Лучший педагог года

«Первые стихи». Проект для детей младшего дошкольного возраста по творчеству А. Барто

Вероника Слабко
«Первые стихи». Проект для детей младшего дошкольного возраста по творчеству А. Барто
▼ Скачать + Заказать документы

Тема проекта: «Первые стихи» (по творчеству А. Л. Барто)

Продолжительность: краткосрочный

Участники: дети второй младшей группы, воспитатели группы №2, родители воспитанников.

Тип проекта: творческий.

Актуальность. Стихи Барто помогают воспитывать лучшие нравственные качества: честность, отзывчивость, трудолюбие, вежливость, любовь к природе и внимательное отношение к ней. Ее до сих пор помнят и знают все: дети, их мамы и папы, бабушки и дедушки. Стихотворения Агнии Львовны Барто - это классика для детей, которая заставляет задуматься всерьез о том, как себя вести, каким человеком расти, как беречь все живое, окружающее, как относится к младшим и старшим. Стиль стихов очень лёгкий, поэтому детям нетрудно читать и запоминать их. А понятный и простой язык четверостишия интересен детям младшего дошкольного возраста.

Темочки:

Цель: помочь детям запомнить стихотворения из цикла «Игрушки» Агнии Львовны Барто. Воспитывать бережное отношение к игрушкам и книгам.

Задачи:

Воспитательные: продолжать воспитывать бережное отношение к игрушкам и книгам, интерес к художественной литературе; закреплять умения коллективно играть, доброжелательно общаясь друг с другом.

Повышать компетентность родителей в вопросах речевого развития их детей.

Образовательные: закрепить с детьми употребление предлогов «под», «над», «на», «за»; продолжать формировать пространственно-образное мышление, умение вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него, говорить в нормальном темпе, не перебивая говорящего взрослого; продолжать учить детей согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже.

Развивающие:

Связная речь - развивать диалогическую форму речи. Вовлекать детей в разговор во время рассматривания предметов, картин, иллюстраций; наблюдений за живыми объектами. Формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателями и родителями.

Словарь - на основе обогащения представлений о ближайшем окружении, продолжать расширять и активизировать словарный запас детей. Уточнять названия и назначение предметов, различать и называть существенные детали и части предметов, качества (цвет и его оттенки, форма, размер, особенности поверхности (гладкая, пушистая, шероховатая, некоторые материалы и их свойства (бумага легко рвется и размокает, стеклянные предметы бьются, резиновые игрушки после сжимания восстанавливают первоначальную форму, местоположение (за окном, высоко, далеко, под шкафом).

Формирование грамматического строя речи - помогать употреблять в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа, употреблять существительные с предлогами (в, на, под, за, около).

Воспитание звуковой культуры речи - формировать внятное произношение в словах гласных (а, у, и, о, э) и некоторых согласных звуков: п — б — т — д — к — г; ф — в; т — с — з — ц. Развивать моторику речедвигательного аппарата, слуховое восприятие, речевой слух и речевое дыхание, уточнять и закреплять артикуляцию звуков. Вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность.

Ознакомление с художественной литературой: вспомнить с детьми стихи А. Барто из цикла «Игрушки»: «Мишка», «Бычок», «Лошадка», «Мячик», «Зайка», «Грузовик», «Слон», «Кораблик»; помочь запомнить одно из стихотворений; поощрять попытки детей при чтении стихов воспитателем договаривать (негромко) слова. Воспитывать у детей умение слушать, запоминать небольшое по объему стихотворение, читать наизусть, не торопясь, четко выговаривая слова и, особенно, окончания слов.

Прогнозируемый результат:

- Дети научились читать небольшие по объёму стихи наизусть.

- Малыши бережно относятся к игрушкам и книгам, повысился интерес к художественной литературе.

- Ребята доброжелательно общаются друг с другом и со взрослыми во время совместных коллективных игр.

- В результате работы над проектом, расширился словарный запас и успешно развивается связная речь малышей.

- Повысилась компетентность родителей в вопросах речевого развития детей.

Этапы работы над проектом.

I этап – подготовительный

*Диагностика знаний детьми стихов А. Барто, степени заинтересованности детей данной темой.

*Информирование родителей о проекте, определение роли родителей в данном проекте («помощники», продолжающие и дополняющие творческое дело, начатое в группе, или организаторы самостоятельного семейного творчества)

*Изучение литературы о развитии речи детей при заучивании стихов.

*Перспективное планирование проектной деятельности.

*Подготовка и обработка материалов и наглядности. Организация тематической книжной выставки в группе.

II этап – основной

1. Неоднократное чтение, рассказывание и прослушивание с помощью аудиосредств стихотворений А. Барто из цикла «Игрушки»

2. Оформление книжного уголка по творчеству поэта.

3. Цикл НООД по теме проекта.

4. Беседа «Почему надо беречь игрушки».

5. Сопровождение чтения показом игрушек, картинок, и других средств наглядности.

6. Сопровождение чтения игровыми действиями, предоставление детям возможности договаривать слова и фразы при чтении. Раскрашивание любимых игрушек. Дидактические игры («Угадай кто?», «Доскажи словечко» и т. п.)

7. Рассматривание рисунков в книгах, с целью побуждать называть знакомые предметы, показывать их, приучать задавать вопросы, предлагать воспроизводить действия персонажа, учить, бережно относиться к книгам и игрушкам.

8. Привлечение родителей к работе над проектом:

• Консультация для родителей «Как заучивать наизусть стихи с детьми»

• «Учите вместе с нами» (выставка книг А. Барто цикл «Игрушки»)

• Фотовыставка «Мои любимые игрушки»

III этап - заключительный.

*Подведение итогов реализации проекта, составление отчёта.

*Презентация проекта и его результатов (итоговое занятие «Игрушки») педагогам ДОУ.

*Обсуждение с воспитателями, детьми, родителями перспектив дальнейшего развития данного проекта.

Приложение. Цикл занятий с детьми.

Повторение стихотворения А. Барто «Лошадка»

Программное содержание: развивать моторику речедвигательного аппарата, слуховое восприятие, речевой слух и речевое дыхание, уточнять и закреплять артикуляцию звуков, договаривать за воспитателем знакомое им стихотворение, не спеша, не напрягая голоса, отчетливо и правильно выговаривая окончания слов; отрабатывать отчетливое произношение гласного звука «и» в отдельных словах и фразах; всех детей учить вести диалог, использовать в речи формы вежливости; упражнять в выразительном чтении стихотворных строк.

Содержание организованной деятельности

Воспитатель ставит перед детьми игрушечную лошадку (качалку, декламирует стихотворение А. Барто. Говорит, что того, кто повторит стихотворение самостоятельно и не будет при этом торопиться, лошадка покатает.

Затем малыш садится на лошадку, «скачет». Дети цокают, подражая стуку копыт.

Далее стихотворение договаривают за воспитателем еще 3-4 ребенка.

Воспитатель произносит звукоподражание и-и-и-и, объясняет, что это лошадка благодарит детей за стихотворение. Предлагает повторить звукоподражание. Дети выполняют задание все вместе и по одному.

Педагог предлагает поиграть в игру «Откликнись, малыш».

«Теперь я ваша мама, а вы мои малыши-жеребята, — говорит воспитатель. — Вот черненький жеребенок, а вот беленький.? (жеребенок, а еще — рыженький.? (жеребенок) и т. п. Бегайте, прыгайте, резвитесь, но не лягайтесь и не кусайте друг друга. Если же услышите, что я вас зову, сразу ушки «топориком» и — откликаться!»

Дети разбегаются по группе, играют, изображая жеребят, а когда слышат и-и-и-и, откликаются.

«Лошадки любят слушать, как звенят колокольчики, — продолжает занятие воспитатель. — Песня колокольчиков немного похожа на лошадиную песню. Послушайте: лиии-лиии-лиии. Так поют, стараются маленькие колокольчики. Как они поют? Колокольчики побольше выговаривают другую песенку: дииинъ-дииинъ-дииинь. Как поют колокольчики побольше? Сейчас я проверю, кто из вас маленький изящный колокольчик, а кто — колокольчик побольше, поголосистее». (Дидактическое упражнение «Какой ты колокольчик?»)

Педагог дотрагивается до ребенка, а потом жестом показывает, что привел колокольчик в движение. Ребенок по своему выбору произносит либо лиии, либо дииинь-дииинь (7-8 ответов).

«Кстати, лошади не боятся воды, хорошо плавают, любят, когда их моют и чистят. А вот некоторые люди и животные. Впрочем, послушайте вот такие стихи:

Визжит поросенок: «Спасите.»

Купают его в корыте.

А в кухне купают Олю,

Воды ей нагрели вволю.

Но Оля кричит: «Уйдите!

Мочалкой меня не трите!» (З. Александрова. Купание)

Воспитатель 3-4 раза читает стихотворные строки, а дети воспроизводят визг поросенка и разгневанную Олину речь.

«Малыши — существа забавные, — продолжает занятие педагог. — Представьте себе клубок ниток, который попал в лапы к котенку. Представили? И что же?» Не торопясь, выслушивает предположения детей. Читает:

Катился, крутился, Крутился, катился,

Катился и скрылся клубок.

Но я догадался, Куда он девался,

А кот догадаться не мог. (Д. Хармс, Н. Радлов. Рассказы в картинках)

Воспитатель с помощью детей 2-3 раза повторяет стихотворение. Дети отвечают на вопрос, куда же делся клубок. Занятие заканчивается игрой. Дети-котята гоняют по комнате клубки с нитками: трогают их лапками, затаиваются, прыгают вокруг клубочков (воображаемые ситуации).

Чтение детям стихотворения «Флажок» А. Барто

Программное содержание: развивать диалогическую форму речи; вовлекать детей в разговор во время рассматривания предметов; продолжать расширять и активизировать словарный запас детей; помогать употреблять в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа, употреблять существительные с предлогами (в, на, под, за, около); формировать внятное произношение в словах гласных (а, у, и, о, э) и некоторых согласных звуков; вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность; закрепить умения детей читать наизусть стихотворения А. Барто из цикла «Игрушки». Закреплять умения коллективно выполнять движения под музыку

Воспитывать интерес к художественной литературе, дух патриотизма и любовь к Родине.

Содержание организованной деятельности

На столе воспитателя в подставках — яркие красные флажки. Дети рассматривают их, отмечают, что флажки «красные, как огоньки» (хоровое и индивидуальные высказывания).

«С флажками ходят на праздник, — рассказывает воспитатель,— Вот и этот малыш держит в руке праздничный красный флажок (показывает соответствующую иллюстрацию)». Читает стихотворение:

Горит на солнышке

Флажок,

Как будто я

Огонь зажег.

Затем педагог задает вопрос: «Как говорит мальчик про свой флажок?» Рассказывает стихотворение еще раз. Дети помогают ему.

Двух-трех детей воспитатель просит прочесть стихотворение индивидуально. Помогает им рассказывать. Далее педагог раздает малышам флажки и предлагает сначала промаршировать с ними, а потом поплясать под музыку Т. Вилькорейской к песенке «Мы флажки свои поднимем».

Чтение детям стихотворения «Снег» А. Барто.

Дидактическая игра «Где снежинка?»

Программное содержание: учить детей рассказывать стихотворение вместе с педагогом, выполнять соответствующие тексту движения (собираться в кружок; «вертеться, как снежок»); использовать в речи предлоги; понимать инструкцию взрослого.

Содержание организованной деятельности

Дети сидят полукругом. Воспитатель читает стихотворение. Затем он предлагает детям стать снежинками: надевает на них белые шапочки и белые платочки. Снова читает стихотворение:

Снег, снег кружится, (Делает круговые движения кистями рук.)

Белая вся улица!

Собралися мы в кружок,

Завертелись, как снежок. (Кружится.)

Воспитатель повторяет стихотворение еще раз. Когда он читает последние строчки, дети кружатся. Пока они кружатся, воспитатель прячет снежинку-ребенка. Спрашивает: «Посмотрите, куда залетела белая снежинка?» («Под стол» — хоровой и индивидуальные ответы.)

Педагог вновь читает стихотворение. И опять прячет снежинку. Она может «залететь» за шкаф, в большой ящик для «Строителя», на ковер и т. д. Стихотворение читают 5—6 раз.

Чтение стихотворений «Козленок», «Зайка» А. Барто.

Программное содержание: помочь детям понять содержание стихотворений; вызвать желание слушать их повторно; приучать детей правильно произносить звук- з-в словах, фразах, отчетливо и ясно произносить слова с этим звуком, несложные фразы.

Содержание организованной деятельности

Воспитатель показывает иллюстрации к книге А. Барто «Игрушки». Читает из нее стихотворение «Козленок», затем «Зайка». Показывает игрушечного зайца, завернутого в мохнатое полотенце. Объясняет: «Это тот самый зайка, который «весь до ниточки промок». Я завернула его в мохнатое полотенце. Он согрелся и уснул. Буба, вставай». Педагог будит зверюшку и поясняет, что Буба — это имя зайца.

«Вставай, Буба, вставай!» — будят зайца дети. (Хоровые и индивидуальные высказывания.) Буба просыпается и спрашивает: «Дети, вы не встретили козу? Надо найти козу и предупредить, что недалеко бродит волк (воспитатель показывает игрушку) и хочет ее съесть».

Появляется коза. Воспитатель сообщает ей, что волк близко. Предлагает козе уйти: «За-за-за — уходи, коза». Дети вместе с педагогом 2—3 раза повторяют чисто говорку. Но коза не уходит. А волк «подкрадывается» ближе и ближе. Педагог просит нескольких детей по очереди произнести чистоговорку. Оценивает их ответы. Например: «Ты сказал очень тихо, и коза не расслышала. Повтори погромче; Света предупредила козу так громко, что та отошла за кустик» и т. п.

«Послушалась нас коза, — продолжает воспитатель,— домой пошла. За-за-за — домой идет коза». (Хоровые и индивидуальные повторения.)

Коза уходит. На столе прыгает и радуется зайка. Вместе с ним прыгают и дети.

Дети возвращаются на свои места. «Апчхи, апчхи», — чихает зайка. «Простудился Буба, — поясняет воспитатель,— потому что весь до ниточки промок. И у него заболели зубы. У зайки Бубы заболели зубы». (Рифмовка повторяется детьми хором и индивидуально. Воспитатель обращает внимание на правильное произнесение детьми звука з в словах: зайка, заболели, зубы.) Педагог «лечит» зайке зубы. Заворачивает его в полотенце и укачивает, напевая: «Баю-баю-баю — заиньку качаю». Дети подпевают, затем на цыпочках, чтобы не разбудить Бубу, уходят с занятия.

Чтение детям стихотворений А. Барто из цикла «Игрушки».

Заучивание одного из стихотворений

Программное содержание: вспомнить с детьми стихотворения А. Барто из цикла «Игрушки»: «Мишка», «Бычок», «Лошадка», «Мячик», «Зайка», «Грузовик», «Слон», «Кораблик»; помочь запомнить одно из стихотворений; поощрять попытки детей при чтении стихов воспитателем договаривать (негромко) слова.

Содержание организованной деятельности

Воспитатель читает детям 3-4 стихотворения А. Барто. Интересуется, знают ли дети эти стихи и не хочет ли кто-нибудь попробовать самостоятельно прочитать стихотворение наизусть.

Далее педагог помогает детям запомнить одно из стихотворений.

Заканчивая занятие, читает стихотворение «Кто как кричит». Побуждает детей подговаривать звукоподражательные слова, фразы.

Ку-ка-ре-ку!

Кур стерегу.

Кудах-тах-тах!

Снеслась в кустах.

Пить, пить, пить!

Воды попить.

Мур-мур-мур.

Пугаю кур.

Кра-кра-кра!

Завтра дождь с утра.

Му-у, му-у!

Молока кому?

Чтение детям стихотворений из цикла «Игрушки» А. Барто

Программное содержание: формировать умение выделять из ряда стихотворений то, которое особенно понравилось.

Содержание организованной деятельности

Воспитатель читает стихи А. Барто «Мишка», «Бычок», «Слон», «Грузовик». Чтение сопровождается демонстрацией игрушек, картинок, инсценировкой некоторых стихотворений. Так, перед чтением стихотворения «Мишка» педагог показывает медвежонка с забинтованной лапой, слушая стихи про бычка, дети наблюдают, как игрушечный бычок передвигается по наклонной доске, и т. п.

По выбору детей воспитатель читает то или иное стихотворение во второй, а иногда и в третий раз. Поощряет их попытки договаривать отдельные слова и фразы.

После того как все предложенные для повторного прослушивания стихи будут прочитаны, педагог спрашивает, кому какое стихотворение особенно понравилось (про кого понравилось стихотворение). И тотчас же читает его. Если ребенок не может назвать стихотворение, целесообразно предложить ему показать игрушку (они по-прежнему стоят на столе, про которую он хотел бы послушать еще раз.

После того как 3—5 заявок будут удовлетворены, дети самостоятельно играют с игрушками (по собственному выбору)

Рассматривание картины Е. Батуриной «Спасаем Мяч».

Чтение стихотворения «Мячик» А. Барто

Программное содержание: помочь детям понять содержание картины «Таня плачет». Развивать диалогическую форму речи. Вовлекать детей в разговор. Формировать потребность делиться своими впечатлениями. Помогать употреблять в речи существительные с предлогами (в, на, под, за, около). Продолжать воспитывать бережное отношение к игрушкам и книгам.

Содержание организованной деятельности

Воспитатель предлагает детям рассмотреть картину. Они перечисляют то, что изображено: девочка, мальчик, мяч и т. п.

Педагог рассказывает детям содержание картины. Спрашивает, почему плачет Таня? (Боится, что утонет мяч) Таня боится, что мяч утонет! Скажите ей: «Тише, Танечка, не плачь! Не утонет в речке мяч!» (Хоровое и индивидуальные повторения.)

Мальчик (показывает) помогает Тане достать мяч. Покажите (приглашает детей к картине) мальчика, который достает мяч. Он его веточкой достаёт. А теперь покажите, как мальчик веточкой достает мяч дети, сидя на стульчиках, имитируют движение. А что делает девочка с куклой? (Смотрит, как мальчик достает мяч) Она присела (покажите как) и смотрит.

Воспитатель предлагает детям послушать рассказ про Таню и ее друзей:

«Дети играли в мяч и уронили его в большую лужу. «Ой!» — испугалась девочка с куклой и присела около лужи. «А-а-а! — заплакала Танюшка, — бедный мой мяч! Он утонет, утонет в луже!» — «Не плачь, не плачь! Мяч я достану», — успокоил Танечку мальчик в полосатой рубашке. Он взял веточку и стал толкать мяч к краю лужи. Еще, еще немножко, и мяч будет спасен. Хорошие у Танюши друзья. Находчивые!»

Педагог повторяет рассказ.

Не убирая картину, воспитатель читает детям стихотворение А. Барто «Мячик».

Публикации по теме:

Стихи для детей младшего дошкольного возраста на тему «Деревья» .«Осинка» У осинки листья нежные, На ветру шуршат, словно бусинки, При тепле они все зелёные, От морозца - багрянцем горят. «Берёза» У.

Дидактическое пособие по развитию речевой активности детей младшего дошкольного возраста по произведениям А. Л. Барто «Игрушки»Дидактическое пособие по развитию речевой активности детей младшего дошкольного возраста по произведениям А. Л. Барто «Игрушки» В раннем возрасте основой становления личности ребенка является предметно-игровая деятельность. Игра- один из тех видов деятельности, которые.

Конспект занятия по музыкально-слуховому развитию детей младшего дошкольного возраста «Первые ритмы» .

Конспект НОД. Аппликация на окне. «Первые листочки». Работа детей младшего дошкольного возрастаКонспект НОД. Аппликация на окне. «Первые листочки». Работа детей младшего дошкольного возраста НОД. Аппликация на окне. "Первые листочки". Работа детей младшего дошкольного возраста. Цель: Закреплять с детьми знания о первых признаках.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Первые стихи». Проект для детей младшего дошкольного возраста по творчеству А. Барто
Опубликовано: 17 декабря 2024 в 08:22
+51Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Первые стихи». Проект для детей младшего дошкольного возраста по творчеству А. Барто» (включая файлы) размещена пользователем Вероника Слабко (УИ 1007106) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Календарь
08 февраля 2025 суббота
Отмечаем день науки с будущими учеными!
"Лыжня России-2025!" В этом году гонка посвящена 80-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне.
Пионеры-герои Великой Отечественной войны
Знакомимся с профессией химик!
09 февраля 2025 воскресенье
Самолёт построим сами!
Бережем зубки с детства!
Играем в волейбол!
Готовим, играем и учимся с пиццей!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД