее изменения, звезды, облака.
Ход.
Организационная часть.
В группу входит Незнайка со своим другом астрономом Стекляшкиным. Стекляшкин держит в руках подзорную трубу и читает стихотворение:
По солнечному лучику бегу, бегу
Все круче, круче забраться я могу.
И каждый день по лучику
Я к солнышку бегу и все никак
До солнышка добраться не могу!
Стекляшкин рассказывает детям о том, чем занимается астроном и предлагает поиграть в игру
Дидактическая игра «Мы астрономы»
Дети садятся на стульчики и воспитатель вместе с астрономом Стекляшкиным задают детям вопросы.
- Кто живет в небе? ( Дети отвечают на вопросы: солнце, луна, звезды, облака). Воспитатель выставляет силуэты на магнитной доске.
- Что можно увидеть, если посмотреть на небо в подзорную трубу? (Дети рассматривают небо в подзорную трубу и обмениваются своими мнениями).
Основная часть.
Воспитатель предлагает детям послушать сказку. ( По ходу рассказывания воспитатель выставляет предметы на магнитной доске: солнце, облака, дождик, луна в ее изменении, звездочки, мальчик).
Рассказ сказки «О то, как умный мальчик Луну и Солнце помирил»
Было это давным-давно. Когда в небе, кроме Солнца и Луны, больше никто не жил. Вот тогда и произошел между Солнцем и Луной спор: кто из них главный на небе?
Солнце считало: «Это я самая главная в небе. От меня людям свет и тепло!»
Луна не захотела с этим мириться: «Нет, я самая главная. Без меня люди точно пропадут. Я ночью им путь указываю к дому, чтобы не заблудились!»
Долго они спорили, пока не увидели, что по Земле идет умный мальчик. Попросили они этого мальчика их спор разрешить.
- Мы очень любим тебя, Солнышко. Свет и тепло – это хорошо. Но, если Солнце очень жаркое, от этого пожар может случиться.
- Луна, мы тебя тоже очень любим. Луна ночью путь указывает – это хорошо. Но Луна не светит так ярко, как Солнце.
- Вот если бы вы поделились друг с другом, ты, Солнышко, своей яркостью, а ты, Луна, своей прохладой. Тогда люди сказали бы вам большое спасибо и еще больше вас любили.
Долго думали Солнце и Луна, как это сделать, что придумать?
Тут Луна улыбнулась и все поняла, она подула своей прохладой на Солнышко. Возле Солнышка образовалась (тучка, облачко). Тучка закрыло Солнышко, и оно стало не такое жаркое. Но солнышку это не понравилось. Солнышко стало отодвигать тучку своими солнечными лучиками, тучки стало щекотно. Она стала смеяться и рассмеялась до слез. Эти слезы стали капать на землю и пошел (дождь).
Но Луна решила, что Солнышко и тучка не хотят с ней дружить, и решила от них спрятаться. Вот от Луны осталась только половинка, вот лишь рожок, а вот Луна и совсем исчезла.
Ищет Солнышко Луну, а ее нет. Испугалось Солнышко, и стала звать: «Луна, Луна!» И так громко Солнышко крикнуло, что некоторые солнечные лучики оторвались, рассыпались по всему небу и превратились в красивые сверкающие (звездочки). Они так ярко светили, что Луна решила посмотреть, что это такое красивое сверкает?
И вновь появился сначала рожок, затем половинка Луны, а затем и вся круглолицая Луна. Сверкающие звездочки кружились вокруг красавицы Луны, и она в ново звездном платье стала еще краше.
Умный мальчик улыбнулся и сказал: «Вот теперь, ты, Солнышко, будешь нам еще милей. Согревай нас и дари нам свет. А когда будет совсем жарко, пошли нам прохладный дождик. Только твое время светить и радовать нас с утра и до вечера.
А ты, красавица Луна, радуй нас своей прохладой и прекрасным звездным небом по вечерам и ночью».
Много ли, мало ли прошло времени и умный мальчик, которого звали Олег, рассказал на продолжении этой истории:
- Некоторое время Солнышко и Луна жили очень дружно. Солнышко уже привыкло и не обижалось на тучку, когда та набегала, и закрывало Солнышко от людей. Если тучка набегала, Солнце своими солнечными лучами начинало щекотать тучку. Тучка начинала смеяться, и на землю проливался прохладный дождь, а зимой выпадал белый снежок.
