Приложение МААМ

Проект «Дидактические игры по социально-нравственному воспитанию дошкольников»

пащук алена
Проект «Дидактические игры по социально-нравственному воспитанию дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

Использование дидактических игр в социально-нравственном воспитании

детей дошкольного возраста.

по номинации

патриотическое воспитание,

Автор: Пащук Алена Александровна,

МОУ «Бендерский детский сад № 26»,

воспитатель-методист по приоритетному направлению деятельности

I квалификационная категория.

2

Содержание

Введение…. …3

1. Теоретическое обоснование использования дидактических игр в

социально-нравственном воспитании детей дошкольного

возраста…. …3

Публикация «Проект „Дидактические игры по социально-нравственному воспитанию дошкольников“» размещена в разделах

2. Практический аспект использования дидактических игр в социальнонравственном воспитании

дошкольников…. …5

3. Картотека дидактических игр по социально-нравственному воспитанию

детей дошкольного возраста и практические рекомендации по их

использованию…. …6

Заключение….…12

Список литературы…13

3

Введение

За последние годы в нашей стране произошли огромные изменения,

которые также коснулись нравственных ценностей, отношения к событиям

нашей истории. У детей несколько искажены представления о патриотизме,

доброте, великодушии. Изменилось и отношение людей к Родине. Если раньше

мы постоянно слышали и сами пели гимны своей страны, то сейчас можно

встретить негативное отношение к чувству патриотизма и пренебрежительное

отношение к Родине.

В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство любовьи и

привязанности к Родине, преданность ей, ответственность за неё, желание

трудиться на ее благо, беречь и умножать богатства. Любовь к Отчизне

начинается с любви к своей малой родине – месту, где родился человек.

Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребенок учится

осознавать себя живущим в определенный временной период и в то же время

приобщается к богатствам национальной и мировой культуры. Успешность

развития дошкольников при знакомстве с родным краем станет возможной

только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром

эмоционально-практическим путем, то есть через игру.

Поэтому перед педагогами ставится цель, используя максимальное

количество средств и методов, привить дошкольникам чувство любви и

уважения к народам, населяющим Приднестровье, их культуре и традициям.

Данное пособие представляет собой обобщенный опыт работы

воспитателя-методиста по приоритетному направлению «Социальнонравственное воспитание дошкольников» и рекомендовано к использованию

педагогами дошкольных учреждений Приднестровья.

1. Теоретическое обоснование использования дидактических игр в

социально-нравственном воспитании детей дошкольного

возраста

Суть социально-нравственного воспитания состоит в том, чтобы понять и

вырастить в детской душе любовь к родной природе, родному дому, семье, к

истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких ему людей,

тех, кого зовут соотечественниками. Наследование нравственных и эстетических

ценностей родной культуры в самом юном возрасте – это и есть самый

естественный, а поэтому и верный способ социально-нравственного воспитания,

воспитания чувства уважения к истории страны и любви к Родному краю.

Методику воспитания уважительного отношения к семье и родному краю у детей

в условиях дошкольного образовательного учреждения исследовали

4

Л. И. Беляева, Р. С. Буре, А. М. Виноградова, М. В Воробьева, Н. Ф. Виноградова,

Е. Ю. Демурова, С. А. Козлова, Н. А. Стародубцева, А. Р. Суровцева,

Э. К. Суслова, К. Д. Ушинский, Р. И. Жуковская.

Процесс социально-нравственного воспитания у детей включает целый

комплекс задач. К ним относятся:

1. Воспитание у ребенка любви и привязанности к семье, родному дому,

детскому саду, родной улице, городу (селу);

2. Формирование бережного отношения к родной природе и всему

живому;

3. Чувству ответственности за свои действия и поступки, а также

понимания тех последствий, которые принесут эти действия;

4. Воспитание уважения к труду людей;

5. Развитие интереса к народным традициям и промыслам;

6. Формирование элементарных знаний о правах человека;

7. Расширение представлений о Приднестровье, его столице;

8. Знакомство детей с символами государства: гербом, флагом, гимном;

9. Развитие чувства ответственности и гордости за достижения Родины;

10. Формирование толерантности, чувства уважения и симпатии к другим

людям, народам, их традициям.

