юлия карелина
Проект для детей младшего дошкольного возраста «В гостях у сказки»
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание
Введение…. 4
Паспорт проекта…. 6
Мониторинг эффективности проекта…8
Этапы работы над проектом…. 8
Схема направлений проектной деятельности….9
План работы по реализации проекта…. 10
Заключение…. 13
Литература…. 15
Приложение….16
Фотоотчет реализации проекта….46
Введение
Доброта должна стать таким же обычным состоянием человека, как мышление. Она должна войти в привычку.
В. А. Сухомлинский
Публикация «Проект для детей младшего дошкольного возраста „В гостях у сказки“» размещена в разделах
Дошкольное детство - очень важный этап воспитания внимательного, чуткого читателя, любящего книгу, которая помогает ему познать окружающий мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки. Любой дошкольник является читателем, даже если он не умеет читать, а только слушает чтение взрослых. Но он воспринимает то, что слышит, а слышит то, что ему интересно.
Необходимость приобщения детей к чтению бесспорно. Книга совершенствует ум ребенка, помогает овладеть речью, познавать окружающий мир.
Одним из современных инновационных методов обучения является проектная деятельность-технология, которая учит детей выражать в творчестве свою индивидуальность, дает возможность заинтересовать детей, сделать процесс обучения личностно значимым.
Для повышения интереса к книге, к художественному творчеству был разработан проект «В гостях у сказки». В процессе данного проекта частично реализуются задачи программы дошкольного образования на основе «От рождения до школы» в соответствии с ФГОС.
Детская сказка-это первая и немаловажная ступень ребенка к познанию окружающего его мира. Художественные образы и язык, которыми оперируют русские народные сказки, прост и понятен даже маленькому ребенку. Слушая сказку, ребенок незаметно подсознательно впитывает жизненно важную для него информацию, способы разрешения различных сложных ситуаций. Посредством сказки легче всего рассказать малышу первые и самые важные принципы нравственности: что такое «хорошо» и что такое «плохо». Сказки детям дают простор для воображения. Ребенок приобретает навыки мысленно действовать в воображаемых ситуациях, а это является основой для будущего творчества.
Выбирая первые сказки для малыша необходимо принимать во внимание уровень его психического развития. Сказка не должна пугать ребенка, а должна приносить пользу. Хорошо если первые сказки будут с красивыми и яркими иллюстрациями - это повышает интерес малыша и улучшает понимание сказки.
Трудно переоценить значение сказки в жизни ребенка. В детской сказке он найдет все самое важное и необходимое ему в дальнейшей жизни.
Паспорт проекта
Вид проекта : групповой, познавательно-творческий
Продолжительность: краткосрочный
Срок реализации: 1 месяц
Участники: дети младшего дошкольного возраста, воспитатели, родители
Образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Актуальность и значимость проекта.
Как говорил В. А. Сухомлинский: «Чтобы подготовить человека духовно к самостоятельной жизни, надо ввести его в мир книг».
Одной из важнейших задач развития личности ребенка дошкольного возраста является освоение им духовного богатства народа, его культурно-исторического опыта. В результате анкетирования выяснилось, что родители недостаточно используют художественную литературу в воспитании детей. В младшем дошкольном возрасте именно сказки являются прекрасным материалом для обучения и воспитания. Использование сказок в режимных моментах, в игровой деятельности развивает устную речь, его фантазию и воображение, влияет на духовное развитие, учит определенным нравственным нормам. Также сказка - замечательное средство семейного общения и развития ребенка.
Цель. Приучать детей слушать народные сказки, создавать оптимальные условия развития речи детей дошкольного возраста.
Задачи.
знакомить детей с различными видами сказок;
способствовать формированию интереса к книгам, произведениям художественной литературы (к устному народному творчеству – сказкам);
помогать детям выделить яркие поступки героев и оценивать их;
развивать речь детей, воображение, фантазию;
воспитывать доброжелательное отношение друг к другу;
поддерживать непосредственный отклик и эмоциональную заинтересованность, возникающую у ребенка при восприятии сказок;
использовать сказки в разнообразных видах детской деятельности: коммуникативной, игровой, познавательно – исследовательской, художественно – творческой.
включить родителей в процесс реализации данного проекта.
Используемые материалы в работе: книги со сказками, дидактический материал, иллюстрации, настольный и пальчиковый театры, настольно-печатные игры, фланелеграф, альбом с загадками.
Предполагаемый результат:
- у детей повысится интерес к устному народному творчеству (сказкам)
- дети научатся понимать смысл сказок
- расширятся представления детей о доброте, справедливости, сострадании и о зле, жадности и лживости
- повысится доля детей с развитой речью
- улучшится сотрудничество с родителями: родители начнут более активно принимать участие в мероприятиях группы.
Проектная деятельность выражена через:
- игру как основной вид деятельности;
- включение элементов творчества в занятии с детьми, их игровую и самостоятельную деятельность;
-беседы;
-работу с предметными и сюжетными картинками;
-совместную деятельность детей и родителей.
Методы и приемы:
-объяснительно-иллюстративные
-словесные
-демонстрационные
-исследовательские
Мониторинг проектной деятельности :
-анкетирование родителей «Сказка в жизни вашего ребенка»
-индивидуальные беседы, консультации «Какие сказки читать детям»
-анализ продуктов деятельности
Этапы работы над проектом :
1-й этап – подготовительный
- подбор и изучение методической, художественной литературы;
- подбор материала для изобразительной и продуктивной деятельности;
- составление тематического плана работы по проекту;
- взаимодействие с родителями воспитанников;
-оформление книжного уголка
2-й этап – основной
-рассматривание иллюстраций русских народных сказок;
-чтение и рассказывание русских народных сказок;
-проведение дидактических, подвижных, настольно-печатных игр;
-рисование «Репка»;
-лепка «Колобок – веселый бок»;
-настольный и пальчиковый театры.
3-й этап - заключительный
Презентация проекта :
изготовление книги сказок совместно с родителями «Путешествие по сказкам».
Схема направлений проектной деятельности
План работы по реализации проекта
Образовательные
области Непосредственно
организованная
образовательная
деятельность
детей задачи Срок реализации Взаимодействие
с семьями
воспитанников,
самостоятельная
деятельность
детей
ОО «Познание»
«Коммуникация»,
«Чтение художественной
литературы»; «Здоровье»;
«Социализация» Чтение сказки «Курочка ряба»
Игры со
строительным материалом
«Домик для бабушки с дедушкой» Познакомить детей с новой сказкой; учить повторять слова из сказки за воспитателем, развивать речь.
Вызвать желание у детей построить домик для
бабушки и
дедушки; развивать фантазию. 1 неделя Сбор материала по содержанию. Чтение художественной литературы.
ОО «Познание»;
«Коммуникация»; «Чтение
художественной литературы»;
«Социализация»; «Здоровье»; «Художественное творчество» Драматизация сказки «Репка»
Раскрашивание репки Приобщать детей к театральной деятельности; учить изображать голосом разные интонации, вызывать у детей радостное настроение от игры
Вызывать у детей интерес к раскрашиванию, называть цвета, учить правильно держать карандаш 2 неделя Анкетирование родителей «сказка в жизни вашего ребенка»
ОО «Познание»; «Коммуникация»; «Здоровье»; «Художественное творчество»; «Социализация»; «Чтение художественной литературы» Рассказывание сказки «Колобок» (фланелеграф)
Лепка «Колобок-веселый бок» Привлекать детей к рассказыванию сказки с
использованием фланелеграфа; обогащать словарь детей
вызывать интерес к лепке,
закреплять приемы лепки;
развивать творчество 3 неделя Совместное творчество родителей и детей по изготовлению игрушек, рисунков по сказкам.
ОО «Познание»;
«Коммуникация»; «Чтение
художественной литературы»;
«Социализация»; «Здоровье»; «Художественное творчество» П/игра «У
медведя во бору
Настольный театр «Волк и козлята» Упражнять детей в беге
врассыпную, не наталкиваясь друг на друга,
развивать быстроту, ловкость
Помочь детям играть в знакомую сказку; упражнять в отчетливом произнесении звуков 4 неделя Рассматривание иллюстраций, предметных картинок индивидуально со своим ребенком
ОО «Познание»;
«Коммуникация»; «Чтение
художественной литературы»;
«Социализация»; «Здоровье»; «Художественное творчество» Совместно с родителями инсценировка сказки «Теремок»
«Чудесный мешочек» (герои сказок) Помогать в инсценировке отрывка из сказки; следить за развитием действий; воспитывать внимательное отношение друг к другу
Способствовать развитию речи как средства общения; помогать обследовать предметы, находящимся в мешочке и дать им описание; обогащать словарь 5 неделя Беседа с детьми о русских народных сказках
Выставка рисунков
Изготовление книги - сказок
Заключение
Реализованный проект позволил подтвердить правомерность наших подходов к процессу речевого развития младших дошкольников посредством сказки, что является одной из насущных проблем современной педагогики сотрудничества.
В данном проекте нашло подтверждение то, что совокупность различных методов и приемов, предметная среда, общение являются внутренними движущими силами речевого и умственного развития дошкольников. Но при этом необходима опора на фольклорный материал (сказку, которая исключает нравоучительность и включает игровое общение. Разнообразие методов и приемов, используемых при работе с детьми, позволяет варьировать задания, обогащать содержание и формы работы, использовать материал, как в виде самостоятельных занятий, так и в качестве структурных элементов в других видах деятельности. Это позволяет адаптировать методику как к внешним объективным, так и внутренним субъективным условиям, учесть индивидуальные возможности каждого ребенка, с одной стороны, и возрастные возможности дошкольного детства – с другой. Сказка помогает ребенку самосовершенствоваться, активизировать различные стороны мыслительных процессов. У детей повысился уровень знаний о сказках; умение узнавать сказки, повысилась речевая активность. Использование сказки способствовало совершенствованию звуковой стороны речи, творческому развитию детей, эмоциональной отзывчивости; расширению словарного запаса.
Особую роль в работе нужно отводить просвещению родителей, консультациям по использованию в воспитании сказок, разъяснить им большую значимость семейного чтения, подчеркивая его весомость при формировании у ребенка нравственных положительных эмоций. В дальнейшем эта работа повлияет на то, что дети будут стремиться к сочинению собственных сказок, а их словесное творчество поможет углубленному восприятию литературных произведений. Чтение сказок может стать доброй семейной традицией, создает теплую, задушевную атмосферу в доме.
Проведённое в данном проекте исследование подтверждает, что систематическое привлечение сказки в педагогический процесс может быть важнейшим источником и для успешного речевого и эмоционального развития детей.
Литература
1. Комплексные занятия под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой, издание 2 – е, Волгоград.
2. Развитие игровой деятельности Н. Ф. Губанова, издательство Мозаика – Синтез,Москва,2008 3. Самые любимые русские сказки. – М. : Астрель; СПб. : Сова, С 42 2008.
4. Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду: - М. : ТЦ «Сфера», 2010.-12-20с.
5. Новиковская О. А. Конспекты занятий по сказкам с детьми 2-3 года [Текст] : СПб. : «Паритет» 2007г. – 96с.
6. Чиндилова О. Чтение детской литературы дошкольниками : подходы к пониманию и формы реализации [Текст] : / О. Чиндилова //Дошкольное воспитание. – 2011.-№1. – 59-61с.