А когда наступал вечер, а затем и ночь, то красавица Луна надевало свое звездное платье, и гуляла по всему небу, веселая да радостная. Но только увидит, что Солнышко начинает просыпаться, тут же накроет звездное платье своим лунным покрывалом, чтобы Солнышко не увидело ее наряда. Вдруг Солнышко передумает и заберет свои солнечные лучики. Луна понимала, что поступает неправильно. И от этого становилась грустной и печальной.
Как-то увидело Солнышко Луну и говорит: «Что ты такая печальная, Луна?»
А Луна отвечает: «Печальная я потому, что очень боюсь, что ты, Солнышко, увидишь, какие твои солнечные лучики-звездочки ночью красивые и заберешь их назад!»
Но Солнышко улыбнулось и сказало: «Не печалься, я их не заберу! Пусть мои солнечные лучики сверкают и радуют тебя, пока я сплю! А твои платья из звезд пусть будут всегда разные, ка и ты сама!»
С тех пор с утра до вечера в небе хозяйничает Солнышко и облака. А вечером и ночью – Луна и звезды. Так умный мальчик помирил Солнце и Луну.
Это было так давно, что только Луна и умный мальчик помнят, что яркие ночные звездочки – это маленькие сестрички – солнечные лучики самой большой звезды, имя которой Солнце.
Вопросы к детям:
- О чем спорили Солнышко и Луна?;
- Как мальчик помирил Солнышко и Луну?;
- Что придумала Луна, чтобы Солнышко стало прохладным?;
- Понравилось ли это Солнышку?;
- Что сделало Солнышко с тучкой?;
- Почему из тучки полил дождик и посыпался снежок?;
- Почему Луна превратилась в половинку, затем в рожок и совсем исчезла с неба?;
- Что ответило Солнышко, чтобы Луна не грустила и была всегда радостной?;
- Кто хозяйничает в небе с утра и до вечера?;
- Кто хозяйничает в небе вечером и ночью?
Рефлексия.
- Что интересного вы узнали сегодня?
- Как называется самая большая звезда в небе?
Индивидуальная работа с детьми. Педагогическая ситуация «Составляем карту космического путешествия на Луну»
Цель: Расширить представления детей о космическом пространстве. Продолжать развивать умение ориентироваться в пространстве. Развивать организаторские способности работать по предложенному плану.
Материал: Макет «Космическое небо». Силуэты: Солнце, Луна, звезды, облака. Планшеты для рисования, фломастеры, линейки. Незнайка в космическом костюме.
Ход.
Организационная часть.
В гости к детям приходит Незнайка в космическом костюме, здоровается с детьми и предлагает отправиться с ним в космическое путешествие на Луну.
Воспитатель предлагает детям подойти к магнитной доске. На магнитной доске из силуэтов создается макет космического неба. В центре воспитатель с детьми выкладывает желтый круг – Солнце. Вокруг Солнца выкладывает еще несколько кругов: Земля, Луна. На расстоянии от Планет выкладываются звездочки белого и желтого цвета.
Основная часть.
Дидактическая игра «Составь карту космического путешествия
Воспитатель раздает детям планшеты для рисования и фломастеры, линейки
Дети выполняют указания воспитателя.
- Чтобы отправиться в космическое путешествие, мы должны построить карту. На карте мы обозначим пункты наших остановок. Незнайка уже был на Луне, вот он нам и поможет.
Незнайка дает задание детям:
Возьмите фломастер и поставьте точку в нижнем левом углу
- Найдите центр вашего планшета и поставьте точку,
- Найдите середину правой части планшета и поставьте точку.
- Найдите середину верхней части планшета и поставьте точку.
- Возьмите линейку и соедините две точки: нижнего левого угла и центра планшета, проведите линию фломастером.
- Теперь соедините центральную точку и точку середины правой части планшета.
- Затем соедините точку середины правой части планшета с точкой середины верхней части планшета.
Воспитатель первый раз читает сам маршрут движения ракеты, а потом предлагает повторить детям.
- Наша ракета вылетает из нижнего левого угла к центру, потто летит к середине правой стороны, и затем отправляется прямо к середине вверх.
Дети берут в руки ракеты, сделанные из бумаги путем оригами, и повторяют маршрут движения к Луне.
Рефлексия.
Подвижная игра «Полет на Луну».
Дети имитируют полет ракеты по указаниям Незнайки.
- Обратный отсчет пуска ракеты. (Пять, четыре, три, два, один, пуск).
Ракета летит налево, поворачивает направо, остановка.
- Заправка ракеты топливом
- Ракета лети прямо, поворот налево, остановка т. д.
Незнайка благодарит детей за полет на Луну и уходит.
Нетрадиционное сюжетное рисование «На далеко удивительной планете»
Цель: Расширить кругозор, знания детей о космосе. Создание космического пейзажа в нетрадиционной технике рисования.
Материал Заготовки для рисования (тонированный лист бумаги). Космические пейзажи. Музыка. Краски, кисти, баночки с водой, салфетки. Зубные щетки, поролон
Ход.
Организационная часть.
Дети стоят возле педагога и рассматривают картинки
- Ребята, когда мы говорим о цвете неба? (Когда рассматриваем пейзажи или во время наблюдения на прогулке);
- Какое бывает небо в разные отрезки дня? (Небо бывает яркое, голубое, серое) Педагог обобщает ответы детей.
- Небо бывает яркое, голубое в солнечный день, серое – в пасмурный день, оранжево-розовое небо – на закате.
- Может ли небо быть фиолетовым, черным?
- Конечно, ночью небо становится темно-синим, загораются тысячами звезд. (Во время показа иллюстраций звучит музыка).
- Ночью небо выглядит так, если смотреть на него с Земли. Пофантазируем, представим, что поднялись так высоко, что Земля превратилась в голубой шар внизу.
- Как может выглядеть теперь ночное небо? ( Дети отвечают на вопросы: поменялся цвет, стало ярче, звезды стали большими и разноцветными)
- То, о чем вы говорите, уже не небо, ученые называют это космически пространством, оно безвоздушное, заполнено звездами и планетами.
Основная часть.
Упражнение «Путешествие в космосе»
- Мы сейчас отправляемся к дальним планетам и звездам, потому, что космос – это не только бесконечное пространство, но и миллионы планет и звезд. (Дети рассматривают картинки).
- Вот перед нами планета. Что о ней можно сказать? (Яркая, таинственная).
Педагог показывает на планеты вокруг Солнца. Это Марс, Венера, Сатурн, Юпитер Земля,
Педагог показывает наглядное пособие «Космос», где изображены планеты.
- Планеты – наши соседи. Луна спутник нашей планеты Земля, ее мы можем наблюдать ясной ночью и без телескопа. Звезды гораздо больше планет, самая близкая к нам звезда – Солнце. Без нее на Земле не было бы жизни, поэтому люди так неуютно чувствуют себя, если долго не видят солнца. А эту планету узнает каждый землянин, потому что она – его дом! Так выглядит наша планета Земля из космоса.
– Какая она? (Голубая, добрая, большая, родная).
Практическая часть
- Сегодня, ребята, вы будете космонавтами, нарисуете с помощью красок, зубной щетки, поролона и кисточки космический пейзаж.
Педагог показывает детям разные способы рисования.
Самостоятельная работа детей.
Дети работают, педагог напоминает о способах рисования и правилах рисования с красками. Напоминает о том, что рисунок надо располагать по всему листу.
Рефлексия.
Работы детей выкладываются на стенд, педагог обращается к детям.
- Ребята, кто хочет рассказать о своей работе?
- Какие работы вам больше всего понравились?
- Почему?
Заключительное занятие
Совместная деятельность воспитателя с детьми. «Чтение рассказа В. Бороздин «Звездолетчики»»
Цель: Расширить первоначальное представление детей о космонавтах, о первом космонавте Ю. А. Гагарине. Развивать умение правильно воспринимать содержание рассказов.
Материал: Портрет Ю. А. Гагарина. Иллюстрации о космических кораблях.
Ход.
Организационная часть.
На мольберте портрет Ю. А. Гагарина и иллюстрации.
- Дети, кто из вас знает, чей это портрет? Воспитатель обобщает ответы детей :
- Это Юрий Алексеевич Гагарин, первый космонавт Земли. Он покинул Землю в космическом корабле-ракете, облетел на нем вокруг Земли, и один увидел всю нашу планету Земля сразу. Вот в таком космическом корабле-ракете он посетил космос.
Воспитатель рассматривает разные корабли-ракеты, луноход, обсуждает ответы детей
Основная часть.
- О том, как космонавт летал в космосе и что интересного он с корабля-ракеты увидел, я вам прочитаю, слушайте внимательно.
Воспитатель читает рассказы В. Бороздина: «Поехали», «Что видно из окошка», «Праздник». (Приложение № 1).
- Понравились ли вам рассказы? – О ком они?
- Кто провожал Ю. А. Гагарина?
- Что он сказал, когда ракета полетела?
- Что увидел Гагарин из окна ракеты?
- Когда приземлился космический корабль, как встречали люди космонавта?
- Когда Ю. А. Гагарин полетел в космос?
- Ю. А. Гагарин полетел в космос 12 апреля 1962 году, это было очень давно. Но этот день стал праздником для всех, и мы его отмечаем каждый год. (В ходе беседы воспитатель помогает детям отвечать на вопросы, подсказывая слова, фразы, просит повторить, побуждая детей припомнить что-то из ранее прочитанного. Новые слова повторяют хором
Воспитатель читает стихотворение:
Пилот в космической ракете
На землю глянул с высоты.
Еще никто, никто на свете
Такой не видел красоты.
Внизу за стеклами кабины
В молочных облаках летал
Далекий, маленький, любимый
Земной голубоватый шар.
- Чтобы стать космонавтом, надо тренироваться, делать гимнастику. Вставайте, мы сейчас начнем тренироваться.
Динамическая пауза
Чтобы к звездам полететь
Надо постараться,
И зарядкой каждый день
Надо заниматься
Делай раз – руки вверх,
Делай два – руки в стороны,
Делай три – присели,
А на четыре – побежали. Стоп.
(Дети повторяют слова и вместе с воспитателем выполняют движения).
- Космонавты не только тренируются, но много читают, интересуются новыми знаниями. Вот и вы узнали сегодня много нового. А теперь отгадайте загадки про небо и космос :
Загадки:
То он низок, то высок,
То он сер, то беловат,
То чуть-чуть голубоват.
А порой такой красивый –
Кружевной и синий-синий! (Небо).
- Один костер всю Землю обогревает? (Солнце).
- Ночью по небу гуляю, Тускло небо освещаю,
Скучно, скучно мне одной, А зовут меня (Луной).
Рефлексия.
- Кто первым полетел в космос?;
- На чем полетел в космос Ю. А. Гагарин?;
- Что он увидел из окна ракеты?
Вывод:
В ходе проектной деятельности дети учились совместно работать, искать и собирать информацию, анализировать и систематизировать ее, тесно общаться со сверстниками, родителями и сотрудниками детского сада. Все это в полной мере способствовало саморазвитию личности каждого ребенка, воспитанию в нем целеустремленности и самоуважения. У родителей непременно появилась уверенность в своих детях, потому что они видят их еще с одной стороны: как активных творцов, способных добиваться поставленной цели.
И так, мы пришли к выводу, что внедрение метода проектов в образовательный процесс - это на сегодняшний день один из основных путей познания, наиболее полно соответствующий природе ребенка и современным задачам обучения.
Проведенная с детьми группы работа по проекту позволила прийти к следующим результатам:
• дети стали больше интересоваться явлениями неживой природы: небом, солнцем, месяцем, звездами, облаками, тучами Знания они получали через наблюдения, через художественную литературу, дидактические игры. Свои впечатления и знания дети стали реализовать в сюжетно-ролевых играх и развлечениях;
• у детей выработались первичные представления о космосе, космическом пространстве, планете Земля, ее спутнике Луне, звездах.
* дети усвоили знания о том, почему каждый год 12 апреля вся страна празднует праздник «День космонавтики»;
То есть, реализация деятельности по проекту способствовала развитию представлений детей о космосе, космонавтах, космических кораблях.
Используемая литература:
- «Открытые мероприятия» для детей средней группы Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие» Автор - составитель Аджи Алла Викторовна. М – Книга. Воронеж. 2014 .255 стр.
- «От рождения до школы» Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой — М. Мозаика – Синтез, 2011
- Комплексные занятия. По программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. В Комаровой, М. А. Васильевой средняя группа. Автор составитель З. А. Ефанова, М. Мозаика – Синтез, 2011.
- Программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой, В. В. Гербовой М. Мозаика – Синтез, 2009
- комплексно – тематических занятий средняя группа Н. С. Голицына М. Издательство Скрипторий 2003 222 стр.
- «Комплексные занятия по развитию речи в средней группе. Автор Затулина Г. Я. Москва «ЦПО» 2014.
- Изобразительная деятельность в детском саду - средняя группа. И. А. Лыкова Издательский дом «Цветной мир». 2014 г.
- Художественное творчество. Планирование, конспекты. Средняя группа. Автор-составитель Н. Н. Леонова. Волгоград. 2018.