Взаимосвязь нравственного сознания и поведения устанавливается тогда,

когда ребенка упражняют в нравственных поступках, ставят в ситуацию

морального выбора, когда он сам решает, как поступить, найти выход. Делая

выбор в пользу соблюдения нормы, преодолевая сиюминутные желания и

поступаясь собственными интересами в пользу другого, чтобы порадовать его,

ребенок получает удовольствие от того, что поступил правильно. Постепенно

такое поведение становится привычкой и появляется потребность соблюдать

норму.

Дидактические игры позволяют шире приобщить детей к текущей жизни

в доступных им формах нравственных переживаний, так как одна из

особенностей дидактических игр выражается в эмоционально- познавательном

содержание самой игры. Образовательными структурными элементами

дидактической игры являются образовательная, воспитательная и

развивающая задачи, а также правила и игровые действия. Проведение самой

дидактической игры включает в себя : ознакомление детей с содержанием игры

и с дидактическим материалом, объяснение правил и хода игры, показ игровых

действий, определение роли взрослого в игре, подведение итогов игры (анализ

игры).

5

2. Практический аспект использования дидактических игр в

патриотическом воспитании дошкольников

Решая задачи социально-нравственного воспитания, рекомендуется

строить свою работу в соответствии с возрастными особенностями детей,

учитывая следующие принципы:

-"позитивный центризм" (отбор знаний, наиболее актуальных для

ребенка данного возраста);

- непрерывность и преемственность педагогического процесса;

- дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет

его психологических особенностей, возможностей и интересов;

- рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный

возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;

- деятельностный подход;

- развивающий характер обучения, основанный на детской активности.

В ОО «Социально-нравственное воспитание» включены следующие показатели:

• Имеет представления о своей семье и родственниках

• Знает и называет известные блюда национальной кухни, людей,

проживающих в Приднестровской Молдавской Республике

• Знает и называет основные народные промыслы, традиции родного края

• Умеет поддержать доброжелательные, дружеские, доверительные

отношения в семейном кругу

• Знаком с понятием «Родина» (местом, где родился человек, где живут его

родные, знает достопримечательности своего города, своей родины.

• Проявляет интерес к истории родного населенного пункта, знает его

название, называет и может кратко описать достопримечательности

родного края и имена некоторых знаменитых людей.

• Знает, что в ПМР проживают представители разных национальностей,

может назвать их. Знаком с одним из национальных языков народа.

Исходя из вышеперечисленного были подобраны дидактические игры,

которые можно использовать как часть непосредственно-образовательной

деятельности, так и вне ее в рамках реализации образовательного плана

возрастной группы.

Максимально достигнутым будет результат, если для его достижения

будут привлекаться не только узкий специалист и педагог группы, но и другие

специалисты ОДО. Так как многие дидактические игры можно использовать как

часть интегрированного НОД, например по художественно-эстетическому

воспитанию – ИЗО, МУЗО.

6

3. Картотека дидактических игр по патриотическому воспитанию

детей дошкольного возраста и практические рекомендации по их

использованию

Дидактическая игра позволяет шире приобщить детей к текущей жизни в

доступных им формах нравственных переживаний. Дидактическая игра по

социально-нравственному воспитанию позволяет открыть комплекс

разнообразной деятельности детей: мысли, чувства, переживания,

сопереживания, поиски активных способов решения игровой задачи, подчинение

их условиям и обстоятельствам игры, отношения детей в игре. Предлагаемые

игры и упражнения могут проводить педагоги на прогулке во время утреннего

приема, в вечерние часы, в период свободной деятельности детей и

непосредственно в НОД.

Сложи герб из фрагментов

Цель: способствовать закреплению знаний о гербе города

Материал: Изображение герба города, состоящее из 4-8 фрагментов.

Воспитатель перемешивает фрагменты, дети собирают из них картинку.

Флаг Приднестровья

Цель: способствовать закреплению знания флага своей страны

Материал: полосы красного, и зеленого цвета

Воспитатель показывает детям флаг Приднестровья, убирает и предлагает

выложить разноцветные полоски в том порядке, в котором они находятся на

флаге ПМР.

Где находится памятник?

Цель: знакомить детей с памятниками, учить ориентироваться в родном

городе

Материал: изображения памятников

Воспитатель демонстрирует детям изображения памятников, просит

рассказать, где установлен этот памятник.

7

Домино «Народные промыслы»

Цель: знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к

русским, молдавским и украинским традициям, учить узнавать и отличать

различные промыслы.

Материал: фишки домино с изображением народных промыслов

Дети по очереди выкладывают фишки таким образом, чтобы одинаковые

изображения оказывались рядом. Проигрывает последний положивший фишку

участник.

Птицы нашего города

Цель: знакомить детей с птицами родного города

Материал: карточки с изображениями птиц

Воспитатель демонстрирует детям карточки с изображениями птиц,

просит назвать и определить, живет птица в нашем городе или нет.

Собери узор.

Цель: знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к

народным традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы.

Материал: разрезные картинки с изображениями народных промыслов

Дети собирают картинки из фрагментов.

Мой адрес…

Цель: формировать умение и знание детей называть свой домашний

адрес, улицу родного города, номер дома, квартиры, телефона, этаж закрепить

знание права на жильё, неприкосновенность жилища.

Материал: мяч

Ход игры : все встают в круг, воспитатель передаёт мяч ребё нку и говорит:

Я живу на … этаже», ребёнок продолжает, называя свой этаж, и передаёт мяч

соседу и т. д.

8

Наш детский сад.

Цель: закрепить знаний детей о дет. саде, о работниках детсада. Какие

обязанности они выполняют. Где находятся группа, столовая, и т. д. Закрепить

умение ориентироваться по плану в пространстве.

Материал: фотографии и иллюстрации детского сада, работников

детсада. Планы детсада, 1, 2 этажа, группы

Ход игры : По фотографиям и иллюстрациям дети узнают и рассказывают

о работниках детсада. По плану дети ориентируются в пространстве

Малая Родина

Цель: выявить знания детей о своей Малой Родине, об истории родного

города, памятниках и достопримечательностях города.

Материал: иллюстраций, фотографий достопримечательностей города.

Ход игры : воспитатель показывает иллюстрации и картины, залает

вопросы. Дети отвечают.

Расскажи о своей семье

Цель: сформировать представление о себе как о члене семьи. Показать

значение семьи в жизни человека. Формировать желание рассказывать о членах

своей семьи, гордиться ими, любить их.

Материал: Фотоальбом, составленный совместно с родителями с

семейными фотографиями с генеалогическим древом семьи.

Как я дома помогаю?

Цель: формировать представления о домашних обязанностях женщин и

мужчин, девочек и мальчиков. Воспитывать желание оказывать помощь людям.

Материал: Картинки с изображением людей, которые исполняют разную

работу по дому.

Ход игры : Воспитатель показывает карточку, предлагает составить

рассказ по ней и рассказать кто и какие обязанности выполняет дома.

9

Путешествие по родному району, улице.

Цель: знакомить с родной улицей, с достопримечательностями,

памятниками культуры.

Материал: альбом фотографий улицы / района, иллюстрации и открытки с

изображением достопримечательностей.

Ход игры : Воспитатель показывает детям фотографии

достопримечательностей города, предлагает назвать их.

Жилище человека.

Цель: закрепить знания детей о жилище человека, о том, из чего они

сделаны, прививать любовь к родному дому, Родине.

Материал: картинки и иллюстрации с изображением жилища человека

Ход игры Воспитатель начинает рассказ в том, где живет человек, что

жилище бывает разное многоэтажный дом, изба…

Моих родителей зовут…

Цель: закрепляем знания имени и отчества родителей, дедушек,

бабушек…

Материал: семейные фотоальбомы

Ход игры : дети, передавая друг другу мяч, быстро называют фамилию,

имя, отчество мамы и папы.

Малая красная книга.

Цель: закрепить знания детей о редких растениях и животных, птиц

нашего края, занесенных в «Красную книгу». Прививать любовь к родине,

родному краю, чувство ответственности

Материал:» малая красная книга», составленная совместно с родителями,

картинки и иллюстрации с изображением редких животных и растений, птиц

Ход игры : Воспитатель показывает картинку с изображением редких

животных и растений, дети называют. Воспитатель рассказывает о них.

10

Страны и народы.

Цель: расширять представление детей о странах Земли и их народах.

Прививать интерес к жизни людей с различным бытом, культурой и традициями.

Прививать уважение к культуре и традициям разных народов мира.

Материал: глобус, карта Мира, куклы в национальных костюмах, записи

мелодии песен разных народов, картинки и иллюстрации с изображением разных

стран и народов мира.

Ход игры : Воспитатель показывает картинку с изображением с

изображением разных стран и народов мира. Рассказывает о них.

Богатства недр земли.

Цель: расширять представление детей о богатстве недр земли полезными

ископаемыми (уголь, минералы, железная руда, драгоценные камни). Расширять

представления детей о внутреннем строении земли.

Материал: коллекция камушек, ископаемых земли, картинки и

иллюстрации природных ресурсов земли.

Ход игры – Воспитатель показывает детям картинку (природное

ископаемое) предлагает назвать его.

Отгадай профессию.

Цель: закреплять знания детей о профессиях. Формировать умения

разделять профессии на мужские и женские.

Материал: карточки с изображением людей разных профессий.

Ход игры : Взрослый перечисляет действия человека определенной

профессии, а дети отгадывают, что это за профессия.

Скажи какой.

Цель: закрепление умения образовывать прилагательные от

существительных, формировать знания о национальных языках своей Родины,

развивать речь, логическое мышление.

Материал: Картинки и иллюстрации людей разных национальностей.

11

Ход игры; русский - русская,

Молдавский – молдавская, украинский – украинская ….

Скажи какая.

Цель: развивать логическое мышление, память, речь, формировать

навыки подбора определений, к слову.

Материал: карточки с изображением Родины, флага, герба и т. д.

Ход игры : Воспитатель показывает карточку и предлагает назвать что

нарисована на ней одним и подобрать определения к нему:

Родина – огромная, могучая, красивая, бескрайняя и т.

Кто мы? Какие мы?

Цель: закрепить знания детей о человеке, знакомить с внешним

строением тела и его возможностями, развивать умение сравнивать и

устанавливать простейшие причинно- следственные связи, вызывать интерес к

познанию себя, воспитывать бережное отношение к себе и к окружающему миру.

Материал: картины и изображения человека (мужчины и женщины).

Ход игры : воспитатель показывает картинки с изображениями и

предлагает детям найти сходства и отличия.

Особенности жизни в современном городе.

Цель: познакомить с предметами обихода, их функциями и назначением,

воспитывать бережное отношение к предметам созданными человеком.

Материал: картины и изображения различных предметов, созданных

людьми.

Ход игры : Дети поочередно выбирают картинку и объясняют для чего

нужен этот предмет.

Какие праздники ты знаешь?

Цель: развивать у детей сообразительность, память, закрепить знания о

праздниках, (народные, государственные, религиозные) закреплять правила

поведения в общественных местах.

Материал: картинки и иллюстрации с изображением праздников,

открытки к разным праздникам.

12

Ход игры Воспитатель начинает рассказ о том, что праздники бывают

разные, показывает карточки и открытки. Предлагает подобрать карточку с

праздником, а к ней тематическую открытку.

Подбери наряд кукле.

Цель: знакомить с национальной одеждой, прививать интерес к

национальной культуре, любовь к Родине, родному краю.

Материал: кукла, национальные костюмы для куклы, картинки и

иллюстрации с изображением народных костюмов

Ход игры -Дети одевают куклу в национальную одежду.

Заключение

В настоящее время всё больше говорится о необходимости воспитания у

детей чувства гордости за свою Родину, уважения к Отчизне, воспитания чувств

собственного достоинства, уверенности в себе, своей причастности к судьбе

Родины. Эти чувства формируются с рождения ребёнка, в процессе всей его

жизни. Это чувства любви к семье, к детскому саду, родному городу, родной

природе, соотечественникам, осознание себя как гражданина своей страны,

уважительно относящегося к символике - флагу, гимну, гербу. Задача педагогов

состоит в том, чтобы помочь детям в полной мере понять, осмыслить символы,

их происхождение, значение, образы, функции.

Дидактическая игра содержит в себе большие возможности в социальнонравственном воспитании и при правильном руководстве педагогов может

успешно решать задачи воспитания детей дошкольного возраста.

В результате систематического использования дидактических игр у

воспитанников наблюдается :

- положительное отношение к родному краю;

- улучшение взаимопонимания между детьми, родителями, бабушками,

дедушками (укрепление внутрисемейных связей);

- уважение к символике страны, гордости за принадлежность к своей

стране и ее народу;

- активизация родителей в совместных мероприятиях по патриотической

тематике;

- обогащение предметно - развивающей среды группы и детского сада;

- повышение компетентности воспитателя по патриотическому

воспитанию дошкольников.

13

Таким образом, дидактические игры оказывают большую помощь в

формировании социальных качеств дошкольников. В дидактических играх

развивается сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную

задачу, согласовывать свои действия с действиями ведущего и других

участников игры. Работу по данной теме я обязательно буду продолжать,

пополняя картотеку дидактических игр по социально-нравственному

воспитанию дошкольников, изучать передовой опыт и внедрять инновационные

технологии.

Список литературы

1. Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова. Основная образовательная

программа «От рождения до школы». Мозайка-синтез, Москва 2016г.

2. В. Н. Косарева «Народная культура и традиции» Занятия с детьми

3-7 лет Издательство «Учитель» Волгоград 2011 год.

3. Т. С. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду».

4. М. Д. Маханева Нравственно - патриотическое воспитание

дошкольников. Методическое пособие. Сфера, 2010 год.

5. Н. Г. Комратова, Л. Ф. Грибова. Патриотическое воспитание детей

4-6 лет Методическое пособие. Москва, 2007 год

6. Е. К. Ривина. Герб и флаг России. Знакомим дошкольников и

младших школьников с государственными символами. М., 2002

7. Интернет - ресурсы

Публикации по теме:

Дидактические игры по воспитанию нравственно-патриотических чувств у старших дошкольниковДидактические игры по воспитанию нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников Курнина Любовь Владимировна воспитатель МБДОУ детский сад 54 г. Ковров. Уважаемые коллеги предлагаю вашему вниманию дидактические игры,.

Дидактические игры по нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возрастаДидактические игры по нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста Многие из нас хотят воспитать добрых и отзывчивых детей, однако мы больше уделяем внимания играм развиваюшим интеллектуальные способности,.

Инновационное учебно-методическое пособие по духовно-нравственному воспитанию дошкольников «Лэпбук «Масленица»Инновационное учебно-методическое пособие по духовно-нравственному воспитанию дошкольников «Лэпбук «Масленица» Одной из частей воспитательно – образовательной работы в детском саду согласно ФГОС, является создание предметно – пространственной.

Конспект беседы НОД по социально-нравственному воспитанию «Давайте дружить» с детьми подготовительной группыКонспект беседы НОД по социально-нравственному воспитанию «Давайте дружить» с детьми подготовительной группы Конспект беседы НОД по социально-нравственному воспитанию «Давайте дружить» с детьми подготовительной группы Цель: Создать в группе условие.

Конспект НОД социально-коммуникативное развитие по нравственному воспитанию «Путешествие в сказку» в старшей группе Задачи: Образовательные: Обобщить и расширить знания детей о таких понятиях как "друг", "дружба", "честность", "справедливость". Активизировать.

Наглядно-дидактическое пособие по патриотическому воспитанию дошкольников «Макет  «Казачье подворье». Дидактические игрыНаглядно-дидактическое пособие по патриотическому воспитанию дошкольников «Макет  «Казачье подворье». Дидактические игры В основе Донского казачества самого многочисленного из казачьих войск Российской империи, лежит идея единства, равенства, святой православной.

Познавательно-творческий проект по духовно-нравственному воспитанию дошкольников «Родные истоки»Познавательно-творческий проект по духовно-нравственному воспитанию дошкольников «Родные истоки» Предлагаю Вашему вниманию познавательно-творческий проект по духовно-нравственному воспитанию дошкольников. В рамках реализации проекта,.

Проект «Организация развивающей предметно-пространственной среды по духовно-нравственному воспитанию» Тип проекта: творческий, практико-ориентированный. По количеству участников: групповой Длительность проекта: среднесрочный (3 месяца) Участники.

Проект по духовно-нравственному воспитанию «Бабушка моя — солнце на ладошке» в младшей группе «Когда думаешь о детском мозге, представляешь нежный цветок розы, на котором дрожит капелька росы. Какая осторожность и нежность нужны,.

Конспект занятия по социально-нравственному воспитанию в группе раннего возраста «Маша варежку надела…» Социально – нравственное воспитание. Ранний возраст. Тема: Маша варежку надела… Задачи: Продолжать знакомить детей с предметами рукотворного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Дидактические игры по социально-нравственному воспитанию дошкольников»
Опубликовано: 5 мая 2022 в 12:03
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Дидактические игры по социально-нравственному воспитанию дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем пащук алена (УИ 1773615) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД