пащук алена
Проект «Дидактические игры по социально-нравственному воспитанию дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
Использование дидактических игр в социально-нравственном воспитании
детей дошкольного возраста.
по номинации
патриотическое воспитание,
Автор: Пащук Алена Александровна,
МОУ «Бендерский детский сад № 26»,
воспитатель-методист по приоритетному направлению деятельности
I квалификационная категория.
2
Содержание
Введение…. …3
1. Теоретическое обоснование использования дидактических игр в
социально-нравственном воспитании детей дошкольного
возраста…. …3
Публикация «Проект „Дидактические игры по социально-нравственному воспитанию дошкольников“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Проекты. Проектная деятельность
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» май 2022
2. Практический аспект использования дидактических игр в социальнонравственном воспитании
дошкольников…. …5
3. Картотека дидактических игр по социально-нравственному воспитанию
детей дошкольного возраста и практические рекомендации по их
использованию…. …6
Заключение….…12
Список литературы…13
3
Введение
За последние годы в нашей стране произошли огромные изменения,
которые также коснулись нравственных ценностей, отношения к событиям
нашей истории. У детей несколько искажены представления о патриотизме,
доброте, великодушии. Изменилось и отношение людей к Родине. Если раньше
мы постоянно слышали и сами пели гимны своей страны, то сейчас можно
встретить негативное отношение к чувству патриотизма и пренебрежительное
отношение к Родине.
В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство любовьи и
привязанности к Родине, преданность ей, ответственность за неё, желание
трудиться на ее благо, беречь и умножать богатства. Любовь к Отчизне
начинается с любви к своей малой родине – месту, где родился человек.
Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребенок учится
осознавать себя живущим в определенный временной период и в то же время
приобщается к богатствам национальной и мировой культуры. Успешность
развития дошкольников при знакомстве с родным краем станет возможной
только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром
эмоционально-практическим путем, то есть через игру.
Поэтому перед педагогами ставится цель, используя максимальное
количество средств и методов, привить дошкольникам чувство любви и
уважения к народам, населяющим Приднестровье, их культуре и традициям.
Данное пособие представляет собой обобщенный опыт работы
воспитателя-методиста по приоритетному направлению «Социальнонравственное воспитание дошкольников» и рекомендовано к использованию
педагогами дошкольных учреждений Приднестровья.
1. Теоретическое обоснование использования дидактических игр в
социально-нравственном воспитании детей дошкольного
возраста
Суть социально-нравственного воспитания состоит в том, чтобы понять и
вырастить в детской душе любовь к родной природе, родному дому, семье, к
истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких ему людей,
тех, кого зовут соотечественниками. Наследование нравственных и эстетических
ценностей родной культуры в самом юном возрасте – это и есть самый
естественный, а поэтому и верный способ социально-нравственного воспитания,
воспитания чувства уважения к истории страны и любви к Родному краю.
Методику воспитания уважительного отношения к семье и родному краю у детей
в условиях дошкольного образовательного учреждения исследовали
4
Л. И. Беляева, Р. С. Буре, А. М. Виноградова, М. В Воробьева, Н. Ф. Виноградова,
Е. Ю. Демурова, С. А. Козлова, Н. А. Стародубцева, А. Р. Суровцева,
Э. К. Суслова, К. Д. Ушинский, Р. И. Жуковская.
Процесс социально-нравственного воспитания у детей включает целый
комплекс задач. К ним относятся:
1. Воспитание у ребенка любви и привязанности к семье, родному дому,
детскому саду, родной улице, городу (селу);
2. Формирование бережного отношения к родной природе и всему
живому;
3. Чувству ответственности за свои действия и поступки, а также
понимания тех последствий, которые принесут эти действия;
4. Воспитание уважения к труду людей;
5. Развитие интереса к народным традициям и промыслам;
6. Формирование элементарных знаний о правах человека;
7. Расширение представлений о Приднестровье, его столице;
8. Знакомство детей с символами государства: гербом, флагом, гимном;
9. Развитие чувства ответственности и гордости за достижения Родины;
10. Формирование толерантности, чувства уважения и симпатии к другим
людям, народам, их традициям.
Взаимосвязь нравственного сознания и поведения устанавливается тогда,
когда ребенка упражняют в нравственных поступках, ставят в ситуацию
морального выбора, когда он сам решает, как поступить, найти выход. Делая
выбор в пользу соблюдения нормы, преодолевая сиюминутные желания и
поступаясь собственными интересами в пользу другого, чтобы порадовать его,
ребенок получает удовольствие от того, что поступил правильно. Постепенно
такое поведение становится привычкой и появляется потребность соблюдать
норму.
Дидактические игры позволяют шире приобщить детей к текущей жизни
в доступных им формах нравственных переживаний, так как одна из
особенностей дидактических игр выражается в эмоционально- познавательном
содержание самой игры. Образовательными структурными элементами
дидактической игры являются образовательная, воспитательная и
развивающая задачи, а также правила и игровые действия. Проведение самой
дидактической игры включает в себя : ознакомление детей с содержанием игры
и с дидактическим материалом, объяснение правил и хода игры, показ игровых
действий, определение роли взрослого в игре, подведение итогов игры (анализ
игры).
5
2. Практический аспект использования дидактических игр в
патриотическом воспитании дошкольников
Решая задачи социально-нравственного воспитания, рекомендуется
строить свою работу в соответствии с возрастными особенностями детей,
учитывая следующие принципы:
-"позитивный центризм" (отбор знаний, наиболее актуальных для
ребенка данного возраста);
- непрерывность и преемственность педагогического процесса;
- дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет
его психологических особенностей, возможностей и интересов;
- рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный
возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;
- деятельностный подход;
- развивающий характер обучения, основанный на детской активности.
В ОО «Социально-нравственное воспитание» включены следующие показатели:
• Имеет представления о своей семье и родственниках
• Знает и называет известные блюда национальной кухни, людей,
проживающих в Приднестровской Молдавской Республике
• Знает и называет основные народные промыслы, традиции родного края
• Умеет поддержать доброжелательные, дружеские, доверительные
отношения в семейном кругу
• Знаком с понятием «Родина» (местом, где родился человек, где живут его
родные, знает достопримечательности своего города, своей родины.
• Проявляет интерес к истории родного населенного пункта, знает его
название, называет и может кратко описать достопримечательности
родного края и имена некоторых знаменитых людей.
• Знает, что в ПМР проживают представители разных национальностей,
может назвать их. Знаком с одним из национальных языков народа.
Исходя из вышеперечисленного были подобраны дидактические игры,
которые можно использовать как часть непосредственно-образовательной
деятельности, так и вне ее в рамках реализации образовательного плана
возрастной группы.
Максимально достигнутым будет результат, если для его достижения
будут привлекаться не только узкий специалист и педагог группы, но и другие
специалисты ОДО. Так как многие дидактические игры можно использовать как
часть интегрированного НОД, например по художественно-эстетическому
воспитанию – ИЗО, МУЗО.
6
3. Картотека дидактических игр по патриотическому воспитанию
детей дошкольного возраста и практические рекомендации по их
использованию
Дидактическая игра позволяет шире приобщить детей к текущей жизни в
доступных им формах нравственных переживаний. Дидактическая игра по
социально-нравственному воспитанию позволяет открыть комплекс
разнообразной деятельности детей: мысли, чувства, переживания,
сопереживания, поиски активных способов решения игровой задачи, подчинение
их условиям и обстоятельствам игры, отношения детей в игре. Предлагаемые
игры и упражнения могут проводить педагоги на прогулке во время утреннего
приема, в вечерние часы, в период свободной деятельности детей и
непосредственно в НОД.
Сложи герб из фрагментов
Цель: способствовать закреплению знаний о гербе города
Материал: Изображение герба города, состоящее из 4-8 фрагментов.
Воспитатель перемешивает фрагменты, дети собирают из них картинку.
Флаг Приднестровья
Цель: способствовать закреплению знания флага своей страны
Материал: полосы красного, и зеленого цвета
Воспитатель показывает детям флаг Приднестровья, убирает и предлагает
выложить разноцветные полоски в том порядке, в котором они находятся на
флаге ПМР.
Где находится памятник?
Цель: знакомить детей с памятниками, учить ориентироваться в родном
городе
Материал: изображения памятников
Воспитатель демонстрирует детям изображения памятников, просит
рассказать, где установлен этот памятник.
7
Домино «Народные промыслы»
Цель: знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к
русским, молдавским и украинским традициям, учить узнавать и отличать
различные промыслы.
Материал: фишки домино с изображением народных промыслов
Дети по очереди выкладывают фишки таким образом, чтобы одинаковые
изображения оказывались рядом. Проигрывает последний положивший фишку
участник.
Птицы нашего города
Цель: знакомить детей с птицами родного города
Материал: карточки с изображениями птиц
Воспитатель демонстрирует детям карточки с изображениями птиц,
просит назвать и определить, живет птица в нашем городе или нет.
Собери узор.
Цель: знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к
народным традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы.
Материал: разрезные картинки с изображениями народных промыслов
Дети собирают картинки из фрагментов.
Мой адрес…
Цель: формировать умение и знание детей называть свой домашний
адрес, улицу родного города, номер дома, квартиры, телефона, этаж закрепить
знание права на жильё, неприкосновенность жилища.
Материал: мяч
Ход игры : все встают в круг, воспитатель передаёт мяч ребё нку и говорит:
Я живу на … этаже», ребёнок продолжает, называя свой этаж, и передаёт мяч
соседу и т. д.
8
Наш детский сад.
Цель: закрепить знаний детей о дет. саде, о работниках детсада. Какие
обязанности они выполняют. Где находятся группа, столовая, и т. д. Закрепить
умение ориентироваться по плану в пространстве.
Материал: фотографии и иллюстрации детского сада, работников
детсада. Планы детсада, 1, 2 этажа, группы
Ход игры : По фотографиям и иллюстрациям дети узнают и рассказывают
о работниках детсада. По плану дети ориентируются в пространстве
Малая Родина
Цель: выявить знания детей о своей Малой Родине, об истории родного
города, памятниках и достопримечательностях города.
Материал: иллюстраций, фотографий достопримечательностей города.
Ход игры : воспитатель показывает иллюстрации и картины, залает
вопросы. Дети отвечают.
Расскажи о своей семье
Цель: сформировать представление о себе как о члене семьи. Показать
значение семьи в жизни человека. Формировать желание рассказывать о членах
своей семьи, гордиться ими, любить их.
Материал: Фотоальбом, составленный совместно с родителями с
семейными фотографиями с генеалогическим древом семьи.
Как я дома помогаю?
Цель: формировать представления о домашних обязанностях женщин и
мужчин, девочек и мальчиков. Воспитывать желание оказывать помощь людям.
Материал: Картинки с изображением людей, которые исполняют разную
работу по дому.
Ход игры : Воспитатель показывает карточку, предлагает составить
рассказ по ней и рассказать кто и какие обязанности выполняет дома.
9
Путешествие по родному району, улице.
Цель: знакомить с родной улицей, с достопримечательностями,
памятниками культуры.
Материал: альбом фотографий улицы / района, иллюстрации и открытки с
изображением достопримечательностей.
Ход игры : Воспитатель показывает детям фотографии
достопримечательностей города, предлагает назвать их.
Жилище человека.
Цель: закрепить знания детей о жилище человека, о том, из чего они
сделаны, прививать любовь к родному дому, Родине.
Материал: картинки и иллюстрации с изображением жилища человека
Ход игры Воспитатель начинает рассказ в том, где живет человек, что
жилище бывает разное многоэтажный дом, изба…
Моих родителей зовут…
Цель: закрепляем знания имени и отчества родителей, дедушек,
бабушек…
Материал: семейные фотоальбомы
Ход игры : дети, передавая друг другу мяч, быстро называют фамилию,
имя, отчество мамы и папы.
Малая красная книга.
Цель: закрепить знания детей о редких растениях и животных, птиц
нашего края, занесенных в «Красную книгу». Прививать любовь к родине,
родному краю, чувство ответственности
Материал:» малая красная книга», составленная совместно с родителями,
картинки и иллюстрации с изображением редких животных и растений, птиц
Ход игры : Воспитатель показывает картинку с изображением редких
животных и растений, дети называют. Воспитатель рассказывает о них.
10
Страны и народы.
Цель: расширять представление детей о странах Земли и их народах.
Прививать интерес к жизни людей с различным бытом, культурой и традициями.
Прививать уважение к культуре и традициям разных народов мира.
Материал: глобус, карта Мира, куклы в национальных костюмах, записи
мелодии песен разных народов, картинки и иллюстрации с изображением разных
стран и народов мира.
Ход игры : Воспитатель показывает картинку с изображением с
изображением разных стран и народов мира. Рассказывает о них.
Богатства недр земли.
Цель: расширять представление детей о богатстве недр земли полезными
ископаемыми (уголь, минералы, железная руда, драгоценные камни). Расширять
представления детей о внутреннем строении земли.
Материал: коллекция камушек, ископаемых земли, картинки и
иллюстрации природных ресурсов земли.
Ход игры – Воспитатель показывает детям картинку (природное
ископаемое) предлагает назвать его.
Отгадай профессию.
Цель: закреплять знания детей о профессиях. Формировать умения
разделять профессии на мужские и женские.
Материал: карточки с изображением людей разных профессий.
Ход игры : Взрослый перечисляет действия человека определенной
профессии, а дети отгадывают, что это за профессия.
Скажи какой.
Цель: закрепление умения образовывать прилагательные от
существительных, формировать знания о национальных языках своей Родины,
развивать речь, логическое мышление.
Материал: Картинки и иллюстрации людей разных национальностей.
11
Ход игры; русский - русская,
Молдавский – молдавская, украинский – украинская ….
Скажи какая.
Цель: развивать логическое мышление, память, речь, формировать
навыки подбора определений, к слову.
Материал: карточки с изображением Родины, флага, герба и т. д.
Ход игры : Воспитатель показывает карточку и предлагает назвать что
нарисована на ней одним и подобрать определения к нему:
Родина – огромная, могучая, красивая, бескрайняя и т.
Кто мы? Какие мы?
Цель: закрепить знания детей о человеке, знакомить с внешним
строением тела и его возможностями, развивать умение сравнивать и
устанавливать простейшие причинно- следственные связи, вызывать интерес к
познанию себя, воспитывать бережное отношение к себе и к окружающему миру.
Материал: картины и изображения человека (мужчины и женщины).
Ход игры : воспитатель показывает картинки с изображениями и
предлагает детям найти сходства и отличия.
Особенности жизни в современном городе.
Цель: познакомить с предметами обихода, их функциями и назначением,
воспитывать бережное отношение к предметам созданными человеком.
Материал: картины и изображения различных предметов, созданных
людьми.
Ход игры : Дети поочередно выбирают картинку и объясняют для чего
нужен этот предмет.
Какие праздники ты знаешь?
Цель: развивать у детей сообразительность, память, закрепить знания о
праздниках, (народные, государственные, религиозные) закреплять правила
поведения в общественных местах.
Материал: картинки и иллюстрации с изображением праздников,
открытки к разным праздникам.
12
Ход игры Воспитатель начинает рассказ о том, что праздники бывают
разные, показывает карточки и открытки. Предлагает подобрать карточку с
праздником, а к ней тематическую открытку.
Подбери наряд кукле.
Цель: знакомить с национальной одеждой, прививать интерес к
национальной культуре, любовь к Родине, родному краю.
Материал: кукла, национальные костюмы для куклы, картинки и
иллюстрации с изображением народных костюмов
Ход игры -Дети одевают куклу в национальную одежду.
Заключение
В настоящее время всё больше говорится о необходимости воспитания у
детей чувства гордости за свою Родину, уважения к Отчизне, воспитания чувств
собственного достоинства, уверенности в себе, своей причастности к судьбе
Родины. Эти чувства формируются с рождения ребёнка, в процессе всей его
жизни. Это чувства любви к семье, к детскому саду, родному городу, родной
природе, соотечественникам, осознание себя как гражданина своей страны,
уважительно относящегося к символике - флагу, гимну, гербу. Задача педагогов
состоит в том, чтобы помочь детям в полной мере понять, осмыслить символы,
их происхождение, значение, образы, функции.
Дидактическая игра содержит в себе большие возможности в социальнонравственном воспитании и при правильном руководстве педагогов может
успешно решать задачи воспитания детей дошкольного возраста.
В результате систематического использования дидактических игр у
воспитанников наблюдается :
- положительное отношение к родному краю;
- улучшение взаимопонимания между детьми, родителями, бабушками,
дедушками (укрепление внутрисемейных связей);
- уважение к символике страны, гордости за принадлежность к своей
стране и ее народу;
- активизация родителей в совместных мероприятиях по патриотической
тематике;
- обогащение предметно - развивающей среды группы и детского сада;
- повышение компетентности воспитателя по патриотическому
воспитанию дошкольников.
13
Таким образом, дидактические игры оказывают большую помощь в
формировании социальных качеств дошкольников. В дидактических играх
развивается сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную
задачу, согласовывать свои действия с действиями ведущего и других
участников игры. Работу по данной теме я обязательно буду продолжать,
пополняя картотеку дидактических игр по социально-нравственному
воспитанию дошкольников, изучать передовой опыт и внедрять инновационные
технологии.
Список литературы
1. Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова. Основная образовательная
программа «От рождения до школы». Мозайка-синтез, Москва 2016г.
2. В. Н. Косарева «Народная культура и традиции» Занятия с детьми
3-7 лет Издательство «Учитель» Волгоград 2011 год.
3. Т. С. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду».
4. М. Д. Маханева Нравственно - патриотическое воспитание
дошкольников. Методическое пособие. Сфера, 2010 год.
5. Н. Г. Комратова, Л. Ф. Грибова. Патриотическое воспитание детей
4-6 лет Методическое пособие. Москва, 2007 год
6. Е. К. Ривина. Герб и флаг России. Знакомим дошкольников и
младших школьников с государственными символами. М., 2002
7. Интернет - ресурсы