Ирина Бабичева
Проект «Роль сюжетно-ролевой игры в жизни дошкольника. Играем вместе» для детей 3–4 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовила:
Детский сад №3
Бабичева И. Е.
2020г.
Введение
Социальные требования к системе образования предполагают, что современному обществу нужны образованные, нравственные люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора способные к сотрудничеству. Основные качества современной личности формируются именно в дошкольном возрасте. Фундамент мировоззрения, характер, привычки, умение коммуникабельного общения, закладывается у человека с раннего возраста. Личностные качества ребенка формируются в активной деятельности, которая определяет его интересы, отношение к действительности, особенности взаимоотношений с окружающими людьми. В дошкольном возрасте такой ведущей деятельностью является игра.
Темочки:
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Младшая группа
- Проекты, проектная деятельность
- Сюжетно-ролевые игры
- Сюжетно-ролевые игры. Проекты
- Темочки
Желание педагогов развить необходимые качества для жизни и общения в современном обществе и стало причиной создания этого проекта.
Актуальность и педагогическая значимость
Личностные качества ребенка формируются в активной деятельности, которая определяет его интересы, отношение к действительности, особенности взаимоотношений с окружающими людьми. В дошкольном возрасте такой ведущей деятельностью является игра.
Весь педагогический процесс в условиях дошкольного учреждения строится на игровой деятельности. Через многообразие детских игр авторы образовательных программ, педагоги, психологи рекомендуют воспитывать, развивать и обучать ребенка-дошкольника
Уже на ранних и младших возрастных ступенях именно в игре дети имеют наибольшую возможность быть самостоятельными, учатся общаться со сверстниками, реализовывать и углублять свои знания и умения. Через игру ребенок входит в мир взрослых, овладевает духовными ценностями, получает и усваивает социальный опыт. Можно считать, что в игре ребенок получает впервые урок коллективного мышления.
Анализ ситуации
Игра — самое главное занятие в жизни ребёнка. А игры, которые создают дети самостоятельно, занимают совершенно особое место. Называются они сюжетно-ролевыми. В них детьми воспроизводится всё, что они видят вокруг: разные проявления жизни, деятельность взрослых. Так ребёнок начинается социализироваться, то есть вливаться в детский коллектив, моделируя своё поведения, развивая коммуникативные и лидерские качества, оценивая свои поступки и сверстников.
Игра является основным видом деятельности в процессе развития ребёнка дошкольного возраста. Правильно организованная сюжетно-ролевая игра создаёт условия для социализации ребёнка, развития его коммуникативных способностей, знакомит малыша с новым миром разных профессий, интересных ситуаций в семье и в обществе.
Постановка проблемы
Дошкольный период — важнейшее время для развития личности. Именно в эти годы малыш получает первые знания о жизни, которая его окружает, у него начинает вырабатываться собственное мнение на происходящее, определённое отношение к людям и событиям, формируются привычки и навыки поведения, что составляет основу его характера. Многое из перечисленного чаще всего формируется с помощью игры. Именно в игре ребёнок получает знания и отрабатывает навыки общения, формирует мировоззрение, расширяет познавательную сферу деятельности, развивает ловкость и дисциплинированность. Таким образом, игра становится для дошколёнка лучшим способом усвоения информации и общественного опыта. Сюжетно-ролевые игры — это игры коллективного характера, формирующие у детей способность общаться со сверстниками». Именно игра позволяет скорректировать возникающие проблемы и сложности в отношениях.
Цель проекта :
Создание основы развития самостоятельной игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста через создание предметно-игровой среды.
Задачи проекта :
• Знакомство и расширение знаний детей о профессиях;
• Обогащение игрового опыта детей;
• Обогащение содержания игр, создание интереса к новым сюжетам;
• Обогащение жизненного опыта детей;
• Обучение детей младшего дошкольного возраста элементам сюжетно-ролевых игр согласно возрасту детей;
• Развитие диалогической речи;
• Развитие познавательных способностей детей;
• Развитие внимания, памяти, воображения;
• Стимулирование творческой активности детей в игровых ситуациях;
• Воспитание навыков позитивного общения со сверстниками и взрослыми;
• Умение договариваться;
• Желание воспитанников организовать игру по собственной инициативе, учитывая желание товарищей
Участники проекта :
Воспитатели, дети, родители
Тип проекта :
Долгосрочный
Сроки реализации проекта :
С 16.09.2019 по 07.02.2020 г.
Этапы реализации проекта : подготовительный, практический, аналитический
Этапы реализации
Этапы Виды деятельности
I этап
Подготовительный •Определение целей и задач проекта;
•Изучение литературы, авторских методик;
•Диагностика уровня развития творческой активности воспитанников и взаимоотношений в коллективе;
•Составление плана мероприятий по реализации проекта
II этап
Практический Реализация проекта : беседы, наблюдения, чтение художественной литературы, дидактические игры, продуктивная деятельность, театрализованные игры; организация совместной с воспитателем, либо самостоятельной игровой деятельности детей.
III – этап Оформление презентации проекта, подведение итогов.
Работа с воспитанниками по формированию
сюжетно-ролевой игры.
1. Сюжетно-ролевая игра "Больница"
Задачи Содержание
Активное познание окружающей действительности
1. Чтение К. И. Чуковского «Доктор Айболит».
2. Рассматривание иллюстраций и чтение стихотворения Е. Крылова «Как лечили петуха» «Петушок заболел».
3. Беседа «Как доктор лечит людей».
Обогащение игрового опыта
1. Д/и «Кому что нужно для работы».
Цель: учить подбирать предметы по назначению.
2. Д/и «Чей предмет».
Цель: учить называть профессию по предмету труда (трубка для слушания, градусник) .
3. Д/и «Зайчик на приёме у врача» Цель: учить воспитанников игровым действиям.
4. Д/и «Что лишнее»
Цель: учить замечать ошибки, исправлять их
Развитие игровой предметной среды
1. Внесение набора «Доктор» (градусник, бинта, бутылочек из-под лекарств) .
2. Внесение халата шапочки для врача.
Общение воспитателя с воспитанниками
1. Игровая ситуация: зайчик заболел, лежит в кроватке, у него болит горлышко.
Воспитанники включаются в ролевую беседу со взрослым, воспитанник самостоятельно выполняет действия с зайцем, повторяя за воспитателем.
Вопросы: что делает доктор?
Кто из вас хочет стать доктором?
2. Сюжетно - ролевая игра "Наша семья"
Задачи Содержание
Активное познание окружающей действительности
1. Рассматривание иллюстраций.
1 Беседа на тему «Моя мама»
2. Рассматривание семейных фотографий, картинок с изображение семьи.
3. Совместно с воспитанниками организовать фотовитрину из семейных фотографий.
Обогащение игрового опыта
1. Дидактические игры : «Угостим куклу чаем», «Накормим куклу обедом»
Цель: уточнить название посуды, назначение, учить последовательно выполнять действия.
2. Д/и «Оденем куклу на прогулку»
Цель: упражнять в умении воспроизводить последовательность действий.
Развитие игровой предметной среды
Создание игровой обстановки в кукольном уголке. Внесение посуды, утюга, ванночки, коляски, новой кроватки с постельным бельм.
Внесение в игру предметов заместителей.
Общение воспитателя с воспитанниками
1. Показ игровых действий.
2. Совместная игра (воспитатель – дочка, воспитанник – мама) .
3. Вопросы об игре («Как зовут твою дочку?», «Что ты ей сварила?», «Когда пойдете гулять?»).
3. Сюжетно - ролевая игра "Магазин"
Задачи Содержание
Активное познание окружающей действительности
1. Целевая прогулка к магазину
Цель: расширить знания воспитанников о труде продавца.
2. Беседа на тему «Поход в магазин».
Цель: расширять знания воспитанников о взаимоотношении продавца с покупателями.
3. Рассматривание иллюстраций «В магазине»
4. Чтение Ч. Янгарский «В магазине игрушек»
Обогащение игрового опыта
1. Д/и «Что продаётся в магазине»
2. Игровое упражнение «Поможем кукле выбрать покупку»
Цель: расширить представления воспитанников о товарах, которые продаются в разных магазинах.
3. Беседа «Какие магазины бывают и что там продают»
Развитие игровой предметной среды
1. Оформление витрин в предпологаемом магазине.
2. Внесение сумочек, игрушек-заместителей (хлеб - кубики, конфеты – цветные палочки, деньги- разноцветные бумажки).
Общение воспитателя с воспитанниками
1. Проблемная ситуация: дома закончились продукты.
2. Игровая ситуация «Открылся овощной магазин», «Научим куклу Машу ходить в магазин».
3. Демонстрация игровых действий
4. Сюжетно-ролевая игра "Шофёр"
Задачи Содержание
Активное познание окружающей действительности
1. Целевая прогулка до ближайшей дороги.
2. Беседа и рассматривание иллюстраций на тему «Какой транспорт бывает»
3. Наблюдение за трудом шофера, который привозит продукты в детский сад.
Обогащение игрового опыта
1. Д/и «Чей предмет»
Цель: продолжать учить называть профессию в соответствии с предметом.
2. Д/и «Едем в автобусе»
Цель: продолжать учить воспитанников разнообразить игровые действия.
Развитие игровой предметной среды
1. Внесение руля, ключей, кепки для шофера.
2. Внесение предметов – заместителей (стулья -автобус).
Общение воспитателя с воспитанниками 1. Проблемная ситуация: «Я опаздываю, мне нужно срочно на работу. Что можно предпринять?»
2. Совместная игра (воспитатель – пассажир, воспитанник – шофер) .
3. Игровая ситуация «В общественном транспорте».
4. Вопросы об игре (Кто возит людей? Кто хочет стать шофером)
5. Сюжетно-ролевая игра "Парикмахерская"
Задачи Содержание
Активное познание окружающей действительности
1. Рассматривание иллюстраций с изображением работы парикмахера.
2. Прическа для кукол «причешем кукол красиво»
Цель: продолжать знакомство с инструментами парикмахера.
3. Рассказ воспитателя «Как я ходила к парикмахеру»
Обогащение игрового опыта
1. Д/игры «Кому нужна расческа», «Что лишнее».
Цель: закрепить знания о названии инструментов парикмахера.
2. Д/игра «Покажи кукле, как работает парикмахер»
Цель: Продолжать учить подбирать предметы по назначению.
Развитие игровой предметной среды
1. Пополнение игрового уголка: фен, ножницы, бигуди, бусы, различные бутылочки: лаки, муссы.
2. Внесение деталей спецодежды для парикмахера
Общение воспитателя с воспитанниками
1. Создание проблемной ситуации: кукла Таня собирается на вечеринку.
2. Вопросы: (Что нужно для подстрижки волос? Для чего нужен фен, лак).
3. Совместная игра (воспитанник – парикмахер, воспитатель – клиент).
Оценка результатов проекта
Играя в сюжетно-ролевые игры, дети получили определенный объем знаний о профессиях взрослых и научились владеть ими. Обогатился и расширился словарный запас детей. Дети научились играть вместе, договариваясь и считаясь с желанием сверстников и учитывая мнения друг друга. Распределяют роли, выполнять игровые действия, поступать в соответствии с общим игровым замыслом, самостоятельно развивают сюжет игры, умеют готовить атрибуты и пользоваться ими во время игры по назначению.
Дети стали более доброжелательны и общительны по отношению друг к другу.
Перспективы дальнейшего развития проекта
В результате дальнейшего развития данного проекта дети научатся самостоятельно налаживать взаимоотношения с коллективом, формируются коллективистские черты характера. Перед воспитателями нашего детского сада стоит задача – создать дружный организованный коллектив, научить детей играть для дальнейшего формирования у детей организованности и ответственности, умения контролировать свои действия и согласовывать их с другими детьми, целеустремленности и других качеств, необходимых затем для успешного обучения в школе и будущей трудовой деятельности.
Программно - методическое обеспечение:
Литература:
1. Акулова О. В., Солнцева О. В. Образовательная область «Социализация. Игра» Как работать по программе «Детство» : Учебно-методическое пособие/научн. ред. : А. Г. Гогоберидзе – Спб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. – 176с.
2. Бабаева Т. И., Римашевская Л. С. Как развивать сотрудничество и взаимоотношения дошкольников в детском саду. Игровые ситуации, игры, этюды. – СПб. : Детство- Пресс, 2012
3. Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности. Сборник. / Т. И. Бабаева, З. А. Михайлова. – СПб. : Детство - Пресс, 2007
5. Младший дошкольник в детском саду. Как работать по программе «Детство». Учебно-методическое пособие. / Сост. и ред. Т. И. Бабаева, М. В. Крулехт, З. А. Михайлова. – СПб. : Детство-Пресс, 2010
6. Сюжетно-ролевые игры для дошкольников : практическое пособие / Н. А. Виноградова, Н. В. Позднякова. — 3-е изд. — М. : Айрис-пресс, 2009. — 128 с. — (Дошкольное воспитание и развитие);
7. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста/ Н. В. Краснощекова – Ростов н/ Д: Феникс, 2006 – 251с. – (Школа развития).