МААМ-картинки

Дидактические игры и упражнения по лексическим темам

Валентина Ильина
Дидактические игры и упражнения по лексическим темам
▼ Скачать + Заказать документы

ТЕМА «ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ»

Грамматический строй речи

Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами «Назови ласково»

Шапка – шапочка, пилотка – пилоточка

Платок – платочек, шлем – шлемик

Панама – панамка, шляпа – шляпка

Косынка – косыночка, берет – беретик

Образование множественного числа существительных в именительном и родительном падежах «Один и много»

Тюбетейка – тюбетейки – тюбетеек,

Пилотка – пилотки – пилоток,

Шапка – шапки – шапок,

Колпак – колпаки – колпаков

«Назови, какая» (из какого материала сделана)

Публикация «Дидактические игры и упражнения по лексическим темам» размещена в разделах

Шапка из меха – меховая,

Кепка из кожи –кожаная,

Панама из ситца – ситцевая,

Платок из шелка – шелковый

Шаль из пуха – пуховая

Шляпа из соломы – соломенная,

Шапка из кролика – кроличья, лисы – лисья, норки – норковая

Образование простых причастий «Назови, какой, какая?»

Шить – шитый, вышивать – вышитый

Развязать – развязанный завязать – завязанный

Вязать – вязанный, носить – ношенный

Лексический строй речи

Поиск соответствующего понятия и развития монологической речи «Беседа по теме»

Почему головные уборы так называются? Для чего нужны головные уборы? Какие головные уборы носят девочки, мальчики, женщины, мужчины? Назовите летние головные уборы, зимние, осенние? Из чего делают головные уборы?

ТЕМА «ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ»

Образование существительных с уменьшительно-ласкательными в единственном числе «Назови ласково»

Суп – супчик, масло – маслице, блин – блинок – блинчик,

Печенье – печеньице, котлета – котлетка, лапша – лапшичка,

Творог – творожок, баранки – бараночки, хлеб – хлебушек и т. д.

Поиск однокоренных слов «Подбери родственные слова»

Хлеб – хлебный, хлебушек, хлебница, нахлебник

Сахар – сахарный, сахарок, сахарница,

Соль – солонка, соленый, посолил

Молоко – молочный, молочко, молочница

Образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах «Один – много»

Суп – супы – много супа (супов)

Щи –щи –много щей

Котлета – котлеты – котлет

Молоко – молоко – много молока

Пирог – пироги – много пирогов

Холодец – холодец – много холодца

Сосиска – сосиски – много сосисок …

Образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах «Посчитай»

Одна котлета – две котлеты – пять котлет;

Одна жареная котлета – две жареные котлеты – пять жареных котлет

Образование относительных прилагательных «Назови, какая, какой, какое?»

Хлеб из ржи – ржаной хлеб;

Варенье из вишни – вишневое

Сок из фруктов – фруктовый

…из помидоров – томатный

Бульон из курицы –куриный

….из рыбы – рыбный

….из мяса – мясной

Молоко у коровы – коровье

…. у козы – козье

Каша из гречки – гречневая

…. из риса – рисовая и т. д.

Котлеты из моркови – морковные

Жарить картофель – значит, он какой? Жареный

Варить свеклу – значит, она какая? Вареная

Парить репу - …. пареная

Морозить клюкву - …мороженая

Мариновать помидоры -…маринованные

Консервировать огурцы - консервированные

Солить капусту – соленая.

Поиск грамматических ошибок «Исправь Незнайкины ошибки»

Лена купила клубника сок. (клубничный сок)

Ваня купил шоколад мороженое. (шоколадное мороженое)

Маша приготовила картошка пюре. (картофельное пюре)

Паша принес кабачок икру. (кабачковую икру)

Лексический строй речи

Поиск соответствующего понятия «Отгадай и назови»

Фрукты и ягоды, сваренные в сахарном сиропе (варенье)

Ломтик хлеба с маслом, колбасой, сыром (бутерброд)

Лошадиное молоко (кумыс)

Поиск соответствующего понятия и развитие монологической речи «Составь рассказ по плану»

Что это?

К какому виду относится этот продукт питания?

Как он попал на наш стол?

Как называется отдел магазина, в котором продается этот продукт питания?

Что из него можно приготовить?

Где его можно хранить?

ТЕМА «ТЕЛО ЧЕЛОВЕКА»

Грамматический строй речи

Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами «Назови ласково»

Тело – тельце, голова – головка – головушка;

Рука – ручка – рученька; нога – ножка – ноженька;

Палец – пальчик, глаз – глазок – глазик;

Уши – ушки; шея – шейка; нос – носик;

Рот – ротик – роток; зуб – зубик – зубок….

Образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах «Один – много»

Голова – две головы – голов,

Рука – две руки – рук,

Нога – две ноги – ног,

Палец – два пальца – пальцев,

Ухо – два уха – ушей,

Зуб – два зуба – зубов,

Колено – два колена – колен…

Образование существительных множественного числа «Назови по образцу»

Палец (а они) – пальцы,

Плечо – плечи,

Нога – ноги,

Рука – руки

Язык – языки

Лексический строй речи

Поиск соответствующего понятия «Я начну, а ты закончи»

Головой мы (что делаем) – думаем;

Ушами…- слушаем;

Глазами…--- смотрим;

Носом…- нюхаем, дышим;

Ртом…- едим, пьем, говорим;

Ногами….- ходим, бегаем, прыгаем

Классификация понятий «Четвертый лишний»

Голова, шапка, ладонь, плечо (шапка)

Толкование пословиц и фразеологизмов «Когда так говорят»

«Близок локоток, да не укусишь»

«Хоть бы одним глазком увидеть»

«Задрать нос»

«Голову повесить»

Поиск антонимов «Скажи наоборот»

Большой – маленький

Трудолюбивый – ленивый

Низкий – высокий

Широкий – узкий

Детский – взрослый

Грустный – веселый

Поднимать – опускать

Злой – добрый

Черный – белый

ТЕМА «СЕМЬЯ»

Грамматический строй речи

Образование притяжательных прилагательных «Назови, чей?»

Мама – (значит, ты чей? Чья) мамин (а)

Папа – папин (а)

Бабушка – бабушкин (а)

Дедушка – дедушкин (а)

Дядя – дядин (а)

Образование простых причастий и прилагательных «Назови, какой?»

Расти – растущий,

Любить – любимый,

Уважать – уважаемый,

Жить – живущий,

Гладить – глаженый,

Стараться – старательный,

Заботиться – заботливый,

Отдыхать – отдыхающий.

Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами «Назови ласково»

Дети – детки – деточки,

Семья – семейка,

Мама – мамочка – мамулечка – матушка

Сын –сынуля – сыночек

Дочь – доченька – дочка…. и т. д.

Образование множественного числа существительных в именительном и родительном падежах «Один – много»

Семья – семьи – много семей,

Ребенок – дети – детей,

Мама – мамы – мам,

Дедушка – дедушки – дедушек,

Бабушка – бабушки – бабушек,

Младенец –младенцы – младенцев ….и т. д.

Склонение существительных «Закончи предложения»

У каждого малыша есть…. (мама)

На свете очень трудно жить без ….(мамы)

Мы дарим цветы ….(маме)

Я люблю гулять со своей …. (мамой)

Я очень горжусь своей (мамой).

Лексический строй речи

Поиск соответствующих понятий «Опиши, какая (какой, что делает?»

Мама - веселая, заботливая, любимая, ласковая, трудолюбивая, строгая, красивая, стройная, умная, добрая, работает, заботится, помогает, читает, готовит, стирает, убирает, гладит, шьет, моет;

Бабушка - ….;

Дедушка - ….;

Папа - …. ;

Брат - ….;

Сестра - ….

Построение монолога «Расскажи о семье по плану»

1. сколько в семье человек

2. с кем живет ребенок

3. как зовут родителей

4. кем работают родители

5. сколько лет брату (сестре)

6. какая у тебя семья (дружная, добрая, трудолюбивая ….)

Поиск соответствующего понятия «Беседа о семье»

как зовут твоих маму, папу, бабушку, дедушку? Кто ты маме? Кто ты бабушке, дедушке? Кто старше: мама или бабушка? Кто младше : папа или дедушка? Как зовут членов семьи?

ТЕМА «НАШ ГОРОД»

Грамматический строй речи

Образование прилагательных в сравнительной степени

Высокий – выше,

Широкий –шире,

Красивый – красивее,

Мягкий – мягче,

Удобный – удобнее,

Тонкий – тоньше,

Низкий – ниже,

Медленный - медленнее

Теплый – теплее

Чистый – чище

Образование наречий «Назови по образцу»

Теплый – тепло,

Удобный – удобно,

Чистый – чисто,

Широкий – широко,

Холодный – холодно,

Тонкий – тонко,

Грязный – грязно,

Медленный – медленно

Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами «Назови ласково»

Улица – улочка,

Город – городок,

Магазин – магазинчик,

Мост – мосток,

Сквер – скверик,

Двор – дворик

Образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах «Один – много»

Город – города – городов,

улица – улицы – улиц,

вокзал – вокзалы – вокзалов,

площадь – площади – площадей,

театр – театры – театров,

магазин – магазины – магазинов,

бульвар – бульвары – бульваров,

школа – школы – школ,

храм – храмы – храмов,

Липецк – липчане – липчан

Аптека –аптеки –аптек,

Библиотека – библиотеки – библиотек

Сквер – скверы – скверов

Лексический строй речи

Связь слов по типу согласования «Скажи со словом «городской»

Транспорт – транспорт городской, квартира – городская квартира,

Дом - ….,

Парк - ,

Улица -….,

Театр - …. ,

Почта - ….,

Вокзал -….,

Здание - ….,

Жители - ,

Поиск соответствующего понятия «Назови, какой, какая?»

Улица (какая) – длинная, широкая, чистая, красивая….

Поиск антонимов «Скажи наоборот»

Это улица узкая, а эта …. (широкая,

Эта дорога длинная, а эта….(короткая,

Эта речка мелкая, а эта …. (глубокая,

Эта школа близкая, а эта….(далекая,

Эта тропинка прямая, а эта ….(кривая,

Этот дуб молодой, а этот ….(старый)

Этот путь далекий, а этот….(близкий,

Этот мост высокий, а этот (низкий).

Поиск соответствующего понятия «Закончи фразу»

Каждый мечтает попасть на театральную площадь в ….(театр).

Сейчас наш Липецк большой город, а много лет назад это была маленькая (деревня).

Поиск соответствующего понятия «Знаешь ли ты, свой город?»

1. Как называется наш город, в котором ты живешь?

2. На какой улице ты живешь?

3. Где находятся фонтаны?

4. Какой завод в городе Липецке?

5. Чем отличается город от деревни

ТЕМА «ПРОФЕССИИ»

Грамматический строй речи

Образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах «Один и много»

Учитель – учителя – учителей,

Врач – врачи – врачей,

Продавец – продавцы, продавцов,

Пекарь – пекари – пекарей,

Фотограф – фотографы – фотографов,

Портной – портные – портных,

Доярка – доярки – доярок,

Почтальон – почтальоны – почтальоны….

Образование существительных женского рода «Назови по образцу»

Он художник, а она – художница;

Он учитель, а она - ….

Он писатель, а она - ….

Он проводник, а она - ….

Он певец, а она - …. и т. д.

Лексический строй речи

Поиск соответствующего понятия «Кто что делает?»

Учитель - учит читать, писать, считать;

Пожарный – тушит пожар;

Строитель – строит и ремонтирует дома;

Маляр – штукатур – красит, белит, штукатурит,

Фотограф – фотографирует;

Повар - ….;

Портной - …;

Парикмахер - …;

Библиотекарь - …;

Врач - …;

Писатель - ….;

Водитель - ….;

Тракторист -…;

Доярка - …. и т. д.

Поиск соответствующего понятия «Кому что надо для работы»

Парикмахеру – ножницы, расческа, фен, бигуди;

Врачу – лекарство, белый халат, градусник;

Художнику - …;

Портному - …;

Учителю - ….;

Маляру - …;

Рыболову -…;

Продавцу -…. и т. д.

Поиск соответствующего понятия «Угадай профессию»

Кто носит багаж? (носильщик)

Кто сваривает трубы? (сварщик)

Кто вставляет стекло? (стекольщик)

Кто работает на кране? (крановщик)

Кто укладывает кирпичи? (каменщик)

Кто точит ножи? (точильщик)

Кто чинит часы? (часовщик)

Кто работает на экскаваторе? (экскаваторщик)

Кто красит стены? (маляр)

Кто ухаживает за птицами? (птичница….и т. д.

Поиск фактических ошибок «Путаница»

Маляр шьет одежду. Водитель управляет самолетом. Парикмахер вяжет кофточку. Библиотекарь разносит почту. Фотограф сочиняет музыку. Тракторист шьет одежду.

Построение монолога «Опиши профессию по плану»

1. Название профессии

2. Какие инструменты нужны для работы этой профессии

3. Что делает человек этой профессии.

Поиск соответствующего понятия «Назови»

а) детского врача – (педиатр)

зубного врача - ….(стоматолог)

глазного врача - ….(окулист)

врача, делающего операции - …. (хирург)

врача, лечащего нервы - (невропатолог)

помощник врача - …. (медицинская сестра)

б) медицинскую одежду (колпак, косынка, халат, перчатки);

в) медицинские инструменты (шприц, шпатель, пипетка, градусник, пинцет

Поиск соответствующего понятия и построение монолога «Беседа по теме»

Что такое профессия? (дело, работа, занятие.) Назовите профессии своих родителей. Для чего нужны профессии? Кем вы хотите стать, когда вырастете? Для чего надо учиться профессиям? Где им обучаются?

ТЕМА «ЗАЩИТНИКИ ОТЕЧЕСТВА»

Грамматический строй речи

Образование множественного числа существительных в именительном и родительного падежах «Один – много»

Танкист - танкисты – танкистов;

Летчик – летчики – летчиков;

Моряк – моряки – моряков;

Солдат – солдаты – солдат;

Воин – воины – воинов;

Герой – герои – героев;

Ракета – ракеты – ракет;

Шашка – шашки – шашек;

Пилотка – пилотки – пилоток;

Лодка – лодки – лодок;

Пехотинец – пехотинцы – пехотинцев;

Десантник – десантники – десантников;

Пограничник – пограничники – пограничников

Образование существительного числа в именительном и родительном падежах «Посчитай»

Один солдат – два солдата – пять солдат;

Один матрос – два матроса – пять матросов;

Один пехотинец –два пехотинца – пять пехотинцев;

Один летчик – два летчика – пять летчиков;

Один парашютист –два парашютиста – пять парашютистов;

Одно ружье – два ружья – пять ружей.

Образование существительного, обозначающего профессию «Назови по образцу»

Артиллерия – артиллерист;

Вертолет – вертолетчик;

Кавалерия - ….;

Пехота - ….;

Разведка -…;

Танк - ….;

Пулемет - ….;

Десант - ….;

Граница - ….;

Море - ….;

Парашют - ….;

Ракета - …;

Космос - …. .

Лексический строй речи

Поиск соответствующего понятия «Кто что делает?»

Пограничник охраняет границу,

Танкист управляет танком,

Моряк,

Десантник …. ,

Пулеметчик … .

Построение монолога «Чем похожи и чем отличаются?»

Самолет и вертолет;

Танк и бронетранспортер;

Катер и подводная лодка.

ТЕМА «ТРАНСПОРТ»

Грамматический строй речи

Образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах «Один – много»

Автобус – автобусы – автобусов;

Грузовик – грузовики – грузовиков;

Поезд – поезда – поездов;

Машина – машины – машин;

Троллейбус – троллейбусы – троллейбусов;

Лодка – лодок – лодок;

Колесо – колеса – колес;

Самолет – самолеты – самолетов;

Корабль – корабли – кораблей.

Связь слов в предложении «Составь предложение правильно»

Машина, ехать, дорога.

Самолет, небо, летит, высоко.

Большой, волны, корабль, плывет.

Шоссе, автомобиль, мчится.

Магазин, около, мотоцикл, остановился.

Образование существительных префиксальным способом «Придумай новые слова»

Ехать – приехать, заехать, объехать, уехать, наехать, переехать

Плыть - …;

Бежать - …;

Бежать - …;

Ходить -….

Образование относительных прилагательных «Назови, какой, какая, какое?»

Шина для автомобилей (какая) – автомобильная,

Билет на автобус (какой) – автобусный,

Масло для машин (какое) – машинное.

Лексический строй речи

Поиск соответствующего понятия «Кто чем управляет

Автобусом управляет (водитель);

Грузовиком управляет (шофер);

Поездом управляет (машинист);

Вертолетом управляет (вертолетчик);

Самолетом управляет (вертолетчик)

Кораблем управляет (капитан);

Мотоциклом управляет (мотоциклист);

Велосипедом управляет (велосипедист);

Ракетой управляет (космонавт).

Классификация понятий «Назови лишнее слово»

Автобус, трамвай, самолет, автомобиль (самолет)

Построение монолога «Составь рассказ по плану»

1. Как называется это транспортное средство?

2. Из каких частей оно состоит?

3. Чем приводится в движение?

4. Где движется этот транспорт?

5. Для чего используется, что перевозит?

6. Кто управляет этим видом транспорта?

Поиск соответствующего понятия «Угадай и назови»

Как называются машины, которые:

- убирают мусор (мусороуборочные);

- перевозит грузы (грузовые);

- людей ( пассажирские: автобусы, троллейбусы)

-приезжают за больными,скорой помощи)

- на пожары (пожарные…и т. д.

Публикации по теме:

Артикуляционные гимнастики по лексическим темам Цель артикуляционной гимнастики: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых.

Дидактические игры и дидактические упражнения по развитию речи дошколят «Поезд» В разных местах комнаты расставляют игрушки (мишка, Чиполлино, кукла, заяц, лиса, матрешка). Названия игрушек – это названия станций,.

Дидактические игры и упражнения для детей 5–6 лет Дидактические игры и упражнения для детей 5-6 лет «Числовой ряд» Цель: закрепить знание последовательности чисел в натуральном ряду. Ход.

Дидактические игры по лексическим темам №1 Дидактические игры по теме 1. «Игрушки» 1. «Один - много». Образование мн. ч. информационного слова в родительном падеже. Кукла – куклы –.

Дидактические игры по лексическим темам №2 Дидактические игры по теме 4. «Фрукты» 1.«Назови ласково». Образование информационные слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Яблоко.

Дидактические игры по лексическим темам №3 Дидактические игры по теме 11. «Домашние птицы» 1. «Один - много». Образование мн. ч. информационные слова в родительном падеже. Гусь – гуси.

Дидактические игры и упражнения для детей 5–6 лет «Числовой ряд» Цель: закрепить знание последовательности чмсел в натуральном ряду. Ход игры: двое детей, сидящих за одним столом, раскладывают.

Домашние задания по лексическим темам для старших дошкольников с ОНР Домашние задания по лексическим темам для старших дошкольников с ОНР Цель: систематизировать и расширять знания детей. Тема «Овощи» 1. Какие.

Пальчиковые гимнастики по лексическим темам Пальчиковые гимнастики по лексическим темам. Тема «Игрушки» У Антошки есть игрушки: Вот веселая лягушка. Вот железная машина. Это мяч.

Пальчиковые игры по разным лексическим темам «Дружные пальчики» - Пальчик, пальчик, где ты был? (пальчики сгибаются в кулачок и разгибаются) - С этим пальцем в лес ходил. - С этим.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Дидактические игры и упражнения по лексическим темам
Опубликовано: 2 октября 2016 в 17:59
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дидактические игры и упражнения по лексическим темам» (включая файлы) размещена пользователем Валентина Ильина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД